АКЦИДЕНЦИАЛЬНЫЙАКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

АКЦИДЕНЦИЯ

Найдено 12 определений термина АКЦИДЕНЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКЦИДЕНЦИЯ

от лат. accidentia случай, случайность) - несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Акциденция

от лат. accidentia - случай) - качество или свойство, которое не является существенным для данной вещи; случайное, преходящее состояние предмета или явления. Акцидентально - случайно.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АКЦИДЕНЦИЯ

лат accidens — случайность) — временное, преходящее, несущественное свойство вещи, в отличие от существенного, субстанциального (Субстанция) Термин впервые встречается у Аристотеля, распространение получил в схоластике и философии 17—18 вв (Спиноза и др )

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Акциденция

(Лат. accidens - случайность)

- понятие, введенное Аристотелем для обозначения несущественных, временных, преходящих свойств бытия. Оно используется в античной и средневековой философии для различия устойчивых, существенных, закономерных свойств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

Акциденция

от лат. accid?ntia — случайность) — понятие, возникшее в античной философии, означающее несущественные признаки предмета в отличие от субстанциональных — существенных. Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля. Близким к данному понятию является термин Спинозы «модус» — единичное проявление субстанции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки

АКЦИДЕНЦИЯ

от лат. accidentia - случай, случайность), филос. термин, означающий случайное, несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Понятие А. было развито в схоластике, где нек-рые свойства вещей рассматривались как «реальные А.», существующие сами по себе вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Декарт, Гоббс и др. философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза заменил термин «А.» термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции. Понятие А. встречается у Канта, Фихте и др. философов 18-19 вв., а также в формальной логике.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ

(от лат. accidere - упасть сверху) - понятие, введенное впервые Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления субстанции вещи; нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с субстанцией, несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в томизме акциденции внутренне едины с субстанцией, "актуализируют" ее и придают ей полноту выражения, определенную завершенность: всецелая реальность - это субстанции вместе с их акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы. Акциденции не могут существовать без субстанции, могут появляться и исчезать при изменениях окружения, тогда как субстанция остается неизменной. Виды акциденций: качество и количество, положение в пространстве и времени, действие, испытывание воздействий и пр.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ

лат. accidentia — случай, случайность) — философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем — Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные А.", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи "реальных А." Спиноза отказался от термина А. в пользу понятия "модус" (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

АКЦИДЕНЦИЯ

(лат. accidentia — случай, случайность) — филос. термин, обозначающий несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи; случайное в проявлениях субстанции. Акцидентальное противостоит субстанциальному, сущностному (эссенциальному), атрибутивному. Термин А. впервые употребил Аристотель, к-рый в «Метафизике» и «Физике» разграничил два вида бытия — субстанцию и А., затем Порфирий разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Нек-рые ср.-век. схоласты допускали существование т.н. «чистых» или «реальных» А., отделенных от своих субъектов-носителей. Р.Декарт, П.Гассенди, Т.Гоббс и др. новоевроп. мыслители, напротив, отрицали отделимость А. от своего носителя. Б.Спиноза заменил понятие «А.» понятием «модус». Гегель употреблял термины «А.» и «субстанция» как парные диалектич. категории, противоположные друг другу и полагающие друг друга. Субстанция едина, она охватывает собой все А.; А. не имеют власти друг над другом, их всех объемлет субстанция, случайными проявлениями к-рой они и явл. Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКЦИДЕНЦИЯ

от лат. accidentia – случай, случайность) – филос. термин, означающий случайное, несущественное, изменяющееся, преходящее. Акцидентальное обычно противопоставлялось субстанциальному, или существенному (см. Субстанция). Впервые в этом смысле А. встречается в "Метафизике" (V30, 1025a l4–30 и др.; рус. пер., М.–Л., 1934) и "Физике" (II4, 196в 28; рус. пер., М., 1936) Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия ("Isagoge", V, 4a, 24), к-рый разделил А. на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., черный цвет кожи для негра). Понятие А. использовалось в схоластич. философии. Так, по Фоме Аквинскому, А. – "вещь, природа которой должна быть в другом" ("Summa Theologiae", III 77, 1а d2). Схоластики обычно выделяли нек-рые свойства вещей как "реальные А.", объективно существующие вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Нек-рые философы 17 в. – Декарт, Гоббс и др. – отрицали существование "реальных А.", поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то ни было чувств. признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин "А." термином модус, обозначающим единичное проявление субстанции. В марксистской философии термин "А." не употребляется. В. Соколов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АКЦИДЕНЦИЯ

лат. accidentia — неожиданно появляющееся) — несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.

Термин в его греческом варианте (B) ввел Аристотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30,1025а 14; V 2,1026b 35; 8,10б5а 4; Phys. Il 4,196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принадлежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку— «быть музыкальным» в противоположность «быть рациональным» и «быть животным», которые не являются акцидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности.-В качестве классического примера используется высказывание «копая трюфели, я найду сокровища». Ход рассуждений следующий: «копание» не является акциденцией, и поскольку сокровище было там всегда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте предопределен, детерминирован. В то же время нахождение клада — акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин различает акциденции вещей и их сущность (Епп. II, 6, 2), Порфирий — отделимые и неотделимые акциденции. Боэций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциденцию с привходящими признаками. В схоластике выделяются реальные акциденции, которые могут существовать самостоятельно.

В новой философии вместе с критикой понятия материальной субстанции отрицается и понятие акциденции (см., напр., Беркли. Соч. М., 1978, с. 205), хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивидуального проявления субстанции может быть понято как развитие понятия акциденции. Кант связывает акциденции с изменчивостью субстанции (Критика чистого разума. М., 1998, с. 297, 229-230). Д. С. Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Логика, 1158). В современной аналитической философии (напр., .Austin 3. L, A plea for Excuses.— «Philosophical Papers». Oxf., 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.

А. А. Костикова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

АКЦИДЕНЦИЯ

от лат. accidentia случайное бытие, случай) - философское понятие, обозначающее случайное в проявлениях субстанции, несущественное свойство вещи. А. обычно противопоставляют "атрибуту", субстанциальному свойству, существенному признаку вещи.

Вероятно, Аристотель первым различил в идее бытия два вида - субстанцию и А. Согласно его "Метафизике", субстанция ни в чем не нуждается и существует сама по себе, а А. проявляется через иное, в другой сущности. Так, единое само по себе (эйдетическая неразличимость субстрата, непрерывность и одинаковость чтойности и т. п.) отличается от единого в качестве А. - от случайного объединения двух и более вещей. По своей природе А. не является частью предмета, не может существовать без своего предмета; предмет может потерять А. без ущерба для своего существования. Например, камень может иметь такие А.: округлость, движение или покой.

Порфирий классифицировал А. на отделимые (например, сон для человека) и неотделимые (например, черный цвет кожи для негра). В средние века активно обсуждалась проблема, могут ли А. существовать отвлеченно от своего субъектаносителя или не могут. Многие схоласты допускали А. без их носителей, выделяли "чистые акциденции", или "реальные акциденции", подобно существованию чистых геометрических фигур как модификаций "фигуры вообще", атрибута протяжения. Декарт, Гассенди, Гоббс и ряд др. мыслителей XVII в. отрицали отделимость А. от своего субъекта, придавали А. характер модификации вещи. Материалисты усматривали в материи носитель всех атрибутов и А. Спиноза заменил термин "А." термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции. Лейбниц определял А. как способ проявления субстанции, причем как способ преходящий, случайный, неуловимый. Хотя субстанция нуждается в какой-то А., часто ей нет нужды именно в такой, а не иной А. и она довольствуется любой заменой. А. же, рассуждает Лейбниц, не меняет свою конкретную субстанцию, не может двигаться вне субстанции, как это некогда у схоластиков получалось с чувственными видами.

Понятие А. широко использовалось философами XIII - XIX вв. Гегель применяет термины "А." и "субстанция" как парные категории диалектики и определяет их друг через друга по аналогии с категориями сущности и явления, целого и частей и т д. Как сущность переходит в явления, так и субстанция переходит в свои А. Подобно целому, состоящему из частей, субстанция обладает своими А; она имеет действительность в А. примерно так же, как причина - в следствии. Субстанция охватывает собой акцидентальность, а акцидентальность - это вся субстанция. Акциденций - множество; как таковые, они не имеют власти друг над другом; они друг друга имеют своими условиями, и их объемлет субстанция. А. преходяща, исчезает со временем; через А. субстанция обнаруживает свое богатство и силу.

В современной философии термин "А." используется, например, неотомистами, которые, вслед за Фомой Аквинским, под А. понимают "вещь, природа которой должна быть в другом". Однако многие философы сегодня этот термин не применяют, считая его устаревшим; скажем, ему не нашлось места в философии диалектического материализма. Тем не менее, введенная Аристотелем дистинкция субстанциального и акцидентального не исчерпала себя, сохраняется в философском языке и имеет не только историко-философскую ценность.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме АКЦИДЕНЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АКЦИДЕНЦИЯ — 0

Найдено книг по теме АКЦИДЕНЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АКЦИДЕНЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АКЦИДЕНЦИЯ — 0