БАПТИСТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Баптисты
Т. е. крещенцы (от греческого baptizo – крестить) общее название имеющей много подразделений протестантско-христианской секты, отвергающей принятую форму крещения и полагающей, что единое истинное крещение есть то, которое установлено ею. разновидность протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми. Первая баптистская община в Англии была основана в 1633 г. Уже шесть лет спустя Роджер Виллиамс перенес Б. в Америку и основал там небольшой штат Род-Эйланд, все жители которого принадлежали первоначально к этой секте. В наши дни наибольшее число баптистов живет в США. В России баптизм распространился в 60-х годах XIX в.

Источник: Православный церковный словарь.

БАПТИСТЫ
от греч. ??????? – окунаю, крещу) – наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17 в. как мелкобурж. оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б. в Англии появилась в 1612; в 1644 был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая община Б. была основана в 1639 англ. индепендентом Р. Уильямсом, в Германии – в 1834. В 1905 образовался "Всемирный союз баптистов", к-рый объединил 7 млн. членов. В 1956 насчитывалось ок. 22 млн. Б., из к-рых 19 млн. в Сев. Америке, гл. обр. в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии – св. 340 тыс. Нек-рые элементы демократизма, характерные для ранних общин Б., утрачены и по своей классовой сущности и реакц. роли баптизм не отличается от др. религ. направлений. Всемирный совет Б. находится в Вашингтоне (США). В Россию баптизм был занесен нем. колонистами в 60-х гг. 19 в. и распространился гл. обр. среди зажиточных крестьян и мелкой буржуазии Юж. Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 в России насчитывалось ок. 60 тыс. Б. Баптистская верхушка враждебно встретила Октябрьскую революцию. В 20-х гг. она заявила о лояльном отношении к Сов. власти. В 1944 Б. объединились с родственной им сектой евангельских христиан, а через год состоялось соглашение о присоединении к ним "христиан евангельской веры" (пятидесятников), в результате чего была образована "Церковь евангельских христиан-баптистов" во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов. Единственным источником своего вероучения Б. объявляют Священное писание, опираясь в основном на легенду об Иисусе Христе. Б. верят в триединого бога, ад и рай, "царство небесное" и пр. религиозные нелепости; признают воскресные и "двунадесятые" праздники. Б. требуют "сознательного принятия веры", а потому отвергают детокрещение, почитание икон, крест и крестное знамение, православных священников и священнические облачения, посты, "святых угодников" и мощи, монашество, таинства и мелкие церк. праздники. Но у баптистов есть свои не менее нелепые обряды – крещение взрослых (отсюда и название секты), хлебопреломление и свои праздники – жатвы, день единства. Баптистские проповедники спекулируют на проблемах морали, доказывая необходимость заботы о спасении души, утверждая бессилие человека и святость страданий. Б. образуют общины во главе с пресвитерами, к-рые стремятся подчинить своему влиянию рядовых членов, объявляя все, что выходит за рамки жизни общины, "суетным" и "греховным". Руководители общин стремятся воспитать ее членов религ. фанатиками и проповедниками веры, обращая особое внимание на молодежь и женщин. Секта евангельских христиан-баптистов – самая многочисленная в СССР. Борьба с баптизмом – одна из задач общей борьбы с вреднейшими пережитками прошлого. Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, под ред. В. Бонч-Бруевича, вып. 1, СПБ, 1908; Исповедание веры христиан-баптистов, М., 1928; Тихомиров Б.. Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.–Л., 1929; Baptist bibliography, ed. [by] E. С. Starr, ?. ?., 1947; American Baptist convention. Year Book 1948–51, Containing historical documents..., v. 1–4, Phil, [a. o.], 1948–51. Л. Митрохин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БАПТИСТЫ
(от греч. baptizo - погружаю в воду, крещу водой) - одна из крупнейших разновидностей протестантизма. Б. возник как радикально-протестантское бурж. течение ок. 1609 в Голландии, в среде англ. эмигрантов-конгрегационалистов, испытавших влияние меннонитов, у к-рых был заимствован обряд крещения взрослых. Первые бапт. общины появились в Англии в 1611—1612, в Сев. Америке в 1639. Однако значит. распространение Б. началось в конце XVIII в., когда англ. Б. создали свои воскр. школы и миссионерское об-во для насаждения баптизма в метрополии и колониях. В США они участвовали в колонизации Запада.
Большинство америк. Б. выступило за сохранение рабства. Для негров они организовали особые «цветные церкви». В 1845 баптисты Юга - сторонники рабства - отделились от сев. Б. и создали Южную бапт. конвенцию, к-рая ныне является самым крупным бапт. объединением, насчитывая 8 млн. приверженцев (все только белые). По последним данным, в США имеется до 19 млн. Б. В их руках находится ряд ун-тов, мн. колледжи, семинарии, школы. После первой мировой войны в США возникли особенно реакц. - фундаменталистские - орг-ции Б.: Общая ассоциация правильных баптистов и консерват. Бапт. орг-ция (см. Фундаментализм). Среди америк. Б. немало реакц. полит. деятелей и крупных капиталистов: бр. Рокфеллеры, б. президент США Г. Трумен и др. Америк. Б. организуют много миссий в азиатских и большинстве америк. стран. В XIX в. бапт. общины появились во многих странах Европы, в т. ч. и в России. В 1905 был создан Всемирный союз баптистов (после объединения Б. с евангелистами в 1957 он наз. Всемирным союзом еванг. христиан-баптистов). Общая численность Б. во всех странах в наст. вр. ок. 25 млн. чел. В ранний период Б. выступали за отделение церкви от гос-ва, за религ. свободу. Однако они не шли дальше защиты бурж.-демокр. свобод, гл. о. веротерпимости, и их социально-полит., программа ничего общего не имела с требованиями таких нар. религ. движений, как анабаптисты. В соответствии с бурж. интересами, но в большей степени, чем кальвинисты, Б. упростили и удешевили религ. культ и орг-цию церкви. Общины Б. управляются выборными пресвитером и советом общины. Все верующие в религ. отношении считаются равными и свободными. Б. более настоятельно, чем др. протестанты, подчеркивают принцип «спасения» лишь посредством личной веры, выдвинутый религ. идеологами буржуазии в период ее борьбы с феодализмом в противовес принципу «спасения» через посредничество церкви. Не признавая ни «святых», ни мощей, ни икон, отвергнув церк. храмы, облачение, распятие, крест, крестное знамение, Б. отвергли н церк. таинства. Крещение и т. н. хлебопреломление (причащение) истолковываются ими не как таинства, а как обряды, символически демонстрирующие убеждённую религиозность, сознат. личную веру человека. (Именно поэтому крещение у Б. совершается над взрослыми, а не над младенцами.) Из массы христ. праздников у Б. оставлены в основном только связанные с биографией мифич. Христа, а новых введено только несколько - день жатвы, день единства и др.
Молитвенные собрания Б. устраиваются как назидат. «душевные» беседы на основе текстов «свящ. писания», с пением религ. гимнов и совместными молитвами, но без богослужения как сложного действа. Т. о., Б. не оставляют места для сословия духовенства с его феод. иерархией. Освобождая религию от обрядовой мишуры католицизма (и православия), баптизм делает весь упор на внутр. религ. убежденность человека и проповедь морали религиозной. При этом в сознание людей настоятельно внедряется мистика, т. к. в своем вероучении Б. исходят из безоговорочного признания Библии «божеств, откровением» и сохраняют все осн. догматы, провозглашенные в христ. «символе веры»: о триединстве бога (см. Троица), прирожденной «греховности» людей, «искуплении» их жертвой Христа, «втором пришествии» Христа перед «концом света», предстоящем «воскрешении мертвых» для «страшного суда» и т. п. Признают Б. и возможность мистич. «общения с богом» в молитве, большое значение придают учению о предопределении. Моральная проповедь баптизма требует от его последователей приносить все свое свободное время в жертву несуществующему богу и видеть смысл жизни в достижении «вечного блаженства» за гробом. Широко пропагандируемые в баптизме «доброе поведение» (отказ от злоупотребления спиртными напитками, от курения и сквернословия) и «человеколюбие» не выходят за рамки одобрения чисто бурж. «добродетелей» и бурж. филантропии. Они по возвышаются до борьбы за торжество социальной справедливости, за уничтожение эксплуатации человека человеком и потому являются насквозь фальшивыми, ханжескими. Ими воспитываются в людях лишь мелкобурж. самодовольство, мелочность и индивидуализм, поощряется замыкание Б. в душном мирке своей общины. Все это превращает баптизм в условиях капиталистич. строя в действенное орудие укрепления его основ (неслучайно Б. получили широкое распространение в США), а в условиях социализма - в одну из серьезных помех строительства нового общества, отвлекающую силы людей от деятельности на пользу обществу в область мистики и бесплодных молений.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Похожие термины:

  • ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ

    церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и еванг. христиан. В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 - ряд общин «братских меннонитов». Возглавляется Всесоюзн.
  • Баптисты-инициативники

    (последователи Совета церквей ЕХБ) — наименование общин и верующих, отколовшихся в 60-х гг. от церкви евангельских христиан-баптистов. Деятельность «И.» отличается крайне антиобщественной направ
  • Баптисты в СССР

    В России Б. появились после реформы 1861, первоначально на Украине и Кавказе. Почва для их распространения была подготовлена ранее существовавшими религ. течениями «южнорусской штунды» (см. Штундис
  • ШАД ИОГАНН БАПТИСТ

    (1758–1834) – философ-идеалист, один из первых профессоров философии Харьковского ун-та (1804–16). Род. в Верхней Баварии. Образование получил в иезуитской семинарии и в бенедиктинском монастыре, где про
  • ГЕЛЬМОНТ ЯН БАПТИСТ ВАН

    род. 1577, Брюссель - ум. 30 дек. 1644, Фильфорд, близ Брюсселя) - нидерл. врач, химик и натурфилософ. Развивал учение Парацельса и сделал беглый набросок виталистического учения о природе, в основу которог
  • Баптистерий

    помещение для крещения. В западно-европейских странах часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом.
  • Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов

    религ. объединение, созданное в 1993 в результате свободного волеизъявления самостоятельных Союзов ЕХБ, добровольно объединившихся для братского общения и совместной деятельности. Федерация явля
  • Союз церквей Евангельских христиан-баптистов России

    В 1894 состоялся первый в истории прот. движения России Объединенный съезд петербургских верующих (пашковцев, штундистов, баптистов, братьев-меннонитов, евангельских христиан-захаровцев). В 1898 сост
  • Совет Церквей Евангельских христиан-баптистов

    (Инициативники) течение среди евангельских христианбаптистов (ЕХБ), объединяющее верующих, отделившихся в 1960 от Всесоюзного Совета ЕХБ (ВСЕХБ). Сторонники Совета Церквей обвинили ВСЕХБ в «сделке с
  • ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ , ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

    (ВСЕХБ) — руководящий орган церкви евангельских христиан-баптистов. Местонахождение в Москве. Совет издает журнал «Братский вестник», Библию, календари, сборники духовных песен и другую богослуж