АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ

Найдено 1 определение
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ
В широком смысле под аналитической философией понимается сложившееся в ХХ в. и утвердившееся преимущественно в англоязычных странах (Великобритания, США, Австралия и др.) направление, в рамках которого повсеместно используются методы логического и лингвистического анализа для решения разного рода проблем. Аналитическая философия во многом продолжает традицию, идущую от Аристотеля, Р. Декарта и И. Канта; среди непосредственных ее предшественников называют Б. Больцано, Ф. Брентано и Г. Фреге. Идеи последнего оказали существенное влияние на признанных родоначальников аналитической философии: Б. Рассела, Дж. Э. Мура и Л. Витгенштейна. Аналитическому направлению присущ особый стиль реализации философской деятельности – стремление к ясной и четкой аргументации, проводимой с применением средств современной логики и связанной с фиксированной (как правило, однозначной) терминологией; специфические способы постановки и решения философских проблем, предполагающие точную формулировку и возможность всестороннего языкового анализа. Внимание к используемому при анализе философских проблем языку позволяет говорить о так называемом лингвистическом повороте, в значительной степени предопределившем развитие всей аналитической философии. В содержательном же отношении аналитическая философия лишена концептуального единства, представляя собой многообразные (порой диаметрально противоположные) теории, которые образуют самостоятельные философские течения: логический позитивизм, лингвистическая философия, логический прагматизм и др.
Однако в целом для аналитической традиции свойственна ориентация на идеалы научного (рационально-теоретического) знания, отвечающего критериям доказательности и обоснованности. В качестве концепции науки аналитическая философия, прежде всего, характеризуется сциентистской направленностью на формулировку и поиск решения научных проблем. В логическом позитивизме (неопозитивизме) одной из основных задач становится прояснение языка науки через выявление отношений между теорией и опытом, сведение всех теоретических высказываний к базисным («протокольным») предложениям, которые призваны выражать данные непосредственного опыта. Отстаивая идею единой (унифицированной) науки, неопозитивисты (М. Шлик, Р. Карнап и др.) стремились построить ее фундамент на основе физикалистской методологии. В неопозитивизме ставилась также задача раскрытия концептуального каркаса языка науки через логический анализ формулируемых в нем высказываний как на уровне формализации правил их построения (синтаксис), так и в аспекте отношения значений научных терминов к описываемой ими реальности (семантика). Интерпретация научного знания и средств его логического обоснования в значительной мере продолжена в рамках логического прагматизма (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в котором фиксация теоретической нагруженности научных высказываний приводит к демонстрации тесной связи теоретического и эмпирического аспектов научного знания, а также неоправданности строгой дихотомии синтетического (эмпирического) и аналитического (логико-математического) знания как основополагающей догмы логического позитивизма. Согласно У. Куайну, проверке должны подвергаться не отдельные предложения, а совокупность (система) взаимосвязанных высказываний научной теории. Тем самым, обосновывается холистская установка на анализ языка науки вкупе с прагматической его направленностью. Аналитическая философия совмещает в себе несколько разноплановых направлений исследования науки, самые известные из которых: 1) логический анализ предложений языка науки и построение искусственных (формализованных) языков, отвечающих поставленным конкретно-научным целям; 2) лингвистический анализ естественного языка, который также используется в науке; 3) методологический анализ развития научного знания, исследование логических и нелогических факторов его динамики. Н. А . Тарабанов

Источник: История философии науки и техники.