Академия наук российская

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.
Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России.
История РАН в датах выглядит следующим образом: 1724 – Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Академия основана по образцу западноевропейских академий; 1747 – Императорская Академия наук и художеств; 1803 – Императорская Академия наук; 1836 – Императорская Санкт-Петербургская Академия наук; 1917 – Российская академия наук; 1924 – Академия наук СССР; 1936 – АН СССР переезжает в Москву; создание отделений по России, академий в республиках (c 1991 самостоятельные академии); 1991 – Российская академия наук. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России.
Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус. РАН действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава. На территории Российской Федерации РАН является правопреемницей Академии наук СССР.
Основной целью деятельности РАН является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. 27 декабря 1725 г. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.
Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л.Эйлер и М.В.Ломоносов.
Плодотворная, поистине титаническая научная деятельность великого ученого Леонарда Эйлера началась в Петербургской академии наук. Математические исследования Л.Эйлера знаменовали важнейший, после Ньютона и Лейбница, этап в развитии математического анализа и его приложений. Л.Эйлер получил глубокие результаты в теории чисел, заложил основы комплексного анализа, вариационного исчисления, аналитической механики и, вместе с Даниилом Бернулли, – гидродинамики. Его математические исследования были тесно связаны с практическими проблемами механики, баллистики, картографии, кораблестроения, навигации. Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами Академии.
Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 г. первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 г. в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя.
С 1728 г. стал издаваться журнал, или, точнее, ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы.
Академия сыграла огромную роль в подготовке и проведении школьной реформы в 80–
90-х гг. XVIII в. Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. По определению С.И.Вавилова, «в XVIII в. и в начале XIX в. русская Академия была вообще синонимом русской науки».
В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка. Ее членами были знаменитые русские писатели и поэты – Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин, с 1833 г. гений русской поэзии А.С.Пушкин, а также ученые С.К.Котельников, А.П.Протасов, С.Я.Румовский и другие. Одним из инициаторов создания и первым председателем этой Академии была княгиня Е.Р.Дашкова. В 1841 г. Российская академия была упразднена, а часть ее членов влилась в Академию наук, составив Отделение русского языка и словесности.
В 1804 г. Академия наук начала издание нового печатного органа – «Технологического журнала, или Собрания сочинений и известий, относящихся до технологии, и приложения учиненных в науках открытий к практическому употреблению». Выход журнала отражал стремление укреплять связи науки с практикой. Увеличилось число членов-корреспондентов и почетных членов Академии, среди которых были Н.И.Гнедич, В.М.Головнин, Н.И.Греч, В.И.Даль, Н.М.Карамзин, К.Х.Ф.Ледебур, Н.И.Пирогов, Н.А.Полевой, О.И.Сенковский, Х.Х.Стевен, А.С.Шишков и многие др. выдающиеся деятели отечественной культуры, знаменитые путешественники и естествоиспытатели. О высоком авторитете Академии свидетельствует и тот факт, что среди ее иностранных членов мы видим имена блистательных писателей и ученых XIX в., напр., А.-М.Ампера, Ж.-Л.Гей-Люссака, Т.Г.Гексли, У.Гершеля, И.В.Гете, А. фон Гумбольдта, Ч.Р.Дарвина, Ж.Кювье, Ч.Лайеля, И.Ю.Либиха, Т.Р.Мальтуса, О.-Л.Коши, Ж.-Б.-Ж.Фурье.
Высокий научный и общественный статус членов Академии в значительной степени определялся и тем, что многие из них являлись профессорами высших учебных заведений. Именно Академия присуждала наиболее престижные премии в области науки.
Активно работали фонды Демидовской, Уваровской и Пушкинской премий. Были учреждены премии имени Ф.Ф.Брандта, В.Я.Буняковского, К.М.Бэра, Г.П.Гельмерсена, Митрополита Макария, графа Д.А.Толстого. В 1865 г. столетие со дня смерти М.В.Ломоносова было отмечено новой ежегодной премией имени выдающегося российского ученого. Кстати, премия им. Митрополита Макария, члена нашей Академии была возрождена три года назад Московской патриархией, Правительством Москвы и нашей Академией.
В декабре 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина, при Отделении русского языка и словесности появился Разряд изящной словесности, в задачи которого входило составление Словаря русского языка и аннотированное издание произведений русских писателей.
В 1889 г. Академию возглавил высокообразованный член императорской семьи, известный поэт великий князь Константин Константинович Романов. Он провел Академию без потерь через сложный период начала XX в.
Наступил 1917 г. – год великих потрясений. Рухнула Российская империя. Большинство ученых не приняло Октябрьскую революцию. 21 ноября 1917 г. Общее собрание Академии обратилось к ученым страны с посланием, в котором высказывалось негативное отношение к революции. Но Академия при этом не отказалась от профессионального сотрудничества с новой властью. В декабре 1917 г. на годичном собрании С.Ф. Ольденбург, отметив, что «Россия встала на край гибели», подчеркивал: «Люди науки не могут не сознавать, что без их работы немыслимо просвещение и культура, а без этих последних – никакое достойное человеческое существование».
Наступил новый почти 70-летний период беспрецедентного развития науки и образования в стране. Но период драматический, искалечивший судьбы многих тысяч ученых, период, характеризуемый недопустимыми вторжениями власти и идеологии в науку. Именно в этот период трижды предпринимались попытки распустить Академию.
С февраля 1917 г. Императорская Санкт-Петербургская академия по решению Общего собрания ученых стала называться Российской академией наук. Впервые был введен принцип выборности руководства. Президентом стал выдающийся геолог А.П.Карпинский.
Академия активно включилась в решение социально-экономических и культурных проблем страны. По образцу РАН в 1918 г. создается Академия наук Украины (президентом был избран В.И.Вернадский), в 1929 г. – Академия наук Белоруссии.
С 1918 г. в системе Академии начали создаваться научно-исследовательские институты. Численность научных сотрудников Академии к 1925 г. увеличилась в 4 раза по сравнению с 1917 г. Признанием возраставшей роли Академии в жизни общества явилось решение правительства 1925 г., которым она была провозглашена «высшим всесоюзным ученым учреждением» и получила название «Академия наук СССР». В Академию стали избираться ученые, работающие вне ее системы – в вузах, отраслевых институтах, др. организациях, что позволило объединить в ее составе большинство выдающихся деятелей науки без оглядки на ведомственные барьеры.
С целью улучшения взаимодействия Академии наук с центральными государственными учреждениями, по решению правительства в 1934 г. Президиум Академии и ряд академических научных учреждений был переведен из Ленинграда в Москву. В 1935 г. было создано Отделение технических наук, и в 1938 г. Академия имела уже 8 отделений: Физико-математических, Технических, Химических, Биологических, Геолого-географических наук, Экономики и права, Истории и философии, Литературы и языка. В национальных республиках и крупных регионах Российской Федерации стали создаваться филиалы и базы Академии, послужившие основой для организации Академий наук союзных республик, научных центров и региональных отделений.
В 1957 г. организуется Сибирское отделение Академии, позднее – специализированные научные центры в Пущине, Троицке, Черноголовке. В конце 60-х гг. Уральский и Дальневосточный филиалы преобразуются в научные центры, а затем (в 80-х гг.) – в региональные отделения. Выдающуюся роль в организации региональных отделений, филиалов, научных центров сыграли В.Л.Комаров (впоследствии – президент Академии наук), М.А.Лаврентьев, С.Л.Соболев,
А.А.Трофимук, С.А.Христианович, С.В.Вонсовский, Н.Н.Красовский и др. наши ученые. Первый председатель Сибирского отделения
М.А.Лаврентьев, по существу, создал систему управления наукой в регионах, которая позже была развита Г.И.Марчуком и В.А.Коптюгом и использована на Урале и Дальнем Востоке. В начале 60-х гг. завершилось создание АН во всех союзных республиках. На Академию наук возлагалась координация деятельности республиканских Академий.
Как и прежде, Академия наук играла в советское время определяющую роль в становлении образования в стране, активно содействуя созданию системы университетов и вузов, в становлении и развитии государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание Академия наук уделяла школьному образованию, системе непрерывного образования.
Особенно ярко проявилась роль науки в Великой Отечественной войне. Огромна роль Академии в обеспечении национальной безопасности в послевоенный период.
Новый и трудный этап в жизни Академии наступил с начала 90-х гг.: распад СССР, крушение привычных государственных и общественных институтов, глубокий экономический кризис; правовой вакуум.
На настоящий момент в состав РАН входят: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, головной проектный и научно-исследовательский институт, Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил», Государственное учреждение «Государственный южный научно-исследовательский полигон», Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова, Институт нанотехнологий микроэлектроники, Институт научной информации по общественным наукам, Комплексный научно-исследовательский институт, Межведомственный суперкомпьютерный центр, Межведомственный центр аналитических исследований в области физики, химии и биологии, Научно-технологический центр уникального приборостроения, ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», Центр исследований проблем развития науки, Центр исследования проблем безопасности, Библиотека по естественным наукам, Библиотека РАН (СПбНЦ РАН), научно-производственное объединение «Издательство «Наука», серия научных журналов, научно-издательские и информационные организации, научно-координационные организации, общественно-просветительские организации,
C 8 декабря 2006 г. в силу вступили новые поправки к закону № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в соответствии с которым президента РАН по-прежнему выбирают академики, но утверждает – президент страны; устав академии, как и президентов отраслевых академий, – правительство. За правительством закрепляется право устанавливать число академиков и членкоров РАН, а также размеры их окладов, хотя и по представлению общего собрания академий.
В 2006 г. бюджетное финансирование РАН составило 30,84 млрд руб. (почти 35% общего финансирования науки). Еще около 15,5 млрд руб. РАН дали внебюджетные источники, и в том числе 11,3 млрд – предпринимательская деятельность. 1,73 млрд руб. РАН заработала на сдаче в аренду своих площадей и имущества. Т.о., средства госбюджета составили только 68% общего бюджета академии. В 2006 г. в РАН были сокращены более 6% бюджетных мест, в результате в 2007 г. в штатах академии в общей сложности остались 104 236 сотрудников, в том числе 51 908 научных работников [по книге: Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. М.: Наука, 1999].

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Академия наук российская
АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯ, АКАДЕМИЯ НАУК СССР (РАН, АН) — главное научное учреждение страны, обладающее системой исследовательских институтов и учреждений, обеспечивающих ее деятельность, формирующее по Уставу на общем собрании руководящие органы (Президиум РАН) и выбирающие Президента.         В истории РАН можно выделить несколько периодов: 1) возникновение Петербургской АН; 2) превращение ее в Императорскую АН; 3) АН в СССР; 4) АН в постсоветской России.         Возникновение РАН. Развитие при Петре I промышленности, флота, армии России, необходимость проведения и обобщения результатов географических, картографических, гидрографических работ потребовали создания учреждения, специально направленного на научные         исследования. После поездок Петра I в европейские страны и ознакомления с опытом работы их Академий наук, он задумал создать этот институт в России. Контакты с Г. Лейбницем, который подготовил ряд записок о структуре АН, ее целях и регламенте (см.: Герье В. Сборник писем и мемориалов Лейбница, относящихся к России. Спб., 1873), проекты рус. промышленников и ученых (напр., кораблестроителя Ф.С. Салтыкова, историка В.Н. Татищева и др.), подчеркивавших необходимость создания АН, способствовали тому, что в последние годы царствования Петра развернулась интенсивная работа по приглашению иностранных ученых в Россию, формированию коллекции технических изобретений, по заказам на оборудование обсерватории, лабораторий физики, по выработке окончательного проекта АН. Этот проект, подготовленный Петром, обсуждался в Сенате 22 января 1724. Его новаторский характер состоял в том, что учреждение АН было объединено с созданием унта, т.е. научные исследования должны были сопровождаться учебной работой. Каждый академик должен был читать публичные лекции, а приданные ему студенты должны были быть учителями гимназии.         Цели АН усматривались во «славе государства для размножения наук», которые «пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут», т.е. помимо научных исследований АН должна была способствовать развитию ремесел и прикладных разработок. Структура АН по этому проекту представлена в трех классах специальностей: математическом, физическом и гуманитарном; богословие было исключено из ее специальностей. Состав каждого класса был четко регламентирован. Император провозглашался протектором АН, но не вмешивался в ее управление (оно «само себя правит»), избирая «непременного» Президента на каждый год, финансового директора, управлявшего финансами, выделяемыми из бюджета. Подбор кадров АН — иностранных ученых — осуществлялся самим Петром и его помощниками Л. Блюментростом — будущим Президентом АН — и рус. дипломатами Б.И. Куракиным и А. Г. Головкиным. Целый ряд европейских ученых приняли приглашение работать в Петербургской АН: астроном Ж.Н. Делиль, математики Я. Герман, X. Гольдбах, Н. Бернулли, физик ГБ. Бюльфингер, Г. В. Рихман, физиолог Д. Бернулли, ботаник И. Амман, химик И. Г. Гмелин, которого вскоре сменил М. В. Ломоносов. Выдающуюся роль в АН сыграл Л. Эйлер. По Уставу 1747 гуманитарный класс был исключен из состава АН и передан академическому ун-ту. После смерти Петра I указом Екатерины от 7 декабря 1725 Президентом АН был назначен Блюментрост, чьи функции на деле выполнял И.Д. Шумахер. После его отстранения Президентами были Г. К. Кейзерлинг, И.А. Корф, К. фон Бреверн, вместо Шумахера был назначен А.К. Нартов — руководитель инструментальных мастерских. По уставу АН жалованье получали 34 ученых, служащих и студентов, в 1727 всех их было уже 80 человек, а в 1741 АН насчитывала 321 человека, подавляющая часть — в службах (типографии, переплетной, граверной мастерской и др.). Петербургская АН долгое время была единственной АН в Европе, где исследовательская работа стала профессией, обеспечивавшей средства к существованию. Она имела ряд императорских привилегий (в издании и рассылке трудов, в бесплатной пересылке писем, в налогах), собственное здание для собраний своих членов, которые проводились 2 раза в неделю, библиотеку (еекаталогв 1742 насчитывал 15 с половиной тысяч книг), кунсткамеру, мастерские по оснащению физического кабинета научными инструментами, выпускала ежегодные тома «Комментариев» (Commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae; с 1747 «Новые комментарии»). Академический ун-тет и АН подготовили национальные кадры (С. Котельников, А. Протасов, Г. Теплов, СП. Крашенинников, А.Д. Красильников), которые вскоре заменили иностранных ученых.         Главные результаты в АН были получены в математике (работы Эйлера, Н. Бернулли, Н. Гольдбаха), в гидродинамике (Д. Бернулли), в астрономии (Л. Делиль), в ботанике и зоологии (Гмелин, Г. Стеллер). В построенной в 1748 химической лаборатории Ломоносов осуществлял не только теоретические исследования, в частности по калометрии, но и опыты по производству цветных стекол. Результатом геодезических, географических и астрономических работ в АН стал «Атлас Российский». Были осуществлены описания флоры и фауны Сибири, Камчатки и др. регионов страны. В 1757 Академия художеств получила самостоятельный статус, а АН стала развиваться как центральное научное учреждение Российской империи.         В 1724 было принято Положение об учреждении Академии наук и художеств, согласно которому ее главой был император, но реальную власть получал ее куратор, назначаемый императором. В 1747 был принят академический Устав, подписанный императрицей Елизаветой Петровной, которая назначала Президента АН. Эта норма действовала и позднее — и в подписанном Николаем I Уставе Санкт-Петербургской АН (1836), действовавшем до 1927, и в принятом в 1927 Уставе АН СССР, где фиксировалось, что президент АН избирается на пять лет общим собранием и утверждается Советом народных комиссаров, с 1930 — президиумом ВЦИК. В Уставе АН СССР 1935 вообще не указывалось, кем утверждается выбранный на общем собрании Президент АН, однако все кандидатуры утверждались на Политбюро ЦК ВКП (б), которое осуществляло контроль за выборами академиков с помощью созданной в 1928 комиссии по руководству выборами в АН СССР и партгруппы академиков, лояльных сталинскому режиму.         АН в советский период. Место и функции АН определялись в соответствии с ее ролью в процессе модернизации, которая была не только запаздывающей, но и репрессивно-насильственной. В истории советской науки и АН можно выделить несколько периодов, в которых система управления АН, ее организационная структура изменялись, сохраняя свою автономию в условиях партийно-государственного давления, жестоких репрессий и идеологических кампаний.         1. 1918—1921 — мобилизация и учет научных кадров страны и АН, потерпевших значительный урон в годы гражданской войны из-за голода, болезней и вынужденной эмиграции; создание по инициативе ученых научно-исследовательских институтов, ориентированных на решение практических задач. Примером может служить учреждение Высшего геодезического управления 15 марта 1919, что реализовало те проекты, которые были выдвинуты еще в 1882 П.П. Семеновым-Тян-Шанским и вновь в 1916 В.И. Вернадским, но так и похороненные бюрократами Императорской России. В 1919 Я.В. Самойлов создает Научный институт по удобрениям.         2.1921—1930 — борьба за автономию АН, за формирование и развитие ряда новых научных направлений и их институциализацию в условиях становления бюрократическо-административной системы управления страной, против ее «идеологизации»; усиление партийно-государственного контроля за научными исследованиями АН, предполагавшего как «завоевание командных высот», прежде всего в области общественных наук, и подготовку «идеологически верных» кадров высшей квалификации (напр., Коммунистическая Академия, Институт Красной Профессуры и др.), так и чистку кадров (от высылки из страны до запрета на профессии) и разгром ряда неугодных направлений (философии, педологии, рефлексологии).         3.1930—1940 — складывание номенклатурного тоталитаризма, для которого характерны, в том числе, отчуждение всех ресурсов и их государственное перераспределение, «большевизация науки» по всему фронту исследований, формирование государственной политики в области науки, создание новых отделений, филиалов и институтов АН, ориентированных на решение непосредственных практических задач. Стратегические цели этой политики ориентировали, прежде всего, на узкопрактические запросы создания промышленной базы страны, особенно военной промышленности, и сельского хозяйства, разгромленного за годы коллективизации; на складывание организационно-идеологического феномена «советской науки», противопоставляемой «буржуазной науке» и превратившейся в чудодейственное средство «магов от политики». В этот же период уже сложилась практика «планирования» научных исследований, возможно применимая к техническим разработкам, но отнюдь не к теоретическим исследованиям; были осуществлены первые судебные процессы против ученых (дело краеведов, историков и др.), начала активно проводиться политика изоляции советской науки от зарубежной, о чем свидетельствует дело академика Н.Н. Лузина (лето 1936). В 1935 в АН создано Отделение технических наук и в его составе ряд научно-исследовательских институтов (Институт машиностроения и др.). Попытка руководства АН легитимировать ее автономию на мартовской (1936) сессии АН СССР с помощью нового дискурса, проводившего различие между фундаментальными и прикладными исследованиями, и ориентации академической науки на фундаментальные разработки не удалась не только из-за конфликтов между «университетской» и «академической» наукой, между «академической» и уже возникшей «ведомственной» наукой (напр., НИИ тяжелой промышленности), но и из-за атмосферы страха и подозрительности, репрессий ученых и закрытия ряда институтов и лабораторий (Институт экспериментальной биологии, Институт генетики и др.), приведших к ликвидации многих перспективных научных направлений (от популяционной генетики до генетики человека).         4) 1941—1945 — ориентация науки и АН на выполнение оборонных заказов (магнитной дефектоскопии металлов, радиолокации, аэродинамики, физики направленного взрыва, создание новой авиационной техники, новых образцов стрелкового и автоматического оружия и т.д.), которая привела к росту влияния на АН выдающихся специалистов-техников, в том числе руководства Министерства среднего машиностроения, Министерства обороны и др., к включению их в состав АН, а позднее — к созданию Отделения технических наук в АН. Вынужденное условиями войны сужение фундаментально-теоретических исследований было преодолено вместе с формированием в последние годы войны советского атомного проекта, объединившего в себе математиков, физиков-теоретиков, физиков-экспериментаторов, химиков и др. специалистов различных областей науки и техники. Вместе с тем это была новая форма «прорывной» организации научных исследований, позволившая решать сложные научно-технические задачи в короткие сроки.         5) 1945—1954 — окончательное складывание номенклатурного тоталитаризма, единой централизованной бюрократическо-административной системы управления наукой, контроля за эффективностью научной работы (утверждение тем НИИ, сроков их исполнения, планирование объема бюджета за год, подбор кадров осуществлялись в Президиуме), создавшая механизмы как поддержки и вознаграждения ученых (от Сталинских премий до премий разовых), так и санкций против них (научные суды, идеологические кампании, шельмование в прессе), различные формы привилегий, соответствующих рангу в иерархии в должностной и отраслевой системах. Возросла и роль идеологического контроля, прежде всего в тех областях науки, которые были далеки от непосредственного практического приложения (философия, генетика, физиология). Начиная с августовской сессии ВАСХНИЛ (август 1948) были проведены различные сессии АН по борьбе с идеализмом в физиологии (1950), квантовой химии; готовилась такая же сессия и относительно современной физики. Расширение «секретных» исследований, страх перед научно-техническим шпионажем, условия «холодной войны» — все это вело к международной изоляции науки в СССР. В 1949 был учрежден Ученый секретариат Президиума АН (его председателем был «лысенковец» И.Е. Глушенко), функциями которого были идеологический и организационный контроль над академическими институтами.         6) 1954—1964 — борьба за автономию АН и за ее ориентацию на фундаментальные исследования в противовес партийно-государственным инстанциям, которые стремились сохранить организационный и идеологический режим в науке. Письма П.Л. Капицы в ЦК КПСС в апреле 1954, поднявшего вопрос о приоритете фундаментальных исследований в АН, об изменениях в условиях научной работы и государственной политики управления наукой послужили одним из импульсов заседания Президиума АН 4 июня 1954 и вызвали полемику на самом заседании (среди противников переориентации АН на фундаментальные исследования были президент АН А.Н. Несмеянов, академики М. В. Келдыш, B. C. Немчинов). Но все же организационные преобразования в АН назрели, поэтому были созданы комиссии по пересмотру штатного расписания АН, по децентрализации ее управления. В частности, комиссия И.В. Курчатова, доклад которой был заслушан на Президиуме 11 июня 1954, отметила, что теоретические исследования в ядерной физике в СССР отстают от тех, что проводятся в США, а они-то приобрели государственное значение и нуждаются во всемерном развитии. В секретном постановлении от 9 июля 1954 был предложен ряд мер для преодоления серьезного отставания в теоретических исследованиях: создание новых лабораторий, увеличение числа физических журналов, числа аспирантов и студентов по теоретической физике. В записках А.Н. Несмеянова, В. А. Малышева (в то время председателя Госкомитета по новой технике) и В. П. Елютина (министра образования СССР) в ЦК КПСС проводилась мысль о необходимости разделения фундаментальных и прикладных исследований, сосредоточения фундаментальных исследований в АН и вузах, а в отраслевых научно-исследовательских институтах заниматься применением новых научных открытий в промышленности. В проведенных после XX съезда КПСС активах научных сотрудников в ряде городов страны была дана критика управления наукой, «лысенковской биологии» и ее защитников (Л.А. Арцимович, Д.Н. Насонов, В.Н. Тихомиров), предложены передача ряда управленческих функций от Президиума бюро Отделений, расширение полномочий директоров институтов, всемерное развитие международного сотрудничества и др. Позиция Президиума АН встретила критику со стороны руководителей Отделения технических наук (директора Института механики А.А. Благонравова, директора Института комплексных транспортных проблем Т.С. Хачатурова и др.). В этот период начинается рост международных контактов АН, почти прекращенных при Сталине. Если в 1955 АН входила в 18 международных организаций, то в 1964 — в 108. Для перевода зарубежной научной литературы было организовано издательство «Мир», создан Институт научно-технической информации. На страницах прессы статьей Н.Н. Семенова («Известия» от 9 августа 1959), предложившего исключить Отделение технических наук из состава АН, сократить число Отделений, радикально перестроить систему снабжения академических институтов, была развернута дискуссия о реорганизации АН, в которой участвовали А.Н. Бардин, А.А. Благонравов, И.И. Артоболевский, Б.С. Стечкин, Б.Н. Петров, А.И. Алиханов, И.Е. Тамм и др. Перестройка структуры АН, начатая Президиумом, не удовлетворила Н.С. Хрущева, и он инициировал Постановление ЦК КПСС и Совета министров от 3 апреля 1961, которое исключило из состава АН Отделение технических наук (7 ее филиалов, 51 исследовательских институтов с числом сотрудников 29 тысяч человек — треть всего состава Академии). 15 июня 1961 был избран новый Президент АН — М.В. Келдыш. Но реформа АН не решила проблему внедрения научных разработок в советскую промышленность, фригидную по отношению к инновациям и техническим нововведениям, и не нашла необходимого сочетания фундаментальных и прикладных исследований в АН.         7) 1964—1984 — период номенклатурного авторитаризма с его идеологией стабилизации и амбициозных научно-технологических проектов, возглавляемых выдающимися учеными-организаторами, когда наука и АН завоевали своими успехами в ряде областей (прежде всего в освоении космоса) высокий престиж в государстве, управление АН и естественно-научные исследования показали свою эффективность, что в немалой степени было связано с высоким рангом академического ученого и фундаментальных разработок АН, с расширением не только финансирования науки, но и всего фронта научных исследований в стране, прежде всего в АН. Был создан ряд новых академических институтов (ИНИОН, Институт социологии и др.) и научных обществ, ряд институтов были возвращены в АН, в том числе Отделение технических наук с ее институтами (Институт машиноведения и др.). Выросло международное сотрудничество ученых СССР. Академические ученые начали участвовать в международных проектах (напр., в исследованиях по геному человека, в океанографических, климатологических и экологических исследованиях). Однако подчинение науки задачам развития военно-промышленного комплекса и строительства социализма обернулось милитаризацией естествознания и идеологизацией социальных наук, а в конце этого периода привело к резкому сужению ресурсной базы поддержки и роста науки.         8) 1984—1991 — кризис номенклатурного авторитаризма привел к формированию номенклатурной демократии, выступившей в краткий период перестройки под знаменем «социализма с человеческим лицом» и гласности. Развернувшаяся в этот период критика прежних способов управления, в том числе и в АН, попытки перестроить его на выборных началах, формирование национальных и региональных элит из слоев номенклатуры «среднего звена» привели к демонтажу Советского Союза, к его распаду, а вместе с ним и к расходу АН СССР, к выделению из ее состава национальных академий, в том числе и РАН.         Если в России в 1913 было 298 научных учреждений, а в АН— 41 учреждение со 154 сотрудниками, то в 1933 было 658 институтов с числом научных работников 48745. Распад СССР и АН СССР имел катастрофические последствия для судеб науки и АН. Резко сократилось финансирование науки (если в 1970 финансирование науки составляло 1, 8 2 % ВНП — в развитых капиталистических странах в 1,5—2 раза выше, — то сейчас шоковое сокращение финансирования ограничивается 0,37% ВНП, а академической науки — 0,1% ВВП). Создание научных фондов — РФФИ и РГНФ, — хотя и способствовует выживанию науки и поддержке механизмов ее самоорганизации, однако они финансируются из госбюджета на науку, и гранты невелики, причем они облагаются налогами. Это привело к «бегству из науки» наиболее инициативных и квалифицированных кадров, к «утечке мозгов» как за рубеж, так и в др. (более доходные) сферы деятельности. В 1990 в России было 1227,4 тысяч человек, работающих в науке, а в 1998 — 492,4 тысяч человек, т.е. произошло сокращение в 2, 5 раза. Резкое изменение возрастной структуры исследователей, феминизация сферы НИОКР, сужение притока молодежи в науку, падение престижа труда ученого и науки требуют экстренных мер по притоку молодых научных кадров в АН, по резкому увеличению финансирования науки в стране; в противном случае судьба науки в России будет трагичной, а последствия этих негативных тенденций будут сказываться многие десятилетия. Реформа АН, осуществляемая в наши дни, не привела к созданию инновационной структуры науки, а свелась пока лишь к сокращению числа академических институтов и научных кадров, к сужению фронта научных исследований и к новому         давлению на ученых под демагогическим лозунгом повышения эффективности академических исследований.         Структура РАН. В настоящее время РАН насчитывает 4 2 6 научных учреждений с численностью 113629 человек, в том числе научных работников 55903 человек. Среди научных работников 9879 докторов наук, 26443 кандидатов наук и 18742 сотрудников без степени. Членов РАН 1211 человек, в том числе 493 академика и 718 членов-корреспондентов. В аспирантуре РАН в 2005 училось 8555 человек. Общее собрание РАН избирает Президиум во главе с Президентом РАН. РАН насчитывает 9 отделений: 1) математических наук, 2) физических наук, 3) информационных технологий и вычислительных систем, 4) проблем энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, 5) химических наук и наук о материалах, 6) биологических наук, 7) наук о Земле, 8) общественных наук, 9) историко-филологических наук. Создан ряд региональных отделений (Дальневосточное, Сибирское, Уральское) и научных центров (Амурский, Камчатский, Северо-Восточный и др.).         А.П. Огурцов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.20 кб

Дебаты о реформе российской академии наук

Горохов Виталий Георгиевич
Автор размышляет о судьбе российской науки в свете сегодняшних реформ, о требованиях приведения ее в соответствие с отечественной традицией, о науке и псевдонауке, о «естественниках» и «гуманитариях», о значимости национального яз
Читать PDF
1.41 мб

Оренбургский край и Российская академия наук

А. А. Чибилев
Читать PDF
220.31 кб

К истории создания российского собрания академии наук

Евгений Григорьевич Пивоваров
в 1735г. руководитель академии наук и.а.корф распорядился создать конференцию переводчиков — российское собрание. на его открытии с торжественной речью выступил в. к. тредиаковский.
Читать PDF
1.07 мб

Приветствие о имени Президиума Российской академии наук

Яншин А. Л.
Читать PDF
140.28 кб

Из истории Шекспировской комиссии Российской академии наук

Приходько Ирина Степановна
В статье представлена история создания Шекспировской комиссии РАН, ее деятельности под руководством А. А. Аникста в 1970-1980-е годы, восстановления ее начиная с 2000 г.
Читать PDF
323.44 кб

Действительный член Российской академии наук В. А. Виноградов

Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович, Сергеев Ростислав Александрович
Читать PDF
168.63 кб

К 85-летию Дальневосточного отделения Российской Академии наук

Богатов В.В.
Читать PDF
234.01 кб

Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений

Бабина Ксения Ивановна, Бехер Вероника Виссарионовна
Наука, как область человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни любого общества и государства.
Читать PDF
168.94 кб

Реформа Российской академии наук глазами социального психолога

Володарская Елена Александровна
Article is devoted to allocation of the social and psychological directions of reform of the Russian Academy of Sciences as object of the interdisciplinary analysis.
Читать PDF
388.42 кб

ОТ СОВЕТСКОЙ К РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: КОНЕЦ 80-Х - 90-Е ГОДЫ

Гиндилис Наталья Львовна
В работе на фоне социально-экономической обстановки страны рассматриваются наиболее значимые события Рос-сийской академии наук периода конца 80-х 90-х годов.
Читать PDF
66.48 кб

Личные архивы библиографов в библиотеке российской Академии наук

Бокан Мария Георгиевна
Тема статьи вопросы формирования, сохранения и состава архивов библиографов в Библиотеке Академии наук.
Читать PDF
715.31 кб

Принципы построения цифрового фотоархива российской академии наук

Карнаухов В. Н., Кузнецов Н. А., Мерзляков Н. С., Рубанов Л. И.
Читать PDF
499.75 кб

Концептуальные основы формирования имиджа Российской академии наук

Люлько Александр Николаевич
В статье исследуется имидж Российской академии наук, формулируются и анализируются факторы, влияющие на его формирование.
Читать PDF
141.81 кб

Из истории социологии науки в Российской Академии наук в 1920-е годы

Соболев Владимир Семенович
В статье отражена история деятельности РАН в области социологии науки в 1920-е годы. Подобная научно-исследовательская работа проводилась академическим Комитетом учета научных работников и научных сил СССР (КУИНС).
Читать PDF
313.85 кб

Поволжский филиал Института российской истории российской академии наук

Ю.П. Аншаков, А.И. Репинецкий