высш. уч. заведение, существовавшее с 1631 по 1817 в Киеве. К.-М. а. была крупнейшим общеобразоват. и культурн. центром Украины, Белоруссии и России, в к-ром работали и воспитывались мн. деятели культуры и просвещения (Феофан Прокопо-вич. Г. С. Сковорода и др.).
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Источник: Атеистический словарь
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое высшее учебное заведение на Украине, до 1701 называлась коллегией. Создана в 1632 путем объединения школы Киево-Богоявленского братства, основанной в 1615, и школы при Киево-Печерской лавре, основанной Петром Могилой в 1631. Продолжительность обучения доходила до 12 лет. Готовила преподавателей для духовных академий и семинарий. В 17 - 18 вв. К--М. а. была крупнейшим обшеобразоват. и культурным центром Украины, Белоруссии и России. В ней работали и воспитывались мн. видные деятели культуры и просвещения (Прокопович Ф., Сковорода Г. С., Козельский Я. и др.). К--М. а. была закрыта в 1817.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
высшее училище, образованное в 1631 известным укр. полит. и церк. деятелем митроп. Петром Могилой из школы киевского братства при Богоявленском монастыре (школа существовала с 1615). Как и эта школа, К.-М. а. ставила своей задачей борьбу против нац. и религ. угнетения укр. народа польскими панами и католич. церковниками. Задачу борьбы с «латино-папской наукой» К.-М. а. преследовала и после воссоединения Украины с Россией. Первоначально по образцу католич. училищ она называлась коллегией, а в академию была переименована в 1701 указом Петра I. Помимо богосл. предметов, в ней преподавались русский, лат., франц., нем. яз, поэзия, география, математика. В течение долгого времени курс обучения в академии длился 12 л. Несмотря на то, что преподавание в К.-М. а. носило свойственный тому времени формально-cхоластич. характер и было проникнуто религ.-церк. идеологией, она в XVII—XVIII вв. имела значит. заслуги в распространении культуры и знаний. Число учащихся в академии в отдельные годы доходило до 2 тыс. чел., в ней обучались украинцы, русские, а также представители др. слав, народов и стран. Среди воспитанников академии были Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др. Воспитанником ее был и укр. философ-гуманист, Воинств. антиклерикал Г. С. Сковорода. С сер. XVIII в. К.-М. а. стала превращаться в чисто сословное церк. уч. заведение, где обучались преимущественно дети духовенства. Ее роль становилась все более реакционной. В 1808 она была преобразована в Киевскую академию духовную, являвшуюся питомником кадров для высших церк. должностей и для церк. псевдонауки. Е. Ф. Грекулов
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
высшее учебное заведение, в котором, помимо богословия, преподавалась философия и смежные с ней дисциплины. В 1615 в Киеве при Братском Богоявленском монастыре основывается Киево-братская школа, где изучались богословие, классические языки, риторика, другие общеобразовательные предметы. Ктитором Киево-братской школы являлся гетман Войска Запорожского П. Конашевич-Сагайдачный. Умирая, гетман завещал школе почти все свои средства «на науку и выхование бакалавров ученых... детям христианским... зачем бы наука продолжаться могла вечные и потомные времена». В 1619— 20 ректором школы был родоначальник славянской филологии М. Смотрицкий, создатель «Грамматики словенской». Философские штудии в школе значительно развил ректор Кассиан Сакович (1621—24), автор трактатов «Аристотелевские проблемы, или Вопрос о природе человека», «Трактат о душе». Впоследствии митрополит Петр Могила реформировал школу, существенно расширив образовательную программу. Ученики проходили восемь классов и изучали славянский, греческий и латинский языки, нотное пение, катехизис, арифметику, поэтику, риторику и богословие. С 1631 школа называлась Киево-Могилянской коллегией, с 1694 царским указом переименована в Киево-Могилянскую академию (указ подтвержден в 1701). В 18 в. к преподававшимся предметам добавляются французский, немецкий и еврейский языки, естественная история, география, математика, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Богословие преподавалось согласно системе Феофана Прокоповича, в риторике ориентировались на труды М. В. Ломоносова. В 1731— 47 академии покровительствовал митрополит Киевский Рафаил Заборовский, чьим именем она некоторое время называлась (Academia Mohlio-Zaborowsciana). В конце 18 в. академия окончательно трансформируется в духовное учебное заведение (Киевская духовная академия), одновременно со Славяно-греко-латинской академией.
В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии — представители западнорусской школы И. Кононович-Горбацкий, И. Гизель, И. Кроковский, В. Ясинский, М. Козачинский, Г Кониссиий. В академии обучались государственные деятели граф П. В. Завадовский, князь Г. А Потемкин-Таврический, А А. Безбородко, Д. П. Трощинский. Академия изяавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».
Лит.: Макарий (Булгаков). История Киевской академии. СПб.. 1843; Аскоченскчи В. И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Cmpamuй Я. М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17столетия. К.. 1981; Ничик В. М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии.— В кн.: Философская мысль в Киеве. К, 1982; Cmpamuй Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982; Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17—18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982; Хижняк 3. И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.
А. В. Панибратцев
В истории русской культуры и философии Киево-Могилянская академия сыграла выдающуюся роль. Епископ Гедеон Вишневский охарактеризовал ее в следующих словах: «Изобиловала всегда учеными людьми Академия Киевская. И от нее, аки с преславных оных Афин, вся Россия источник премудрости почерпала». Из ее стен вышел основатель профессионального философского образования в России архиепископ Феофилакт Лопатинский. В ней учились такие видные иерархи, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Арсений Мацеевич. Крупный вклад в историю русской философии внесли преподаватели академии — представители западнорусской школы И. Кононович-Горбацкий, И. Гизель, И. Кроковский, В. Ясинский, М. Козачинский, Г Кониссиий. В академии обучались государственные деятели граф П. В. Завадовский, князь Г. А Потемкин-Таврический, А А. Безбородко, Д. П. Трощинский. Академия изяавала периодический печатный орган «Труды Киевской духовной академии».
Лит.: Макарий (Булгаков). История Киевской академии. СПб.. 1843; Аскоченскчи В. И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Cmpamuй Я. М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины 17столетия. К.. 1981; Ничик В. М. Роль Киево-Могилянской академии в развитии отечественной философии.— В кн.: Философская мысль в Киеве. К, 1982; Cmpamuй Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. К., 1982; Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже 17—18 вв. (Стефан Яворский). К., 1982; Хижняк 3. И. Киево-Могилянская академия. К., 1988.
А. В. Панибратцев
Источник: Новая философская энциклопедия