НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ: МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

Найдено 1 определение
НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ: МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
Неокантианство – рационалистическое течение в немецкой философии рубежа XIX-XX вв., возникшее как реакция на иррационалистические направления сер. и к . XIX в. В противоположность весьма вольному полухудожественному философскому стилю, который был нормой, напр., для философии жизни, неокантианцы обращаются к строгому критическому методу И. Канта. Традиционно выделяют два основных направления неокантианства – баденскую и марбургскую школы. С точки зрения философии и методологии науки баденская школа интересна обоснованием гуманитарных наук, марбургская – концепцией математики и естествознания. Ключевые фигуры баденской школы – В . Виндельбанд, Г. Риккерт, марбургской – Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер. Неокантианство марбургской школы называет в числе оснований для своих философских построений не только кантианство, но и философию Платона как первоисточник идеалистических взглядов.
С Платоном это философское течение солидарно в понимании идеального мира как приоритетной (по отношению к миру эмпирическому) сферы реальности. С точки зрения неокантианцев марбургской школы, развитие науки не зависит от внешних факторов, будь то культурная обстановка эпохи или какие-либо социальные процессы внутри научного сообщества. Источник развития науки – в самом человеческом мышлении. Научное познание, пишет Г. Коген, является чисто логической операцией. У Канта познание составлялось из чувственного материала, конструируемого априорными формами и деятельностью нашего рассудка, который этот материал обрабатывает, иными словами, кантовская гносеология предполагала наличие предзаданного (эмпирический материал и устройство априорных форм чувственности) и свободно конструируемых человеком компонентов знания, тогда как Г. Коген отрицает врожденный характер априорных форм и настаивает на том, что эти формы создаются самим субъектом, так же как и категории рассудка, тем самым сводя познание к деятельности одного лишь мышления. А первоисточник деятельности мышления – это установление связей и опосредование («сохранение объединения в обособлении, обособления – в объединении», – пишет Г. Коген). Существуют два вида мышления: интуитивно-логическое, не выходящее за пределы идеального, и символическое, устанавливающее связи интеллектуального и чувственного. Если результатом деятельности первого вида мышления является математика, которая изучает отношения в чистом виде, то естественные науки выстраиваются на математическом фундаменте, они пользуются также и символическим мышлением. Л. Р. Хамзина

Источник: История философии науки и техники.