Архетип
прообраз, первичная форма, образец, термин введен в учении о коллективном бессознательном К.Г.Юнгом.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Архетип
1) прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналитической психологии К.Г. Юнга – архетипы – структуры «коллективного бессознательного», «дремлющие мыслеформы».
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
АРХЕТИП
(от лат. arche – начало, typos – отпечаток) – в теории К.Г. Юнга – это образы или мотивы без содержания, своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества (первосмысл).
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
Архетип
(αρχή начало, τύπος образ) означает первообраз. Слово это иногда употребляют идеалисты для обозначения таких идей, которые служат образцами вещей, образцами, по которым образуются все вещи в мире.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Архетип
(греч. arche – начало + typos – отпечаток, образец) – врождённый элемент коллективного бессознательного, обусловливающий появление у индивида, определённых чувств, мыслей, представлений, отношений, действий (281; 282).
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Архетип
форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют, согласно К.Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип - это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
Архетипы
изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном. Выявляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства. Понятие введено швейцарским психологом К.Г.Юнгом (1875 – 1961).
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Архетип
греч. "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец") - "первоначальный образец". В психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".
Источник: Философия политики: глоссарий
АРХЕТИП
основной термин теории К. Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики, то есть врожденная психическая структура, находящаяся в «коллективном бессознательном».
Источник: Тематический философский словарь
Архетип
греч. – начало + образ) – прообраз, первичная форма образец. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества.
Источник: Словарь по культурологии
Архетип
от греч. arche — начало и typos — образ) — прообраз, первичная форма, образец; у швейцарского психолога и психиатра Карла Юнга (1875-1961) архетипы — это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Архетип
Принципиальная (arkhe) модель (tupon) или даже исход ная форма, копией которой якобы является реальная действительность. Таковы идеи у Платона и структуры коллективного бессознательного у Юнга. Архетип – своего рода мысль, предшествующая мысли и служащая ей моделью. Однако существуй такие модели на самом деле, разве нужно было бы мыслить?
Источник: Философский словарь.
Архeтип
понятие, используемое Платоном для обозначения подлинных форм вещей в противоположность их видимым проявлениям в мире. Карл Г. Юнги Людвиг Клагес адаптировали это понятие к современности, применив его для обозначения собирательного образа символов, обнаруживаемых в искусстве и снах. Этот термин популярен среди многих новых религий, основанных на философии.
Источник: Новые религиозные движения.
Архетип
от греч. arche - начало и typos - образ) - изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного. Обозначает суть наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение и обеспечивающих основу поведения, структурирования личности, понимания мира.
Источник: Тематический глоссарий по философии
АРХЕТИП
в позднеантич. философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитич. психологии» Юнга изначальные, врожденные психич, структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в т. н. коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения; лежат в основе общечеловеч. символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях лит-ры и иск-ва и т. д.
Источник: Советский философский словарь
Архетип
(греч. — начало – образ) — прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической психологии К.Юнга понятие «архетип» соотносится с коллективным бессознательным. Архетип — это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, архетип служат питательной почвой творческипродуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находит воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Архетип
(от греч. arche – начало и tupos – образ) – 1) первоначальный образ, прообраз. Архетипы составляют основу общечеловеческой символики, служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особую роль в искусстве; 2) архетип (психол.) – универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определённые чувства или мыслить определённым образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец); 3) наследственно передающееся первичные идеи.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Архетипы
древние бессознательные психические образы, отражающие коллективный опыт человеческого рода. Согласно К.Г. Юнгу, предложившему данное понятие для объяснения бессознательной сферы человеческой психики, А. являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами А. их являются образы Родины – матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
АРХЕТИП
категория, обозначающая фундаментальные психические структуры, укорененные в «коллективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов как априорное знание (например, установка на созерцательно-эстетическое восприятие действительности у древних греков, или деятельностная установка у немцев и англичан в Новое время и т. п.). Особенно активно понятие архетипа используется в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов культуры, ее развития и функционирования, позволяя объяснить ее устойчивость и возможность взаимопонимания среди представителей одного типа культуры. (См. бессознательное, сознание).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
Архетип
понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К.Г. Юнга. Это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и представляют непосредственную психическую данность. Архетип выражает архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта, обретает смысл общечеловеческого феномена, только будучи значимым в индивидуальной жизни человека. Различают два вида архетипов: биологические, определяющие человеческое поведение с помощью инстинктов, и психические, создающие прообразы таких важных для всего человеческого рода личностей, как Мать, Отец, Бог и т. д.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
АРХЕТИП
букв. прообраз; понятие филос. традиции платонизма, использовавшееся как пояснительное описание платоновских терминов «эйдос» и «идея». В христ. патристике (Августин, Псевдодионисий) «сфера А.» — синоним «мира в боге», т.е. совокупности божеств. замыслов как самосущей реальности, опосредующей собств. бытие бога и осуществленное творение. В философии и науке XX в. понятие А. актуализировал К.Г.Юнг как обозначение отд. компонента коллективного бессознательного. Согл. юнговской аналитич. психологии А. проявляется, как правило, в символике мифа и др. феноменах архаичного сознания. В совр. соц.-гуманит. науках А. часто называют устойчивые, постоянно воспроизводящиеся символы, образы и концептуальные конструкты мышления. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
АРХЕТИП
(arche — начало и typos — образ, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в психологии, разработанной К. Юнгом. Под слоем «личностного бессознательного», составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе З. Фрейда, Юнг обнаруживает «коллективное бессознательное», трактуемое как общечеловеческое основание («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют комплексы (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются А. — универсальные модели бессознательной психической активности (символы), спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение (см. Сознание).
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Архетип
(от греч. arche – начало + typos –первообраз, проформа) – понятие, введенное в современное учение о человеке психологом Г. Юнгом. Архетипы – это универсальные модели человеческого отношения к миру, передающиеся отдельным людям из коллективного подсознательного. Введение последнего отличает Юнга от Фрейда, введшего в обиход понятие индивидуального подсознательного. . По отношению к индивидуальному отношению к миру А. является априорным организующим началом. Согласно Юнгу архетипы присутствуют в мифологии, сновидениях, искусстве. Принимая эту идею в целом, приходится в то же время констатировать, что предлагаемые представления о конкретных архетипах часто страдают определенной произвольностью (как, впрочем, и некоторые фрейдовские представления об индивидуальном подсознательном). Эта проблематика ещё ждет своего непредвзятого исследования.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
АРХЕТИП
греч. arche — начало и typos—форма, образец), в позднеантичной философии — прообраз, идея. Термин получил распространение в совр. зап. литературе под влиянием работ швейцарск. психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры т. наз. “коллективного бессознательного”, архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, по Юнгу, бессознательное оживление и воплощение соответствующего А. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер. Именно “архетипическая матрица”, априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет, с его т. зр., существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, “вечных” образов мировой литературы и искусства.
Источник: Философский энциклопедический словарь
АРХЕТИП
от греч. – первообраз, первичня форма, образец)– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в А. формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. А. всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла. А. Структурируют понимание мира, себя и других людей. Набор А. Ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимания людей.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
АРХЕТИП
прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории Юнга архетипы - это основные элементы коллективного бессознательного, некие априорные формы мифологической фантазии. Исследуя содержания бессознательного, Юнг приходит к выводу, что, кроме индивидуальных элементов, в его глубинах имеются также некие общие содержания. Они совершенно не зависят ни от интеллектуального уровня анализируемого человека, ни от его принадлежности к определенной расе и культуре. Особенностью этих содержаний - архетипов - является их мифологический характер (например, образы Героя, Спасителя, Чудовища, Колеса-Солнца и пр). По мнению Юнга, слой бессознательного, содержащего архетипы, или матрица - это скрытое хранилище впечатлений самых отдаленных, доисторических времен, когда человек был еще неотделим от природы. Матрица есть коллективное бессознательное, в котором человек не существует как отдельный индивид и полностью сливается со всем человечеством и природой. Интереснейшая гипотеза Юнга до сих пор достоверно не подтверждена.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Архетип
от греч, arche — начало, typos — образ) — праобраз. Первообразное понятие А. применялось философами периода поздней античности, к нему обращался Аврелий Августин. В XX в. понятие А. стало ключевым в психоаналитической концепции К. Юнга. Для Юнга А. — это универсальная модель бессознательной психической жизни, структурный принцип коллективного бессознательного. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общеанатомической структуре млекопитающих». А. появляется вместе с жизнью, это априорная (доопытная) форма бессознательного. А. в «чистом» виде не имеет предметного содержания, он «непредставим», однако является скрытой основой многочисленных образно-символических форм — сказок, легенд, мифов; А. присутствует в снах, проявляется в видениях, при психических расстройствах, его можно обнаружить в любых человеческих действиях.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
АРХЕТИП
(Archetyp; от греч. archetypon — «первый оттиск») — прообраз, первоформа, образец. Y К. Г. Юнга архетипы — это вначале лишенные наглядности схемы (диспозиции), которые при определенном соединении в форме архетипических образов и процессов, соответственно символов, становятся доступными восприятию. Они обнаруживаются в сновидениях, видениях, фантазиях человека, находят свое выражение в мифах и религиозных представлениях, в легендах, сказках, художественных произведениях в рамках всех культур и во все времена. В качестве структурных элементов психического бессознательного и его регуляторов они играют особенно значительную роль при созревании психики, в процессе индивидуации (развития в психическую «целостность»). Отдельные фазы этого процесса отмечены обращением сознания к различным содержательным первообразам бессознательного: тень, animus, anima, мудрый старец, Magna Mater (мать-земля), Selbst (самость) и др. Mundus archetypus — мир идей; см. также Тип.
J. Schwabe. А. u. Tierkreis, 1951; J. Jacobi. Komplex, Archetypus, Symbol, 1957; R. Seifert-Helwig. Bilder u. Urbilder. Erscheinungsformen des A., 1963.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
АРХЕТИПЫ
первообразы, прообразы универсальных мифологических мотивов и сюжетов.
Формируются согласно швейцарскому психоаналитику К. Г. Юнгу, в сфере «коллективного бессознательного» и реализуют не только в явлениях бессознательного (сны и т. п.), но и в мифотворчестве.
Архетипы отражают не столько реалии мира, сколько свойства и состояния психики; отсюда актуальность мотивов мужской (анимус) и женской (анима) ипостасей души (ср. кит. инь и ян, представления о целостности мужской и женской душ у догонов — см. Йуругу, представления об андрогинах — двуполых существах и т. п.), человека и его двойника (тени, mpuncmepa, Мефистофеля и Фауста, ср. египетское ка и т. п.), инцеста, младенчества, материнства (см. Вогиня-матъ), мудрой старости и т. д.
В современной науке архетипическими могут именоваться универсальные символы и образы — например, мировое древо, гора и т. п.; нек-рые космогонические и др. сюжеты связываются с преднатальной (зародышевой) памятью (зарождение земли в водах первичного океана и т. п.), детской психологией (дуалистические мифы) и т. д. Ср. также о мотивах прообразов реального мира в ст. Аптропос, Фраваши и т. п.
Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991
АРХЕТИП
(от греч. arche и typos - первообраз, предшествующая форма) - 1) У К.Г.Юнга: глубинные формы коллективного бессознательного, "формы без содержания", которые, проявляясь в индивидуальном сознании, приобретают специфически образный характер, что можно исследовать и осмысливать. Относятся к числу мотивирующих факторов поведения человека. Активизация архетипов в сознании человека происходит независимо от сознания человека и нередко принудительно для его воли и разума. В плане истории религий архетипами объяснялось формирование древнейших мифологических образов в космологии, антропологии и эсхатологии разных эпох и народов; их проявления усматривались также и в художественном творчестве, паранормальном опыте современного человека, в сновидениях и в психопатическом бреде, а также в таких массовых формах неоязыческого фанатизма, как фашизм: "Нет такого безумия, жертвой которого не становились бы люди под властью архетипа" (К.Г.Юнг). 2) В нестрогом смысле об архетипах говорят как об образах или мыслительных схемах, позволяющих человеку упорядочить свой жизненный опыт и восприятие внешнего мира, что проявляется в определенных формах поведения. 3) М.Элиаде назвал архетипами отдельные действия и поступки древних героев и богов в доисторические времена, которые стали затем образцами для человеческих поступков и действий: это первый поединок, первый брак, первый танец и прочие примеры многократного подражания.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
АРХЕТИП
от греч. arche — начало и typos — образ) — категория первообраза. В этом качестве архетип стал важным понятием христианской эстетики, так как, согласно Клименту Александрийскому (III в.), всеобщим первообразом является Бог. И в дальнейшем архетип неизменно мыслился принадлежащим к сакральной сфере. Подражанием первообразу являются образы — иконы, — которые могут быть внешне подобны архетипу или, наоборот, противоположны ему по своим качествам. Мысль об абсолютной непостижимости архетипа — «неподобных подобиях» — была развита в V в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом. Применительно к практике иконописи прообразом считался объект изображения — священное событие или лицо, а сама икона должна была служить средством «взведения ума к первообразному». В качестве архетипа может выступать также изображение круга с вписанными в него геометрическими фигурами — крестами, ромбами, квадратами, составляющими основу общечеловеческой символики. Согласно теории коллективного подсознания швейцарского психолога Карла Густава Юнга, самые глубокие уровни человеческого подсознания содержат унаследованные образы «коллективного бессознательного», или архетипы — древнейшие общечеловеческие идеи и символы, для всех культур ставшие основой мифов, народного и традиционного искусства. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Большой толковый социологический словарь. Т. 1. (А — О). М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
АРХЕТИП
от греч. arche — начало и typos — образ)-— прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона А. выступает в качестве «эйдоса», умопостигаемого образца, у схоластов — как природный образ, запечатленный в уме, у Августина — как исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В «аналитической психологии» Юнга понятие «А.» соотносится с бессознательной деятельностью людей, с их эстетическим отношением к миру. Будучи врожденными психическими структурами, к-рые находятся в глубинах «коллективного бессознательного», А. представляет собой, по Юнгу: природные условия интуиции; первобытные формы постижения внешнего мира; внутренние образы объективного жизненного процесса; коллективный «осадок» исторического прошлого, хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве А., согласно Юнгу, обусловливают единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. В живописи, напр., это проявляется как изображение круга с вписанными в него геометрическими фигурами — крестами, ромбами, квадратами (А. мандала). Составляя основу общечеловеческой символики, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т. ч. и худож., воображения и фантазии, находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для лит-ры и иск-ва. В качестве формальных, не наполненных конкретным содержанием схем (образов) они включаются в творческий процесс, способствуют творческому самовыражению художника, воспринимающего мир через призму типичного, повторяющегося.
Источник: Эстетика: Словарь
АРХЕТИП
типический образ, в котором отражаются феномены коллективного бессознательного.
В позднеантичной философии - прообраз, идея. Наиболее полно понятие представлено в трудах Карла Густава Юнга (1875 - 1961), который определял архетип как изначальные, врожденные образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и прочих созданий фантазии, в том числе и художественной. К. Юнг писал, что архетипы - это "... мифологические символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость: короче говоря, всю власть тьмы". Архетип - коллективный "осадок" исторического прошлого, хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве архетипы обусловливают единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. Однако архетипы - это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность. Юнг пытался наметить систематику архетипов, таких как 1)"тень" (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в "Фаусте" Гете, Хегни в "Песне о нибелунгах"); 2) мудрый старец (старуха) (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в образе мудрого волшебника, шамана); 3) образ матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, Деметра, Кибела, Богородица) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологические ощущения смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия, и др.
В позднейшей (после Г.Юнга) литературе термин "архетип" применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, и в том числе мифологических, структур (например, древо мировое).
Источник: История и теория культуры
АРХЕТИП
от греч. arche - начало и typos - образ) - прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона под А. понимался умопостигаемый образец, "эйдос", у схоластов - природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В "аналитической психологии" Юнга понятие "А." соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах "коллективного бессознательного", и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т.е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на "поверхности" сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы - круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, - дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума.
Источник: Современная западная философия: словарь
АРХЕТИП
греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию.
В.Н. Фурс
Источник: Новейший философский словарь
Архетип
от греч. arche - начало и typos - образец) интегральное, обобщенное выражение, означающее прообраз, прототип, средний тип как результат напластований. Первоначально в биологии, затем в лингвистике служил некой маточной формой, "общим местом" в ряду однородных форм и элементов. Например, использован Р. Оуэном (1847) в теоретическом описании строения скелета всех позвоночных животных. Им был создан отвлеченный образ, соответствующий первоначальному (идеальному) типу скелета, не реализованного, однако, ни у вымерших, ни у ныне живущих видов. Таким же образом, статистическим наложением различных иконографических изображений с выведением облика по усредненному контуру овала лица, был получен обобщенный образ Иисуса Христа. Он оказался очень похожим на древнегреческие изображения Аполлона. В теории "коллективного бессознательного", созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков К. Г. Юнгом, З. Фрейдом и др., А. есть множество генетически закрепленных в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда человек отключает сознание, отдыхая от дневных впечатлений ("свято место пусто не бывает"). По их представлениям, это в сущности иррациональный, эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в т. ч. в т. н. коллективном бессознательном - в общественном сознании) древний комплекс, оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще - на всю человеческую практику (искусство, литература, творческий поиск в других областях и пр.). В современной методологии науки все более принимает обобщенное значение и расширительное толкование (например: А. полноты, который самодовлеющим образом формировал нормативы познания вплоть до появления в начале
30-х гг. XX в. известных теорем Геделя о неполноте; А. целостности, доминирующий в теории познания, во всей человеческой практике с самого начала "постгеделевской эпохи", каковая, по выражению В. В. Налимова, крупнейшего современного мыслителя, философа, автора оригинальной концепции в теории смыслоорганизующей и смыслосозидающей деятельности человека, изначально символизирует водораздел времен и означает переход к новому канону, или идеалу познания, в формах системного подхода, системного анализа, системной эпистемологии вообще).
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Архетип
от греч. arche — начало и typos — образ) Прообраз, первоначальный образ, идея; одна из главных категорий «аналитической психологии» К.Г.Юнга. В нетерминологическом смысле прообраза, первообраза понятие А. активно использовалось в античной философии и патристической эстетике. Характер глобального культурологического термина приобрело со времен Юнга. У него А. «соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах «коллективного бессознательного», и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т. е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек вспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на «поверхности» сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. А., по Юнгу, находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы — круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, — дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума» (В.Лейбин; цит. по: Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 28). Понятие А. в юнгианской интерпретации активно вошло в научный аппарат культурологии, эстетики, искусствознания, литературоведения. Современная герменевтика искусства стремится вычитать во многих произведениях искусства и новейших арт-практик глубинные А. коллективного бессознательного, рассматривая результаты креативной деятельности в качестве своеобразных символов и криптограмм этих А. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Источник: Художественно-эстетическая культура XX века
Архетип
от греч. arche - начало и typos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека. В философии Платона архетип — это образ, вид, идея - видимые только разуму, то есть проявляющиеся только в процессе мыслительной деятельности, «умозрения», теории. Запечатленные в душе человека образы — идеи, забываются в период рождения, а при встрече человека с прекрасным, отблеском вечного и подлинно сущего мира в мире чувственном, он начинает припоминать виденное душой от рождения. Учение Платона базируется на допущении всеобщей одушевленности космоса, космической и человеческих душ. Способность души обращаться к себе самой (т. е. размышлять и припоминать подлинную надчувственную реальность) — это высшая способность разума — возницы в колеснице души, где плохой конь олицетворяет чувственные вожделения, а хороший - волю. Особое значение понятие «архетип» приобретает в «аналитической психологии» Юнга. Понятие архетипа позволяет охарактеризовать бессознательную активность человеческого «я», в основе которой лежит либидозная (жизненная энергия), импульсивность человеческой психики. Сам человек не является хозяином в доме собственной психики - врожденные психические структуры, коренящиеся в глубинах бессознательного, определяют формы мировосприятия и поведения человека. Это - временные схемы, которые представляют собой продукт исторического прошлого (коллективное бессознательное) и основу общечеловеческой символики, поскольку коренящиеся в глубинах нашего бессознательного архетипические образы определяют наш опыт, образы внешнего мира, все то, что всплывает на поверхность сознания. Ряд тем «аналитической психологии» и «психоанализа» перекликается с проблематикой философии Платона учение об эросе, познание как припоминание и т. д. Но для Платона архетип сознания - это родовые понятия, содержание разума, видимые человеку в свете истины. Наиболее яркое представление об архетипах - эйдосах дает притча Платона о пещере, содержащаяся в диалоге «Государство». Человек здесь уподобляется узнику пещеры, прикованному к ее стене так, что и голову к выходу из пещеры он повернуть не может. Судить о том, что происходит за пределами пещеры, он может лишь на основании тех жалких теней, которые могут отбрасывать на находящуюся перед ним стену предметы, если их начнут проносить перед входом в пещеру. А сами предметы видны лишь в подлинном свете, свете солнца — истины, находящегося за пределами пещеры (чувственного мира, к которому прикован человек). Человек, стремящийся к истине, следует по пути разума и всеобщих понятий. Архетипы у Платона - это идеальные образы-понятия, всплывающие из бессознания при размышлении, например решении геометрической задачи (диалог «Менон»). В аналитической психологии процесс реализации архетипов - это проявление их на поверхности сознания в образе снов, религиозных представлений и мифологических символов.
Источник: Человек и общество. Культурология
АРХЕТИП
понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное - это "скопление" вытесненных представлений. Коллективное бессознательное имеет всеобщую природу и включает в себя идентичные всем людям содержания и образы поведения. Содержанием личностного бессознательного являются так называемые "эмоционально окрашенные комплексы". А. - это содержания коллективного бессознательного. "Архетип - это образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется полностью творческое воображение. Следовательно, это, по существу, - мифологический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т. е. являются психическими остатками их опыта" (Юнг). А. - это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные образцы коллективного бессознательного, которые еще не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. Хотя А., по определению, выражает некий архаичный, глубинный срез человеческого психического опыта и реально имеет место в историческом прошлом, он обретает смысл общечеловеческого феномена только будучи значимым в опыте индивидуальной жизни человека. Данное обстоятельство выражает конститутивную черту А. А. - это корреляты инстинктов, вместе с которыми они образуют бессознательное. Именно через А. инстинкт воспринимает самого себя. Существует также разница между А. и инстинктами. Инстинкты являются физиологическими побуждениями и постигаются посредством органов чувств. И в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и в символических образах. Эти проявления Юнг и называет А.
Повсюду, где мы встречаем единообразные и регулярно повторяющиеся способы понимания, мы имеет дело с А. В каком-то смысле А. представляет априорные условия понимания и восприятия, но, в отличие от кантовского типа, А. предшествует любым схемам логического мышления. А. - это трансцендентальная схема или структура, в которой запечатлен опыт жизни всего рода. Юнг различает А. и А.-образ, т. е. А., подвергнутый сознательной обработке в мифах, сказках, верованиях, тайных учениях. Реальное проявление А. в жизни - это существование мифов, сказок, тайных учений. А. как таковой существенно отличается от исторически переработанных форм. В переработанных формах А. "предстают в такой оправе, которая... безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках". К самим А. ближе стоит индивидуальный опыт - сновидения, видения, экстатические состояния. "По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает" (Юнг). В мифологии, мировых религиях происходит переработка А.-опыта, А.-образы становятся символическими выражениями "внутренней и бессознательной драмы души". А. помогают культурам постоянно воспроизводить свое прошлое, поддерживать связь со своими истоками. По Юнгу, культуры, утратившие свои А., обречены на гибель, поскольку именно А. возвращают нас к истокам, в изначальные времена, возобновляют прошлые события, придающие смысл настоящему. Настоящее поверяется в соотнесении с нашим прошлым; критерием этого соотнесения и выступают А.
Т. X. Керимов
Источник: Современный философский словарь
АРХЕТИП
(от греч. arche — начало и typos — образ) — первоначальный, подлинный образ, прообраз, исток, первосмысл. А. — научное понятие, характеризующее одну из распространенных концепций в современной психологии, теории мифологии, литературоведении и эстетике. Как правило под А. понимаются общие изначальные универсальные мотивы и образы, общезначимые для истории культуры смыслы и значения, общие для всех людей психофизиологические особенности. Широкое использование термина А. связано с деятельностью швейцарского психолога и культуролога К.Г. Юнга (1875— 1961). Сам Юнг соотносил понятие А. с многими источниками, в том числе с теорией идей Платона (428/427—347) и с доктриной Августина (354—430) о создании многообразия вещей и явлений богом-творцом по подобию неких первообразов. Кроме того, когда речь шла о конкретных архетипических образах и мотивах, Юнг использовал материал художественной литературы (напр., трагедию «Фауст» И.В. Гёте или роман Р. Хаггарда «Она»). Поэтому особенностью теории А. у Юнга явилось обоснование ее через массу интерпретаций и толкований, что коснулось и самого термина. С точки зрения Юнга, А. можно понимать как «бессознательную идею», «предсуществующий» и «сверхпорядковый» «прототип», «изначальный образ», «образец». Истоком теории А. стала идея Юнга о том, что в человеческой деятельности «есть априорный фактор, так называемая врожденная, досознательная и бессознательная индивидуальная структура души». На этой основе он определял А. не через его содержание, а со стороны формы, и предлагал эту форму «сравнить с осевой структурой кристалла, которая до известной степени предустанавливает кристаллическую структуру матричной жидкости, хотя сама по себе материально и не существует». В наиболее чистом виде А. присутствуют и сохраняются в легендах, мифах, фольклоре и сказках. Поэтому какой-либо конкретный образ возникает в сознании отдельного человека не прямо из А., а становится содержательным в зависимости от множества факторов его индивидуальной жизни, культурного «багажа» и развития культуры в целом. Поэтому юнговская методология получила свое приложение прежде всего в психологии, истории и теории культуры, и через понятие А. предпринимались попытки как открыть единство мирового культурного процесса, так и объяснить своеобразие каждого нового типа культуры как преломление ценностей, норм и установок в коллективном и индивидуальном сознании. В области мифологии, художественной культуры и искусства, теория А. в трактовке Юнга, предлагает учитывать существование неких исконных бессознательных форм постижения внешнего мира, которые определяют единообразие художественного восприятия, образности и символики на протяжении всей истории развития мирового искусства. Наиболее существенными в систематике Юнга явились такие А., как Тень и Священное, Анима (анимус) — женское-мужское начало, Предвечный младенец и Мудрый старец. Кроме того, совместно со своими последователями (напр., К. Кереньи) Юнг предпринял попытку на основе мифологии многих народов и произведений художественной культуры разных эпох связать мировую культуру через единые архетипические образы и мотивы (Дева, Мать, Дочь, Детство, Возрождение, Трикстер-плут). В настоящее время продолжается дальнейшее развитие теории А. на основе синергетики — междисциплинарной науки, изучающей комплексные процессы самоорганизации в нелинейных незамкнутых системах. В этом случае анализируются космогонические и пространственные архитепические модели, исходя из отношений между хаосом и порядком, которые признаются базовыми параметрами, организующими картину мира в мифологии, народной культуре и религии.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.
архетип
АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие А. с такими «родственными» ему понятиями: идея (Платон), прамысль (Бастиан), праобраз (Буркхардт), категории фантазии (Юбер и Мосс), коллективные репрезентации (Леви-Брюль), априорные категории (Кант). В качестве синонимов Юнг использует понятия «древнейший образ», «доминанта коллективного бессознательного», «априорный модус реагирования», «потенциальность (энтелехия)», «инстинкт», «модель поведения». В последующем Юнг различал архетип-в-себе в качестве потенциальной диспозиции (по аналогии с вещью-в-себе) и архетипическое проявление. По мысли Юнга, коллективные элементы души наследуются точно так же, как и морфологические элементы человеческого тела. Говоря о наследовании А., он имеет в виду, что А. априорны всякому индивидуальному опыту и возникли до него. Поэтому множество всех А. представляет сумму всех латентных возможностей человека. Эти архе-типические представления отвечают за всеобщие, типичные и присущие каждому человеку реакции на важнейшие жизненные события. Тезис о том, что А. обладают формообразующей силой, Юнг поясняет отсылкой к 4-м видам причинности, выделенным Аристотелем: материальной, действующей, финальной и формальной. А. конституируется формальной причиной и представляет собой только структурный элемент опыта, но никак не его содержание. Определяя А. структурно, Юнг — для описания его функционирования — вводит динамические компоненты, сформулированные им в теории либидо. Понимая под либидо психическую энергию вообще, Юнг формулирует тезис об архетипической биполярности, т.е. о принципиальной амбивалентности А. Они обладают величайшей энергетической напряженностью, что проявляется в их безусловном, принудительном, или нуминозном, характере воздействия (на мысли, чувства, паттерны поведения). А. действуют на сознание посредством механизма проекции. Именно актуализация одного из полюсов А. приводит к необъяснимым, с рациональной точки зрения, эмоциональным и оценочным реакциям человека. Одной из самых распространенных форм несанкционированного «вторжения» бессознательного в сознание является одержимость каким-либо А. В результате сознание теряет либидо, что приводит к снижению ментального уровня и регрессу. Это состояние Юнг называл инфляцией (раздуванием) сознания. А. проявляются в символах, ритуалах, мифопоэтических сюжетах, а также в психических комплексах и симптомах. Поэтому анализ собственной символической продукции человека (включая сновидения, симптомы) и доминантных символов эпохи является необходимым условием для организации гармоничной связи между сознанием и бессознательным. В различных культурах и на разных этапах развития общества один и тот же А. может появляться на разном материале. Манифестация А. зависит от доминирующих догматов сознания и рассматривается как компенсация. Соответственно манифестацию каждого А. правомерно рассматривать как конструктивную или деструктивную. Научные открытия, мистические прозрения, культовые практики и обряды Юнг интерпретирует как проявление коллективного бессознательного. В зависимости от архаичности архетипических проявлений строится иерархия А. В манифестации каждого из них можно выявить личностные аспекты, связанные с проблемами и конфликтами в процессе индивидуального развития, и коллективные. Конкретная форма проявления каждого А. зависит от доминирующей установки сознания. В процессе индивидуации, т. е. самореализации, становления личности, А. появляются в определенном порядке. По доминирующему А. выделено, соответственно, 4 ступени индивидуации: персона/тень, анима (анимус), значение и самость. Наряду с этими А. описаны и другие, такие как старый мудрец, божественный ребенок, великая мать и отец, двойное рождение, трансформация, жертвоприношение, герой и пр. Т.А. Ребеко А. — образец, прообраз, первичная форма. В античности под А. понимался наиболее древний текст, к которому восходят тексты более поздних сочинений, и который практически невозможно адекватно реконструировать. Понятие А. встречается: у Филона Александрийского, который называл так образ Бога (Imago Dei) в человеке; у Иринея, характеризовавшего через понятие А. божественное сотворение мира; у Дионисия Ареопагита, называвшего А. «первичную завесу». Исследуя под влиянием 3. Фрейда «индивидуальное бессознательное», К. Г. Юнг постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя — коллективного бессознательного, представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга. В коллективном бессознательном в зародышевой форме находятся возможности всех психических процессов и переживаний. Его содержание составляют первичные (врожденные) психические структуры — общечеловеческие, исторические прообразы и «базовые схемы» образов фантазии, в наибольшей степени способствующие формированию воображения, которые и получили в учении Юнга название А. (у Фрейда это «архаические остатки», унаследованные из врожденных, первобытных, источников разума человека). Они лежат в основе общечеловеческой символики, мифов и верований, символов художественного творчества (литературы и искусства), сновидений. Е.С. Элбакян
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Архетипы
греч. «первообраз»), широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введенное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. У Юнга понятие А. означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях. Тождественные но своему характеру архетипические образы и мотивы (напр., повсеместно распространенный миф о потопе) обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Однако А. — это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность. Словами Юнга, А. имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Его форму Юнг сравнивает с системой осей какого-либо кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным бытием. Процесс мифотворчества поэтому есть не что иное как трансформация А. в образы, «невольные высказывания о бессознательных душевных событиях» на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщенности А. имеют свойство «по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами,... они способны впечатлять, внушать, увлекать», поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль А. для художественного творчества. Тайна воздействия искусства, по Юнгу, состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов... он подымает изображаемое им из мира еди-нократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы...» (К. Г. Юнг). Едва ли не лучшая краткая формулировка концепции А. принадлежит Т. Манну: «... в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» (Собрание сочинений, т. 9, М., 1960, с. 175). Юнг предполагал, что А. присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом, т. е., по-видимому, наследуются. В качестве вместилища («душевного пространства») для А. Юнг постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности, — т. н. коллективное бессознательное. Концепция А. ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением. Тем не менее Юнг попытался наметить систематику А., формулируя такие, напр., А., как «тень» (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гете, Хегни в «Песни о Нибелунгах», Локи в «Эдде» или любой другой образ плута-озорника), «анима (анимус)» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и яи и т. п.) и «мудрый старик (старуха)» (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман, ницшевский Заратустра). Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, Богородица и т. п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия. Архетипическое значение образов Прометея и Эпиметея Юнг сводит к противопоставлению в психике индивидуально-личностного начала («самости») и той ее части, которая обращена вовне («персона»). Отдельные положения доктрины Юнга об А., само понятие А. оказали широкое воздействие на мысль и творчество исследователей мифа и религии (К. Кереньи, сотрудничавший с Юнгом, М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, индолог Г. Циммер, гебраист Г. Шолем, исламовед А. Корбеи), литературоведов (Н. Фрай, М. Бодкин), философов и теологов (П. Тиллих), даже ученых внегуманитариого круга (биолог А. Портман), видных деятелей литературы и искусства (Г. Гессе, Т. Манн, Ф. Феллини, И. Бергман). Сам Юиг недостаточно последовательно раскрывал взаимозависимость мифологических образов как продуктов первобытного сознания и А. как элементов психических структур, понимая эту взаимозависимость то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних другими. Поэтому в позднейшей литературе термин «А.» применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в т. ч. мифологических структур (напр., древо мировое) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым. В отечественной науке некоторые мыслители и ученые независимо от Юнга подходили к понятию А. [срв. выражение «схемы человеческого духа» у П. А. Флоренского (см. его «Столп и утверждение истины», М., 1914, с. 678), а также работы О. М. Фрейденберг]. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
Архетип
греч. arche – начало + typos – форма, образец) прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. В аналитической психологии К.Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. ............ ? прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви — Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников — Филона, Цицерона, Плиния, герметические трактаты. Часто это понятие употреблялось ср.-век. мистиками (напр., Рюисброком) и алхимиками, к исследованию трудов к-рых Юнг приступил как раз в то время, когда он стал употреблять термин А. (впервые — в 1919). Поскольку А. в словоупотреблении христ. и языч. неоплатоников соответствовал “эйдосу”, “идее” Платона, то Юнг оговаривал правомерность его употребления в психологии. А. коллективного бессознательного отличаются Юнгом от “комплексов”, содержащихся в личностном бессознательном, в к-рое входят прежде всего вытесненные из сознания представления. Тем самым Юнг отличает свою аналитич. психологию от психоанализа Фрейда уже по предмету: бессознательное включает в себя не только вытесненные на протяжении индивидуальной жизни влечения, но также память всего человеч. рода. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на к-ром вырастает индивидуальная психика. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие для всего живого инстинкты, и специфически человеч. бессознат. реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутр. мира. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, т.е. общие закономерности. Это общее не лежит на поверхности, его следует искать в глубинах. По ходу научного поиска мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, к-рые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. А. коллективного бессознательного являются своеобр. когнитивными образцами, на к-рые ориентируется инстинктивное поведение: интуитивное схватывание А. предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения. В А. накопился опыт тех ситуаций, в к-рых бесконечному числу предков совр. человека приходилось “спускать курок” именно такого действия; это — когнитивная структура, в к-рой в краткой форме записан родовой опыт. Инстинкты представляют собой врожденные программы поведения, тогда как А. являются регуляторами психики, априорными формами, к-рые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Отвергая обвинения в ламаркизме, Юнг писал, что т.о. передается не содержание, а чистые формы, получающие материю из опыта. Юнг сравнивал А. с системой осей кристалла, к-рая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невеществ. полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким “веществом” являются внешний и внутр. опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде А. поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознат. обработке. Ближе всего к самому А. эти образы сознания — “архетипич. образы” — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистич. видениях, нек-рых психопатологиях, когда сознат. обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное (“нуминозное” — Юнг часто пользовался этим термином, позаимствованным у Р. Отто; см. Нуминозность). Архетипич. образы наделены огромной психич. энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания. Архетипич. образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипич. образов. Человек первобытного об-ва лишь в незначит. мере отделяет себя от “матери-природы”, от жизни племени. Он уже переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как “грехопадение”. Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутр. миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религ. учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от А. коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредств. соприкосновения с колоссальной психич. энергией А. Символы и церковные догматы придают форму внутр. опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредств. опыт архетипич. образов. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится “компенсировать” односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт А., если символич. передача невозможна, то архетипич. образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких “вторжений” на индивидуальном уровне являются нек-рые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п. А. не даны нам ни во внешнем, ни во внутр. опыте — в этом смысле они гипотетичны. Выдвинув эту гипотезу для объяснения неврозов и психозов, Юнг использует ее для объяснения разл. явлений культуры, прежде всего мифологии, религии и искусства. Эти идеи оказали опр. влияние на совр. религиоведение — понятиями “А.”, “архетипич. образ” пользовались К. Кереньи, Элиаде, Дж. Кэмпбелл и др. историки религии и мифологии, не обязательно принимавшие многие др. положения аналитич. психологии (в частности, и биол. трактовку А.). Учение Юнга об А. коллективного бессознательного оказало также опр. влияние на лит-ведение и иск-ведение, равно как и на творчество нек-рых известных писателей, художников, кинорежиссеров. Чаще всего понятие А. используется не принадлежащими к юнгианской аналитич. психологии авторами в более широком (а иногда и расплывчатом) смысле — как совокупность общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религ., лит., культурных традиций. В аналитич. психологии этот термин чаще всего употребляется по отношению к опр. психич. структурам, проявляющимся по ходу терапии (анима и анимус, самость и др.). Лит.: Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994; Архетип: Культурол. альманах. Шадринск, 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Он же. Аналитич. психология: Прошлое и настоящее. М., 1995; Он же. Человек и его символы. СПб. 1996. А.М. Руткевич. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Источник: Большой толковый словарь по культурологии