АКАДЕМИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКАДЕМИЯ
древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

Источник: Тематический философский словарь

АКАДЕМИЯ
философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с 1У по 1 вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спевсипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АКАДЕМИЯ
философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с IV по I вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спев-сипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

Источник: Философский словарь

Академия
Так в древности называли сначала усадьбу и строения в предместье Афин, где учил Платон. Говорят, что само название академия произошло от имени прежнего владельца этого места Академа. После Платона академиею или новою академиею называли и школу его последователей, хотя они и не были во всем с ним согласны и не жили в его усадьбе. Теперь академиями называют высшие учебные общества и учебные заведения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Академия
Так в древности называли сначала усадьбу и строения в предместье Афин, где учил Платон. Говорят, что само название академия произошло от имени прежнего владельца этого места Академа. После Платона академиею или новою академиею называли и школу его последователей, хотя они и не были во всем с ним согласны и не жили в его усадьбе. Теперь академиями называют высшие учебные общества и учебные заведения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Академия
Имя собственное, первоначально обозначавшее школу Платона (он учил в садах, расположенных на северо‑западе Афин и называвшихся Akademos). Вопреки направлению своего основателя, Академия впоследствии стала очагом скептицизма. Возможно, это знаменовало попытку отхода от идей Платона ради возвращения к мудрости Сократа.
Академией в широком смысле называют любое объединение людей ученых или просто знающих, равно как и людей, считающих себя таковыми.

Источник: Философский словарь.

АКАДЕМИЯ
греч. akademia) — наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А. основанной им в 385 до н.э. философской школе, закрытой в 529 по распоряжению императора Византии Юстиниана. "Новая" платоновская А. (1459-1521), одно время руководимая М. Фичино, была учреждена К. Медичи во Флоренции.
С.Ю. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

АКАДЕМИЯ
греч. Akademia) - название некоторых научных учреждений и учебных заведений, происходящее от имени мифического героя Академа и названной в его честь местности близ Афин. Это название Платон присвоил основанной им в 385 до Р. X. философской школе, которая в 529 после Р. X. была закрыта императором Юстинианом (см. Платонизм). В 1459 Козимо Медичи открыл во Флоренции новую платоновскую академию во главе с Марсилио Фичино, просуществовавшую до 1521. С ней связана деятельность греч. ученых, бежавших из Константинополя при продвижении османов и захвативших с собой неизвестные прежде в Западной Европе платоновские рукописи (см. Кембриджская школа).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АКАДЕМИЯ
(греч. ’?????????) — название некрых учебных, науч. и др. творч. учреждений. Слово «А.» (первоначально — «Гекадемия») произошло от имени мифич. героя Академа (Гекадема), в честь крого были названы гимнасий и сад близ Афин, где возникла Академия платоновская. А. назывались кружки ученых, собиравшихся при правителях некрых ср.-век. гос-в Бл. Востока и Зап. Европы, об-ва мыслителей и художников эпохи Возрождения. В XVII в. возникли первые науч. А. Совр. учебные А. по типу организации близки ин-там с неск. ф-тами. В РФ наряду с А., находящимися на бюджетном финансировании (Росс. АН — РАН, Рос. А. образования — РАО, Рос. А. мед. наук — РАМН и др.), существуют обществ. А. (напр., Рос. А. естеств. наук — РАЕН, А. творчества, А. технол. наук, А. гуманит. исследований). Совр. А. формируются гл. обр. из чл., избираемых за вклад в развитие соотв. областей познания и творчества. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКАДЕМИЯ
(Akademie; от греч. akademeia) — догреческого происхождения название (значение не известно) расположенного близ Афин поля. Это название Платон присвоил основанной им в 385 до н. э. философской школе, которая в 529 н. э. была закрыта императором Юстинианом (см. Платонизм). В 1459 Козимо Медичи основал во Флоренции новую платоновскую академию во главе с Марсилио Фичино. Она существовала до 1521. С ней связана деятельность греческих ученых, бежавших из Константинополя при продвижении османов и захвативших с собой неизвестные прежде в Западной Европе платоновские рукописи (см. Кембриджская школа). В новое время под академией понимают исследовательское учреждение или объединение в целях содействия науке и искусству, причем определение «академический» относят к учениям и исследованиям, проводимым также в университетах и других высших учебных заведениях.
Н. Chemiss. The Riddle of the Early Academy, Berkeley; Los Angeles 1945, dt. 1966; H. Herter. Platons A., 1946; W. Wühr, Das abendländ. Bildungswesen im MA, 1950; O. Seel. Die platon. A., 1953; A. Weische. Cicero u. die Neue A., 1961.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АКАДЕМИЯ
философская школа Платона, открытая им в сорокалетнем возрасте в Афинах в 387  г. до н.э. в помещении «гимнасии», расположенной в роще, посаженной в честь героя Академа,  отчего и получила впоследствии свое название – Академия. Здесь стали собираться талантливые люди, которых Платон соединил как «священное братство», почитавшее Музы и Аполлона. Цель Академии – Платон видел в том, чтобы через определенным  образом организованное знание формировать людей нового типа, способных обновить государство, ибо знание –  облагораживает людей, а через людей – общество и государство. В Академию принимали практически всех желающих. Часть его учеников пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения  общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. Впоследствии Академия  стала крупным очагом развития греческой математики. Из его школы вышли Февдий из Магнесии, автор учебника по математике и Архит – создатель  научной  механики.  Здесь  учился  выдающийся  астроном  и  географ Эфдокс,  который разработал новый  метод  математического анализа, дал  свое определение пропорциональности, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли и попытался  вычислить длину  ее  окружности.  В  годы  старости  Платона,  когда произошло  его  сближение  с  пифагорейцами  и  с  развивавшимся  ими  математическим естествознанием. Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407-399 гг. до н.э.). В ряде вопросов Спевсипп  отклонялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об «идеях». В сущности Спевсипп был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об «идеях» он отрицал, заменив  «идеи»  «числами»  пифагорейцев.  Однако  и  «числа»  он  понимал  не столько  в платоновском – философском, онтологическом – смысле, сколько в смысле математическом. Он сближал Мировой ум Платона не только с Душой, но и с Космосом. Он даже начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом – в теории познания. Начиная со Спевсиппа, в платоновскую Академию проникает скептицизм. Приблизился к  пифагорейцам и  его  ученик Ксенократ, который стоял во главе Академии в течение 25 лет  (339-314 гг. до н.э.) и был главным представителем школы, одним из самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей философии на области диалектики, физики и этики. Мировую душу он определял  как самодвижущееся число. Он присоединил к физическим элементам эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.

Источник: Философия науки и техники: словарь

АКАДЕМИЯ
(от греч. Akademia) — основанное частным лицом, организацией или государством сообщество людей, объединенных духовными интересами и творческой деятельностью. А. является общепринятым наименованием учреждений и заведений учебной, научной и художественной направленности. Термин А. происходит от имени Академа, персонажа древнегреческой мифологии, владевшего прекрасным садом близ Афин, великолепным местом для бесед ученых о природе богов. А. называлась философская школа, основанная в 387 г. до н.э. древнегреческим философом Платоном (427/428—347) и ставшая центром философской и математической мысли античной эпохи. А. Платона просуществовала до 529 г. н.э. и была закрыта восточноримским императором Юстинианом. К концу VIII в. формирование романо-германской державы Карла Великого (742—814) ознаменовалось созданием Латинской А., которая стала первым научно-просветительским собранием в Европе, имевшим большое значение для становления средневековой культуры (латинский язык и образование, история, поэзия) на основе традиций римской античности и в духе христианства. В эпоху Возрождения традиция учреждения сообществ философской, литературной и художественной направленности была поддержана в Италии. В частности, философом-гуманистом М. Фичино (1433—1499) во Флоренции была организована Платоновская А. (1459—1521), возникшая в противовес университетам и монастырским школам, центрам средневековой учености. В конце правления Козимо Медичи во Флоренции по инициативе известного живописца и историка искусств Дж. Вазари (1511—1574) была организована первая художественная А. (1563) как новое, соответствующее свободному духу Возрождения учреждение. В 1603 г. в Риме была создана «Академия Линчеи», в 1936 г. переименованная папой Пием ХI в Папскую А. наук, предназначенную для поощрения Ватиканом математических и естественных знаний. Для ХVII в. заметным явлением стало создание по инициативе кардинала Ришелье Французской А., которая имела большое значение для формирования классицизма в области литературы и театра, а в 1648 г. в Париже была организована Королевская А. живописи и скульптуры, на многие годы ставшая для всей Европы моделью организации подобных учреждений. В России результатом глубоких преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. в С.-Петербурге А. наук, объединившей в своей деятельности научно-исследовательские и образовательные функции. В системе А. были организованы университет и гимназия, а первым русским академиком стал ученый-энциклопедист, деятель культуры и просветитель М.В. Ломоносов (1711—1765). К 1757 г. относится учреждение в России А. художеств, которая стала центром обучения в области музыки, живописи, ваяния и зодчества. С целью изучения русского языка и составления толкового словаря русского языка и грамматики в 1783 г. была организована Российская А., преобразованная в 1841 г. в Отделение русского языка и словесности А. наук. В настоящее время в России наименование «А.» применяется для обозначения целого ряда общественных организаций, объединяющих их членов в области гуманитарных и естественных наук, искусства и других видов творчества.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

АКАДЕМИЯ
платоновская, основанный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-филос. союз, имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э. Название А. (первоначально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были посвящены приобретенные Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх, избираемый из членов А. Члены А. добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от плотской любви и мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе А.: «Негеометр да не войдет!». Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая, возглавившего А. ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю (во главе с Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и др. разделения истории А.
Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию «Тимея». Абсолютизация техники диалектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение ее в мировоззренч. принцип наряду с возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич. скептицизма, определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад (сын Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой А. (схолархи: Карнеад, сын Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 - 88? до н. э.), к-рого иногда называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при осаде Афин Суллой были разрушены помещения А. и вырублен академич. сад, причем погибла библиотека А. Однако еще в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус А. вплоть до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С кон. 2 в. до кон. 4 в. А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского толка, развиваемый затем в 5 - нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских неоплатоников во главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.
Возрождение платонизма в 15 в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459 платоновской А. во Флоренции, просуществовавшей до 1521. Во главе ее стоял Фичино, к ней принадлежали К. Ландино, Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого круга филос. устремлений Флорентийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток дать синтез платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами религ.-филос. мысли.

Источник: Советский философский словарь

АКАДЕМИЯ
Платоновская—школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон после 1-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение ( — Diog. L. Ill 19— 20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь, и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона — созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа,—образовалась в 380-е гг. и в ней по инициативе и по образцу Платона начали писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизировали с другими сократиками, софистами и риторами, вели диспуты и занимались математикой. Когда Платон во второй раз едет в Сицилию (367—66), его замещает Евдокс (попытки оспорить это неубедительны). В то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).
Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Academicorum index Herculanensis), IV книги Диогена Лаэртия и статьи из Суды: Сяевсвяяиз Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ из Халкидона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократил (? — вероятно, последний, кто вел занятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай из Питаны (Diog. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократил уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (Diog. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадом из Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхиона, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академиков» (col. M 10—21) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. Il 16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»). Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филон из Ларисы, который покинул Афины в 88 до н. э. Филон не оставил преемника (Seneca. Nat. Quaest. VII 32, 2), и на нем прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Академии.
Ученик Филона Антиох Аскалонский разрывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numenius, frg. 28, 11—12 des Places: , назвав ее «Древней Академией» (Cic., Brut. 315; Luc. 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.
Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (XXI 37—42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая—с Лакида (ср. Diog. L. I 14, I 19, IV 59; Суда, ; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. I 220; ср. Ps.-Gal. Hist. Phil. 3; Clem. Alex. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. Hyp. I 220. cf. 235), а школа Антиоха—5-ю (Pyrrh. Hyp. 220.cf. 235).
Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруге» (332), написанном в 46 до н. э., как глава— heres—«Древней Академии»; но уже осенью 45 его, вероятно, не было в живых, т. к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также перешел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в августе 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники называют «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно, обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму.
Т. о., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аскалонским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетельством того возвратного порыва философской мысли античности, который в период т. н. среднего платонизма искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникновению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4—6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W. Gorler), но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы.
Ист.: Filodemo, Storia dei fflosofi. Platone e lAcademia (Pap. Here. 1021 e 164), edizione, traduzione e commento a cura di T. Dorandi. Napoli, 1991.
Лит.: Lynch /. P. Aristotles School. A study of a Greek Educational Institution. L., 1972; GluckerJ. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978*; Billot M.-F. Academie.—«Dictionnaire des philosophes antiques», 1.1, P., 1989, p. 693—789 (p. 780—87: Platon et lEcole Academicienne a lAcademie); Dorandi T. Ricerche. sulla cronologia dei fuosofi ellenistici. Stuttg., 1991.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

АКАДЕМИЯ
АКАДЕМИЯ (????????? или ????????), школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в. до н. э.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон после 1-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение (???????? -D. L. Ill 19-20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона -созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа, - образуется в 80-е годы, и в ней по инициативе и по образцу Платона начинают писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизируют с другими со-кратиками, софистами и риторами, ведут диспуты и занимаются математикой. Когда Платон во второй раз едет на Сицилию (367-366), его замещает Евдокс (предпринимались попытки оспорить это), и в то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).     Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Academicorum index Herculanensis), 4-й книги Диогена Лаэртия и статьи ?????? из Суды: Спевсипп из Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ из Халкедона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократид (? - вероятно, последний, кто вел занятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай из Питаны (D. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократид уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (D. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадом из Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхиона, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академиков» (col. M 10-21 ) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. II16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»). Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филон из Ларисы, который покинул Афины в 88. Филон не оставил преемника (Sen. Nat. qu. VII32,2), и на нем прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Академии.     Ученик Филона Антиох Аскалонский порывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numen. Fr. 28, 11-12 Des Places: ?????? ????? ?????????), назвав ее «Древней Академией» (Cic. Brut. 315; Acad. II 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.     Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (IAHerc XXI 37-42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая - с Лакида (ср. D. L. I 14, I 19, IV 59; Суда, ???????; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. 1220; ср. [Galen.] Hist. phil. 3; Clem. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. I 220, cf. 235), а школа Антиоха - 5-ю (I 220, cf. 235). Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруте» (332), написанном в 46 до н. э. как глава (h?res) «Древней Академии»; но уже осенью 45-го его, вероятно, не было в живых, т. к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также перешел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в августе 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники называют «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму.     Т. обр., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аскалон-ским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетельством того возвратного порыва философской мысли Античности, который в период т. н. Среднего платонизма искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникновению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4-6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W. Gorier, S. 982), но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы.     Источники: Filodemo. Storia dei filosofi. Platone e l´Academia (PHerc. 1021el64). Ed., trad, e comm. a cura di T. Dorandi. Nap., 1991.     Лит. Lynch J. P. Aristotle´s School. A Study of a Greek Educatinal Institution. L., 1972; GluckerJ. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978; Billot M.-F. Acad?mie (topographie et arch?ologie), - DPhA I, 1989, p. 693-789 (p. 780-87: Platon et l´Ecole Acad?micienne ? l´Acad?mie); Dorandi T. Ricerche sulla cronologia dei filosofi ellenistici. Stuttg., 1991; Baltes M. Plato´s school, the Academy, - ??????????. Kleine Schriften zu Piaton und zum Piatonismus, von Matthias Baltes. Hrsg. v. A. Huffmeier et al. Stuttg.; Lpz., 1999, S. 249-273; Dillon J. The Heirs of Plato. A Study of the Old Academy (347-274 B.C.). Oxf., 2003.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

АКАДЕМИЯ
[гр. Akademia] – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
История появления академии весьма интересна. Академия – название происходит от наименования местности близ Афин, где возникла платоновская Академия (ок. 387 г. до н.э.). Термин также часто применяют к научным кружкам средневекового Востока.
Первой формально оформленной академией была Академия деи Линчеи. По примеру литературных академий в Италии возникли научные академии, оказавшие большое влияние на развитие и распространение науки и ставшие центрами научного прогресса.
В 1560 г. Джован Баттиста Порта организовал в Неаполе первую физическую академию – Academia secretorum naturae (Академия тайн природы). Но, по всей вероятности, это не была настоящая академия с соответствующими органами и статутом, а скорее периодические собрания в доме Порты любителей различных отраслей знания: науки, магии, астрологии.
Совсем другой характер имела Accademia dei Lincei (Академия деи Линчеи, букв. Академия «рысьеглазых»), основанная в 1603 г. Федерико Чези (1585...1630) вместе с голландцем Иоганном Гекком (итальянизированная фамилия – Эккио), Франческо Стеллути (1577...1651) из Фабриано и Анастасио де Филиисом из Терни. Целью этой Академии было изучение и распространение научных знаний в области физики. Ее гербом служила рысь, которой приписывался столь острый взгляд, что он проникает сквозь предметы; над рысью был расположен девиз «sagacius ista» (эта быстрейшая разумом). Академия, первое заседание которой состоялось в Риме 17 августа 1603 г., сразу же подверглась яростным нападкам родителя Федерико Чези, человека грубого, презиравшего всякие исследования; ему удалось заставить прервать заседания в 1604 г. В 1609 г. Федерико Чези преобразовал Академию, пригласив войти в ее состав новых членов – итальянцев и иностранцев, и в первую очередь Галилея, который дал согласие на вступление в Академию 25 апреля 1611 г.
Между 1609 г. и 1630 г., т.е. годом смерти Чези, Академия процветала и постоянно выступала с открытой защитой учения Галилея. В этот период она опубликовала важные научные работы, из которых упомянем «Историю и доказательства, касающиеся солнечных пятен» (1613) и «Пробирщика» (1623) Галилея.
Попытки поддержать деятельность Академии после смерти Чези ни к чему не привели. В 1745 г. и затем в 1795 г. ее пытались преобразовать, в 1802 г. переименовали в Accademia dei Nuovi Lincei (Новая Академия деи Линчеи), а двумя годами позже вернулись опять к прежнему названию – Академия деи Линчеи. Академия с трудом просуществовала до 1840 г. и была распущена папой Григорием XVI. В 1847 г. папой Пием IX Академия была восстановлена под названием Accademia Pontificia dei Nuovi Lincei (Новая папская академия деи Линчеи), а в 1870 г. преобразована в Reale Accademia dei Lincei (Королевская академия деи Линчеи). Ее научный уровень повысился главным образом благодаря работам Квинтино Селлы (1827...1884). В 1939 г. она слилась с распущенной Итальянской академией и, наконец, в 1944 г. преобразована в Accademia Nazionale dei Lincei (Национальная академия деи Линчеи).
Лондонская и парижская академии. Вернувшись в 1644 г. в Англию из Италии, Бойль стал инициатором объединения энтузиастов нового научного направления. Эти «виртуозы», как он их называл, образовали ту «невидимую коллегию», которая с 1645 г. начала свою деятельность в Лондоне и Оксфорде и вскоре стала столь авторитетной научной организацией, что в 1660 г. была официально признана Карлом II и преобразована в Royal Society for the Advancement of Learning (Королевское общество для развития знания). С того времени и до наших дней Королевское общество с завидным постоянством всегда тесно связано с историей науки в Великобритании.
Учреждение Королевского общества побудило французских ученых сплотиться в Париже в Academic des Sciences (Академия точных наук), основанную в 1666 г. министром Кольбером; ей было вменено в обязанность никогда не говорить «...на заседаниях ни о религиозных таинствах, ни о государственных делах. И если иногда и говорится о метафизике, морали, истории или грамматике, пусть даже мимоходом, то лишь в той мере, в какой это относится к физике и к отношениям между людьми».
Академия опытов. Как Королевское общество, так и Парижская Академия наук были созданы по образцу Accademia del Cimento (Академия опытов), основанной в 1657 г. князем Леопольде Медичи, братом великого герцога Фердинанда II под председательством князя Леопольде. 19 июня того же года состоялось первое заседание Академии. Подобно ранее созданной Академии деи Линчеи, Академия опытов замышлялась для пропаганды науки и должна была способствовать расширению познаний в области физики путем коллективной экспериментальной деятельности своих членов, следуя методу, установленному Галилеем, на работы которого она прямо опиралась. Ее гербом была печь с тремя тиглями, над которой помещена надпись – изречение Данте «provando е riprovando» (доказательством и еще раз доказательством).
Действительными членами Академии были Винченцо Вивиани, Джованни Альфонсо Борелли, Карло Ренальдини, Алессандро Марсили. Паоло дель Буоно, Антонио Олива, Карло Дати, Лоренцо Магалотти. Потом к ним добавились многие итальянские и иностранные члены-корреспонденты. Лучшая часть многосторонней десятилетней научной деятельности Академии была представлена «ученым секретарем» Магалотти в знаменитой работе 1667 г. «Saggi di naturali esperienze fatte nell’Accademia del Cimento» («Очерки о естественнонаучной деятельности Академии опытов»). На английский язык эта работа была переведена в 1684 г., а на латинский – в 1731 г. Еще более полное представление о работе Академии было дано Джованни Тарджони Тодзетти в четырех томах «Atti е Memorie inedite dell’Accademia del Cimento e notizie aneddote dei progressi delle sienze in Toscana» («Труды и неизданные отчеты Академии опытов», Флоренция, 1780).
После общего введения в «Очерках» приводится описание термометров и методов их конструирования. Затем дается описание гигрометров, барометров и способов применения маятников для измерения времени. Далее идут четырнадцать серий систематических экспериментов: исследования атмосферного давления, затвердевания, термического изменения объема, пористости металлов, сжимаемости воды, предполагаемой «положительной легкости», магнитов, электрических явлений, цвета, звука, движения брошенных тел. Примитивный воздушный термоскоп Галилея Торричелли преобразовал в жидкостный (спиртовый) термометр. Его конструкция была настолько улучшена Торричелли и членами Академии и оказалась столь удобной для различных применений, что в XVII в. «флорентийские термометры» стали знамениты. Они были введены в Англии Бойлем и распространились во Франции благодаря астроному Бульо (1605...1694), получившему в дар такой термометр от польского дипломата. В 1694 г. один из членов Академии опытов Карло Ренальдини (1615...1698) первый предложил принять в качестве фиксированных температур при градуировке термометра температуру таяния льда и температуру кипения воды. Ренальдини был поддержан в 1742 г. астрономом Цельсием (1701...1744), предложившим стоградусную шкалу с точкой «0», соответствующей кипению воды, и точкой «100», соответствующей ее замерзанию. Изменение направления шкалы было произведено в 1750 г. другим астрономом, Мартином Штремером (1707...1770).
В процессе исследования теплоты члены Академии, желая доказать, что все тела расширяются при нагревании, предложили опыт, который и сейчас повторяется в школах и известен как «кольцо Гравезанда», но вместо шара, который в холодном состоянии может пройти сквозь кольцо, а в горячем не проходит, члены Академии применяли цилиндр. Они показали также, что тепловое расширение жидкостей больше, чем твердых тел, и имели ясное понятие о теплоемкости, хотя относящиеся сюда опыты не были опубликованы в «Очерках».
Опуская интересные опыты по исследованию сопротивления воздуха, сжимаемости жидкостей и явлений, происходящих в пустоте в барометрической камере, отметим, что, улучшив конструкцию барометров и термометров, члены Академии начали систематические метеорологические наблюдения, пользуясь также конденсационным гигрометром, изобретенным великим герцогом Фердинандом II, а иногда – плювиометром, предложенным раньше Кастелли. Измерения производились сначала в различных местах в Тоскане, затем в Милане, Болонье и Парме по определенным часам пять раз в сутки, причем отмечалось также направление ветра и состояние неба. Исследование накопленных т.о. Академией данных позволяет заключить, что метеорологические условия в Тоскане во второй половине XVII в. не отличались от теперешних.
5 марта 1667 г. Академия провела свое последнее заседание. В том же году она была распущена. Точные причины ее роспуска неизвестны, но роль сыграли, по-видимому, анонимность открытий, предписываемая правилами устава, согласно которым автор любого суждения, любого опыта, любого наблюдения должен оставаться неизвестным, принести себя в жертву Академии; соперничество и зависть, зародившиеся между ее членами, и особенно между двумя крупнейшими – Вивиани и Борелли, и, наконец, враждебность и подозрительность римской курии, которая разжигала вражду между учеными, осмеивала их труды, угрожала их личности. Некоторые авторы сообщают, что князю Леопольде была обещана кардинальская шапка (которую он и получил в конце того же 1667 г.) при том единственном условии, что Академия будет распущена.
Какова бы ни была причина, роспуск Академии опытов был прискорбным событием для итальянской науки. Примерно в течение целого столетия итальянская наука ничего не могла дать европейской, на формирование которой она в свое время столь сильно повлияла.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
615.44 кб

Третья международная научная конференция "Онтология и аксиология права" (Омск, Омская академия МВД Р

Синченко Георгий Чонгарович
Читать PDF
418.54 кб

Межвузовская научная конференция «Будущее как философская проблема» (Омск, Омская академия МВД Росси

Попов Дмитрий Владимирович
Читать PDF
329.68 кб

2007. 01. 048. Хлебников Г. В. Теология Антиоха из Аскалона: пятая академия или средний платонизм? (

Читать PDF
125.92 кб

Мареев С. Н. Миф о Бердяеве. Современная гуманитарная академия, 2012

Болдарева Виктория Николаевна
Читать PDF
107.42 кб

Постсекулярная академия: современная конвергенция религии и науки

Малахов Александр Владимирович
Данная статья освещает интегративную тенденцию в отношениях религии и науки, ее исторические, философские и научные предпосылки, дальнейшие перспективы.
Читать PDF
5.46 мб

“Institutiones metaphysicae” И. Я. Ветринского и Санкт-Петербургская духовная академия (часть i)

Поцци Вера
В статье исследуется написанный на латыни учебник “Institutiones Metaphysicae” («Основы метафизики», 1821) Иродиона Яковлевича Ветринского (1787-1849), профессора Санкт-Петербургской духовной академии.
Читать PDF
1.21 мб

ФИЛОСОФИЯ КАК ЗНАНИЕ ИЛИ КАК ЕГО УСЛОВИЕ? АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА И ВОЗМОЖНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

Тихонов А.В.
В статье происходит обращение к тому, как Платон понимал природу философского знания, как он представлял себе развитие и существование философии.
Читать PDF
119.36 кб

Философское учение о человеке в трудах преподавателей философии Санкт-Петербургской духовной академи

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье рассматривается учение о человеке, его способностях, пути к совершенству, способах и проблемах познания человека, разработанное преподавателями философии Санкт-Петербургской духовной академии первой половины XIX в.: И.
Читать PDF
155.24 кб

2003. 01. 010. Вейт-браус И. Ученые и политика академи-ческих дисциплин в Германии конца XIX В. : Э.

Виноградова Т. В.
Читать PDF
88.73 кб

Ответы на вопросы редколлегии журнала «Вестник русской христианской академии» (окончание) от редакци

Читать PDF
1.17 мб

Скептический поворот в Академии

Антонов Т. В.
Читать PDF
297.88 кб

Особенности философской онтологии в казанской духовной академии

Поль В. А.
Читать PDF
365.33 кб

О книгах, вышедших в отделе эпистемологии и логики Института философии российской академии наук в 20

Труфанова Е. О.
Читать PDF
922.94 кб

Монографии Е. В. Мареевой "Проблема души в классической и неклассической философии" (москва: Академи

Шибаева Михалина Михайловна
Дана рецензия на фундаментальное исследование одной из метафизических проблем не только философии, но и мировой культуры феномена души известного российского учёного-философа Елены Валентиновны Мареевой.
Читать PDF
211.85 кб

Преподавание философии в Московской духовной академии xix В.

Цвык Ирина Вячеславовна
Статья посвящена преподаванию философских дисциплин в Московской духовной академии в контексте реформирования духовного образования России XIX в.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Академия при Аристотеле

    Приехав в Афины, Аристотель, отец которого был связан с македонским царем Аминтой, вероятно, поначалу становится слушателем ритора Исократа, известного своими промакедонскими настроениями. Но оч
  • АКАДЕМИЯ ЦЗИСЯ

    Дворец науки Цзися, Цзися сюэгун)—академия в древнем Китае (сер. 4—сер. 3 в. до н. э.), находившаяся в столице царства Ци г. Линьцзы (современная провинция Шаньдун, г. Цзыбо). Наивысшего расцвета достиг
  • Древняя Академия

    Приняв Академию от Платона, его племянник Спевсипп был ее схолархом вплоть до самой своей смерти в 339 г. По списку из тридцати названий, приводимому Диогеном Лаэртием (IV 4-5), можно судить о том, что Сп
  • АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ

    выс. церк. учеб, заведение, готовящее богословов, преподавателей теологии, дисциплин духовных учеб, заведений и специалистов для церк.-практич. деятельности. В наст. вр. рус. правосл. церковь имеет в
  • Московская Духовная академия и семинария

    первое российское высшее общеобразовательное учебное заведение, просуществовавшее до 1814 под наименованием «Славяно-греко-латинская академия». Основана в 1685 в кельях Богоявленского монастыря в
  • Академия наук СССР

    АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯ, АКАДЕМИЯ НАУК СССР (РАН, АН) — главное научное учреждение страны, обладающее системой исследовательских институтов и учреждений, обеспечивающих ее деятельность, формиру
  • АКАДЕМИЯ НАУК КИТАЯ

    была основана в 1949 г. и явилась наследницей Пекинской академии наук. Она является ведущим академическим институтом и современным центром развития науки и технологий в Китае. Академия поделена на 5
  • СЛАВО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    первое высш. общеобразоват. уч. заведение в Москве. Открыто под названием Эллино-греч. академия в 1687 для подготовки церк. кадров и гос. служащих; с 1775 именуется С.-г.-л. а. Она осуществляла также функци
  • Славяно-греко-латинская академия

    первое высшее общеобразов. уч. заведение в Москве, основанное в 1687 под названием Эллино-греч. академия (в 1701 - 1705 - Славяно-лат. академия, с 1775 - С.-г -л. а.). Размещалась в Заиконоспасском монастыре. С.-г.-
  • ХАНЬЛИНЬ АКАДЕМИЯ

    Гос. институция в старом Китае, совмещавшая функции культурного учреждения, имп. канцелярии по особо важным делам и органа идеологич. контроля. Создана в 738 для составления проектов указов и науч. т
  • АКАДЕМИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Осн. в окт. 1984 по инициативе группы профессоров филос. ф-та Пекинского ун-та, видных историков кит. философии Фэн Юланя, Чжан Дайняня, Чжу Бокуня, Тан Ицзе при поддержке АОН Китая, Нар. ун-та Китая, Пек
  • АКАДЕМИЯ МУДРОСТИ

    структурное подразделение Акмолинского Философского клуба «Мыслитель», работающая уже 15 лет, со дня основания клуба – с 26 февраля 1986 года. Также назывались ежемесячные заседания клуба. Свое особ
  • Академия наук

    АКАДЕМИЯ НАУК — основное звено национальной организации научных исследований, институт гражданского общества, система специализированных учреждений, которые: 1) несут ответственность за развит
  • АКАДЕМИЯ НАУК ПАПСКАЯ

    лат. Pontificia academia Scientia-гит) - ведет свое начало от созданной в Риме в 1603 Академии Линчей. Неоднократно подвергалась реорганизации. В нынешнем виде существует с 1936. Состоит из действит. членов (70 чел.), п
  • Академия Платона

    религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика,
  • АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ

    религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика,
  • КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

    высш. уч. заведение, существовавшее с 1631 по 1817 в Киеве. К.-М. а. была крупнейшим общеобразоват. и культурн. центром Украины, Белоруссии и России, в к-ром работали и воспитывались мн. деятели культуры и
  • Академия наук российская

    АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯ, АКАДЕМИЯ НАУК СССР (РАН, АН) — главное научное учреждение страны, обладающее системой исследовательских институтов и учреждений, обеспечивающих ее деятельность, формиру
  • АКАДЕМИЯ НАУК ФИНЛЯНДИИ

    центральная экспертная организация по научной политике и финансированию исследований в стране. В соответствии с Национальной Научной Стратегией она предоставляет программное финансирование то
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    неправительственная научная организация РК, объединяющая в своем составе действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов (вице-академиков), занимающихся научной деятельностью и внес