ШАД ИОГАНН БАПТИСТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШАД ИОГАНН БАПТИСТ

(1758–1834) – философ-идеалист, один из первых профессоров философии Харьковского ун-та (1804–16). Род. в Верхней Баварии. Образование получил в иезуитской семинарии и в бенедиктинском монастыре, где пробыл ок. 30 лет и написал ряд произведений, в т.ч. соч. "Судьба почтенного отца Синцеруса", направленное против папства и католич. церкви. Преследуемый ею, Ш. покинул монастырь и переехал в Иену; после защиты докторской диссертации преподавал в Иенском ун-те (1799–1804). В 1804 по рекомендации Гете и Шиллера был приглашен в Харьковский ун-т, где получил кафедру умозрительной и практич. философии и читал курсы логики, психологии, философии, истории философии и эстетики. В ун-те Ш. приобрел известность как оригинальный комментатор и популяризатор нем. классич. философии. Меньший успех и резонанс имела его собств. филос. концепция, в к-рой своеобразно сочетались этика Канта, фихтеанская идея тождества субъекта и объекта (см. Фихте) и мистика позднего Шеллинга. Концепция Ш. в целом подверглась критике со стороны материалистически настроенных профессоров ун-та (напр., Осиповского). Нек-рые, однако, отдавали должное ее диалектич. направленности. Рассматривая борьбу противоположностей как источник развития, Ш. писал: "Всеобщий закон жизни, действия и производительности во вселенной состоит в противоположности вещей по существу своему одинаковых: так что, если оную уничтожить, то природа вечным бездействием будет объята" ("О возвращении Европе свободы", X., 1815, с 4). В 1814 Ш. опубликовал работу "Естеств. право" ("Institutiones juris naturae"), к-рая поставила его в оппозицию к офиц. пиэтическому духу идеологии и деспотич. самодержавию и послужила поводом для высылки Ш. на родину. Соч.: Grundriss der Wissenschaftslehre, Jena, 1800; Geist der Philosophie unserer Zeit, Jena, 1800; Neuer Grundriss der transcendentalen Logik und der Metaphysik nach den Principien der Wissenschaftslehre, Jena, 1801; Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Religion, Erfurt, 1802; System der Natur- und Transcendental-Philosophie, Tl 1–2, Landshut, 1803–04; De fine hominis supremo, Charcov, 1807; Logica, Charkov, 1812 (Institutiones filos., univers, v. 1); De viris illustribus urbis Romae a Romulo usque ad Romam, Charkov, 1815. Лит.: Дело о высылке Ш., ЦГИАЛ, фонд 733, оп. 49, д. 6392 а, 1816; Лавровский Н., Эпизод из истории Харьк. ун-та, в кн.: Чтения в имп. об-ве истории и древностей Российских при Московском ун-те, кн. 2, ?., 1873; Багалей Д. И., Опыт истории Харьк. ун-та (по неизд. материалам), т. 1–2, X., 1893–98, 1904; его же, Удаление профессора И. Ш. из Харьк. ун-та, X., 1899; Зеленогорский Ф. А., И. Ш., "Вопр. филос. и психологии", 1895, кн. 27(2); Кравец И. Н., И. Ш. – проф. философии Харьк. ун-та начала 19 в., "ФН" (НДВШ), 1960, No 4. См. также лит. при ст. Осиповский. И. Кравец. Харьков.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШАД Иоганн Баптист
30 ноября 1758, Мюрсбах, близ Кобурга — 13 января 1834, Йена) — немецкий философ, долгое время преподававший в России. Родился в католической семье, в 1768 поступил в монастырь, располагавшийся в г. Банц, где обучался в школе иезуитов. В 1789 рукоположен в священники с именем Роман. В 1798 уходит из монастыря и становится протестантом. Увлекшись философией Фихте, публикует ряд оригинальных сочинений. До 1804 преподавал философию в Йене, затем по рекомендации Гете и Шиллера становится профессором теоретической философии в Харьковском университете (1804—16). Получает чин надворного советника. Ординарный профессор, декан факультета и секретарь совета, член училищного комитета. Автор руководств для учащегося юношества, читал частные лекции. В декабре 1816 по предписанию Комитета министров Шад высылается за границу Российской империи. Какое-то время был экстраординарным профессором в Берлине и Йене, затем отошел от дел, умер в нищете. Неоднократные попытки как самого Шада, так и его семьи добиться от российского правительства объяснения причин изгнания ни к чему не привели. В истории философии характеризуется как представитель диалектического идеализма шеллингианского толка, у него находят «шеллингианский ход мысли» и даже «предвосхищение позиции Гегеля». Помимо философских оставил ряд литературных сочинений, одно из которых, по-видимому, и сыграло в судьбе Шада роковую роль. «Жизнь и судьба почтенного патера Синцеруса», изданная в 1798 в Германии и вызвавшая скандал в католических кругах, была прочитана кн. А. Н. Голицыным, человеком с сильно развитым мистическим чувством. Голицын, имевший в то время сильное влияние на Александра I, способствовал изгнанию Шада из России.
Соч.: Geist der Philosophie unserer Zeit. Jena, 1800; Gemeinfassliche Darstellung des Fichteschen Systems und der daraus hervorgehende Religionstheorie. Erfurt, 1800, Bd 1-2; Grundriss der Wissenschaftslehre. Jena, 1800; Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Religion. Erfurt, 1802; System der Natur- und Transzendental-philosophie, 1.1—2. Landshut, 1803—04; De fine hominis supremo. Oratio. Charkov, 1807; Insututiones philosophiae universae in usum auditorum suorurn, v. l. Logica pura et applicata. Charkov, 1812; De immortalitate animorum. Charkov, 1815.
Лит.: БагадейД, И. Удаление профессора И. Б. Шада из Харьковского университета. Харьков, 1899; Каменский 3. А. Еще о школе Шада. Послесловие к публикациям перевода докторских диссертаций Густава Адольфа Гесса де Кальве и А, Дудровича,— В сб.: Каитовский сборник. Калининград, 1981, в. 6, с. 130—34; Он же. Послесловие к публикации перевода докторской диссертации Иоанна Любачинского.— Там же, с. 129—33; Неизвестные страницы биографии И. Б. Шада.— В кн.: Философия Фихте в России. Оренбург, 1996; Зеленогорскийф. Методы исследования и доказательства. М., 1998.
А. В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия