БХАГАВАТ
БХАГАВАТ
У индийцев эпитет высших божеств.
БХАГАВАТИ
дравидская богиня, культ к-рой распространен на Малабарском побережье (штат Керала). Почитается под разными именами как сельская ипостась Дурги. Отличается своенравным характером, способна насылать несчастья, болезни. Умилостивительные обряды включают кровавые жертвоприношения (петуха, барана, козла) и экстатич. пляски. Храмы Б. — это чаще всего грубые сооружения из каменных плит; богиня представлена в них воткнутым в землю трезубцем (тришула); нередки в этих храмах деревянные или терракотовые изображения коня, слона или тигра, к-рые служат ваханами богини.
А. Дубянский
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
БХАГАВАТ
первоначально, в Ведах, — эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл "щедрый", "милостивый". Постепенно превращается в постоянный эпитет гл. обр. таких богов, к-рые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов: Вишну и Шивы (напр., Швет. уп. III. 11: "бхагават... Шива"), но только в вишнуизме приобретает характер одного из осн. имен верховного бога (см. БХАГАВАТИЗМ); в переводах осн. религ.-философских текстов индуизма передается обычно как "Господь" (напр., "Бхагавадгита" — "Песнь Господа"). Пара терминов — "Б. " и "бхакта" — первоначально означала, по-видимому, личного бога, посылающего человеку его судьбу, и самого этого человека как "наделенного (судьбой)", реципиента судьбы. Со временем контекстуальное осмысление этих терминов резко изменилось: "бхакта" стало обозначать адепта, исполненного самозабвенной любви к богу, а "Б." — самого бога, являющегося объектом этой любви.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь