АРЬЯ
АРЬЯ
(благосклонный, благородный хозяин) — самоназвание древних индийских и иранских племен. В лит-ре Вед означает "житель Аръявартьи" (страны ариев, Северной Индии) и противопоставляется неариям, потомкам аборигенов, оттесненных или порабощенных арийскими племенами, к-рые переселились в Индию в кон. II тыс. до н. э.
В. Эрман
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
АРЬЯ
Санскр.) Букв., "святой", первоначальный титул Риши, тех,
кто овладели "Арьясатьяни" (см.) и вступили на путь Арьямарга к
Нирване или Мокше, великий "четырех-кратный" путь. Но сейчас это
название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая
индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех
европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, - поскольку
вступить на них можно лишь благодаря большому духовному развитию
и "росту в святости", - называют "четырьмя плодами". Ступени
Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин,
Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим
четырем путям и истинам.
кто овладели "Арьясатьяни" (см.) и вступили на путь Арьямарга к
Нирване или Мокше, великий "четырех-кратный" путь. Но сейчас это
название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая
индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех
европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, - поскольку
вступить на них можно лишь благодаря большому духовному развитию
и "росту в святости", - называют "четырьмя плодами". Ступени
Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин,
Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим
четырем путям и истинам.
Источник: Теософский словарь
АРЬЯ
(санскр. a–rya, тиб.phags pa, благородный, досточтимый, святой) — 1) научное название группы индоевропейских племён, в том числе переселившихся на Индостан во второй половине 2-го тысячелетия до н. э.; 2) в индийской истории А. называли себя этносы и социальные слои, которые продолжали традиции ведической обрядности и следовали в русле брахманизма и индуизма (см. предисловие). В буддизме использовались как лексические значения термина, так и его функциональная роль в качестве обозначения высших слоев социума. А. — эпитет канонических текстов, видных исторических лиц, мифологических персонажей, Четырёх Благородных истин (арья-сатьяни) и т.д. В раннем буддизме так обозначались лица, которые взошли на одну из четырёх ступеней святости: шротапанна, сакритагамин, анагамин, архат. В Махаяне А. называли тех, кто научился непосредственно созерцать пустотность (шуньята), что одновременно свидетельствовало о вступлении практикующего на Путь постижения (дарщана-марга, см. Марга). В иконографии тех, кого называют А., изображают с нимбом вокруг головы, с сиянием, исходящем от тела. Обычно они сидят на пьедесталах из дисков солнца, луны и цветка лотоса или на троне со спинкой. Йидамы в угрожающих формах и гневные дхармапала («покинувшие шесть видов существования») изображаются без нимба вокруг головы, а вместо сияния их тела окружают клубящиеся языки пламени.