Современный философский словарь

Авторская группа стремилась, вводя в повседневный оборот концепты и термины философии второй половины двадцатого столетия, находить возможности их контакта с традиционными философскими представлениями и понятиями, сохраняющими практическое и мировоззренческое значение.

Выявляются собственные «контуры», «топика» современной философии. Постепенно выясняется, что философия — это особое «место», где реализуется связь между обыденным опытом людей, специальным научным знанием и классическими философскими представлениями, обобщающими предшествующий опыт. Философия оказывается особым способом «перевода» этих сфер на «язык» друг друга. Таким образом, становится возможной кристаллизация этой взаимосвязи в традиционных для философии мировоззренческой функции и методологической работе. В «зрении» мира и в ориентациях деятельности людей. Философия утрачивает свое «высокопоставленное» положение в обществе, зато приобретает собственную позицию в гуще событий обыденно-практической, научно-теоретической и духовной жизни людей.

Второе издание «Словаря» является существенным «расширением» первого(1996 г.) как за счет собственно философского материала, так и за счет терминологии социально-гуманитарных дисциплин, имеющей мировоззренческое и методологическое значение, конкретизирующей многие абстрактные (главным образом — классические) характеристики бытия, выработанные философией. Во втором издании был продолжен поиск форм связи между традиционными философскими представлениями и концептами философии конца XX столетия, намеченный в первом издании. Выявляются собственные «контуры», «топика» современной философии. Постепенно выясняется, что философия — это особое «место», где реализуется связь между обыденным опытом людей, специальным научным знанием и классическими философскими представлениями, обобщающими предшествующий опыт. Философия оказывается особым способом «перевода» этих сфер на «язык» друг друга. Таким образом, становится возможной кристаллизация этой взаимосвязи в традиционных для философии мировоззренческой функции и методологической работе. В «зрении» мира и в ориентациях деятельности людей. Философия утрачивает свое «высокопоставленное» положение в обществе, зато приобретает собственную позицию в гуще событий обыденно-практической, научно-теоретической и духовной жизни людей.Теперь нужно найти слова для этого способа бытования философии и объединить их. Слова эти, конечно, самые разные. А общим для них местом оказывается, например, «словарь», который мы делаем.Предлагаемое издание является не только дополненным, но и исправленным. Неточность и опечатки — в том числе и те, которые нам указали наши читатели — мы постарались ликвидировать и не повторять. Многочисленные контакты с нашими читателями убедили нас в необходимости включить целый ряд статей, как традиционной, так и новейшей тематики. Мы благодарны нашим читателям и критикам (заметим — некоторые из них стали нашими авторами) за предложения и пожелания, связанные с существом данной работы. Мы будем стремиться к расширению наших разнообразных контактов с читателями, поскольку уверены: словарь — не только книга для чтения, но и средство философского общения, проявляющего живую душу современной философии.
489