АПОЛОГЕТИКА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Апологетика
защита и оправдание положений какого-либо учения.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

АПОЛОГЕТИКА
отрасль христ. богословия, посвященная защите вероучения христианства (см. Апологеты и Теология).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Апологетика
направление религиозно-философкой мысли, направленное на защиту принципов христианства от критики нехристианских философов ( Юстиниан, Ориген, Тертуллиан)

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Апологетика
(греч. apologētikos – защитительный) – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества, а также отрасль христианского богословия, направленная на защиту христианского учения от язычества. Видные представители – Юстин-мученик, Тертуллиан, Татиан, Афинагор.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Апологетика
от греческого «апология» - «заступничество», «оправдание») - течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения в период борьбы с язычеством (I-Vв.в.). Наиболее выдающиеся представители Иустин (Юстин), Татиан, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Теология (от греч. theos - Бог и logos - учение) - богословие, учение о Боге.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Апологетика
греч. apologetikos – защищающий) – отрасль теологии. Цель апологетики – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает апологетику, исходя из примата веры над разумом. В состав апологетики входят: доказательства бытия Бога, бессмертия души, божественные чудеса и пророчества и др.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АПОЛОГЕТИКА
от греч. «защищающий») - начальный этап в развитии средневековой философии конца II - начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости, используя приемы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к еще гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Александрийский, Тертуллиан, Ориген.

Источник: Тематический философский словарь

АПОЛОГЕТИКА

(от греч. apologetikos - пригодный для обороны) - область религиозной публицистики, а также дисциплина теологического характера, где защищается та или иная религиозная доктрина. В христианстве жизнь по Евангелию не сводится к одному только согласию с церковным вероучением, а является также поворотом воли к Богу и полной самоотдачей в любви и служении к Богу и ближнему. По-настоящему свидетельствует веру уже не апологет, а тот, кто един со Христом и принял крещение Духом. "Пока его нет, мы, апологеты, сделаем совсем немного. Однако это не значит, что надо сложить оружие" (К.С.Льюис).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Апологетика
(от греч. apologetikos — защищающий) — раздел богословия (т. н. основное богословие), гл. задачей к-рого является защита христ. учения. А. зародилась в первые века христианства; до утверждения его в качестве гос. религии Римской империи апологетические работы были направлены против преследования христианства, ставили целью доказать превосходство нового учения перед другими религиями. В средние века главной задачей А. была борьба с ересями. В наст. вр., стремясь укрепить подорванные наукой и социально-экономическими преобразованиями устои религии, А. основные усилия сосредоточивает на борьбе против материалистического мировоззрения. См. также «Отцы церкви».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АПОЛОГЕТИКА
греч. apologeo-mai - защищаю) — отрасль теологии, имеющая целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. — раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в обществ. жизни. Гл. задача А. - защита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целые доказывается невозможность вы-соконравств. отношений, развития культуры и справедливых обществ. порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, совр. А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.

Источник: Атеистический словарь

АПОЛОГЕТИКА
греч. apologetikos — защищающий) — отрасль теологии. Цель А.— защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает А., исходя из примата веры над разумом. В состав А. входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя противоречивость А. состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистичной, А. иррационалистична по своему содержанию. Для А. характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм. Совр. религиозная А. тесно связана с буржуазной А. и религиозной философией. В переносном смысле А.— предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АПОЛОГЕТИКА
восхваление какого-либо учения, отказ от его критической оценки. В науке А. обычно проявляется как приписывание всех ее достижений отдельной дисциплине. Именно в этой связи приходится говорить о логицизме, математическом фетишизме, биологизме, социологизме и прочих «измах». В соотношении философии и науки А. выступает в двух основных формах. Это, во-первых, сциентизм, отрицающий философию. Во-вторых, метафизика, провозглашающая свое превосходство над наукой. В действительности же наука и философия — родные сестры. Наука выступает базой состоятельной философии, а она — метанаучным осмыслением науки. Не выдерживает критики распространенное среди философов убеждение, что философия науки — это позитивистское учение. Есть и герменевтическая, и феноменологическая, и постпозитивистская, и многие другие философии науки. Своеобразной формой А. является также убеждение, что философия науки — это всего лишь одна из частей философии. Наряду с нею есть еще, мол, онтология, этика, эстетика, история философии и т.д. Все дело в том, что все эти философские дисциплины в отсутствие их научного анализа превращаются в самые заурядные донаучные теории. Придание, например этике и эстетике, метанаучного статуса является важнейшей задачей наших дней. Нам видится единственный путь преодоления А. в науке — всемерное изучение междисциплинарных связей.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АПОЛОГЕТИКА
греч. apologeomai — защищаю) — (1) — в традиционно-историческом значении — собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов 2 в., защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения от критических нападок языческих светских властителей и ученых. А. обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. Из трудов, относящихся к А., наиболее известны послания Юстина Мученика или "Христа в философской мантии" (100-167), трактовавшего христианство как новую философию, а также Афинагора (вторая половина 2 в.). Широко известен также платоновский диалог "Апология" — воспроизведение той речи, которую Сократ произнес на суде в свою защиту; (2) — в классическо-богословском значении — базовая отрасль теологии ("основное богословие" в православии, "фундаментальная теология" в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучения посредством рациональной аргументации. Включает в себя изложение системы догматов вероучения (см. Вера), доказательства бытия Божьего, обоснование преимущества защищаемой конфессии по сравнению с другими, критику направленных против нее возражений. Максимально развита в православии и католицизме, заменяясь в протестантизме "учением о принципах"; (3) — в культурологическом и историческом значении — произведения высокопоставленных официальных лиц и светски канонизированных теоретиков, посвященные отстаиванию определенной системы идейных ценностей и идеологических приоритетов (см., например: Марксизм-ленинизм, Митин).
А .А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Апологетика
(Apologetics). Слово происходит от греч. корня со значением "защищать", "даватьответ", "оправдываться ", "защищаться по закону ".Вн.
з. время апология (apologia ) формальная юридическая защита (2 Тим 4:16). Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры. Ап. Петр призывает христиан быть всегда готовыми дать отчет в своем уповании(1 ПетЗ:15). Вшироком понимании апологетика всегда была частью евангельской проповеди.
Христианское мировоззрение утверждает ряд четко определенных положений: космос не вечен и сам себя не объясняет; существует Творец вселенной; Он избрал определенный народ, открыл ему себя, творил среди него чудеса и, наконец,воплотился в человека еврейского происхождения в определенный исторический момент. Все эти утверждения нуждаются в обосновании  а это и есть апологетика. Единственный способ отделить апологетику от веры  отказаться от претензий на истину.
На протяжении христианской истории апологетика принимала различные формы. Их можно разделить на субъективную и объективную апологетику.
Субъективная школа. К субъективной школе принадлежат такие великие мыслители, как Лютер, Паскаль, Лессинг, Кьеркегор, Бруннер и Барт. Они выражали сомнение, что неверующего можно обратить в веру посредством аргументов, и вместо этого говорили об уникальном личном опыте благодати и внутренней встречи с Богом. Эти мыслители не слишком чтили человеческую мудрость, отвергали традиционную философию и классическую логику, выдвигая на первое место трансрациональное и парадоксальное мышление. Они редко прибегали к естественной теологии и доказательствам теистов, полагая, что грех ослепил людей и повредил человеческий разум. По знаменитому определению Лютера, разум  " блудница дьявола ".
Мыслители субъективной школы уделяют пристальное внимание проблеме верификации (подтверждения). Лессинг выражал мнение большинства из них, говоря о том, что случайные исторические истины не могут служить доказательством необходимых истин разума. Переход от случайных (т.е., возможно, ложных) исторических фактов к глубокой, внутренней религиозной достоверности называют "рвом Лессинга".
Кьеркегор сожалел о том, что историческая правда несоизмерима с вечным, страстным решением. Переход от истории к религиозной истине  это " прыжок", переход в иное измерение. Кьеркегор говорил, что вся апологетика направлена на то, чтобы сделать христианство правдоподобным. Но эти доказательства неубедительны, т.к. "защищать  значит компрометировать".
При всем своем антиинтеллектуализме Кьеркегор все же предложил собственную апологию христианства, края странным образом вытекала из самой абсурдности основного христианского утверждения. Сам факт, что некрые люди поверили, будто Бог пришел на землю в смиренном человеческом облике, столь поразителен, что позволяет и другим принять эту веру. Никакое другое движение не связывало вечное блаженство людей с их отношением к определенному историческому событию. Кьеркегор утверждал, что такая мысль "не могла возникнуть ни в одном человеческом сердце".
Даже Паскаль, не принимавший метафизические доказательства бытия Божия и предпочитавший "доводы сердца", в конце концов предложил интересную апологию христианской веры. В своих "Мыслях" он высоко оценивает библейскую религию в силу ее глубокого понимания человеческой природы. Большинство религиозных и философских систем либо говорят о глупой человеческой гордыне, либо обрекают человека на отчаяние. Лишь христианство устанавливает истинное величие человека как образа Божия и вместе с тем объясняет существование зла как следствие грехопадения.
И несмотря на энергичное "нет" К. Барта, мы находим некую апологию в его огромной "Церковной догматике".
Объективная школа. Эта школа относит проблему верификации к области объективных фактов. Она придает особое значение внешним реалиям: теистическим доказательствам, чудесам, пророчествам, Библии и личности Иисуса Христа. В лагере объективистов выделяются две школы, весьма несхожие между собой.
Школа естественной теологии. Эта школа оптимистичней других смотрит на человеческий разум. К ней принадлежат такие мыслители, как Фома Аквинский, Дж. Батлер, Ф.Р. Теннант и У. Пейли. Они опираются на эмпирическую философскую традицию, идущую от Аристотеля. Эти мыслители верят в первородный грех, но редко подвергают сомнению могущество разума. Они полагают, что человеческий разум был поврежден грехопадением, но все же не окончательно.
Фома Аквинский искал общую основу для философии и религии, настаивая на том, что бытие Бога может быть разумно обосновано,  вместе с тем оно открыто в Св. Писании. Он использовал три версии космологического доказательства бытия Божия, а также телеологическое доказательство.
В "Аналогиирелигии" (1736)Батлер придерживался томистского подхода, но слегка смягчил его, сделав акцент на вероятности как "путеводителе жизни". Он разработал эпистемологию, близкую к научному прагматическому подходу. Батлер полагал, что в нравственной и религиозной сфере редко наблюдается геометрическая ясность. Еели когото смущает этот акцент на вероятности, то ему стоит вспомнить, что почти все в жизни строится именно на вероятности. Человек редко сталкивается с абсолютными, наглядными истинами.
У апологетов этой школы нередко преобладает упрощенный, наивный подход к свидетельствам в пользу христианства. Они считают, что простого, прямого изложения фактов (чудес, пророчеств) достаточно, чтобы убедить неверующих.
Школа откровения. В нее входят такие гиганты веры, как Августин, Кальвин, А.Кейпер и Э. Дж. Карнелл. Эти мыслители признают, что объективные свидетельства(чудеса, доказательства бытия Божия)  важный элемент апологетики, но настаивают на том, что " невозрожденного" человека нельзя обратить одними доказательствами, т.к. человеческий разум помрачен грехом. Чтобы свидетельство имело силу, необходимо особое действие Св. Духа.
Из этого нельзя делать вывод, что школа откровения ни во что не ставит внешние свидетельства. Напротив, само действие Св. Духа предполагает "внешнюю" Библию и исторического Иисуса Христа. Вера возникает благодаря действию Св. Духа, и все же нельзя верить без фактов. Св. Дух  достаточная причина веры, а факты  необходимая причина.
Поэтому школа откровения займетвует ценные открытия у субъективной школы и у школы естественной теологии. У первой она переняла недоверие к "невозрожденному" разуму, у второй научилась правильно оценивать роль конкретных фактов в христианской религии. По слову Лютера, "до веры и знания о Боге разум пребывает во тьме, но для верующих разум  превосходное орудие. Как все дары и орудия природы обращаются во зло у безбожников, так все они способствуют благу у верующих".
Примечательно, что обе объективистские школы в своей апологетике используют один и тот же корпус свидетельств; они несогласны лишь в вопросе о том, как и когда доказательства убеждают неверующих. На протяжении веков христианские апологетыобъективисты использовали разнообразный материал: (1) теистические доказательства  онтологическое, космологическое, телеологическое и моральное; (2) в.з. пророчества  предсказания о приходе еврейского Мессии, крые исполнились во Христе, как, напр., Ис 9:6; Мих 5:13 и Зах 9:910; (3)библейские чудеса  знаки могущества Божьего, крые группируются в Св. Писании вокруг Исхода и пришествия Христа; (4) фигура Христа  ни с чем не сравнимые личность и характер Христа, проявляющего любовь и заботу обо всех людях, особенно об отверженных; (5) наставления Христа  не имеющее себе равных учение, великолепные изречения и притчи Христовы; (6) воскресение Христа  величайшее чудо во всем Св. Писании, краеугольный камень всего здания апологетики; (7) история христианства  благотворное влияние, к-рое христианская вера оказала на человечество.
A.J. Hoover (пер. А. К.) Библиография: F.F. Bruce, The Apostolic Defense of Gospel; A. Dulles,/( History of Apologetics; J.H. Newman, Apologia pro Vita Sua; W. Paley, A View of the Evidences of Christianity; B. Pascal, Tensees; B. Ramm, Varieties of Christian Apologetics; J.K.S. Reid, Christian Apologetics; A.R. Vilder, Twentieth Century Defenders of the Faith; O. Zockler, Geschihte derApologie des Christentums.
См. также: Бога, доказательства бытия; Теодицея; Зла, проблема.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АПОЛОГЕТИКА
от греч. apologeomai - защищаться, оправдываться) - философско-богословская полемическая наука, имеющая своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, ересей, философии и пр. Как наука полемическая, А. в сильнейшей степени зависима от опровергаемых ею взглядов, и потому: 1) имеет в разные исторические эпохи разные задачи и цели; 2) вынуждена предпринимать положительное исследование враждебных учений, заимствуя многое из их языка и способа мышления. Поэтому именно через А. христианское вероучение воспринимало многочисленные влияния, и именно эта наука впервые осуществила синтез философии и христианства, тем самым создав условия самостоятельного христианского философствования и язык для его выражения. Все это делает А. важнейшей отраслью христианской философии.
Раннехристианская А. возникла уже в двадцатых годах II в. и обычно хронологически ставится на второе место в древней христианской литературе после т. н. "Писаний мужей апостольских" (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, "Дидахэ" и пр.). К древнейшим апологетам причисляют: 1) неизвестного автора послания к Диогнету; 2) Аристида, автора самой ранней из дошедших до нас апологий; 3) Иустина Философа (Мученика), автора двух апологий, адресованных язычникам, и "Диалога с Трифоном Иудеем", написанного в опровержение иудаизма; 4) ученика св. Иустина - Татиана Сирийца (Ассирийца), автора ригористической "Речи против эллинов"; 5) Афинагора Афинского, перу которого принадлежит обращенное к императорам Марку Аврелию Антонину и Луцию Аврелию Коммоду "Прошение о христианах"; 6) Фиофила, шестого епископа Антиохийской Церкви (по счету Евсевия), автора "Трех книг к Автолику". К известнейшим латинским апологетам следует отнести также Минуция Феликса, составившего блестящий диалог "Октавий" (обнаруживающий влияние Цицерона и Сенеки) и Тертуллиана, автора многочисленных произведений (в том числе и апологетических "К язычникам" и "О свидетельстве души"). Раннехристианская А. была направлена как против иудеев, убеждая тех в истинности веры во Христа-Мессию, так и против язычников. Она преследовала две основные цели: 1) опровергнуть во многом абсурдные обвинения, предъявляемые христианам; 2) разработать новый философский язык, одинаково понятный как образованному язычнику, так и христианину
Афинагор Афинский называет три главных обвинения, выдвигаемых язычниками против христианства: безбожие, едение человеческого мяса (по всей видимости, источником последнего явилось неправильно понятое Таинство Евхаристии - Причастия), "гнусные Эдиповские кровосмешения". Минуций Феликс добавляет к ним также почитание головы осла и поклонение гениталиям пресвитера. Опровергая эти и подобные им обвинения в суеверии, христиане желали добиться разрешения своей религии в Империи наряду с терпимым римлянами иудаизмом (т. н. "разрешенная религия" - religio licita). Апологеты также утверждают превосходство христианства над любым языческим учением, причем одним из основных доводов, ими приводимых, является аргумент древности Священного Писания.
При решении второй задачи апологеты рассматривают собственно философскую тематику. Причем в зависимости от разрешения этой проблемы они четко разделяются на два течения: 1) идущее от Иустина Мученика и включающее большинство апологетических сочинений направление, ищущее контакты с языческой культурой и признающее философию и христианство существенно сродными; 2) направление Татиана и Тертуллиана, полагавших, что между Откровением и философией, "Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью" лежит непреодолимая пропасть, в силу наличия которой именно философия есть "мать всех ересей" и должна быть, в языческой ее форме, совершенно отвергнута. Именно в этом контексте следует понимать известное изречение Тертуллиана, обычно приводимое в перифразе "Верую, ибо абсурдно". Крайним анахронизмом было бы утверждать, как это часто делают, наличие в этой фразе разрешения проблемы соотношения веры и разума как двух познавательных способностей души. Речь у Тертуллиана идет скорее о чисто социокультурной проблематике - вопросе о соотношении христианства и язычества. Т. е.: "Верую (как христианин), ибо абсурдно (для язычника)". Однако произведения Тертуллиана, и особенно Татиана (ригоризм которого был способен только вызвать раздражение у язычников, но никак не способствовал их убеждению) нельзя считать принятыми христианской церковью. Ригоризм этих авторов привел их к ереси: Тертуллиан, как известно, одно время принадлежал к монтанистам, а затем стал и ересиархом, основав секту "тертуллианитов", Татиан же перешел к аквариям, причащавшимся не вином, а водою.
Направление, основы которого были заложены в Апологиях Св. Иустина, было более терпимо. В целях обоснования тождества философии и христианства, Иустин, используя учение стоиков о семянном логосе (logos spermatikos) разделяет: 1) логос сказанный, как космотворящее Божественное Слово; 2) логос семянной (разум человеческого рода, имеющий своим источником первую форму логоса); 3) воплощенный логос (Христос). Тем самым, между языческим философом, использующим разум - семянной логос, и христианином, поклоняющимся тому же Слову в Его воплощенной форме, противоречия быть не может. Даже, по св. Иустину, философы были своего рода "христианами до Христа". Христианство же есть истинная философия, превосходящая языческую, поскольку "те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно".
Такое разрешение социокультурной проблемы вызывает в ранней А. вопрос метафизический: где был Сын, когда не было мира? Или - если Логос нужен Богу для творения мира, то - либо Слово не совечно Богу-Отцу, либо мир вечен в Боге? Апологеты по-разному разрешают эту проблему: Тертуллиан утверждает, что "было время, когда не было Сына", Феофил Антиохийский, впервые употребивший в христианской литературе термин "Троица" (Trias), различает Слово, скрытое в недрах Отца до творения мира (т. н. logos endiathetos), и сказанное Слово (logos prophorikos).
Традиции ранних апологетов были продолжены в Александрийской богословской школе (III в.). А. занимались и Климент Александрийский (в первом сочинении из своей знаменитой трилогии - "Протрепик"), и Ориген, автор самой влиятельной богословской системы III в. (в сочинении "Против Цельса"). Александрийская школа, следуя Иустину, соединяет христианство и философию. Так, по св. Клименту, философия была неким родом Откровения Божия, подготовлявшего язычников к христианству так же, как иудаизм готовил к нему еврейский народ. Проблематика логоса продолжает волновать А. и во многом ответственна за появление системы Оригена. Последний (в труде "О началах"), остро ощущая необходимость утверждения вечности божественного Слова - Христа (без чего невозможно подлинное "обожение" человека), постулирует вечность мира, вечно творимого пристнонасущим Логосом. А именно, до возникновения этого мира ("зона") существовали другие миры, как и после его гибели они вновь станут возникать, будучи местом заключения отпавших от Бога душ, реализовавших свою абсолютную свободу (см. "Пелагианство"). Т. о., мир вечен, поскольку вечен Бог-Слово.
В IV в. христианство столь упрочило свои позиции, что апологии принимают скорее вид разъяснения христианского учения. Христиан заботит теперь, по сути, использование языческой философии в своих целях (стремление, выразившееся в средневековой формуле "Философия - служанка богословия"). Поэтому и проблематика, связанная с космологическим понятием логоса, отошла на второй план, будучи вытеснена христологией. Однако, как таковая, А. не прекращает своего существования. Она присутствует и у капподакийских отцов церкви (IV в.) - Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также у Бл. Августина (V в.: например его "Шесть вопросов против язычников"). Историк церкви IV в. Евсевий Кесарийский составил хрестоматию из творений апологетов первых веков.
В новое и новейшее время происходит возрождение А. Провозглашенная Ницше "Смерть Бога" была констатацией факта возникновения секулярной культуры. Поэтому в христианской мысли начинает особенно остро дискутироваться вопрос об отношении культуры и культа, философии и Откровения, принимающий часто апологетический характер. Апология нового времени противопоставляет христианство современной науке, используя при этом (особенно в протестантизме) вполне научный метод (Франк, Планк, Ульман и др.), а с XIX в. противостоит материализму (Ричль, Гарнак, в России - Юркевич), дарвинизму и др. теориям.
В России возрождение А. во многом было связано с традиционной русской проблемой "Народ и интеллигенция". Помимо чисто церковных писателей (архим. Августин, Кудрявцев-Платонов, прот. Светлов и др.) к апологетам могут быть отнесены и многие философы (особенно "софиологи" и вообще философы всеединства). Так, например, у В. С. Соловьева немалую роль играют методы, свойственные христианской А. Для того, чтобы обосновать единство христианства и рационалистической философии, Соловьев (в "Чтениях о Богочеловечестве") прямо использует разделение Божественного Слова, предложенное св. Иустином. Т. о., философия (или Запад, наука, интеллигенция) едины с христианством (Восток, религия, народ). Использование понятия Логоса в таком архаичном, узкокосмологическом значении ставит перед мыслителем те же проблемы, что и перед ранними апологетами. И Соловьев увековечивает мир, но уже не в виде круговорота миров Оригена (осужденного V Вселенским Собором), а в виде "мира-вБоге", Божественной Софии как совокупности вечных идей-прообразов тварного мира.
В русской философии XX в. следует отметить "Апологетику" прот. В. В. Зеньковского (Париж, 1957), трактующую христианское учение в его отношении к современным научным теориям (учениям о происхождении Вселенной, дарвинизму, физиологии, психологии, палеонтологии, социальным учениям, теории "бесцерковного христианства" и пр.).
М. Б. Хомяков

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
136.42 кб

Мысли Паскаля и современная им апологетика

Чистяков Александр Николаевич
Статья представляет собой сопоставление «Мыслей»главного произведения философа и классика французской литературы Блеза Паскаля (1623-1662) и синхронического среза апологетики, созданной или переизданной в конце XVI середине XVII в
Читать PDF
789.61 кб

Религиозная апологетика пола в творчестве В. В. Розанова

Сурова Альбина Борисовна
В статье рассматривается одно из направлений в русской философии пола «религиозная апологетика пола» В.В. Розанова, описываются основные концепты этого учения и подчеркивается его радикальность для русской метафизики.
Читать PDF
334.43 кб

Античная философия и греческая апологетика

Ревко-Линардато Павел Сергеевич
В статье на примере апологий Юстина, Афинагора и Татиана рассматривается отношение ранних греческих апологетов к языческой философии.
Читать PDF
1.50 мб

Из чтений по христианской апологетике

В. Г. Рождественский
Читать PDF
1.41 мб

Из чтений по христианской апологетике

В. Г. Рождественский
Читать PDF
372.05 кб

Догмат о Троице как потенциальный краеугольный камень современной монотеистической апологетики

Гнусин Павел Игоревич
В работе представлена связь между философским взглядом на природу Бога и христианским догматом о Святой Троице. Показана потенциальная роль догмата о Троице в качестве основы одной из линий христианской апологетики.
Читать PDF
137.43 кб

Апологетическая система Г. Х. Кларка в контексте его эпистемологии

Микрюков Дмитрий Анатольевич
В статье рассматривается вклад Гордона Хэддона Кларка, американского религиозного и социального философа XX века, в современную христианскую апологетику.
Читать PDF
240.00 кб

Апологетические рефрены теологии и контрапункты атеизма

Коптелов Александр Олегович
Анализируются этические аспекты религиозного сознания в контексте современного мышления, обозначаемого как «постметафизическое».
Читать PDF
276.93 кб

Философия в университетском образовании: апологетическое суждение

Симоненко Татьяна Ивановна
В статье рассматривается место философии как учебной дисциплины в системе университетского образования в условиях осуществляемого государством в последние два десятилетия активного реформирования высшей школы.

Похожие термины: