ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ (ЕХБ)
церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 баптистов и еванг. христиан. В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 - ряд общин «братских меннонитов». Возглавляется Всесоюзн. советом еванг. христиан-баптистов (ВСЕХБ), избираемым съездом.

Источник: Атеистический словарь

Евангельские христиане-баптисты
церковь, возникшая в результате объединения в 1944 г. баптистов, евангельских христиан и пятидесятников; в 1963 г. к ним присоединились «братские» меннониты. Объединение совершилось на основе определенных взаимных уступок в вопросах догматики и устройства церкви (в частности, евангельские христиане согласились с рукоположением пресвитеров через возложение рук, пятидесятники отказались от глоссолалии). В основу учения положено характерное для евангелистов умеренное толкование идеи «избранничества». «Семью звеньями» единства взяты принципы: «один Господь», членство одного «тела христова», «один дух», объединение «одной надеждой призвания», «одна вера», «одно крещение», «один Бог и отец всех». В ознаменование объединения отмечается день единства. Остались автономными общины «чистых» баптистов. В самом объединении давала себя знать изначальная разнородность объединившихся религиозных течений. Наиболее консервативная часть баптистов, т. н. «инициативников», откололась от ЕХБ и заняла антиобщественную позицию. Возглавляется церковь ЕХБ Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), избираемым съездом. Общинами руководят пресвитеры. Церковь входит во Всемирный союз баптистов, ее представители имеются в исполкоме Европейской баптистской федерации.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ
(ЕХБ) - церковь, возникшая путем слияния в 1944 и 1945 орг-ций баптистов, евангелистов и пятидесятников. Объединение с пятидесятниками совершено после их отказа от так называемого говорения на разных языках (глоссолалии) и др. обрядов, явно расстраивающих психику человека. Наиболее косные, фанатичные элементы во всех трех сектах не признали этого объединения и продолжают существовать отдельно. Объединение ЕХБ было обусловлено главным образом стремлением руководства сект сохранить и укрепить религиозные общины, многие из к-рых распались в связи с массовым отходом трудящихся в СССР от религии. Одной из причин объединения, по-видимому, было также то предположение руководителей сект, что общими силами они смогут более эффективно осуществлять свое религ. влияние на население. В наст. вр. в стране общины ЕХБ возглавляет Всесоюзный совет ЕХБ с местонахождением в Москве (ВСЕХБ). ЕХБ входят во Всемирный союз баптистов. Общинами ЕХБ руководят пресвитеры, рукоположенные старшими пресвитерами. ЕХБ проявили большую настойчивость в вербовке новых членов. Делались попытки выйти за пределы отправления ими ре лиг. культа: кое-где общины ЕХБ занимались «благотворительностью», создавали разл. кружки и т. п. В культовом отношении ЕХБ уделяют особое внимание молитв, собраниям, проповедничеству, молитвам, хоровому пению, воздействующим на чувства верующих. В последнее время в общинах ЕХБ все чаще проявляется несогласие между отдельными группами, между рядовыми верующими и руководителями, усиливаются тенденции к выходу из объединения. Особую активность в этом проявляют пятидесятники. Вероучение ЕХБ типично для баптистов и глубоко реакционно по своему существу. Кругозор верующих оно ограничивает лишь сферой религ. интересов. Цель жизни человека, по поучениям ЕХБ, - вера в Христа и соединение с ним в «загробном мире». Проповедь покорности судьбе, бессилия и индивидуализма характерна для идеологии ЕХБ. Вместе с тем ЕХБ утверждают, будто они «рождены свыше» и постоянно противопоставляют себя как «избранных» всем др. людям. В целях удержания «верующих под своим влиянием проповедники ЕХБ пытаются приспособить баптистско-евангелистскую идеологию к современности, делают ссылки на науку, дают наукообразные толкования Библии, но при этом неизменно ставят религию выше науки. Они нередко заявляют также о мнимой близости христ. и коммунистич. идеалов, выдают мифич. Христа за основоположника принципов коммунизма. В результате успехов коммунистич. строительства влияние ЕХБ продолжает ослабевать, все больше людей порывает с ними.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.