хинди - общество ариев) - религ.-реформат, и просветит, об-во Индии. Основано в 1875 Даянандом Сарасвати. А. с. объединило в своих рядах мелко-бурж. интеллигенцию и выдвинуло в качестве осн. идеи борьбу с англ. колониальным господством, за нац. самобытность Индии, возрождение нац. культуры, в т. ч. ведич. религии и философии. Соц. платформа А. с. включала в себя борьбу с кастовым строем, распространение просвещения, равноправие женщин.
АРЬЯ САМАДЖ
АРЬЯ САМАДЖ
Источник: Атеистический словарь
"АРЬЯ САМАДЖ"
(санскр. - общество ариев) - бурж.-реформаторское движение в индуизме второй пол. XIX в. Его основоположником был Свами Даянанд Сарасвати, выдвинувший в качестве цели движения очищение индуизма от элементов др. религий. Арья-самаджисты из всей религ. литературы индуизма признают только Веды, веруют в единого невидимого бога, выступают против поклонения его изображениям и традиц. обрядности. Они молятся в спец. молитв, залах и частных домах. Их духовные наставники не из касты жрецов, а члены их же общины. Вначале арья-самаджисты весьма активно выступали против кастовых ограничений, против запрета вторичного брака вдов, за расширение нар. образования, открывали школы, больницы, приюты. В дальнейшем их борьба с влиянием др. религий стала одним из стимулов разжигания индо-мусульм. розни. В наст. вр. «А. с.» не пользуется особой популярностью. Наибольшее число его последователей насчитывается в Пенджабе.
АРЬЯ САМАДЖ
Общество ариев") – инд. реформаторское просветит. об-во. Основано 10 апреля 1875 Даянандом Сарасвати (1824–83). Деятельность А. С. имела антиколониалистскую направленность. Этому сопутствовали попытки возродить древнюю ведич. религию и философию, нетерпимое отношение к др. религ. учениям (особенно христианству), отрицание смирения и бездейственности. Идея возврата к прошлому, нашедшая свое отражение в лозунге общества "Назад к ведам", в условиях колониальной Индии конца 19 в. приобретала новое социальное значение – как попытка приспособить традиц. инд. культуру и религию к потребностям бурж. развития страны. Английские власти, усматривая в деятельности А. С. угрозу для британского господства в Индии, подвергали его участников репрессиям. А. С. имело филиалы во многих провинциях Индии и вплоть до 20-х гг. 20 в. пользовалось большим влиянием. Лит.: Роллан Р., Собр. соч., [т. 19], Л., 1936, с. 90–98; Farquhar J. N., Modern religious movements in India, L., 1929; Lajpat Rai, The Arya Samaj: an account of its origin, doctrines and activities..., L., 1915. С. Кедрова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
"АРЬЯ САМАДЖ"
(букв "Общество ариев", но по сути — "Общество просвещенных") — религ.-реформаторское об-во в индуизме. Возникло в Бомбее в 1875, но активную деятельность развернуло два года спустя, когда штаб-квартира была перенесена в Лахор. Основателем "А. с." был гуджаратский странствующий монах Даянанда Сарасвати (1824—1883). Реформаторская программа "А. с." во многом смыкалась с установками "Брахмо самадж " — монотеизм, отрицание идолопоклонства, рационалистский подход к догмам индуизма, к обычаям и традициям, отрицание детских браков и др. Однако в отличие от брахмосамаджистов Даянанда и "А. с." решительно провозгласили непогрешимость и богодуховенность Вед. "Назад, к Ведам!" — таков был лозунг "А. с" . Проповедь "А. с." носила определенно националистич. характер. Постепенно в деятельности "А. с." начинают проявляться и коммуналистские тенденции. У самого Даянанды антимусульманство было вторичным по отношению к прославлению индуизма и к критике христ-ва, превращавший его выступления почти в политич. памфлет против англичан. Однако после его смерти массовые движения, развернутые "А. с" , в части, шуддхи (очищение), —з а возвращение в лоно индуизма тех, кто когда-то (или его предки) перешел в ислам или христ-во, все чаще смыкались с наступательным коммунализмом. В целом деятельность "А. с." во многом входила в русло национально-освободит. движения, но отдельные арьясамаджисты активно сотрудничали и с деятелями индусского коммунализма.
Р. Рыбаков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь