ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ

Найдено 1 определение
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ
Одно из направлений в философии гуманитарных наук, разработанное в к. XIX – пер. пол. XX в. Из искусства понимания текстов, обслуживавшего теологические, филологические и юридические запросы, герменевтика постепенно трансформировалась в универсальное средство и продвигалась к науке. Важными вехами на пути продвижения герменевтики к наукам являются исследования Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Заслуга Ф. Шлейермахера состоит в том, что он один из первых попытался построить герменевтику как науку: он теоретически обосновывал общие для теологов и филологов моменты в истолковании текстов. Отвлекаясь от особенностей содержания этих областей знания, он изолировал процедуру понимания и исследовал специфику ее методики. Его подход оценивают как «универсальную герменевтику». То влияние, которое Ф. Шлейермахер оказал на своих последователей, связывается также с психологическим объяснением процедуры понимания. Поэтому универсальность как черта шлейермахеровской герменевтики дополняется еще одним отличительным признаком: это еще и «психологическая герменевтика». В. Дильтей продолжил традицию психологической герменевтики. Его герменевтика нацелена на понимание духовного мира. Духовный мир вызывает интерес В. Дильтея потому, что он составляет предмет наук о духе. И здесь обнаруживается важное отличие дильтеевской трактовки герменевтики от шлейермахеровской. Герменевтика В. Дильтея не универсальное средство, а некое «основоположение» наук о духе: с помощью герменевтики он проводит разграничение способов познания, свойственных наукам о природе, с одной стороны, и наукам о духе – с другой. Герменевтика – своеобразный аналог теории познания. Философ считал, что если теория познания выявляет основания и рассматривает особенности естественных наук, то герменевтика выполняет те же самые функции по отношению к наукам о духе. В герменевтике В. Дильтея присутствует идея историчности, также составляющая ее своеобразие.
Принцип историчности органичен дильтеевскому подходу. Исторические науки и систематические науки о духе (история права и правоведение, история искусства и искусствознание, история религии и религиоведение, история государства и теория государства и т. п.) – две стороны единого целого. Именно В. Дильтей расширил герменевтику до исторического метода. Феноменология Э. Гуссерля также делает существенный шаг в продвижении герменевтических представлений, поскольку более последовательно (в сравнении с В. Дильтеем) трактует понятие «жизнь». Жизнь для Э. Гуссерля всегда внутренняя сопряженность субъективности и объективности, их неразрывность. Следующий важный шаг в развитии герменевтики делает М. Хайдеггер, который преодолевает зацикленность философии на теоретико-познавательных проблемах. Для его подхода значимым становится принцип историчности существования человека (= темпоральность бытия), и одновременно не востребованной оказывается субъект-объектная парадигма, сопровождавшая постановку и решение принципиальных для философии Нового времени вопросов. До М. Хайдеггера понимание примыкало к познанию – являлось либо его завершением, либо одной из его разновидностей, тогда как для него понимание – это способ бытия человека. Гадамеровская трактовка герменевтической философии науки вобрала в себя и переосмыслила истоки и опыт данной традиции и до сих пор сохраняет себя в современном философском пространстве, обладая цельностью и масштабностью. То, что Х. -Г . Гадамер называет философской герменевтикой, имеет прямое отношение к философии науки, поскольку его герменевтика нацелена на гуманитарные науки и пытается распространить свои принципы на науку в целом. Он считает, что герменевтический компонент включает в себя вся наука.
1. С позиций герменевтики, односторонность позитивистского и неокантианского исследования науки заключается в признании самодостаточности науки, тогда как критерием философского рассмотрения науки является выход за пределы самой науки: установить условия возможности науки, обнаружить пределы ее допустимости нельзя, оставаясь внутри самой науки. Герменевтика и обращается к неким внешним по отношению к движению научного знания условиям, которые вместе с тем предваряют и влияют на его ход. Герменевтически понятая практика расширяет узкий горизонт инструментально-технологического применения науки до ее статуса в онтологии человеческого бытия.
2. Х.- Г. Гадамер считает, что опыт гуманитарных наук отталкивается от переживаний, а не от ощущений или восприятий, поскольку именно переживания несут в себе смыслы человеческой жизни. Смысловое целое («жизненный континуум») не дано априори какому-либо мыслителю, оно открывается гуманитарием-исследователем, поскольку целостность жизни, реализуя себя в историческом процессе, несет смысл в себе самой. Но это особого рода исследование, полагающееся не на какую-то отдельную сторону человеческой деятельности, да еще искусственно созданную (как это происходит в эксперименте), а охватывающее богатство жизни, целостность нашего опыта о мире – наше прошлое и настоящее, опыт эстетического и религиозного восприятия мира, политического и нравственного общения с людьми и т. п. «Герменевтический универсум» – это и есть мир смыслов, «жизненный континуум», составляющими которого являются переживания. Именно он является основой, опытным основанием наук о духе и раскрывает их существенный отличительный признак. Из данного положения видно также, сколь значима для Х.- Г. Гадамера историческая наука, она пронизывает все области гуманитарного знания, придавая им научный характер, внося в них принципы исторического сознания. Для исторического сознания важно раскрыть любое событие в его однократной исторической конкретности, это же свойственно и мгновенности переживаний: они индивидуальны и неповторимы. Специфику гуманитарных наук он видит и в том, что происходящее в них не может быть отстранено от исследователя, все это входит в его жизнь, поскольку само исследование оборачивается неким свершением, деянием и позволяет всякому, осваивающему эти знания, подключаться к обретенному опыту.
3. Поскольку герменевтический опыт пронизан смыслами и значениями, то гносеологическое оправдание наук о духе заключается в том, что они способны представлять историчность человеческой жизни как текст, подлежащий расшифровке. Текст, несущий в себе скрытый смысл, есть не что иное, как язык. Философская герменевтика по-особому относится к языку. Язык для нее является не просто формой или функцией мысли, не вспомогательным средством человеческой жизни, – языки и тексты созидают жизненный мир, а не только выражают его. В силу этого неоценимым для философской герменевтики оказался опыт филологической герменевтики, в соответствии с которой смысл текста надо понимать исходя из самого текста. Проблемным полем гуманитарных наук и являются тексты.
4. Центральная роль в философской герменевтике принадлежит категории понимания. Понимание раскрывается как особого рода деяние, а именно как смысловое свершение, когда мертвые смыслы становятся живыми. Понимание – деятельность продуктивная, творческая. Живой смысл зависит как от времени, отдаляющего автора и интерпретатора, так и от тех конкретно-исторических обстоятельств, в которых находится понимающий. С историчностью понимания связана и реабилитация Х.- Г. Гадамером роли предрассудков. Он считает наивной позицию «исторического объективизма», настроенного освободиться от обычаев, традиций и всего того прошлого, в которое погружены люди, постигающие культуру и ее историю. С «чистого листа» не начинает никто, настоящее вовсе не свободно от привнесений из прошлого, новое не способно сбросить с себя старое. Столь же важной является трактовка структуры понимания. Он говорит о понимании как о некоем герменевтическом процессе, который включает в себя процедуры истолкования (интерпретации), понимания и применения. Понимание, несмотря на творческий и продуцирующий характер данной деятельности, ориентируется все же на то, чтобы быть близким к исследуемому тексту, чтобы свобода расшифровки чуждого текста не обернулась полным произволом со стороны исследователя, склонного навязывать собственные смыслы. Истолкование – это такой момент герменевтической процедуры, который привязывает изучаемый текст к настоящему, в котором присутствуют предрассудки времени, интерпретатора и пр. Третья составляющая герменевтического процесса – применение или аппликация – заключается в том, что подлинное понимание достигается лишь тогда, когда интересующие смыслы обретают действенный характер, когда знание становится нравственным деянием, особым человеческим состоянием, и тогда понимание предстает как самопонимание.
5. Что собой представляет движение смыслов в акте понимания. Анализ движения смыслов имеет давнюю традицию, а смыслодвижение получило название герменевтического круга. Герменевтический круг как смыслодвижение раскрывает процессуальную сторону понимания. Самая простая характеристика герменевтического круга, общая для герменевтиков разных направлений и оправдывающая наличие понятия круга в данном словосочетании, заключается в диалектической трактовке соотношения целого и частей: целое определяется частями, а части определяются целым. Для М. Хайдеггера и Х. -Г . Гадамера круг понимания онтологичен, что означает включенность понимающего в суть дела, представленного текстом предания, и в свое собственное дело и позволяет разрешить парадокс целого и части, ведь жизненный континуум и конкретные переживания определяются соотношением целого и частей.
6. Решая вопрос об истине, Х.- Г. Гадамер ставит перед собой задачу раскрыть условия достижения истины. Абсолютных и вечных истин быть не может, но не потому, как мы привыкли считать, что они складываются из истин относительных, а именно из-за открытости бытия. Он намеренно дистанцируется от объективизма, который часто связывает с позитивизмом, и показывает текстовую основу истины. Н. В. Бряник

Источник: История философии науки и техники.