ПРОПАГАНДА
Пропаганда
(propagare распространять) распространение каких-нибудь мыслей, начал или убеждений, имеющих последствием изменение форм общежития.
Пропаганда
(лат. propaganda – подлежащее распространению) – распространение различных политических, философских, научных, религиозных, художественных и др. идей, теорий, мнений, взглядов при помощи средств массовой информации и коммуникации на общественное сознание с целью позитивно или негативно настроить аудиторию, стимулировать её реакции в желательном направлении.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
ПРОПАГАНДА
от лат. propagare — распространять) — распространение и внушение взглядов, идей, мнений с целью позитивно или негативно настроить аудиторию (любого состава—от нескольких человек до масс и даже общества в целом) и стимулировать ее реакции в желательном направлении. Термин «пропаганда» появился в 18 в. и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. В эпоху формирования социалистических и рабочих, а затем коммунистических партий кон. 19— 20 вв. пропаганде политических идей революционных и впоследствии правящих социалистических и коммунистических партий придавалось исключительное значение. Г. В. Плеханов, а затем В. И. Ленин отличали пропаганду от агитации — первая должна носить систематический разъяснительный и воспитательный характер, вторая служит быстрой и эффективной ситуативной мобилизации приверженцев простыми и яркими лозунгами, не подвергающимися непосредственному анализу и критической оценке. Пропагандой присущих им взглядов, идей, целей занимались и занимаются политические партии, ассоциации и неполитические организации (экологические, творческие и пр.), но в тоталитарных режимах 20 в. пропаганда стала государственной задачей и была поручена специальной сети партийно-правительственных учреждений, обеспеченных специально обученными кадрами. Такая сеть охватывала все слои общества, предприятия, учреждения, учебные заведения, армию и т. д. (см. Тоталитаризм). Просветительская пропаганда позитивных знаний (научных, технических, производственных, культурных) принципиально отличается от идеологической и политической пропаганды, она может и должна иметь общественно значимые функции и соответствующее содержание, но так же как политическая пропаганда может оказаться и чисто манипулятивной по самой технике интеллектуального принуждения, т. е. служить цели вытеснения одних представлений и убеждений и замещения их другими, навязывания мнений и стереотипов поведения. Крайние формы такой пропаганды с подавлением ее критического восприятия — демагогия, шантаж, стимуляция индивидуальных и массовых идеологических неврозов и психозов (охоты на врагов, шовинизма и пр.).
Неполитическая пропаганда может также принимать превращенные, хотя в основном безвредные формы. Она легко переходит в сферу повседневности (пропаганда стиля жизни, спорта, различных форм досуга и т. п.) и в рекламу, которая вся строится по принципам пропагандистского внушения так же как и распространение различных видов моды. Общая тенденция современной пропаганды — относительное сокращение ее политических форм и расширение неполитической пропаганды
Лит.: Lasswell H. D., Lettes N. The Language of Politics. Studies in Quantitative Semantics. N.Y, 1949; Smith B. L. Propaganda.— International Encyclopedia of Social Sciences. N. Y, 1968.
И. И. Кравченко
Неполитическая пропаганда может также принимать превращенные, хотя в основном безвредные формы. Она легко переходит в сферу повседневности (пропаганда стиля жизни, спорта, различных форм досуга и т. п.) и в рекламу, которая вся строится по принципам пропагандистского внушения так же как и распространение различных видов моды. Общая тенденция современной пропаганды — относительное сокращение ее политических форм и расширение неполитической пропаганды
Лит.: Lasswell H. D., Lettes N. The Language of Politics. Studies in Quantitative Semantics. N.Y, 1949; Smith B. L. Propaganda.— International Encyclopedia of Social Sciences. N. Y, 1968.
И. И. Кравченко
Источник: Новая философская энциклопедия
ПРОПАГАНДА
распространение и внедрение в общественное сознание тех или иных политических, научных, художественных и др. идей и знаний; в более узком смысле — политическая или идеологическая П. с целью формирования у масс определенного мировоззрения, политических взглядов. Выделяются два противоположных типа П.: коммунистическая пропаганда, к-рая имеет целью распространение марксистско-ленинской идеологии, политических установок коммунистических партий, и буржуазная П., направленная на оправдание, укрепление и защиту капиталистического строя (см. Империалистическая пропаганда, Подрывная пропаганда).
Важнейшим инструментом П. являются средства массовой информации. В зависимости от используемых методов и средств П. различается несколько ее видов. Специфическими особенностями воздействия на аудиторию обладает радио-, теле-, газетная и кинопропаганда. Устная П. отличается прямым контактом с аудиторией, непосредственной обратной связью. Наглядная П. (плакаты, транспаранты, фотовитрины и т. п.) воздействует на людей силой зрительных образов, в ней наиболее ярко проявляются свойства пропагандистского стереотипа. Особый вид П.— реклама (преимущественно коммерческая) — распространение сведений о тех или иных товарах и видах услуг с целью создания спроса на них. Методы рекламы, основывающиеся гл. обр. на внушении, широко применяются буржуазной П.
П. оказывает идеологическое и психологическое влияние на людей. Психологическое манипулирование сознанием людей, в к-ром значительное место отводится П. (см. Манипулятивная пропаганда), используется буржуазией в качестве осн. метода «социального контроля» за поведением масс и составляет основу методов «психологической войны».
П. дополняет агитация — создание и поддержание в сознании людей той или иной политической направленности, привлечение внимания к определенным проблемам, лозунгам, средствам, мобилизация масс на конкретные действия, выполнение поставленных задач. Формы агитационно-массовой работы — беседы на злобу дня, выступления перед населением на митингах, собраниях, политднях, устные журналы, вечера вопросов и ответов, агитбригады и т.д. П. и агитация составляют одно целое в процессе идеологического и политического воспитания трудящихся, дополняя друг друга. Как эффективная П. (см. Эффективность пропаганды) содержит в себе элемент агитации (побуждение к определенному поведению), так и агитация включает элемент П. (объяснение мотивов).
П. отличается от информации как содержанием (интенсивная идеологическая и политическая окрашенность П.), так и целью (непосредственное, активное воздействие П. на поведение людей). Будучи средством идеологической борьбы, П. включает в себя элемент контрпропаганды. Вскрытие и разоблачение сущности механизма буржуазной пропаганды как инструмента манипулирования сознанием и поведением людей, дискредитация враждебных советскому и социалистическому обществу в целом буржуазных источников пропаганды — в центре задач коммунистической контрпропаганды.
Важнейшим инструментом П. являются средства массовой информации. В зависимости от используемых методов и средств П. различается несколько ее видов. Специфическими особенностями воздействия на аудиторию обладает радио-, теле-, газетная и кинопропаганда. Устная П. отличается прямым контактом с аудиторией, непосредственной обратной связью. Наглядная П. (плакаты, транспаранты, фотовитрины и т. п.) воздействует на людей силой зрительных образов, в ней наиболее ярко проявляются свойства пропагандистского стереотипа. Особый вид П.— реклама (преимущественно коммерческая) — распространение сведений о тех или иных товарах и видах услуг с целью создания спроса на них. Методы рекламы, основывающиеся гл. обр. на внушении, широко применяются буржуазной П.
П. оказывает идеологическое и психологическое влияние на людей. Психологическое манипулирование сознанием людей, в к-ром значительное место отводится П. (см. Манипулятивная пропаганда), используется буржуазией в качестве осн. метода «социального контроля» за поведением масс и составляет основу методов «психологической войны».
П. дополняет агитация — создание и поддержание в сознании людей той или иной политической направленности, привлечение внимания к определенным проблемам, лозунгам, средствам, мобилизация масс на конкретные действия, выполнение поставленных задач. Формы агитационно-массовой работы — беседы на злобу дня, выступления перед населением на митингах, собраниях, политднях, устные журналы, вечера вопросов и ответов, агитбригады и т.д. П. и агитация составляют одно целое в процессе идеологического и политического воспитания трудящихся, дополняя друг друга. Как эффективная П. (см. Эффективность пропаганды) содержит в себе элемент агитации (побуждение к определенному поведению), так и агитация включает элемент П. (объяснение мотивов).
П. отличается от информации как содержанием (интенсивная идеологическая и политическая окрашенность П.), так и целью (непосредственное, активное воздействие П. на поведение людей). Будучи средством идеологической борьбы, П. включает в себя элемент контрпропаганды. Вскрытие и разоблачение сущности механизма буржуазной пропаганды как инструмента манипулирования сознанием и поведением людей, дискредитация враждебных советскому и социалистическому обществу в целом буржуазных источников пропаганды — в центре задач коммунистической контрпропаганды.
ПРОПАГАНДА
от лат. propaganda — подлежащее распространению) — популяризация и распространение политических, филос., религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание ин-
дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.
Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул.
Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью. В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации.
П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение, воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П.
Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга.
Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических систем — социализма и капитализма. Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д.
О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.
дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.
Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул.
Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью. В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации.
П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение, воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П.
Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга.
Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических систем — социализма и капитализма. Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д.
О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ПРОПАГАНДА
лат. propaganda - подлежащее распространению, от propago - распространяю), 1) в самом широком смысле - особый род социальной деятельности, осн. функция к-рой -«распространение знаний, художеств. ценностей и др. информации с целью формирования определ. взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. П. духовных ценностей предполагает учет конкретной ситуации, особенностей аудитории, условии, в к-рых она протекает. В процессе П. нередко происходит не только популяризация науки, иск-ва, но их обогащение, развитие. 2) В более узком смысловом значении - деятельность по распространению в массах идеологии и политики определ. классов, партий и гос-в; идеологич. или политич. П. В зависимости от характера идеологии П. разделяется на два противоположных типа: буржуазную и коммунистическую.В совр. условиях идеологич. П. оформилась в особую сферу духовной деятельности, представляет собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологич. влияния на массы. Ее характерными чертами являются целенаправленность, определ. дифференциация, непрерывность воздействия, массовость.3) В структуре коммунистич. идейно-воспитат. работы П. и агитация (распространение к.-л. идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию) предстают как относительно самостоят. средства идейно-политич. влияния на массы.
В отличие от марксистско-ленинского понимания П. в бурж. обществ. мысли это понятие употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции сознанием. Такое толкование «П.» объясняется сознат. стремлением перенести негативное отношение, к-рое сложилось у трудящихся капиталистич. стран к бурж. П., на коммунистич. П. и представить дело так, будто П. вообще является универс. злом совр. цивилизации.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы П., ее направленность, осн. стратегич. цели. Научность, партийность коммунистич. идеологии, ее неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают П. этой идеологии средством просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества, ускорителем социального прогресса.
Бурж. идеология предопределяет превращение бурж. П. в средство дезориентации и духовного подавления масс, подчинения их бурж. ценностям.
В классовом обществе всякая П. носит классовый характер. Особенность коммунистич. П. состоит в том, что она открыто провозглашает свою партийность и обращена прежде всего на развитие политич. сознания рабочего класса, всех трудящихся. В то же время коммунистич. П. строится на последовательно науч. основе и неразрывно связана с жизнью, с практич. борьбой за социализм и коммунизм.
Классовая направленность коммунистич, П. в условиях развитого социализма выражается в распространении во всех классах и обществ. группах марксистско-ленинской идеологии, защите общенар. интересов, в классовом подходе к оценке событий прошлого и настоящего, в борьбе против рецидивов мелкобурж. психологии и действий социально чуждых социалистич. обществу элементов.
В социалистич. обществе организатором и руководителем П. выступает коммунистич. партия. Разрабатывая задачи политич., экономич., идеологич. работы, партия определяет задачи в области П., принципиальные положения о формах ее организации.
Теоретич. основы и принципы коммунистич. П. разработаны и осуществлены К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Изложение целей и задач коммунистич. П. в условиях развитого социализма дано в пост. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологич., политиковоспитат. работы» (1979).
В центре коммунистич. П. находится разъяснение науч. идеологии и политики партии, раскрытие закономерностей развития и функционирования зрелого социалистич. общества, показ его историч. преимуществ, путей перерастания в коммунизм. Она ведет борьбу против пережитков прошлого, разоблачает идеологич. и психологич. диверсии империализма, направленные против стран социализма и нац.-освободит. движения, мира и мирного сосуществования двух социальных систем. Целью коммунистич. П. является формирование науч. мировоззрения, патриотизма и пролет. интернационализма, воспитание активной жизненной позиции личности, направленной на борьбу за торжество коммунизма.
В отличие от марксистско-ленинского понимания П. в бурж. обществ. мысли это понятие употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции сознанием. Такое толкование «П.» объясняется сознат. стремлением перенести негативное отношение, к-рое сложилось у трудящихся капиталистич. стран к бурж. П., на коммунистич. П. и представить дело так, будто П. вообще является универс. злом совр. цивилизации.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы П., ее направленность, осн. стратегич. цели. Научность, партийность коммунистич. идеологии, ее неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают П. этой идеологии средством просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества, ускорителем социального прогресса.
Бурж. идеология предопределяет превращение бурж. П. в средство дезориентации и духовного подавления масс, подчинения их бурж. ценностям.
В классовом обществе всякая П. носит классовый характер. Особенность коммунистич. П. состоит в том, что она открыто провозглашает свою партийность и обращена прежде всего на развитие политич. сознания рабочего класса, всех трудящихся. В то же время коммунистич. П. строится на последовательно науч. основе и неразрывно связана с жизнью, с практич. борьбой за социализм и коммунизм.
Классовая направленность коммунистич, П. в условиях развитого социализма выражается в распространении во всех классах и обществ. группах марксистско-ленинской идеологии, защите общенар. интересов, в классовом подходе к оценке событий прошлого и настоящего, в борьбе против рецидивов мелкобурж. психологии и действий социально чуждых социалистич. обществу элементов.
В социалистич. обществе организатором и руководителем П. выступает коммунистич. партия. Разрабатывая задачи политич., экономич., идеологич. работы, партия определяет задачи в области П., принципиальные положения о формах ее организации.
Теоретич. основы и принципы коммунистич. П. разработаны и осуществлены К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Изложение целей и задач коммунистич. П. в условиях развитого социализма дано в пост. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологич., политиковоспитат. работы» (1979).
В центре коммунистич. П. находится разъяснение науч. идеологии и политики партии, раскрытие закономерностей развития и функционирования зрелого социалистич. общества, показ его историч. преимуществ, путей перерастания в коммунизм. Она ведет борьбу против пережитков прошлого, разоблачает идеологич. и психологич. диверсии империализма, направленные против стран социализма и нац.-освободит. движения, мира и мирного сосуществования двух социальных систем. Целью коммунистич. П. является формирование науч. мировоззрения, патриотизма и пролет. интернационализма, воспитание активной жизненной позиции личности, направленной на борьбу за торжество коммунизма.
Источник: Советский философский словарь