Средства массовой информацииСредства массовой коммуникации, государственные

Средства массовой информации и пропаганды 

Найдено 1 определение:

Средства массовой информации и пропаганды 

социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, кино, радио, телевидение и т. д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе на основе закономерностей того общества, в котором они функционируют. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории. Она отличается быстротой и регулярностью распространения, практической одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером. Ее распространение является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению. Массовое общение и его средства появляются еще в ходе становления капитализма, когда, по словам Маркса и Энгельса, «на смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству» (т. 4, с. 428). Не технические (как утверждают буржуазные социологи), а прежде всего экономические и социальные факторы сыграли решающую роль в этом процессе. Вместе с тем благодаря появлению в XX в. особых технических устройств, систем быстрой передачи информации процесс массового общения сделался более развернутым, многообразным, превратился в важный фактор социально-политического управления, распространения культуры, в мощное средство воздействия на сознание и поведение людей. Механизм массового общения по своей природе предназначен для широкого обмена информацией в рамках всего общества. Однако в условиях эксплуататорского строя он не в состоянии раскрыть свои потенциальные возможности. Буржуазия с самого начала использует его в своих узкоклассовых интересах и ныне превратила его в средство манипуляции сознанием и поведением широких масс, в орудие идеологической борьбы против социализма. Так возникает неразрешимое в условиях капитализма противоречие между природой средств массовой информации и способом их использования. Только передача их в руки всего народа открывает простор для развития подлинно массового, причем в интересах трудящихся, духовного общения. Если при капитализме создание системы средств массовой информации происходит во многом стихийно, то в социалистическом обществе ему присущ планомерный характер. Социалистические пресса, кино, радио, телевидение являются мощными средствами идейно-политического воспитания трудящихся, формирования у них коммунистической идеологии и морали (см. Идеология коммунистическая, Мораль коммунистическая). Будучи орудием социального контроля над мыслями и чувствами люден, средства массовой информации при капитализме используются для навязывания широким слоям трудящихся чуждых им идей, взглядов, для затемнения их классового сознания. При социализме цель этих средств другая: помочь трудящимся осознать свои собственные интересы, способствовать росту их самосознания, приобщению их к делам общества, воспитанию у них инициативы и ответственности. Социализм обеспечивает доступ всего народа к богатствам культуры (а не ее суррогатам, эрзацам, что характерно для «массовой культуры» при капитализме) прошлого и настоящего. Отсюда очень важна роль прессы, кино, радио и телевидения в распространении подлинных культурных ценностей, в духовном развитии личности, освобождении ее от пережитков прошлого, в ее эстетическом воспитании. В связи с происходящим сейчас в обществе процессом ускоренного обновления, накопления знаний существенно меняется образовательная функция средств массовой информации. Если в 20—30?х гг. они использовались для ликвидации неграмотности и распространения элементарных знаний, то ныне они участвуют в процессе непрерывного расширения кругозора, повышения образовательного уровня каждого члена общества, что отвечает требованиям научно-технической революции. Особенно велика роль печати, кино, радио и телевидения в дальнейшем развитии советской демократии. КПСС, как указывалось на XXVI съезде партии, заинтересована в том, чтобы средства массовой информации и пропаганды всегда были подлинной трибуной партийного и общенародного общественного мнения (см. Материалы XXVI съезда КПСС, с. 75—76). Коренная противоположность в характере и функционировании средств массовой информации капиталистического и социалистического общества не означает принципиальной невозможности обмена информацией между ними. В условиях мирного сосуществования возможно налаживание взаимного обмена информацией. Основой здесь должны служить принципы неприменения силы или угрозы силой, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, равноправия, взаимной выгоды, Страны социализма выступают против того, чтобы взаимное общение с помощью средств массовой информации использовалось для навязывания им чуждых идей, было бы связано с пренебрежением принципами и свободами, присущими социалистическому строю. В условиях развитого социализма в результате целенаправленной деятельности партии воздействие средств массовой информации и пропаганды на развитие экономики, науки и культуры, на всю общественную жизнь еще более возрастает. Эта возросшая роль закреплена в Конституции СССР. Так, право граждан СССР на пользование достижениями культуры обеспечивается, в частности, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати. Осуществление гарантированных свобод слова и печати обеспечивается широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (см. Конституция СССР, ст. 50).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено схем по теме Средства массовой информации и пропаганды  — 0

Найдено научныех статей по теме Средства массовой информации и пропаганды  — 0

Найдено книг по теме Средства массовой информации и пропаганды  — 0

Найдено презентаций по теме Средства массовой информации и пропаганды  — 0

Найдено рефератов по теме Средства массовой информации и пропаганды  — 0