целостное представление о науке, исходящее из какого-либо принципа, последовательно проведенного, стремящееся соответствовать современному состоянию науки. Понятие «концепция науки» можно сопоставить с такими понятиями, как «концепция человека», «концепция жизни», «концепция техники» и т. п. Действительно, есть все основания говорить, что в современном мире есть некие устоявшиеся и общепризнанные положения, которые отличают, скажем, научные представления о человеке от религиозных (первые полагаются на факты, вторые – на тексты Священного Писания); то же можно сказать и в отношении представлений о жизни. Философские концепции науки существуют наряду с экономическими, политологическими, психологическими, социологическими и др.
Чтобы данная, достаточно абстрактная, трактовка концепции науки стала более понятной, приведем несколько примеров. Так, в условиях современной цивилизации, когда наука становится решающим фактором развития общества, властные и политические структуры чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы иметь представление о факторах, способствующих развитию науки, о реальном состоянии науки в своей стране, а также о том, как стимулируется ускоренное развитие науки в передовых в этом отношении странах. Сегодня при высших органах власти существуют комитеты по науке, выделяют такую сферу политической деятельности, как science policy.
Бесспорно, должно существовать единство действий власти в отношении научных кадров, наиболее значимых на сегодняшний день направлений науки, напрямую связанных с высокими технологиями, финансированием науки в целом и тех или иных ее отраслей и пр. Это единство действий способна обеспечить политологическая концепция (или доктрина) науки. Вряд ли подобная концепция прописана в каком-либо одном тексте, открыв страницу которого мы бы смогли получить ответ о состоянии того или иного параметра науки. Но в политическом пространстве любого современного государства такая концепция присутствует. В экономической концепции науки теоретически обосновывается важнейшее основание существования науки, без учета которого все политологические доктрины не реализуемы. Именно экономисты имеют обоснованное решение, почему и как надо финансировать в ближайшее десятилетие фундаментальные и прикладные исследования, академическую и вузовскую науку и что выгоднее финансировать на нынешнем этапе развития страны – научные исследования в военной и оборонной сферах или в конверсионных отраслях.
Подобную логику развертывания понятия концепции науки можно перенести и на позицию психологов в отношении науки. С учетом специфики предмета психологии она выстраивает концепцию научного творчества, выявляет структуры психики и механизмы функционирования, ответственные за интеллектуальную деятельность, исследует влияние эмоций на интеллектуально-рассудочную деятельность, мотивы научной деятельности. Конкретизировав понятие концепции науки, дадим краткую характеристику отличий философских концепций науки. Во-первых, философские концепции не связаны с рассмотрением науки через призму какой-либо одной сферы человеческой жизнедеятельности – экономической, политической, психологической и т. п. Философские концепции нацелены, как правило, на раскрытие природы науки. А поскольку бытие науки многогранно и сущностные моменты сконцентрированы в понимании так называемых трех аспектов бытия науки, то можно говорить о философских концепциях науки как особого вида познавательной деятельности, о философских концепциях науки как особого социального феномена и о философских концепциях науки как явления культуры. Во-вторых.
Своеобразие философии заключается в том, что по поводу одних и тех же явлений и событий всегда имеется не одна позиция, поэтому и относительно философских представлений о науке можно сказать, что по каждому сущностному аспекту науки в философии науки можно обнаружить не одну концепцию, а несколько, которые конкурируют между собой и каждая из которых претендует на реальное отражение существа науки. В качестве примера сошлемся на состояние философии науки к. XIX – пер. пол. XX столетия. По поводу трактовки науки как особого рода знания и познавательной деятельности конкурировали между собой, вступая в полемику, целый ряд концепций. Можно назвать по меньшей мере позитивистскую, неорационалистическую, неокантианскую и феноменологическую концепции науки. Бесспорно, лидирующей была позитивистская философия науки, поскольку она выстраивала свою концепцию, максимально следуя за самой наукой, и претендовала на такую же строгость и точность, как и сама наука. Тогда как неокантианская концепция шла к науке от философии и претендовала на критику науки. Наконец, нельзя не отметить еще одну особенность философских концепций науки. Хотя мы только что называли целые направления в философии науки, тем не менее философские концепции науки носят личностный характер – они всегда принадлежат какому-то конкретному мыслителю, который своей позицией и своей логикой придает концепции целостность и последовательность. Поэтому мы можем говорить о концепции науки О. Конта, Э. Кассирера, Г. Башляра, Э. Гуссерля и т. д . Н. В. Бряник
295.91 кб
Концепция науки Н. Я. Данилевского
А.Я. Кожурин Концепция науки Н.Я. Данилевского Наука, интерпретация, социология науки, философия науки, дарвинизм Статья посвящена интерпретации науки в рамках теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.