Славяно-греко-латинская академия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое высшее общеобразов. уч. заведение в Москве, основанное в 1687 под названием Эллино-греч. академия (в 1701 - 1705 - Славяно-лат. академия, с 1775 - С.-г -л. а.). Размещалась в Заиконоспасском монастыре. С.-г.-л. а. должна была готовить кадры для гос. и церк. аппарата. Ей поручалась также цензура духовных книг, борьба со свободомыслием, суд над отступниками от православия. Руководителями и преподавателями первоначально стали приглашенные из Константинополя греки - братья Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694 преподавание вели их рус. ученики. Изучались предметы ср.-век. схоластич. школы: слав., греч. и лат. языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. С открытием в 1755 Моск. ун-та значение С.-г.-л.а. упало. В 1814 ее перевели в Троице-Сергиеву лавру и преобразовали в Моск. духовную академию.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
полуцерк. училище, открытое в 80-е гг. XVII в. в Москве, в Заиконоспасском монастыре (на основе его б. монаст. школы) для подготовки образованных церковников и гос. служащих. Первоначально называлась Еллиногреч. училищем и Славяно-лат. академией. Особое внимание в академии уделялось преподаванию богословия, а истинные знания изгонялись как «мудрствования, не согласные с религией». На академию возложены были также инквизиторские функции: наблюдать, чтобы ни русские, ни иностранцы но допускали никаких «противностей» церкви. «Отступников» от православия - еретиков и раскольников - она предавала суду. Разрешалось даже их сожжение на кострах. Для подавления свободомыслия и насаждения мракобесия академии были предоставлены также широкие цензурные полномочия.
Несмотря на это, нек-рые выпускники академии - А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов и др. - стали известны как представители свободомыслия. В 1814 академия была преобразована в Моск. академию духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
В истории академии прослеживаются три этапа. Первый этап (1687—1700) — эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления. Второй этап (1700— 75) — Славяно-латинская академия. Он связан с приходом в академию П. Роговского, первого русского доктора философии и богословия, и характеризуется значительным влиянием западноевропейских философов — от представителей второй схоластики до Лейбница и X. Вольфа. На третьем этапе преобладающее влияние в академической деятельности вновь получает православие. При первом протекторе академии (с 1701) Стефане Яворском преимущество в преподавании отдается западнорусской философской традиции. Феофилакт Лопатинский (префект академии в 1704— 22, ректор с 1706) создает компромиссную систему, соединяющую религиозные и светские воззрения. С курса Лопатинского начинается профессиональное философское образование в России. В нач. 18 в. академия является крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания. Перед нею ставились следующие задачи: подготовка богословски образованных священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; элементарное обучение студентов, переходивших затем на государственную службу. Сословный состав учащихся первоначально не регламентировался. Число учащихся колебалось от 200 до 600.
В академии преподавались языки, поэтика (правила стихосложения и синтаксиса), риторика, история, философия, богословие. Философский курс читался в течение 2 лет (4 семестров). Он включал в себя «диалектику», или «малую логику» (аристотелевская силлогистика), «большую логику» (теория познания, семиотика, принципы научного доказательства), натурфилософию (перипатетическая физика, астрономия, сведения по химии), «пневматику» (психологию), математику и метафизику (учение о принципах бытия, доказательства существования Бога). До сер. 18 в. преподавание велось на латинском языке. Помимо Лихудов и Феофилакта (Лопатинского), философию преподавали Стефан (Прибылович), Феофил (Кролик), Гавриил (Бужинский), Стефан (Калиновский), Кирилл (Флоринский), Владимир Каллиграф, Антоний (Герасимов-Забелин) и др. Философия, преподаванию которой в академии уделялось много внимания, и богословие являлись различными предметами. Однако с открытием в Петербурге Академии наук Московская академия постепенно теряет первостепенное значение, превращается в центр конфессионального (духовного) образования. Этому способствовало также создание Московского университета, а затем (в нач. 19 в.) и др. центров светского образования (Казанского, Харьковского университетов). Третий этап истории академии отмечен переименованием ее в Славяно-греко-латинскую и связан с протекторатом митрополита Московского Платона (Левшина). При нем количество учебных предметов значительно увеличивается, студенты овладевают европейскими языками, учат древнееврейский язык. Философия изучается вольфианская в интерпретации Баумайстера. Среди учеников, помимо М. В. Ломоносова, были такие деятели отечественной культуры, как Ф. П. Поликарпов-Орлов, А. Д. Кантемир, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, С. П. Крашенинников, С. Г. Забелин, Н. Н. Бантыш-Каменский, Н. Н. Поповский, В. С. Петров, В. Г. Рубан, В. И. Баженов и др. Сохранились рукописные академические курсы, на русский язык переведена «Диалектика» Феофилакта Лопатинского.
Лит.: Смирнове. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М.,1855, Знаменский 77. В. Духовные школы в России до реформы 1808г. Казань, W; Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры 17—18 вв. М., 1990; ПанибратцевА. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть 18 века). М., 1997.
А. В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия

Славяно-греко-латинская академия

В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи. Главным же событием стало открытие в 1687 г. первого российского высшего учебного заведения Славяно-греколатинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале века видным украинским деятелем Петром Могилой. До основания Московского университета обе Академии представляли основную кузницу подготовки богословов, философов, писателей, политиков высокого уровня [19]. Сами же они заимствовали методику подготовки у католических университетов, прежде всего у Ягеллонского в Кракове, основанного еще в XIV в. Следует заметить, что в XVI в. на Украине некоторое время действовала Острожская академия, а в Вильно был открыт иезуитский коллегиум, ставший основой будущего университета. Многие украинцы и белорусы как граждане Речи Посполитой учились не только в упомянутых университетах и коллегиумах, но и в других странах Европы, особенно Восточной и Центральной.
Хотя идея создания учебного заведения "наук гражданских и духовных" исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, она попала под руководство приехавших из Италии греков братьев Иоанникия (1663-1717) и Софрония (1652-1730) Лихудов, которые в полемических сочинениях «Акос», «Показание истины», «Мечен духовный» полемизировали с латинским направлением. Однако сами они, обучаясь на Западе, многое переняли у католиков и, по иронии судьбы, были через несколько лет изгнаны именно за "латинство" по навету иерусалимского патриарха Досифея.
Изучение философии в Академии велось в третьем, старшем классе, где предполагалось усвоение естественной (физики), нравственной (этики), умозрительной (метафизики) мудрости. Братья успели составить сохранившиеся в рукописях учебники «Риторики», «Логики», «Психологии», «Физики», построенные в духе поздней схоластики на трудах Аристотеля и его комментаторов с привлечением сведений из современной западной философии. Хотя они не успели прочесть свои курсы полностью, их следует признать основателями профессионального преподавания философии в России, создателями фонда учебной философской литературы.
После ухода Лихудов Академия пребывала в упадке до 1701 г., когда по указу Петра I было предписано "завесть в Академии учения латинския". Под руководством учившегося у Лихудов нового ректора Палладия Роговского и Стефана Яворского было возобновлено преподавание философии. С Академией связаны имена М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, Л.Ф. Магницкого, А.А. Барсова и многих других видных деятелей культуры. В 1814 г. она была преобразована в Московскую Духовную Академию и переведена в Сергиев Посад, где существует до нашего времени.
Вместе с преподаванием философии начинают складываться профессиональные кадры. Первым русским доктором философии, получившим степень в Падуанском университете на исходе века в 1694 г., стал выпускник Славяно-греко-латинской академии Петр Постников, один из сподвижников Петра Великого, принимавший участие в "великом посольстве" и ставший резидентом в Париже с 1703 по 1710 г., откуда он присылал различные сведения и литературу, в том числе философскую.
В XVII в. завершается первый, основополагающий, самый длительный древнерусский период развития отечественной мысли. Он был богат именами, идеями, концепциями, лишь частично затронутыми выше. Самое же главное — в течение этого периода сложились традиции отечественного философствования, заключающиеся в особом интересе к нравственно акцентированной историософской и антропологической тематике, в тесной связи с искусством и литературой, в тяготении к просветительской, подвижнической, исповедальной манере изложения, большей любви к сократовско-платоновской, нежели к аристотелевской линии. Когда на Западе писали "философ" без указания имени, то чаще всего под этим разумели великого Стагирита. Когда же на Руси упоминали философа, то подразумевали чаще всего первоучителя славянского св. Константина-Кирилла, заложившего с братом Мефодием и учениками основы православного богословия и философии в регионе Slavia orthodoxa.

Источник: История философии Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья)