АПОКРИФ
Апокриф
греческое слово, означающее «нечто скрытое». Так называют иудейские и христианские книги, не вошедшие в официальный канон Писания.
Источник: Новые религиозные движения.
Апокрифы
греч. apokryphos – тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.
АПОКРИФ
Греч.) Очень ошибочно толкуется, и понимается как
сомнительный или поддельный. Это слово означает просто тайный,
эзотерический, сокрытый.
сомнительный или поддельный. Это слово означает просто тайный,
эзотерический, сокрытый.
Источник: Теософский словарь
АПОКРИФ
греч. - тайный, сокровенный) - произведения иудейской и раннехристианской литературы о священных лицах и событиях. Содержание апокрифов не всегда совпадало с официальным вероучением, поэтому они не признавались церковью. Широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве. Так, например, к апокрифическим произведениям восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествие во ад и другие.
Источник: История и теория культуры
АПОКРИФЫ
(от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - гностические по духу, нередко использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли (напр., В.Налимов).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Апокрифы
Сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем и мало-помалу развившегося догматического представления, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, что они, следовательно, дело рук человеческих. Апокрифам противополагаются канонические книги, т. е. внесенные в список признанных церковью и употребляемых поэтому при богослужении книг.
Источник: Православный церковный словарь.
Апокрифы
(от греч. apokryphos — скрытый, тайный) — ветхозаветные и новозаветные произведения, объявленные церковью вредными и ложными. По содержанию А. принципиально не отличаются от признанных церковью книг «священного писания». Отнесение части библейской литературы к А. отражало ожесточенную внутрицерковную борьбу. Побежденные религиозные группировки объявлялись еретическими, а вместе с ними и произведения, пользовавшиеся у них наибольшей популярностью. При канонизации Ветхого завета из него было исключено несколько десятков книг, большей частью апокалиптического содержания. Из ветхозаветных А. до нас дошли лишь немногие. Часть их в виде фрагментов была обнаружена в 1947 г. в пещерах у Мертвого моря. При окончательной канонизации Нового завета Лаодикейским собором в 364 г. к А. было причислено около трех десятков евангелий, до десятка «откровений», ряд посланий, деяний и иных произведений. Бо́льшая часть новозаветных А. не сохранилась: начиная с 4 в. они уничтожались духовенством и известны лишь по названиям и фрагментам, приведенным в сочинениях «отцов церкви». Наши сведения об А. обогатились после открытия в 1946 г. в Хенобоскионе (Египет) собрания рукописей секты гностиков. А. создавались также в средние века (на Руси т. н. отреченные книги), чаще всего на основе библейских сюжетов.
АПОКРИФЫ
библейские (от греч. ????????? – сокровенный, тайный) – отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон, книги, по существу аналогичные библейским. В древности А. назывались вообще книги таинственного содержания, доступные только посвященным. Термин "А." был впервые применен в декрете папы Геласия (5 в.), содержащем первый индекс запрещенных апокрифич. книг. По мере образования христ. канона за его пределами оказывались мн. книги, ранее почитавшиеся нек-рыми общинами или группами верующих. Появление этих книг вызывалось не причинами догматич. порядка, а ходом обществ. борьбы за влияние и преобладание между этими группировками и общинами. К А. относится большое количество книг, имеющих много общего с соответств. книгами и разделами Библии, а именно – Псалмы Соломона, книга Юбилеев, или Малое Бытие, Заветы 12 патриархов, книга Еноха, Апокалипсисы Ездры и Варуха. Сохранились неск. десятков апокрифич. евангелий (напр., евангелия Фомы, Варнавы, Варфоломея, Керинфа, Василида, манихеев, Филиппа, Петра, Татиана и др.), ряд апокрифич. Деяний апостолов (Петра и Павла, Павла и Феклы, Фаддея, "Апостольская история" Псевдо-Авдия и др.), большое количество Посланий, среди к-рых имеется подложная переписка апостола Павла и Сенеки. В средние века она включалась в издания соч. Сенеки. Лит.: Жебелев С. А., Евангелия канонические и апокрифические, П., 1919; Сhаrlеs R. Н., The Apocrypha and pseudepigrapha of the old testament in English, v. 1–2, N. Y. – Oxf., 1913; Torrey Сh. G., The apocryphal literature, New Haven (Conn.), 1945; Neutestamentliche Apokryphen ...in deutscher ?bersetzung und Einleitungen, hrsg. von E. Hennecke, Lpz., 1904. И. Крывелев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
АПОКРИФЫ
oTrpe4.apokryphos-тайный, секретный) - произведения религ. содержания, но не признанные церковью (или жречеством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты называют их «посторонними книгами») и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые сохранились в переводах гл. обр. на греч., а также на др.-арм. и ста-рослав. языки. К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудрости Иисуса сына Сирахова (Бен-Сира), Мудрости Соломона, Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Даниила и Эсфири, Заветы 12 патриархов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагменты не известных ранее А. — книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А. относятся различные евангелия, деяния отд. апостолов, послания, апокалипсисы (откровения), созданные до канонизации текста Нового завета в 4 в. — нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон. Слово «апокриф» первоначально относилось к произведениям одной из групп христиан — гностиков, стремившихся сохранить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные «бого-вдохновенными». Н.-з. А. делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список «отреченных» книг был составлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство «отреченных» книг известно только по названиям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2-4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте (Евангелие и Апокалипсис Петра, отрывки из неизвестных евангелий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиотека произведений христиан-гностиков, среди них: Евангелия от Фомы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать, поскольку они не расходятся с догмой.
Источник: Атеистический словарь
АПОКРИФЫ
(греч. apokryphos; букв. - скрытый, тайный) - произведения иудейской и раннехрист. литературы, не включенные в библ. канон. Существует большое количество А. по всем разделам как Ветхого, так и Нового заветов. К ветхозав. А. относятся Псалмы Соломона, Заветы 12 патриархов, кн. Еноха, кн. Юбилеев, апокалипсисы Ездры и Bapyxa, Вознесение Исайи и мн. др. Большинство протестантских церквей относит к А. также неканонич. книги Ветхого завета - Юдифь, Товит, кн. Иисуса, сына Сирахова, и др. Новозав. А. можно подразделить на 4 оcн. группы, аналогичные довозав. писаниям: евангелия (от евреев, египтян, Петра, Фомы и др.), послания (Климента, Игнатия, Поликарпа, Варнавы и др.), деяния (Петра, Павла, Иоанна, Андрея, Фомы и др.) и откровения (Петра, Месса, Зостриана «Пастырь Гермы» и др.). К числу А. относят также «Дидахе» и «Возвещение Петра». Все без исключения А. псевдоэпиграфичны, т. е. составлены не теми лицами, к-рым их приписывают. В этом отношении, как и во мн. иных, нет никакого различия между А. и канонизир. писаниями. В процессе формирования новозав. канона мн. раннехрист. сочинения отвергались церковью как еретические. В эту группу входит осн. масса А. Др. сочинения, как «Дидахе» или «Пастырь», не осуждались церковниками, а иногда даже рекомендовались для чтения верующим, хотя v не были включены в число «богодухновенных» писаний. Четкого различия между ними и канонизир. сочинениями не проводилось вплоть до IV в. В древнейшем Александрийском кодексе Библии (IV в.) после новозав. писаний следуют послания Климента. Но после превращения христианства в гос. религию церковники относились со все возрастающим недоверием ко всем раннехрист. А. и зачастую уничтожали их рукописи. Вот почему подавл. большинство А. сохранилось лишь в скудных фрагментах, чаще всего в сочинениях ортодоксальных церк. писателей, полемизировавших с разл. ересями. Только в прошлом и этом столетиях, гл. о. благодаря (прогрессу «археол. раскопок, значительно увеличилось количество известных нам апокрифич. текстов. Так, большой фрагмент Евангелия от Петра был найден в 1892 в Ахмиме (Египет), текст «Дщахе» был случайно обнаружен в 1873 в Константинополе, а целая библиотека, состоящая из 44 гностич. христ. писаний, была открыта в 1946 в Хенобоскионе (Египет).
А. - важнейшие источники по истории раннего христианства. Ввиду того что они не были канонизированы, при переписывании они не подвергались столь многочисл. переработкам и редактированию, как новозав. писания. В них часто сохраняются следы настроений разл. раннехрист. сект, к-рые враждебно относились к господств. церкви. После канонизации церковью текста Нового завета процесс создавания новых А. заметно ослабел, хотя и не прекратился. Обычно этот процесс усиливался в период (или непосредственно после) принятия христианства в отдельных странах. В ср.-век. А., создававшихся зачастую под влиянием сект, как правило, перерабатывались разл. сюжеты из новозав. писаний, излагались выдуманные события из проповеди христианства, странствия апостолов, жития святых и т. п. Довольно многочисл. ср.-век. русские А. - т. н. Отреченные книги - иногда соперничали в популярности с канонизир. писаниями. Церковники неоднократно осуждали «Отреченные книги» и составляли индексы «Книг истинных и ложных».
А. - важнейшие источники по истории раннего христианства. Ввиду того что они не были канонизированы, при переписывании они не подвергались столь многочисл. переработкам и редактированию, как новозав. писания. В них часто сохраняются следы настроений разл. раннехрист. сект, к-рые враждебно относились к господств. церкви. После канонизации церковью текста Нового завета процесс создавания новых А. заметно ослабел, хотя и не прекратился. Обычно этот процесс усиливался в период (или непосредственно после) принятия христианства в отдельных странах. В ср.-век. А., создававшихся зачастую под влиянием сект, как правило, перерабатывались разл. сюжеты из новозав. писаний, излагались выдуманные события из проповеди христианства, странствия апостолов, жития святых и т. п. Довольно многочисл. ср.-век. русские А. - т. н. Отреченные книги - иногда соперничали в популярности с канонизир. писаниями. Церковники неоднократно осуждали «Отреченные книги» и составляли индексы «Книг истинных и ложных».