РАДОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Радость
безотчетная эмоция организма на положительное событие, приближающее человека к пространству Любви. Радость в обоюдной любви двух людей может быть резко понижена от принятия одним из них или обоими за руководящий принцип жизни заповеди христианства о прелюбодеянии.

Источник: Краткий критериологический словарь

Радость
интрогенная базовая ценность деятельности потребления, задающая его внутреннее (субъективное) основание; и соответствующее переживание.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 162-163; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 191-192.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

РАДОСТЬ
чувство удовлетворения, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом.
Радость отличается от простого удовольствия, мгновенного и всецело чувственного (удовольствие от еды); для радости характерна большая полнота, и возникает она обычно в результате личного труда: радость творчества. Однако она отличается от счастья, постоянством и продолжительностью которого она не обладает.

Источник: Философский словарь

РАДОСТЬ

- духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность, приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Будда умирал с улыбкой. Служить Богу с радостью - призыв как Ветхого, так и Нового Завета (см., напр.: Втор.28.47; Ис.12.3; Мф.5.14; Ин.15.11;16.20-24 и др.). Сам Бог с радостью взирает на верных из Своего народа и дает обетование радости вечной (Ис.35.10). Радость - награда свыше и один из плодов духа (Гал.5.22). С точки зрения гуманистической психологии "радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой" (Э.Фромм). "Радость есть сила всякой религии. Радостью победило мир христианство в сердцах богоизбранных..., настоящая радость о Духе Святом есть, может быть, единственный документ религиозной подлинности вообще" (о. С.Булгаков).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Радость
Один из основных аффектов, в силу этого не поддающийся точной дефиниции. Разве можно объяснить человеку, что такое радость, если он ее никогда не испытывал? Все мы знаем радость из опыта. Она рождается, когда осуществляется очень сильное желание (радость выпускника школы, получающего хороший аттестат), когда удается избегнуть опасности (радость чудом исцелившегося или просто выздоравливающего после тяжелой болезни), когда приходит, или нам кажется, что приходит, счастье (радость влюбленного, узнавшего, что и он любим). Радость – наслаждение, но не телесное, а духовное или одухотворенное. Она есть элемент счастья, минимальный по времени и максимальный по интенсивности. Впрочем, это вполне автономный элемент – хотя счастья не бывает без радости (или без ее вероятности), радость же бывает и без счастья. Радость это что‑то вроде остановленного мига довольства для любого существа, когда он пребывает в согласии с миром и с собой. Эпикур назвал бы радость подвижным удовольствием души, а Спиноза – увеличением потенции (переходом к высшему совершенству). И действительно, в радости есть специфическая подвижность, являющая собой одновременно и ее силу, и ее слабость. Что‑то такое в радости (и в нас) не дает ей длиться долго. Отсюда – желание блаженства (желание вечности) и мечта о счастье (единственным доступным наблюдению психологическим содержанием которого и является радость). Таким образом, радость и ведет нас, и диктует нам правила; это путеводная звезда души. Именно в радости укоренено наше представление о спасении души. Удовольствие, радость, пишет Спиноза, есть «переход человека от меньшего совершенства к большему» («Этика», часть III, «Определение аффектов», 2; см. также схолия к теореме 11). Но как само совершенство есть не что иное, как реальность, так и радость знаменует переход к высшей реальности, вернее, к высшей степени реальности. Радоваться значит существовать более полно. Радость – такое чувство, которое сопровождается ощущением усиления и широты нашей способности существовать и действовать. Это удовольствие – в движении и в действии – существовать полнее и лучше.

Источник: Философский словарь.

Радость
(Joy).
Чувство, более глубокое, чем удовольствие или боль. Рассматриваемая в библейской перспективе, радость зависит не только от внешних факторов и не ограничивается ими. Радость  дар Божий, и, как прочие внутренние дары, ее можно испытать даже в крайне тяжелых обстоятельствах.
Как в ВЗ, так и в НЗ радость  неизменная черта, присущая и отдельному верующему, и общине. Это качество жизни, а не просто преходящее чувство. Радость коренится в самом Боге и исходит от Него (Пс 15:11; Рим 15:13). Она  неизолированное или случайное следствие веры, а неотъемлемая часть целостности отношений человека с Богом. Полнота радости приходит, когда жизнь проникнута глубоким чувством присутствия Божьего. Такой опыт рождает сильное желание поделиться радостью: чувство слишком велико, чтобы довольствоваться им в одиночку.
В ВЗ для обозначения "радости" чаще всего употребляются евр. слова simha  "довольство", "веселье"; gill или gil  "быть радостным"; masos  "радость", "веселье" и sameah "сиять", "быть довольным". И переживание, и выражение радости связывались с действиями всемогущего Бога (Пс 5:11; 9:3; 15:9; 31:11; 62:11; Ис 35:10), с божественным законом (Пс 118:14), со словом Божьим (Иер 15:16). Эта радость проявлялась на праздниках в пении, громких восклицаниях, хлопках и танцах.
В НЗ самые употребительные елова chara ("радость") и chairo ("радоваться"). Радость связывается здесь и с божественным спасением (1 Пет 1:6): дарованное Богом, в Его искупительной благодати, спасение  предмет великой радости. Иисус ясно показал, что радость неотделима от любви и послушания (Ин 15:914). Ап. Павел определяет радость как один из важнейших плодов духа (Гал 5:22).
Радость можно обрести в страданиях и слабости, если страдания воспринимаются как искупительные, а слабость  как возможность полностью зависеть от Бога(Мф 5:12; 2 Кор 12:9).
С психологической точки зрения человек не может испытывать радость, еели он целиком занят собственной безопасностью, удовольствиями, благополучием. Свобода от суеты наступает ,когда человек захвачен чем-то достаточно высоким, чтобы придать смысл и цель всей своей жизни и взаимоотношениям с миром. Только Бог может стать средоточием человеческой души, только Он один дает возможность воспринимать жизнь с радостной непосредственностью и относиться к другим с любовью.
С. DAV1s(nep. Ю.Т.)
Библиография: D. Harvey, IDB, 11,10001001; ?. Conzelmann, TDNT, IX, 35972;IBD, II, 82021; J. Moffatt, Grace in the NT.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
105.48 кб

Педагогическая аксиология радости

Каргапольцев Сергей Михайлович
В статье обозначены содержательно%смысловые аспекты радости как образовательно%куль% турного феномена и важнейшего гуманитарного условия реализации гуманистического потен% циала педагогического взаимодействия.
Читать PDF
119.06 кб

Концептуализация счастья и радости в русской религиозной философии XIX - первой половины XX в

Петрова Любовь Алексеевна
В статье проводится анализ понимания счастья и радости в русской религиозной философии XIX первой половины XX вв.
Читать PDF
211.20 кб

Современное российское религиоведение - в горе и в радости

Элбакян Екатерина Сергеевна
Читать PDF
361.50 кб

"служебные радости": чем коррупция отличается от взяточничества? (философские рефлексии на заданную

Лоскутов В.А.
В статье анализируется система отношений взятки, взяточничества и коррупции, способы превращения взяточничества в коррупцию и, наоборот.
Читать PDF
466.47 кб

О РАДОСТИ: БЕРГСОН И ЯНКЕЛЕВИЧ

Ямпольская Анна

Похожие термины:

  • Любовь, страсть, горячее стремление, радость

    Философский смысл термина: Эрот - бог любви, древнейший из богов; Эрос (Любовь) как антагонист Вражды - термин космогоний Гесиода, Парменида; в учении Платона - демон любви и творчества, посредник меж
  • Радость Всех Скорбящих

    Название, усвояемое православными Богоматери вообще и в частности ее иконе, одной из особенно чтимых, называемой «икона Божией Матери, всех скорбящих радости». Происхождение иконы очень древнее.
  • СИ-ШЭНЬ (ДУХ РАДОСТИ)

    В народной мифологии божество радости и удовольствия, покровитель браков. Обычно изображается в облике мужчины, несущего корзину или решето с тремя стрелами из персикового дерева (такими стрелам
  • РАДОСТНИКИ

    (rejoicers). Направление религиозно-философской мысли, утверждающее радость и жизнеприятие как главную духовную ценность и путь богопознания. Радостники не приемлют скорбного, сурового духа церкви и