БОЛЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОЛЬ
неприятное физическое или душевное состояние. Однако всякое ощущение, даже приятное, при определенной интенсивности трансформируется в боль. Различают собственно физиологическую боль (например, зубная боль) и психологическую боль (например, эмоции). Христианство утверждает очистительный характер боли как добродетели. На наш взгляд, сильная истинная боль влечет за собой упадок личности, препятствует ее расцвету и мешает тем самым истинному творчеству.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БОЛЬ
психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе существованию или целостности. Особой чувствительностью обладают нервные окончания, заложенные в органах и тканях. Душевная боль - быстро возникающее и так же быстро исчезающее страдание. Стоическое и христ. мировоззрение в безмолвном перенесении боли усматривает добродетель; напротив, в античной Греции в перенесении боли видели несчастье, посланное судьбой, и стремились от нее немедленно избавиться.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Боль
своеобразное психофизиологическое состояние человека, тягостное, гнетущее ощущение, возникающее под влиянием сильных или разрушительных внешних воздействий, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Б. является защитной реакцией организма и играет положительную роль в жизни живых существ, пока она предупреждает или предохраняет организм от грозящей ему опасности, или помогает врачу распознать болезнь. Длительные же болевые ощущения, не поддающиеся лечебному воздействию, нарушают жизнедеятельность организма и могут вызвать серьезные расстройства.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

БОЛЬ
(Schmerz) — ощущение нарушающего или даже разрушающего воздействия, которое оказывают чрезмерные внешние раздражения или различного вида болезненные процессы в теле. Особой чувствительностью обладает кожа. Проявление боли — важный симптом заболевания. Душевная боль — быстро возникающее и так же быстро исчезающее страдание. Стоическое и христианское мировоззрение в безмолвном перенесении боли усматривает добродетель; напротив, в античной Греции в перенесении боли видели несчастье, посланное судьбой, и стремились немедленно избавиться от нее.
Sauerbruch, Н. Wenke. Wesen und Bedeutung des S.es, 1936; L. v. Zumbusch. Über den S., 1933; A. Hoche. Vom SinndesS.es, 1936; F. Knipp. Die Sinnwelt der S.en, 1937; C. S. Lewis. The Problem of Pain, London, 1940, dt. 1954; Seifert. Der Wandel im menschl. S.erleben, 1960; R. Janzen (Hg.). S.-Analyse, 1968; E. Poppel. Lust und S. — Grundlagen menschl. Erlebens und Verhaltens, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БОЛЬ
физическое состояние, в принципе неприятное; однако всякое ощущение, даже приятное, при определенной интенсивности трансформируется в боль. Различают собственно физиологическую боль (например, зубная боль) и психологическую боль (например, эмоции). Для некоторых пессимистических философов, как для Шопенгауэра, только боль раскрывает реальное положение вещей в мире, а удовольствие так же непрочно, как сон. Обладает ли она моральной ценностью? Христианство, со своей стороны, утверждает очистительный характер боли как добродетели. «Долоризм», основатель которого Ю. Тепп, утверждает не только косвенную полезность боли — либо как фактора физической и моральной нечувствительности (стоики), либо как очистительного испытания, — но утверждает также, что боль даже обогащает человека «в том, что она останавливает импульсы животной жизни и позволяет таким образом духу достичь гегемонии, необходимой для художественного и литературного творчества». Однако нам кажется, что истинная боль обычно влечет за собой упадок личности, препятствуя ее расцвету и мешая тем самым всякому истинному творчеству.

Источник: Философский словарь

Боль
Один из основных аффектов. Боль – противоположность удовольствия, но далеко не то же самое, что отсутствие удовольствия. О том, что такое боль, лучше всего рассказывает нам наше собственное тело, и этот «рассказ» стоит любых определений. Но ведь бывает и душевная боль? Разумеется, и опять‑таки личный опыт каждого из нас легко подскажет нам, что это такое. Боль – нечто большее, чем неприятное или тягостное ощущение; это такое ощущение, которое невозможно забыть, которое захватывает нас целиком, отрезая от благополучия, расслабленности, отдыха; это ощущение, которое способно достигать такой интенсивности, что для его преодоления требуется настоящий героизм.
Следует ли проводить различие между болью и страданием? Некоторые авторы попытались совершить этот рискованный шаг. В частности, Мишель Шнайдер (38) в своей прекрасной книге о Шумане пишет: «Страдание осмысленно, боль – нет. Боль – явление скорее физическое или метафизическое; страдание – моральное или психическое… Мы можем страдать от многих разных вещей, но боль всегда одна, она захватывает нас целиком. Страдание можно преодолеть, работая над ним, и эта работа называется трауром. Но над болью работать бесполезно». По мнению автора, Шуман – художник боли, как Шуберт – художник страдания. Пожалуй, этот взгляд заставляет глядеть на страдание с большей долей симпатии, чем на боль, однако убедительным он мне все же не кажется. Может быть, дело в том, что лично мне довелось испытать боль и страдание, которые для меня сливались в одно.

Источник: Философский словарь.

БОЛЬ
последний критерий существований, открытый сознанию, универсальный невербальный способ переживания бытия. Человек как человек и люди как люди способны почувствовать только свою боль, а значит - понять боль другого. В социальных отношениях б. – один из знаков власти, нетерпимости. Порог б. – порог терпимости, универсальный предел социальной толерантности.
Метафизический европейский субъект совершает мыслительный акт через радикальное сомнение. Процесс же нанесения какой-то травмы - себе или другому - или какой-то изначальный физический изъян оказывыаются операцией самоудостоверения: это моя рана, это моя немощь и одновременно - проявление не моего, того, что я сам не могу помыслить и почувствовать, но на моей территории, как некий подарок судьбы. Различие между российским и европейским сознанием онтологично.
Пытка, рана - это дыра в тело, граница, где тело каким-то образом проявляется. Это как бы напоминание, что у нас есть тело. И напоминание, что телом можно жить так же, как и разумом. Драка, пощечина, воинский или спортивный поединок также могут рассматриваться как своеобразное телесное напоминание человеку о себе самом, обращение внимания на себя, обретение себя. Недаром воинская подготовка издавна считается способом к укреплению и мобилизации духа личности.
Более того, рана может рассматриваться как первая метка, первый знак. [3] Архаический ритуал как некоторое нанесение раны на тело земли или любой другой субститут (камень, дерево и т.п.), на собственное тело... Затем замена субститутов в виде деревянных и глиняных дощечек... Нарастает дистанция. И тело постепенно вытесняется из коммуникаций, выносится за скобки.
Современное общество не только испытывает кризис наказания, но и утрачивает переживание боли: медицина, законодательство, наркотики, прочие плоды цивилизации дают довольно прочный механизм защиты от возможной боли и снятия боли реальной - вплоть до возможности спокойно умереть при самых тяжелых болезнях. И тогда человек атомизируется, утрачивая пространство реального переживания. Следствием этого является ностальгия об утрате, повышенный интерес к показу, описанию и обсуждению боли и насилия, свойственные современной культуре и искусству. «Тот, кто избивает тело, набрасываясь на очевидность, не может или не хочет знать, что с каждым ударом он делает этот «субъект» - это hoc – еще более явным, беспощадно явным». [1] Не случайно издательская программа Ad Marginem начала удовлетворять интерес к постмодернизму и телоцентризму с публикации текстов маркиза де Сада и Захер-Мазоха.
1. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999, С.76.
2. Рорти З. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.
3. Савчук В.А. Кровь и культура. СПб, 1996.
Г.Л.Тульчинский

Источник: Проективный философский словарь