АБСТРАКТНОСТЬ

Найдено 1 определение
АБСТРАКТНОСТЬ
характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая наряду с конкретностью дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности.
Культура и т.д., рассмотренные во всемирно-историческом масштабе, развиваются от абстрактного к конкретному, т.е. формируются как результат, предпосылка и проявление все более глубоких и широких обобщений, смыслов и их систем, знаний, создавая все более совершенную всеобщность; всеобщее основание конкретной деятельности, движения мысли, творчества, рефлексии.
Тем самым человек реализует свою исторически сложившуюся возможность воспроизводить себя, общество, очеловеченную реальность в их все более сложном, динамичном, сущностном единстве. Вместе с тем всемирно-исторический процесс развития культуры и т.д. есть движение от конкретного к А., т.е. новые явления поначалу осваиваются абстрактно, в значительной степени вне и независимо от исторически сложившегося культурного богатства, вне ранее освоенного сущностного единства, антиномичного по отношению к новому. Для процесса конкретизации абстрактного нужно время. Отсюда каждый акт развития есть поиск меры А.
конкретного. Мера А. и конкретного меняется с изменением времени и пространства, она различна на разных уровнях общества, в разных типах воспроизводства. Поиск меры не исключает возможности в соответствии с логикой инверсии сведения осмысляемого явления к односторонне понятому ранее сложившемуся конкретному или односторонне понятому абстрактному, что открывает путь расколу в культурном основании деятельности, в социальных отношениях, в воспроизводстве. Недостаточная по отношению к сложности возникающих проблем способность людей искать эту меру приводит к дезорганизации процесса осмысления, принятия решений, к утопизму, манихейскому разведению нераздельного, к биению, т.е. подмене поиска меры быстрым многократным переходом от ранее сложившегося абстрактного к случайному новому явлению не ставшему предметом обобщения и обратно.
Под А., следовательно, можно понимать; а) обязательное культурное методологическое основание движения к конкретному любого акта осмысления, решения, действия. Оно всегда начинается с абстрактного противопоставления исторически сложившейся культуры (абстрактного богатства) и некоторого подлежащего осмыслению, интерпретации явления; б) культурное основание значимо отстающее от сложности мира, с которым имеет дело субъект, т.
недостаточно "втянувшее" в себя конкретное, что создает условия для односторонних, абстрактных, недостаточно эффективных решений.
Каждый акт человеческого развития может быть определен через способность человека преодолеть оппозицию: абстрактное - конкретное, через выдвигаемую им меру, или наоборот через возможное стремление избежать ее поиска, склоняясь к повторению абстрактных результатов прошлого. Эта недостаточная способность поиска меры, принявшая массовые масштабы, при решении сложных проблем становится национальны" бедствием. Практически все нравственные идеалы России, за исключением утилитаризма, страдают в этом смысле А., т.е. не дают достаточных культурных оснований для доведения абстрактного идеала до конкретной меры, соответствующей сложности общества. Это одно из важных свидетельств отставания культуры от реального усложнения проблем. Сегодня особенно опасна А. в либерализме, который, исходя из оправдавшего себя прошлого опыта, связанного с иными историческими условиями, с иной самобытностью, игнорируя мощь массового традиционализма, может предложить в качестве решений абстракции, которые не открывают обществу достаточно ясный путь для эффективных значимых решений, для следования социокультурному закону, превращению А. в реальные социальные отношения, не дают меры, соответствующей сложности общества. Важной формой абстрактного отношения к реальности является использование неадекватных сложившихся в иной социальной ситуации художественных и научных методов. Например, использование традиционного русского реализма для описания реальности после 1917 года приводило к господству в литературе абстрактной идеи над реальностью. Экстраполяция западной политической экономии на доэкономическое общество с господством псевдоэкономики, западной политической науки на синкретическое государство, на личность, с преобладанием вечевого менталитета и т.д. не дает возможности ориентироваться в реальности, ее прогнозировать, Это создает крайне недоброкачественную иллюзорную основу как для объяснения и понимания общества, так и для уловления им.
В качестве абстрактного можно рассматривать, например, культурные предпосылки решений, которые получены в результате односторонней экстраполяции (без должной корректировки интерпретаций), элементов сложной культуры на осмысляемый объект. А. - результат использования элементов некритически вырванных из контекста культуры других эпох и других народов.
А. возникает в результате попыток решать общественные проблемы на основе аналогии с машиной, на основе ограниченных догм, любой формы фетишизма.
Всякое устойчивое абстрактное, т.е. отставшее от сложности решаемых проблем, основание воспроизводства неизбежно стимулирует абстрактное воспроизводство, воспроизводство абстрактных социальных отношений, отличающихся относительно низкой эффективностью функции, не отвечающих реальной сложности общества, глубине сложившихся противоречий, масштабам энтропийных процессов, дезорганизации, реальному вызову истории. Это систематически имеет место в условиях раскола, составляет элемент его воспроизводства, формирует систему интеграции общества, которая приобретает характер псевдо..., т.е. нацеленность на интеграцию общества ценой упрощения, гигантских жертв, подавления рефлексии, профессионализма, разнообразия, экономики, полноты жизни, возрастающего множества явлений творчества, свободы и т.д. В таком обществе при решении сложных проблем преобладают хромающие решения, постоянно себя отрицающие. Подобное общество неизбежно управляется бюрократией, которая по самой своей сути обладает ограниченными каналами информации, т.е. является абстрактной системой управления. Например, в сфере хозяйства она неизбежно сползает к ограниченной совокупности показателей, которые в расколотом обществе минимальным образом эклектично обеспечивают хозяйственную интеграцию.
Абстрактные показатели - компромисс между возрастающим усложнением хозяйственной жизни и ограниченной пропускной способностью каналов информации системы управления. В связи с тем, что она растет значительно медленнее сложности общества, А. управления возрастает. Это приводит к нарастающему росту социокультурных противоречий между культурой и социальными отношениями, снижению эффективности управления.
Неспособность в достаточной степени конкретизировать знания реальности порождает мучительное противоречие между абстрактностью культуры и сложностью проблем, что может породить попытки их упростить, разрушающие высшую культуру, социальные отношения и т.
Однако этот крайний вариант может иметь место лишь после неудач попыток критики исторически сложившейся А. посредством его конкретизации. Возможны попытки возврата к какому-то старому варианту А., который может быть воплощен в массовом нравственном идеале. Этапы исторических циклов отличаются друг от друга господством разных абстрактных обобщений прошлого опыта, связанных с разными нравственными идеалами. Выход лежит на пути повышения массовой способности общества постоянно находить меру между ранее сложившейся А. и накапливаемыми за ее границами новшествами, т.е.
массовой конкретизации культуры, воспроизводства и т.д. Диалог- важнейшее средство этого процесса.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о сущности абстрактного права: социально-философский аспект

Баскаков А. Т.
В статье рассмотрен вопрос о сущности абстрактного права. Автор обосновывает мысль о том, что это право связано с защитой экзистенции человека и укреплением правоспособности, с развитием правовой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Художественная реальность абстрактного искусства

Тукаева Р. А.
В статье рассматриваются две стороны художественной реальности. Основное внимание сфокусировано автором на реальности абстрактного искусства и, в частности, на произведении «Черный квадрат» К.
Читать PDF
0.00 байт

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод анализа проблемы рациональности

Леонтьева Елена Юрьевна
Одним из великих достижений марксизма является четко проработанная и апробированная методология исследования научных проблем, использованная в «Капитале».
Читать PDF
0.00 байт

Homo fractus, или кто существует абстрактно?

Лобанов Сергей Дмитриевич
В статье рассматривается проблема идентификации человека через призму его отношения к пустоте. Для решения этой проблемы анализу подвергаются проблемы истины, духовности и, главное, традиционная проблема подобия.
Читать PDF
0.00 байт

Конструктивно-эпистемологическая интерпретация абстрактной живописи

Агафонова Ольга Васильевна
В статье сущность современного искусства как особого способа постижения мира раскрывается с позиций традиционного классического реализма, радикального конструктивизма, конструктивного реализма и «неоклассики» постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

О кризисе в философии или «Кто мыслит абстрактно»

Труфанов Сергей Николаевич
Ситуация в современной философии очень похожа на ту, которая была в ней в начале XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

О кризисе в философии, или «Кто мыслит абстрактно?»

Труфанов Сергей Николаевич
В статье рассматривается причина кризиса, охватившего современную философию, и предлагаются пути выхода из него.
Читать PDF
0.00 байт

Восхождение от абстрактного к конкретному: обращение к истокам и современный взгляд

Виноградова Н. Л., Леонтьева Е. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начал

Барсуков Игорь Сергеевич
В статье рассматривается уникальность исторического периода, состоящая, по мнению автора, в совпадении предмета исследования политэкономии и философии.
Читать PDF
0.00 байт

Абстрактное искусство в идеальном государстве

Левина Татьяна Владимировна
В «Государстве» Платон несколько раз говорит о вреде, который наносят государству художники и поэты. Они портят нравы граждан, развивая в них чувственное начало, вместо того, чтобы помогать их стремлению к умопостигаемым идеям.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика познавательного восхождения от абстрактного к конкретному в его категориальном измерении

Лысый В.П., Костенко В.Г.
В статье осуществлена попытка исследовать познавательный процесс в контексте восхождения от абстрактного к конкретному.
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика абстрактного и конкретного в философии И. А. Ильина

Данчайоол Аяс Анатольевич
Статья посвящена диалектике абстрактного и конкретного, подробно раскрытой в работе И.А. Ильина на основе анализа философии Г.В.Ф. Гегеля.
Читать PDF
0.00 байт

Становление мировой истории и проблема познания развития абстрактно-всеобщих форм культуры

Будило А. И.
Ключ к постижению сути ушедших или уходящих в основание истории форм общества -В познании наиболее развитых на данный момент форм производства и общественных отношений.
Читать PDF
0.00 байт

Использование модели абстрактного механизма в социально-философском познании (на примере договорных

Комиссаров Иван Игоревич
В статье уделяется внимание раскрытию современного представления о механизмах, которое имеет тенденцию к развитию в современных западных исследованиях и которое носит название «абстрактный механизм».
Читать PDF
0.00 байт

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИСТЕРИЯ АБСТРАКТНОГО ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Лефевр Владимир Александрович

Похожие термины:

  • Абстрактное

    то, что изолировано и рассматривается отдельно.
  • АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ

    см. Восхождение от абстрактного к конкретному.
  • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

    - направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Куп
  • Абстрактное кино

    Специфическая область кинематографа: явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобразительному в своей основе), связано с ним не столько по художественной сп
  • Абстрактно-логическое мышление

    вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
  • Абстрактное мышление

    предполагает умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные и на этой основе формировать абстрактные понятия.
  • Абстрактное понятие

    понятие о признаке предметов, который сам по себе вне предметов реально не существует.
  • АБСТРАКТНОЕ ПРАВО

    термин философско-правовой теории, введенный Г. В. Ф. Гегелем для обозначения совокупности основополагающих принципов правосознания и правотворчества, предшествующих и определяющих формировани
  • АБСТРАКТНОЕ ТОЖДЕСТВО

    см. Тождество
  • АБСТРАКТНОЕ ВРЕМЯ

    определенная на множестве действительных чисел свободная переменная чистой математики, в котрой переменные и константы не имеют каких-либо конкретных размерностей. В математическом аппарате фи
  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

    «ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ» — главный философский труд Э.В. Ильенкова (1977), неполный вариант которого опубликован в 1960 в Москве под названием «Диалект
  • МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

    метод научного познания, состоящий в том, что вначале находят главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывают новые связи и т
  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

    cм. Абстрактное и конкретное.