БОЛЕЗНЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Болезнь
нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития, а также в мобилизации защитных сил организма.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Болезнь
это якорь, которым нас привязывают свыше к обдумыванию своего отношения ко всему, для осознания возможностей и способностей, чтобы ее изжить. Ибо болезнь – это несовершенство, прежде всего, нашей души. Душа позволяет, используя Критерии Природы и знания, через ее совершенствование изжить телесные и психические болезни.
Болезни общества лечатся путем совершенствования его культуры. Основные болезни культуры – агрессия и эгоизм, глупость и абсурд, злобность и депрессия, бездуховность.

Источник: Краткий критериологический словарь

БОЛЕЗНЬ
отклонения в структуре или функционировании органов. Всякая болезнь имеет психологический аспект: индивид чувствует, что он болен и временно выключен из жизни остальных людей. Этот психологический характер болезни — так же как и характер любой психологической болезни — связан с отсутствием адаптации. При психологических заболеваниях пациент может либо просто ощущать себя неадаптированным (невроз), либо эта неприспособленность может действительно иметь место и быть при этом бессознательной (психоз). Обычно говорят не столько о психических болезнях, сколько о психических отклонениях, или патологическом феномене. Болезнь противоположна здоровью, которое не что иное, как «жизнь в молчании органов» (Лериш), и — с психологической точки зрения — счастью, полноценному участию индивида в собственной жизни и в жизни общества. См. Патологический.

Источник: Философский словарь

БОЛЕЗНЬ
по определению Всемирной Организации Здоровья «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Достичь «полного благополучия» на трех уровнях, то есть крепкого и гармоничного здоровья, возможно лишь при условии, если хорошо знаешь свою человеческую природу и умело пользуешься этими знаниями для установления «нормы или меры функционирования» себя на всех уровнях. Первым условием успешного решения проблемы гармоничного здоровья будет использование знания о «триединой», но целостной природе человека, знание трех сторон (аспектов) человеческой природы или трех его органически взаимосвязанных модусов (мера, способ существования чего-либо): духовности, социальности и телесности. Следовательно, здоровье процесс достижения человеком состояния гармонии (меры, нормы) внутри каждого модуса (стороны) своей целостной природы и гармонии (меры, нормы) между тремя ее модусами: телесностью, социальностью и духовностью, при главенстве духовности. Обычно мы замечаем и лечим лишь отклонения в структуре или функционировании телесных органов.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БОЛЕЗНЬ
мифологизированное явление жизненного цикла.
Причиной Болезни считались злые духи (боги), часто наделяемые специализированными функциями: корейская Малеа Сонним, осетинский Аларды — духи оспы, аккадский Эрра, ганда Каумбули — боги чумы, рус. лихорадки (ср. воплощение эпизоотии — коровью смерть); Б. (порчу) наводят колдуны, ведьмы и др. вредоносные существа (духи мертвых — монг. чотгоры и т. п.).
В качестве повелителей всех болезней (ср. удмуртскую Кутысъ, ингушскую Уннана, осетинского Рыныбар-дуаг и т. п.) могли выступать противники демиургов в дуалистических мифах (ср. Эрлик, Кулъ-отыр и т. п.), которые считались создателями Б. и смерти: в антропогонических мифах противник демиурга наводит порчу — оплевывает сотворенного человека, демиург выворачивает его наизнанку, отчего болезни оказываются внутри человека.
Духам Болезней в обряде противостоят знахари, шаманы, жрецы — знатоки заклинаний (заговоров), воспроизводящих космогонические мифы: здоровье человека в заговорах приравнивалось целостности космоса. В мифологии от Болезни избавляют боги (духи) — целители: греч. Асклепий, Панакея и др., инд. Рудра, кит. Сунь сьшяо и др.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.93 кб

Болезнь как новый антропологический горизонт: критическая антропология Ивана Иллича

Власова Ольга Александровна
Статья обращается к проблеме болезни в критической антропологии Ивана Иллича.
Читать PDF
13.75 мб

Размышления над книгой «Релятивизм как болезнь современной философии»

Яковлева А.Ф.
В статье осуществлен разбор книги «Релятивизм как болезнь современной философии» (отв. ред. В.А. Лекторский).
Читать PDF
272.49 кб

Зависимость как болезнь социума и проблема синергии в деле её преодоления: аспекты богословия и меди

Легеев Михаил, Григорьев Григорий
В статье поднимаются актуальные для XX-XXI веков проблемы синергийного богословия в том срезе, который представляет соработничество Церкви и медицины в деле исцеления от зависимостей человека и социума.
Читать PDF
222.39 кб

СТИГМА КАК «ВТОРАЯ БОЛЕЗНЬ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Иванюшкин Александр Яковлевич
В статье рассматривается феномен стигматизации психиатрических пациентов как проявление отчуждения человека в обществе. Дается сравнительный анализ стигматизации личности в различные культурноисторические эпохи.
Читать PDF
177.04 кб

Пациент, болезнь, врач - некоторые историко-философские аспекты

Хурцилава О.Г., Хубулава Гр.Г.
Статья представляет собой краткий обзор развития представлений врача и пациента друг о друге. Где проходит территория отчуждения, за которой пациент из живого человека превращается в интересный медицинский случай?
Читать PDF
175.32 кб

БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА

Фокин Сергей Леонидович
Философия Рене Декарта (1596-1650) занимает важное место в истории производства«медицинского взгляда», археологию которого для Нового времени представил Мишель Фуко (1926-1984) в известной работе «Рождение клиники» (1963).
Читать PDF
326.80 кб

Тибетская медицина о социальных факторах здоровья и болезней

Найданова Софья Минжировна
Статья посвящена анализу влияния социальных условий на состояние здоровья и развитие болезней с позиции тибетской медицины, которая имеет отличное от современной западной медицины представление о сущности человека и глубоко обосно
Читать PDF
230.27 кб

Идея «Болезней» и «Смерти» общества и государства в истории философско-социологической мысли

Волков Юрий Константинович
Читать PDF
378.82 кб

Понимание психической болезни Мишелем Фуко: от критики психиатрии к постструктурализму

Сидоров-моисеев Игорь Игоревич
Исследуется развитие взглядов М. Фуко на проблему психического заболевания. Обосновывается закономерность перехода от критики классической психиатрии к постструктурализму. Анализируется критический подход М.
Читать PDF
151.65 кб

«Социальные болезни» современной России как философская проблема

Мех С. Л.
Становление современной России сопровождается неизбежными в таких случаях «социальными болезнями».
Читать PDF
1.39 мб

Демонические болезни: Богословско-психологический очерк

Георгий Ярошевский
Читать PDF
528.64 кб

Эпистемология болезни Мишеля Фуко: безумие как истина человека

Билибенко Ангелина Владимировна
Посвящается эпистемологии болезни, выстроенной в работах Мишеля Фуко. Анализируются работы «Психическая болезнь и личность» и «История безумия в классическую эпоху», указываются этапы формирования эпистемологического взгляда Фуко.
Читать PDF
174.15 кб

Социальная антропология болезни: Д. Купер, Э. Гоффман, Ф. Базалья

Билибенко А. В.
В статье рассматривается социальная антропология болезни, развитая в работах и деятельности Д. Купера, Э. Гофмана, Ф. Базалья.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть II (на примере раб

Балалыкин Дмитрий Алексеевич, Шок Наталия Петровна, Щеглов Андрей Петрович
Статья посвящена исследованию важной историко-научной проблемы – становлению рациональной медицины и вклада в ее развитие наиболее выдающегося представителя Галена.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение духовного и физического в понимании Галеном здоровья и болезни. Часть III (на примере ра

Балалыкин Дмитрий Алексеевич, Шок Наталия Петровна, Щеглов Андрей Петрович
Статья посвящена исследованию важной историко-научной проблемы становлению рациональной медицины, и вклада в ее развитие наиболее выдающегося представителя Галена.

Похожие термины:

  • БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ

    понятие и психоаналитическая концепция Фрейда, фиксирующие и раскрывающие причины и механизмы ряда психических заболеваний и расстройств (в особенности неврозов), характеризующихся наличием не
  • Недостаток, изъян, болезнь

    Философский смысл термина: Телесные недуги (Платон); в логико-гносеологическом смысле это то, что связано с мнением: промах, ошибка (погрешность против правил искусства (Плутарх); в морально-этическ
  • ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ В КОММУНИЗМЕ

    произв. В. И. Ленина, посвященное теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. коммунистич. движения. Написанная в апреле - мае 1920, работа вышла в свет в июне, перед открытием II конгресса Комин
  • Альцгеймера болезнь

    Наиболее распространенная в США нейродегенеративная (поражающая мозг) болезнь [названа по имени немецкого врача Алоиза Альцгеймера. — Прим. перев.]. Ею заболевают каждые два из десяти человек стар
  • ЛИКВИДАЦИЯ ОПАСНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

    борьба против тяжелых заболеваний. Л. о. б. как одна из важнейших глобальных проблем современности приобрела особую остроту в развивающихся странах. Именно на страны Азии, Африки и Латинской Амери
  • Психические болезни

    заболевания человека с преимущественными расстройствами психики: от функциональных изменений психической деятельности без нарушения отражения реального мира (неврозы и другие т.н. пограничные
  • УХОД БОЛЕЗНИ ВНУТРЬ

    результат недостаточной способности общества преодолевать дезорганизацию, предотвратить ее проникновение во все более глубокие структуры. Чем глубже проникает этот процесс, тем меньше реальная