санскр. Божественная песнь), священная книга многих поколений индусов, включенная в текст индийской эпопеи Махабхарата около III в. н.э. Диалог между воином Арджуной и Кришной (аватара бога Вишну) в облике возничего. Преподав Арджуне урок йоги, Кришна советует ему вести аскетический образ жизни, не покидая мира. Эти заветы произвели в XIX в. большое впечатление на Запад, который с тех пор твердо освоил протестантское учение «внутримировой аскезы».
БХАГАВАДГИТА
Бхагавадгита
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
»БХАГАВАДГИТА»
санскр.-песнь богов) — входящий в состав «ахабхараты» трактат, излагающий основы брахманизма и индуизма. Каждый человек, требует «Б.», должен выполнять свой долг (дхарму) в соответствии с той варкой, к к-рой он принадлежит. Гл. добродетелью являются смирение и покорность, терпение и самоотвержение, ахим-са; однако в обязанности кшатриев (воинов) может входить насилие и даже убийство. Борьба со злом — удел бога, временами являющегося с этой целью на землю (аватара). Лишь служение богу - Брахме - может привести к слиянию с ним, т. е. к спасению.
Источник: Атеистический словарь
Бхагавадгита
индусские писания. В буквальном переводе означает «Песнь Господина». Бхагавадгита является, вероятно, самой популярной на Западе книгой индийских писаний. Она входит в состав великого индийского эпоса Махабхарата, написанного между 200 г. до P. X. и 200 г. по P. X. Бхагавадгита проповедует о том, что есть много путей спасения; для многих современных индуистов она является выражением их религии. Книга построена в форме длинного диалога между героем Арджуной и его возничим, который и есть бог Кришна в человеческом облике (о чем Арджуна не знает). Накануне битвы Куруксетры Арджуна сомневается, должен ли убивать своих ближних, к числу которых относятся и его родственники, но Кришна говорит ему, что он должен беспристрастно исполнить свой долг, который налагает на него каста воина. Исследователи буддизма, в частности Эдвард Конз, утверждают, что благочестивый тон Гиты отражает влияние христианства: вполне вероятно, Бхагавадгита была написана для того, чтобы нанести ответный удар христианскому учению.
Источник: Новые религиозные движения.
"БХАГАВАДГЙТА"
(санскр. - песнь бога) - входящий в состав Шахабхараты» трактат, в к-ром излагаются осн. социально-этич. принципы брахманизма. Создание «Б.» относится к периоду становления кастово-рабовладельч. строя и замены социально-этич. норм родового общества новыми, классовыми нормами в Индии (IX—VI вв. до н. э.). По форме «Б.» представляет собой поучение бога Кришны царю Арджуне с непосредств. целью укрепить готовность царя к выполнению долга в предстоящей битве. «Б.» утверждает деление общества на 4 варны, определяет обязанности и права каждой из них, устанавливает, что осн. назначение человека - служить богу и что непременное условие «спасения», «соединения с богом» - выполнение человеком долга (дхармы) в соответствии с принадлежностью к той или иной варне. При этом, как учит «Б.», человек, выполняя долг, но должен думать о награде. «Б.» требует, чтобы в поведении человека проявлялись смирение, терпение, самоотречение, ахимса (непричинение зла живому) и т. п. Однако в «Б.» отмечается, что в зависимости от обстоятельств бывает необходимо применение и насильств. мер. Кришна разъясняет Арджуне, напр., что он как кшатрий (воин) и царь должен сражаться, даже не щадя близких и родственников.
В «Б.» подчеркивается также, что борьба со злом и беззакониями - удел не человека, а бога, к-рый время от времени появляется на земле (см. Аватара). Т. о., «Б.» освящает кастово-классовый строй и прививает пассивность массам, что соответствовало интересам эксплуатат. классов. Идеи «Б.» широко призпаны в совр. индуизме.
В «Б.» подчеркивается также, что борьба со злом и беззакониями - удел не человека, а бога, к-рый время от времени появляется на земле (см. Аватара). Т. о., «Б.» освящает кастово-классовый строй и прививает пассивность массам, что соответствовало интересам эксплуатат. классов. Идеи «Б.» широко призпаны в совр. индуизме.
БХАГАВАДГИТА
(«Песнь о Господе») — культовое произведение индуизма, религиозно-философская поэма, состоящая из 18 глав. В сознании индийского народа Б. стоит на одном уровне с ведами, хотя формально она к ним не принадлежит. Б. входит составной частью в эпическую поэму «Махабхарата». В основной форме текст создан примерно к Ш-П вв. до н. э. Учение Б. раскрывается в диалоге между царем Арджуной и его возницей Кришной, который возведен в тексте на уровень высшего Бога. Оригинальность Б. состоит в том, что она соединила концепцию безличного абсолюта упанишад с идеей личного Бога (Бхагавана), открытого любому человеку. Бог имеет непроявленную (абсолютную) и проявленную (во вселенной) форму. Бог руководит миром, не испытывая на себе его воздействия. Бессмертные души — это частицы Бога, а все вещи суть лишь проявления Бога. Б. выделяет три основных пути обретения освобождения: во-первых, «путь знания» (джняна-марга), на котором очищенное с помощью психопрактик йоги сознание проникает в сущность первоисточника бытия; во-вторых, «путь действия» (карма-марга), или незаинтересованность в плодах своих действий, бескорыстное исполнение социального долга; и наконец «путь преданной любви» (бхакти-марга) к Богу. Этот путь считается самым легким, эффективным и непосредственным. Именно путь бхакти делает значимой идею личного божества. Б. утверждает, что каждый человек должен исполнять свою дхарму (предписания), однако это исполнение напрямую связано с пониманием религиозного долга. В кришнаизме Б. является одним из самых авторитетных текстов, наряду с Бхагавата-пураной.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
«БХАГАВАДГИТА»
санскр., букв.- песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны), одна из наиболее известных частей «Махабхараты», входящая в состав ее 6-й кн. (18 глав); посвящена религ.-филос. проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. «Б.» представляет собой диалог между эпич. героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим как возница и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма Нараяну. Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и стремление к обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич. долгом и нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию умозрения, намеченную в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от упанишад, «Б.» актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и подчеркивает особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с путем знания - джнянамаргой и путем деяния - кармамаргой). В «Б.» подчеркивается важность обретения внутр. свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведет к насилию и греху; поэтому деяние, реализующее развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.» развивается учение о йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич. равновесия. Усвоив элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала влияние на мн. школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели особое значение для инд. возрождения 19-20 вв. (ср. их влияние на философию Гхоша),
Источник: Советский философский словарь
БХАГАВАДГИТА
(Песнь Господа) — религ.-философская поэма, входящая в 6-ю кн. "Махабхараты", один из гл. текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы — Арджуной и его колесничим Кришной; вдохновляя друга на битву ради торжества дхармы, справедливости, Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, к-рое развивает идеи упанишад (Б. иногда называют "упанишадой") и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религ.-этической доктрины индуизма. Поэма сложилась в осн. на исходе I тыс. до н. э. Кришна выступает в Б. как воплощение высшего божества — Вишну, именуемого в Б. Бхагаваном. Учение Б. имеет выраженный теистич. характер. Бог в человеческом образе указывает Арджуне пути к спасению, освобождению от уз земного существования; помимо "пути знания", проповедуемого в упанишадах, не всем доступного, он указывает "путь деяния", к-рое не увеличивает бремя кармы, удерживающее человека в мире сансары, повторных рождений, если деяние ограничено бескорыстным исполнением своего долга (дхармы). Особенно плодотворной была идея бхакти, любви к богу, к-рую Б. провозгласила высшим из путей достижения вечного спасения; идея чисто эмоционального, не связанного с интеллектуальным познанием почитания бога, получила впоследствии распространение во мн. течениях индуистской религ. мысли. На протяжении веков до наших дней Б. оказывает огромное влияние на духовную жизнь индийского об-ва, оставаясь одной из самых почитаемых священных книг индуизма (особенно почитается вишнуитской сектой бхагаватов); известную роль в этом играют ее значительные художеств, достоинства. Влияние идейного содержания Б. распространяется и за пределами Индии. Являясь первым переведенным на европ. язык (английский) памятником древнеинд. лит-ры, Б. с конца XVIII в. привлекает внимание мн. мыслителей Запада — В. Гумбольдта, И. В. Гете, Р. Эмерсона, Дж. Рассела, Р. Роллана, О. Хаксли и др. Наиб, авторитетный комментарий на Б. принадлежит крупнейшему философу индийского средневековья Шанкарачарье (нач. IX в.).
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
БХАГАВАДГИТА
санскр., букв. – божественная песнь) – религ.-филос. памятник древнеинд. эпоса. Представляет собой один из эпизодов 6-й книги Махабхараты, включает ок. 750 двустиший (шлок), разбитых на 18 глав. Возникновение Б. относится к 9–6 вв. до н.э. В Европе Б. впервые стала известна благодаря переводу ее на англ. язык Ч. Уилкинсом в 1785. На рус. яз. впервые переведена с англ. текста Н. Новиковым в 1788 под названием "Багуат-Гета, или Беседы Кришны с Аржуном". По форме Б. представляет собой беседу готовящегося вступить в битву военачальника Арджуны с богом Кришной. В начале битвы Арджуну вдруг охватывает сомнение в целесообразности этой братоубийств. бойни. Эта ситуация ставит перед ним ряд проблем этич. характера – о критериях правильного поведения, об ответственности человека за свои поступки, о целесообразности и смысле жизни. На помощь приходит бог Кришна, к-рый своими поучениями внушает Арджуне мысль о необходимости выполнения человеком своих обязанностей. Согласно поучениям Кришны, все в мире строго определено в соответствии с мировым космич. законом – дхармой, имеющим характер первичной духовной субстанции, формой проявления и существования к-рой являются все эмпирич. явления. Эта первичная субстанция наз. богом (под именами Брахмы, Вишну, Кришны и т.п.). Согласно Б., эмпирич. мир изменчив, преходящ и непостоянен – он не обладает истинным бытием; вечна, постоянна и истинна лишь одна духовная субстанция, к-рая лежит в основе человеч. души. Поэтому поведение человека определяется не им самим, а стоящим над ним законом. Истинная жизнь состоит в добровольном подчинении закону, выполнении всех его требований, определяемых обществом, т.е. кастовым положением человека. Поэтому нет никакого греха для воина Арджуны в убийстве своих ближних, ибо в данном случае он только выполняет обязанности своей касты кшатриев. Согласно Б., к богу ведет не самосозерцат. жизнь аскета, а бескорыстное и самоотверженное выполнение человеком своих обществ. обязанностей. Для обоснования своей этики Кришна выдвигает ряд религ.-филос. теорий, к-рые в своей основе базируются на принципах ранней санкхьи в теистич. интерпретации и практике йогизма. Осн. проблематика Б. обусловлена характером соц.-экономич. жизни инд. общества периода крушения родового строя. С одной стороны, в этот период еще сохраняли свою силу убеждения первобытнообщинного строя, когда ответственность за жизнь членов рода была одним из осн. морально-этич. устоев; с другой стороны, распад родо-племенных связей и процесс образования классового общества приводил к необходимости нарушения норм и обычаев родового строя. Настаивая на необходимости для человека выполнения своих кастовых обязанностей, Б. объективно оправдывала классовое деление, существовавшее в специфич. для Индии форме кастового строя. Поэтому Б. всегда была одним из осн. идеологич. устоев индуизма. Однако в периоды подъема нац. самосознания передовые силы инд. народа широко использовали призыв Б. к активности, трактуемой как проповедь бескорыстного служения обществ. интересам, как осуждение широко распространенных в Индии теории и практики аскетизма, ведущего к отказу от служения обществу. Издание: Махабхарата. II. – Бхагавадгита. Буквальный и лит. пер., введение и примечания Б. Л. Смирнова, Ашхабад, 1956 (имеется библиогр. указатель – изд., пер. и лит. о Б.). Н. Аникеев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
«БХАГАВАДГИТА»
санскр. Bhagavadgita— «Песнь Бхагавата», «Песнь Господа», т.е. Кришны)—древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, «Бхагавадгита» в дальнейшем вошла в эпический свод «Махабхарата» (кн. 6, гл. 23— 40). Состоит из 700 стихов (шлок), разделенных на 18 глав (сакральное число, повторяющее членение «Махабхараты»). Основное учение «Бхагавадгиты» было сформулировано в 3—2 вв. до н. э., но формирование текста поэмы растянулось почта на 1500 лет—от эпохи «Чхандогья-упанишады» (7—6 вв. до н.э.) до 8—9 вв.—времени появления первых комментариев на «Бхагавадгиту».
«Бхагавадгита» повествует о событиях, непосредственно предшествовавших великой битве между кауравами и пандавами—двумя крупнейшими индийскими племенными кланами. Потрясенный мыслью о предстоящем убийстве близких людей, вождь пандавов Арджуна хочет уклониться от битвы. Не в силах выпутаться из противоречия между долгом воина и голосом совести и рассудка, удерживающим его от выполнения этого долга, Арджуна обращается за советом к Кришне. После ответа Кришны он полностью разрешает свои сомнения и готов принять участие в битве. Эта фабула, однако, служит лишь поводом для изложения учения устами Кришны. Учение «Бхагавадгиты» было синтезом мистико-ритуалистических спекуляций Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, а также эмоционально окрашенного теизма вишнуистской секты бхагаватов с их культом Кришны как воплощения Вишну-Нараяны. Реальность (сат), по «Бхагавадгите», не может быть постигнута органами чувств: это неописуемый, вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он описывается также как абсолютный субъект—«кшетра джня» (знающий поле), противопоставленный множеству познаваемых им объектов (кшетра). Однако в отличие от Упанишад, «Бхагавадгита» придает более высокий статус не безличному Абсолюту, а личностному божеству— Ишваре. В духе учения санкхьи «Бхагавадгита» относит к «миру объектов» (кшетра, Пракрит») не только неодушевленные предметы, но и психические состояния, объясняемые в терминах концепции трех гун, а также эмпирическое сознание (четана). Этика «Бхагавадгиты» строится с учетом ее основной сотериологической установки—возможно более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним. Один из путей к этому—основанная на полном отречении от мира медитативная практика йоги, другой путь (карма-йога) — пребывая в мире, совершать предписанные шастрами действия,, без стремления к их «плоду» (выгодному результату), осуществляя тем самым как бы отрешенность от деяний «изнутри» при сохранении внешней активности, т. е. «бездействие в действии». В этом принципиальное отличие «Бхагавадгиты» от призывов Упанишад к полному отказу от деятельности. Еще один путь к освобождению — совершение действий в виде жертвы Бхагавану (причем подчеркивается предпочтительность «жертвы знанием» конкретной материальной жертве). Наконец, наиболее с т. зр. «Бхагавадгиты» совершенный путь—это путь бхакти (бхакти-йога или бхакти-марга—сами эти термины относятся к более позднему времени), понимаемый как благоговейная любовь к Бхагавану, почитание его.
Согласно указаниям «Бхагавадгиты» и большинства комментариев, текст поэмы должен быть не «понят», «осмыслен» (в современном значении этих слов), а выучен наизусть и затем регулярно повторяться (вслух либо про себя). Отсюда традиция интерпретации «Бхагавадгиты» как особого инструмента психической тренировки. Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при достаточно долгом повторении адепт приходит к освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В результате возникает состояние длящегося, непрерывного знания-припоминания (его непрерывность сравнивается комментаторами со струей бесшумно льющегося масла), лишенного всякого представления о предмете; это состояние чистого процесса осознавания, замкнутого на самое себя и неописуемого в понятиях получает в «Бхагавадгите» разные наименования: «брахмананирвана» (II, 72, V, 24—26); «нирвана» (VI, 15), состояние «твердой (стойкой, прочной) мудрости» (II, 54-58) и др.
Соединившая в себе элементы различных умозрительных систем, «Бхагавадгита» оказала влияние на многие школы индийской философии и прежде всего на веданту. Она вошла в состав «тройственного канона», т. е. ведантийской канонической литературы, породив обширную комментаторскую традицию. Наиболее важные комментарии Шанкары, Рамануджч, Ведантадешики, а также кашмирских шиваитов (см. Кашмирский шиваизм) отражают развитые в различных школах веданты подходы к пониманию ключевых дня этого направления проблем соотношения Атмана и Брахмана, действенности знания, действия и религиозного почитания на пути к освобождению. Идеи «Бхагавадгиты» имели важное значение для индуистского возрождения 19—20 вв., особенно для А. Гхоша, Вивекананды, Ганди и Радхакришнана.
Лит.: «Бхагавадгита», пер., введение и прим. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1980, кн. 6, га. 25—42; Семенцов В. С. «Бхагавадгята» в традиции и в современной научной критике. М., 1985; Lamotte E. Notes sur la Bhagavadgita. P., 1929; Ellgerton F. The Bhagavadgita. GarvaidMass., 1941; The Bhagavadgita, with a conun. based on the original sources, by R. G. Zaetmer. Oxf., 1969.
В. С. Семенцов
«Бхагавадгита» повествует о событиях, непосредственно предшествовавших великой битве между кауравами и пандавами—двумя крупнейшими индийскими племенными кланами. Потрясенный мыслью о предстоящем убийстве близких людей, вождь пандавов Арджуна хочет уклониться от битвы. Не в силах выпутаться из противоречия между долгом воина и голосом совести и рассудка, удерживающим его от выполнения этого долга, Арджуна обращается за советом к Кришне. После ответа Кришны он полностью разрешает свои сомнения и готов принять участие в битве. Эта фабула, однако, служит лишь поводом для изложения учения устами Кришны. Учение «Бхагавадгиты» было синтезом мистико-ритуалистических спекуляций Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, а также эмоционально окрашенного теизма вишнуистской секты бхагаватов с их культом Кришны как воплощения Вишну-Нараяны. Реальность (сат), по «Бхагавадгите», не может быть постигнута органами чувств: это неописуемый, вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он описывается также как абсолютный субъект—«кшетра джня» (знающий поле), противопоставленный множеству познаваемых им объектов (кшетра). Однако в отличие от Упанишад, «Бхагавадгита» придает более высокий статус не безличному Абсолюту, а личностному божеству— Ишваре. В духе учения санкхьи «Бхагавадгита» относит к «миру объектов» (кшетра, Пракрит») не только неодушевленные предметы, но и психические состояния, объясняемые в терминах концепции трех гун, а также эмпирическое сознание (четана). Этика «Бхагавадгиты» строится с учетом ее основной сотериологической установки—возможно более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним. Один из путей к этому—основанная на полном отречении от мира медитативная практика йоги, другой путь (карма-йога) — пребывая в мире, совершать предписанные шастрами действия,, без стремления к их «плоду» (выгодному результату), осуществляя тем самым как бы отрешенность от деяний «изнутри» при сохранении внешней активности, т. е. «бездействие в действии». В этом принципиальное отличие «Бхагавадгиты» от призывов Упанишад к полному отказу от деятельности. Еще один путь к освобождению — совершение действий в виде жертвы Бхагавану (причем подчеркивается предпочтительность «жертвы знанием» конкретной материальной жертве). Наконец, наиболее с т. зр. «Бхагавадгиты» совершенный путь—это путь бхакти (бхакти-йога или бхакти-марга—сами эти термины относятся к более позднему времени), понимаемый как благоговейная любовь к Бхагавану, почитание его.
Согласно указаниям «Бхагавадгиты» и большинства комментариев, текст поэмы должен быть не «понят», «осмыслен» (в современном значении этих слов), а выучен наизусть и затем регулярно повторяться (вслух либо про себя). Отсюда традиция интерпретации «Бхагавадгиты» как особого инструмента психической тренировки. Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при достаточно долгом повторении адепт приходит к освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В результате возникает состояние длящегося, непрерывного знания-припоминания (его непрерывность сравнивается комментаторами со струей бесшумно льющегося масла), лишенного всякого представления о предмете; это состояние чистого процесса осознавания, замкнутого на самое себя и неописуемого в понятиях получает в «Бхагавадгите» разные наименования: «брахмананирвана» (II, 72, V, 24—26); «нирвана» (VI, 15), состояние «твердой (стойкой, прочной) мудрости» (II, 54-58) и др.
Соединившая в себе элементы различных умозрительных систем, «Бхагавадгита» оказала влияние на многие школы индийской философии и прежде всего на веданту. Она вошла в состав «тройственного канона», т. е. ведантийской канонической литературы, породив обширную комментаторскую традицию. Наиболее важные комментарии Шанкары, Рамануджч, Ведантадешики, а также кашмирских шиваитов (см. Кашмирский шиваизм) отражают развитые в различных школах веданты подходы к пониманию ключевых дня этого направления проблем соотношения Атмана и Брахмана, действенности знания, действия и религиозного почитания на пути к освобождению. Идеи «Бхагавадгиты» имели важное значение для индуистского возрождения 19—20 вв., особенно для А. Гхоша, Вивекананды, Ганди и Радхакришнана.
Лит.: «Бхагавадгита», пер., введение и прим. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1980, кн. 6, га. 25—42; Семенцов В. С. «Бхагавадгята» в традиции и в современной научной критике. М., 1985; Lamotte E. Notes sur la Bhagavadgita. P., 1929; Ellgerton F. The Bhagavadgita. GarvaidMass., 1941; The Bhagavadgita, with a conun. based on the original sources, by R. G. Zaetmer. Oxf., 1969.
В. С. Семенцов
Источник: Новая философская энциклопедия