АРЬЯ-АШТАНГА-МАРГА
АРЬЯ-АШТАНГА-МАРГА
сс. Благородный восьмеричный путь. Другие названия: арьястангика-марга, арьо-астангика магга, аттхангикамагга, аштапада. Это путь к освобождению, предложенный Буддой Шакьямуни. Он содержит восемь аспектов (аштапада переводится как «восьминогий»), принципов, этапов. Все они должны учитываться и практиковаться одновременно. В учении о восьмеричном пути Будда развил идеи, заложенные в четырех благородных истинах, и создал практическое руководство, позволяющее избегать страданий, связанных с мирской жизнью, и получить освобождение от новых рождений. В учении предусматривается развитие у адепта нравственности, практических навыков и интуитивной мудрости, для чего необходимо обретение им, во-первых, правильных взглядов (самьяк-дришти, самма-диттхи). Во-вторых, формирование правильных намерений, побуждений, решений (самьяк-санкальпа, самма-санкаппа, самма-санкхаппа). При этом в сознании адепта пробуждается интуитивная мудрость (праджня, пання). В-третьих, он осваивает правильную речь (самьягвач, самьяк-вак, самма-вача) без лжи, клеветы, грубости и пустословия. В-четвертых, совершает правильные действия (самьяк-карманта, самма-камманта) при соблюдении принципа непричинения вреда живым существам (ахимса). В-пятых, ведет правильный образ жизни (самьяг аджива, самьяк-аджива, самма аджива), при котором использует правильные способы добывания средств к существованию при отказе от воровства, охоты, торговли мясом, оружием, алкоголем, ядами, от ростовщичества, гадания и т.п. В-шестых, он следит за правильным приложением своих сил (самьяг-вьяяна, самьяк-вьяяма, самма вайяма, самма вьямана, самьяк прадхана), которые должны быть направлены на поддержание в себе энергичности (вирийя, вирья, виря), радостного вдохновения (прити, пити), на контроль за собственной психикой, на умение делать правильный выбор, распознавать истину (дхармавачайя, дхамма вачайя), на поддержание в себе состояния безмятежности (пассадхи), уравновешенности (упекша, упеккха). В-седьмых, развивает правильную память (самьяксмрити, самма сати), способность к концентрации внимания, к сосредоточению. В-восьмых, адепт правильно осуществляет само сосредоточение, созерцание (самьяк самадхи, самма самадхи). В результате он входит в состояние транса и нирваны, становится святым (архат), достигшим освобождения при жизни тела. После угасания жизненных функций и смерти тела святой переходит в полную необратимую нирвану (паринирвана). Этим путем прошел сам Будда Шакьямуни, создав прецедент освобождения в процессе практики, называемой буддийской.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003