(Pienary Inspiration).
Теория богодухновенности Библии возникла в эпоху поздней Реформации, когда теологи стали уделять серьезное внимание этому учению, отстаивая концепции частичной и буквальной богодухновенности. Дух Ренессанса, достижения филологии и текстуальной критики, зачатки философских воззрений, крые достигли расцвета позже, в век Просвещения, способствовали соответствующим теологическим построениям. Если учение о буквальной богодухновенности возводило преграду на пути новой учености, а учение о частичной богодухновенности в значительной степени приспосабливало теологию к новой учености, то учение о полной богодухновенности можно определить как попытку ограниченного согласования с новой ученостью.
Концепцию эту впервые выдвинули иезуиты; разделяла ее часть католиков до XIXв. В протестантском мире она стала особенно популярной у англоязычных евангеликов.
Теория полной богодухновенности включает следующие основные положения. (1)Б0г, в том или ином смысле, автор Библии. (2) Главный объект богодухновения библейские писатели. Богодухновение направлено скорее на писателей, чем на писания. (3) Писатели вдохновляются Богом во всем, что они пишут, хотя и поразному. "Богодухновенность внушения" связана с теми аспектами текста, крые можно познать только через божественное откровение и в крых богодухновенность писателей по своему характеру сходна с буквальной богодухновенностью. "Богодухновенностьвозвышения" касается доступного людям знания, из крого можно делать выводы и умозаключения. При такой богодухновенности процессысознания "возвышаются" иобостряются. "Богодухновенностьнадзора" действует при переписывании древнейших документов, обеспечивая точность передачи текста.
Некрые сторонники концепции добавляют еще несколько положений. (4) Источником концепции они считают само содержание Библии. (5) Библия вся от Бога и вся от человека, хотя это и выражается различным образом. (6) Любые погрешности, неудачные выражения, неточности обусловливаются человеческим несовершенством. (7) Хотя само слово "безошибочность" обычно не употребляется, Библия считается безошибочной, исключающей к.л. заблуждения и непогрешимой. (8) Авторитет Библии особо распространяется на богооткровенную христианскую истину, но, поскольку вся Библия богодухновенна, никакая ее часть, даже кажущаяся случайной, при надлежащем истолковании не может дезориентировать читателя.
Концепция полной богодухновенности имеет несколько сопутствующих особенностей. Для нее характерна определенная гибкость в вопросах библейской критики и интерпретации. Напр., она позволила социальным реформаторамевангеликам требовать отмены рабства, к-рое с точки зрения буквалистского герменевтического подхода санкционировано Библией. Она помогла евангелизаторам и миссионерам Первого и Второго евангелического пробуждения (17351825), провозглашая полную богодухновенность Библии и побуждая их сосредоточиться на центральных вопросах искупительного откровения.
Во второй четв. XIX в. евангелическое движение начало терять свой динамизм и многие сторонники теории, испытывая все большее и большее давление, начали склоняться к теориям частичной и буквальной богодухновенности, хотя некрые консервативные уэслианцы, кажется, так от нее и не отказались.
I S. RENNIE(nep. Ю.Т.) Библиография: G.T. Ladd, The Doctrine of Sacred Scripture, II: J. T. Burtchacll, Catholic Theories of Biblical Inspiration Since 1810; B. Vawter, Biblical Inspiration.
См. также: Библии, богодухновенность; Библия, ее непогрешимость и безошибочность; Буквальная богодухновенность.