Агностицизм

Найдено 40 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АГНОСТИЦИЗМ
философское учение, отрицающее возможности человека истинно познавать мир.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Агностицизм
одна из вечных тенденций мировоззренческого характера, а также философское учение, сопряженные с отрицанием возможности истинно познавать мир.

Источник: Религиозные термины

Агностицизм
философское учение, утверждающее, что мир непознаваем, разум человека ограничен, и вне ощущений ничего знать не может (основные позиции изложены в философии Юма и Канта - XVII в.).

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

АГНОСТИЦИЗМ
(греч. agnostos – недоступный познанию) – направление, отрицающее принципиальную возможность познания объективного мира, выявление его сущности, закономерностей и постижения объективной истины.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

АГНОСТИЦИЗМ
от греч. «недоступный познанию») учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Источник: Тематический философский словарь

Агностицизм
от греч. agnostos — недоступный познанию, неизвестный) — учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Агностицизм
философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Агностицизм проявляется и в отношении к техноценологическому подходу как отрицание предмета исследования (техноценоза) и специфической методологии (рангового анализа).

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Агностицизм
греч. а - отрицание и gnosis - знание) - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Возникнув в форме скептицизма в древнегреческой философии, агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Агностицизм
убеждение в том, что о таких вещах, как бессмертие, божественное существо и мир сверхъестественного невозможно знать все. Считается, что это понятие впервые было введено скептиком XIX века VT. Хаксли. Термин используют преимущественно те, кто не желал бы открыто исповедовать догматический атеизм.

Источник: Новые религиозные движения.

АГНОСТИЦИЗМ
от греч. agnostos неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus), в более широком смысле - о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АГНОСТИЦИЗМ
доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа. Общее выражение позитивного отношения к сфере опыта, скептического — к религиозной и метафизической сферам (Кант, Конт). Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).

Источник: Философский словарь

АГНОСТИЦИЗМ
концепция в гносеологии (теории познания), выражающая крайний пессимизм на познавательные возможности человека, на достижение истинного знания. Отрицает достижение абсолютной истины в познании, ограничивает познание только "миром явлений", отрицая познание глубинной сущности вещей и тех проблем, которые "выходят" за пределы чувственного опыта. Классический пример – гносеология И. Канта.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Агностицизм

/D/Agnostizismus /E/Agnosticism /F/Agnosticisme /Esp/ Agnosticismo
Философское течение, основанное на тезисе об изначальной слабости, неспособности человека познать мир, или существенно ограничивающее познавательные возможности человека, общества. Идеи агностицизма часто используются для обоснования определяющей роли веры, иррационального начала, силы воли, решимости в жизни и деятельности человека.

Источник: Философия, практическое руководство

Агностицизм
от греч. agn?stos — непознаваемый) — термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 г. Означает невозможность достоверного познания объективной сущности явлений. Такова точка зрения некоторых античных философов (Протагор, Пиррон). В Новое время ее разделяют Д. Юм и И. Кант. В ХХ в. элементы агностицизма присутствуют в концепциях конвенциализма, позитивизма, постмодернизма (Пуанкаре, Рейхенбах, Поппер, Деррида и др.).

Источник: История и философия науки

АГНОСТИЦИЗМ
доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа, и потому отрицающее возможность достоверного познания бытия, выявления его закономерностей. А. ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Агностицизм
философская позиция, отрицающая познаваемость мира или же ограничивающая возможность истинного познания. Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира, так и философские позиции скептицизма (т.е. преувеличение моментов сомнения, недоверия к возможностям познания), релятивизма (абсолютизация изменчивости мира, недооценка его устойчивости, а значит и возможности познания), субъективного идеализма (сводящего действительность к комплексу ощущений субъекта и на этом основании отрицающим возможность объективного, сущностного знания).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Агностицизм
(греч. agnõstos – непознаваемый) – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверного знания о них. Термин был введен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (Гексли) (1825– 1895), английским биологом, сторонником теории эволюции. Он обозначал этим термином позицию естествоиспытателя в богословских и философских дискуссиях о предельных основах бытия: если спросить у ученого, существуют ли такие основы, ему лучше ответить: «Не знаю и не могу знать». Точку зрения агностицизма в XVIII веке выражали Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Агностицизм
(от греч. agnostos – неизвестный) – крайнее выражение гносеологического пессимизма, учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных и идеальных систем, закономерностей природы и общества единой формой знания. Агностицизм играет определенную роль в ограничении претензий науки на всеобъемлющее знание, на истину в последней инстанции, так как им обосновывается принципиальная невозможность познания наукой трансцендентальных сущностей, тем самым выступая как антисциентизм. Со времен И. Канта агностицизм основывается на признании активной роли субъекта в процессе познания.

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

АГНОСТИЦИЗМ
(Agnostizismus; от греч. agnostos — «неизвестный») — учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus), в более широком смысле — о непознаваемости истины и действительного мира вообще. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для юмизма, кантовского критицизма и для позитивизма.
R. А. Armstrong. Agnosticism and Theism in the Nineteenth Century, London, 1905; Ernst Mayer. Dialektik des Nichtwissens, 1950; A. Konrad. Unters, zur Kritik des phänomenalist. A. u. des subjektiven Idealismus, 1962; H. R. Schlette (Hg.). Der moderne A., 1979; K. D. Ulke. Agnost. Denken im Viktorian. England, 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АГНОСТИЦИЗМ

(от греч. agnosia - незнание, неизвестность) - вид скептицизма, позиция, согласно которой я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие. Нередко агностики заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм, сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный агностицизм уходит от признания и принятия Высшего бытия. Основное возражение агностицизму - духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не нуждается в проверках внешними средствами.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АГНОСТИЦИЗМ
(греч. — agnostos) недоступный познанию, непознаваемый — одно из важнейших понятий гносеологии. Основой А. является противопоставление объективно существующей реальности и нашего представления о ней. В классической философии наиболее яркими представителями А. были Д. Юм и И. Кант, обосновывавшие тезис непознаваемости мира. В XX в. позицию А. отстаивают представители конвенционализма и критического реализма. Первые считают, что описание и истолкование фактов носит чисто условный характер, т.е. является результатом договора, «конвенции» между членами определенных научных групп. Вторые рассматривают отношение знаний к объекту как предмет веры, поскольку доказать, что в процессе познания отражаются реальные свойства объекта, в принципе нельзя. Опровергнуть А. чисто теоретически действительно невозможно. Доказательством познаваемости мира является исторически развивающаяся практическая деятельность человечества, в первую очередь производственная деятельность, тесно связанная с научными достижениями. Особое значение при этом имеют техника, техническая деятельность и технические науки (см. Беркли Джордж, Практика).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

АГНОСТИЦИЗМ
греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен англ. естествоиспытателем Гексли. Вскрывая гносеологические корни А., Ленин указывает, что агностик разрывает сущность и явление, не идет дальше ощущений. Компромиссная позиция А. ведет его представителей к идеализму. Возникнув в форме скептицизма в древнегреч. философии (Пиррон), А. получил классическое оформление в философии Юма и Канта. Разновидностью А. является иероглифов теория. В совр. западной философии представители неопозитивизма, экзистенциализма и др. течений пытаются доказать невозможность познания мира и человека. Их А. вырастает из стремления жестко определить границы компетенции науки, рационального познания вообще в постижении законов природы об-ва. Самое решительное опровержение А. содержится в практике, в научном эксперименте и материальном производстве. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то для непознаваемой “вещи в себе” не остается места. Однако познание — сложный процесс, в ходе к-рого правомочно сомнение. Абсолютизация этого момента является причиной А. нек-рых совр. ученых.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Агностицизм
 (греч. а — не, gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Термин введен англ. естествоиспытателем Гексли. Вскрывая гносеологические корни А, В. И. Ленин указывает, что агностик разрывает сущность и явление, не идет дальше ощущений и останавливается по сю сторону явлений, отказываясь видеть что-либо достоверное за пределами ощущений. Компромиссная позиция А. ведет его представителей к идеализму. Возникнув в форме скептицизма в древнегреч. философии (Пиррон), А. получил классическое оформление в философии Юма и Канта. Разновидностью А. является иероглифов теория. Широкое распространение А. получил в совр. буржуазной философии. Очищая кантианство от «вещи в себе», представители прагматизма, позитивизма, пытаются доказать невозможность познания мира как он существует сам по себе. А. буржуазной философии вырастает из стремления ограничить науку, отказаться от логического мышления, отвлечь внимание от познания объективных законов природы и особенно об-ва. Самое решительное опровержение А. содержится в практике, в научном эксперименте и материальном производстве. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи в себе» не остается места.

Источник: Философский словарь. 1963

АГНОСТИЦИЗМ
философское воззрение, согласно к-рому человек не способен познать окружающую его действительность и поэтому не может иметь о ней достоверного знания. Диалектический материализм, в противоположность А., исходит из того, что мир познаваем, что мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они не могут противоречить друг другу, а должны согласовываться между собой. Обоснованием истинности познания марксистско-ленинская философия доказала соответствие между познанием и действительностью, перенесла эту проблему из сферы умозрения в область общественно-исторической практики. А. был развит в 19 а. Д. Юмом и И. Кантом.
Он широко распространен в совр. буржуазной философии, в первую очередь в различных вариантах позитивизма и неопозитивизма. Совр. агностики, по сути дела, лишают науку права на теоретические построения, к-рые выходят за рамки очевидности внешних фактов. Опровержением А. является практическая деятельность людей, преобразующих мир и самих себя. Человек воздействует на объекты деятельности, проникает в их сущность, получая достоверное знание относительно их свойств и связей с др. объектами. В идеологической борьбе необходимо учитывать распространение А. в совр. общественной мысли капиталистических стран. Сомнение в силе разума, науки создает почву для слепой веры в божественное, в иррационализм.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. gnosis — знание + a- — отрицание) — направление филос. теории познания, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собств. опыта. Термин был введен Т.Г.Хаксли (1876). Согл. его определению, агностик — это человек, отказавшийся от связанной с богом веры и убежденный в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не м.б. познано. Др. словами, агностик — это человек, к-рый считает, что доказать существование или несуществование бога невозможно; термин «агностик» также применим к тем, кто считает, что вопрос о существовании бога м.б. разрешен, но доказательства его существования или несуществования явл. неубедительными, и поэтому не могут определиться в этом вопросе. В англо-амер. лит-ре термин «А.» по-прежнему употребляется как определение разновидности религ. убеждений людей, признающих существование высшей сверхъестеств. силы или сущности, но отрицающих возможность ее познания или позитивного взаимодействия с ней. В континентальной европ. и рус. филос. традициях под А. чаще понимают именно гносеологич. концепцию, отрицающую принципиальную познаваемость мира. С этой т.зр. практически все ключевые направления инд. и кит. религ.-филос. мысли (буддизм, ведантизм, даосизм) рассматриваются как формы радикального А. Яркими представителями филос. А. в европ. философии явл. Дж.Беркли, Д.Юм, Н.Мальбранш и др.; существ. мотивы А. присущи кантианству и неокантианству, интуитивизму А.Бергсона, прагматизму У.Джеймса и др. В философии науки А. проявляется как конвенционализм, пробабилизм, фаллибилизм. Е.А.Давыденко, Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АГНОСТИЦИЗМ
[отгреч. agnostos — непознаваемый] — философское учение, согласно которому существует нечто непознаваемое наукой. С научно-философских позиций основной тезис А. должен быть признан ошибочным. Действительно, что именно существует, устанавливается на базе науки, а не в автономном от нее режиме. Следовательно, она сама выделяет либо формирует объект своего изучения, который изначально не чужд ей, а значит, вовлекается в процесс познания, горизонты которого неизменно расширяются. Великие философы, в т.ч. и те, с именами которых особенно часто связывают А. (Юм, Кант — см.), никогда не утверждали, что есть непознаваемые явления. Они, строго говоря, утверждали другое: порой постулируется существование таких вещей, которые на самом деле просто-напросто не существуют и, следовательно, не могут стать объектом познания. По Канту, чистый разум, заблуждаясь, постулирует существование ноуменов, которые на самом деле не существуют. Вещь-в-себе непознаваема не потому, что наука пасует перед ней. Дело просто в том, что сам концепт «вещь-в-себе» научно несостоятелен. Все вещи, вовлеченные в процесс познания, познаваемы. Как ни странно, но после многовековых триумфальных достижений науки А. по-прежнему остается широко распространенным мировоззрением. Вновь и вновь очерчиваются области, якобы неподвластные науке. Критика науки ведется от имени мифологии, религии, здравого смысла, искусства и даже философии. Разумеется, она несостоятельна, но это требует специального доказательства. К сожалению, научное сообщество далеко не всегда энергично встает на защиту идеалов рафинированного знания и просвещения. См. критика науки, ответственность ученого.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Агностицизм
от греч. agnostos — недоступный познанию) — термин, использовавшийся Ф. Энгельсом и принятый в отечественной философской традиции для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира. При использовании этого термина необходимо учитывать следующее. Термин «А.» ввел английский естествоиспытатель Т. Гексли в 1859 г. Этим термином он обозначил неверие ученого, опирающегося на опытное знание, в существование тех «сущностей», которые не даны нам в опыте, — Бога, объективной реальности, бессмертия души. Представители марксистской философии несколько видоизменили понимание А., стали рассматривать его прежде всего как учение о непознаваемости материального мира в его объективных, не зависящих от человеческого опыта характеристиках. А. как учение о невозможности получения достоверного знания (знание, истинность получения которого обоснована, доказана) о «метафизических» сущностях был свойствен Д. Юму, И. Канту, в известной степени — Дж. Беркли. Критика традиционной метафизики стала важной частью программы позитивизма. В настоящее время термин «А.» употребляется в основном в трудах отечественных философов. Западная интеллектуальная традиция использует данный термин для характеристики особого отношения человека к Богу при анализе философских концепций прошлого, авторы которых были непосредственно вовлечены в обсуждение вопроса о непознаваемых сущностях. Для характеристики позиции, выражающей сомнение в достижимости истинного знания о мире вообще, чаще употребляется другой термин — скептицизм.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

АГНОСТИЦИЗМ
учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в  следующих формах. 1) Исторически первой  его  формой  был  античный  скептицизм  (Пиррон,  Протагор), который  утверждал:  о  любом  предмете  можно  высказать  различные  мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новоевремя агностицизм  был  присущ  субъективно-идеалистическим  воззрениям  Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое  обоснование невозможности человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания  материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а  «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас  «вещью  в  себе».  Кант  четко  поставил вопрос  о  принципиальной ограниченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за  пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.),  который утверждает:  человек  не  может  научными  средствами  познать  мир,  который  им переживается.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Агностицизм
(от греч. gnosis – знание + a – отрицательная приставка) – философская позиция, отрицающая познаваемость мира. Следует различать две формы А.: 1) отрицание принципиальной возможности познания мира таким, как он есть сам по себе («вещи-в себе» по Канту), поскольку познание совершается в формах, присущих субъекту; 2) отрицание неограниченных возможностей научного, рационально-понятийного познания. Критика первой формы, наиболее ярко проявившейся в философии И.Канта, опирается на понимание существования и трактовку информационного отражения, разработанные в коррелятивной онтологии. Существовать в качестве чего-либо значит находиться в соотношении с чем-либо. А потому вообще не существует вещей вне взаимодействия с другими вещами. Информационно отражение есть частный случай взаимодействия, а человеческое познание в его рационально-понятийной форме – частный случай информационного отражения. Суть информационного отражения заключается в установлении соответствия между признаками, имеющимися в определенной форме отражения (например, признаки в определении понятия) и признаками отражаемой системы. В этом смысле любое сущее может быть познано, если оно поддается процедуре установления информационного соответствия.
Но дело в том, что, кроме повторяющихся свойств объективной реальности, в мире присутствует и неповторимость как внутреннее основание субъективности. Повторяющееся, будучи дискретным, поддается разделению на признаки и формализации. Неповторимое континуально и может быть освоено другим субъектом только в форме доинформационного переживания. В этом смысле оно непознаваемо для рационально-понятийного познания. И потому вторая форма, так сказать, ограниченного А. приемлема, если она не впадает в другую крайность – отрицание существования объективной реальности и возможности её адекватного отражения, заменяя её чистой субъективностью (некоторые формы экзистенциализма), интерсубъективностью (феноменология) или вообще бессмысленной игрой ничего не обозначающих различений- differance (постмодернизм).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Агностицизм
Мы не знаем, есть Бог или нет, – мы не можем этого знать. Именно поэтому существует вера и атеизм – два вида убеждений. По этой же самой причине существует и агностицизм, отвергающий веру в то, чего не знаешь. Вполне достойная позиция, в основе которой, на первый взгляд, лежит здравый смысл. Действительно, о каком выборе может идти речь, если толком не знаешь, что выбираешь? И тем не менее эта видимость разумного подхода обманчива. Если бы мы знали наверняка, есть ли Бог, вопрос выбора вообще не стоял бы. Но разве может человек жить без убеждений?
В переводе с древнегреческого agnostos означает «неизвестный» или «непознаваемый». Быть агностиком значит принимать эту неизвестность всерьез и не пытаться из нее выбраться. Агностик просто признает, что не знает, и на этом ставит точку. Несмотря на достаточно большой смысловой потенциал, слово «агностицизм» употребляется исключительно в религиозном контексте. Если Бог абсолютно непознаваем, а смерть полностью непознаваема, то агностик воздерживается от высказываний в адрес и того и другой. Он предпочитает оставить вопрос открытым, очевидно полагая, что смерть его «закроет» или, по меньшей мере, осветит. Слабое место агностицизма вытекает из его очевидности. Агностицизм – крайне ограниченное учение именно в силу того, что оно само не ставит перед собой никаких границ. Раз никто точно не знает, есть ли Бог, значит, мы все вроде бы должны быть агностиками. Но тогда признание в собственном невежестве перестанет быть отличительной чертой агностицизма и превратится в одну из характеристик человеческого рода как такового. Что же тогда останется от агностицизма? Выходит, он существует только благодаря тому, что существует что‑то другое, от чего он отличается. Быть агностиком значит не столько признаваться в незнании (это признают также многие атеисты и верующие), сколько цепляться за это незнание. Но как убедиться, что эта точка зрения самая правильная, если за ней нет гарантии знания? Значит, в нее надо верить. Вот почему агностицизм это тоже разновидность веры, только веры негативной – веры в собственное неверие.

Источник: Философский словарь.

АГНОСТИЦИЗМ
от греч. - недоступный познанию) - одна из вечных тенденций мировоззренческого характера, а также философское учение, сопряженные с сомнением в возможности человека истинно познавать мир. Для обозначения этой позиции английский естествоиспытатель Т. Гексли ввел в 1869 г. термин "агностицизм". Существуют две разновидности А.: одна из них связана с утверждением о непознаваемости сверхчувственных аспектов бытия (объективных законов природы, вездесущего духа, сущностей вещей), вторая - с распространением этого утверждения также на феноменальные аспекты реальности: объективные явления скрыты от нас пеленой майи, кажимости, видимости, а потому недоступны познанию. Аргументация в пользу А. развивалась на протяжении всей истории мировой философии. Так, античные философы (Протагор, софисты, скептицисты) утверждали агностическую позицию ссылками на несовершенство, изменчивость и постоянный пересмотр знания. Классическое выражение А. получил в системе Д. Юма, который доказывал, что человек не способен объективно оценить совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти. Различив "вещь для нас" и "вещь в себе", И. Кант показал, что отсутствует логический способ установления соответствия между объективным миром и системой знания; субъекту остается познавать в объекте только собственные определения - то, что субъект сам вкладывает своими действиями в объект. Прагматизм, операционализм и инструментализм защищают тезис о невозможности познания без вмешательства в объект и превращения естественного в искусственное; тем самым "естественное" непознаваемо. Н. О. Лосский сформулировал дилемму: а) либо возможно прямое знание оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) - источник истинного познания; б) либо источник познания - внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образы) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинал, невозможно судить об истинности его отображений. Философские оценки А. зависят от решения этой дилеммы.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. agnostos — непознаваемый) — учение, отрицающее возможность познания того, что не может быть представлено в опыте. Агностицизм утверждает, что человечество слишком много ожидает от разума, между тем как его возможности отнюдь не беспредельны. Познание вещей, которые мы не можем ощущать, воспринимать непосредственно и которые составляют определенные основы бытия, разуму недоступно, поэтому не разум, а вера должна руководить человеком в его стремлении к их пониманию. Сторонники агностицизма утверждают, что все впечатления, получаемые человеком от внешнего мира, обусловлены не столько самими воспринимаемыми предметами, сколько субъективными (рассудочными) формами организации нашего опыта (категории, термины, методы и принципы познания). Так, уже на уровне чувственного восприятия проявляется различие между вещами, как существующими сами по себе, и впечатлениями о них, возникающими в нашем сознании. Рассудок, который имеет дело только с этими впечатлениями, обладает готовыми формами их организации, позволяющими сформировать понятие предмета. Но этот созданный нашим рассудком предмет — лишь некое единство наших представлений, некая их целостность, определяемая не столько свойствами воспринимаемого объекта, сколько нашими субъективными формами познания, организации чувственного и рассудочного опыта. Поэтому следует различать мир явлений, которые мы можем чувственно воспринимать, познавать, знать, и мир сущностей, которые мы принципиально познать не можем. Если же человек, не удовлетворяясь познанием представленного в его чувственном опыте мира явлений, попытается познать предельные основы бытия (души, Вселенной, Бога), то такая попытка заранее обречена на провал. Этим понятиям не соответствуют никакие реальные объекты. Они — лишь идеи чистого разума, обозначающие идеальный горизонт (предел возможностей теоретического, научного познания), и так же, как горизонт, ускользают всякий раз, когда к ним мысленно приближаются. Ни душа, ни Вселенная, ни Бог не могут быть предметами научного исследования, и всякая философия, ищущая рациональное объяснение души, Вселенной и Бога, стремящаяся познать их, будет всего лишь ложью и заблуждением.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АГНОСТИЦИЗМ
это учение (или убеждение, установка) в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. В XIX - XX столетиях (прежде всего, в марксистской философской литературе) агностицизм получил упрощенную трактовку как учение, отвергающее вообще познаваемость мира. В отличие от своих противников, признающих познаваемость сущности вещей, агностики связывают себя с обоснованием положения о том, что сущность любой материальной системы в принципе недостижима для достоверного познания. Такова позиция некоторых представителей античной философии (Протагор, Пиррон), В Новое время ее разделяли Д. Юм и И. Кант. Д.Юм, например, отправляясь от того, что следствие отличается от причины, а потому не может быть выявлено в ней, полагал, что доказать существование объективных причинно-следственных связей невозможно; они невыводимы из опыта, т. е. апостериорно, но они неустанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин, т.е. априорно. Есть, одна»), субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с фугам (нередко по аналогии с уже известной связью) и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. «Природа, - писал он, - держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов» (Юм Д. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1966, с.35).
В XIX столетии широкое распространение получили агностицизм И. Мюллера («физиологический идеализм»), иероглифический агностицизм Г. Гельмгольца, агностицизм вульгарных материалистов (Л. Бюхнера, Я. Молешотта), на рубеже XIX - XX веков - конвенциализм Ж. А. Пуанкаре, в XX столетии - эмпириосимволизм П. С. Юшкевича, «праксеологический» (или «технический») агностицизм Г. Башляра И др..
Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Имеются материалистический и субъективно-идеалистический агностицизм, агностицизм сенсуалистский и рационалистский, юмовский, кантовский и т.д. (если брать имена создателей соответствующих школ), агностицизм этический, физиологический, кибернетический и т. п. (по средствам, характеру аргументации).

Источник: Краткий философский словарь 2004

АГНОСТИЦИЗМ
(греч. — непознаваемый) — учение, согласно к-рому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. Термин «А» ввел английский ученый Гекели. Классическими представителями А. в истории философии были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только со своими собственными ощущениями, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей, но сущность их рассматривал как недоступную для познания («Вещь в себе»). По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форм нашего познания. Широкое распространение получил А. в буржуазной философии эпохи империализма. В той или иной форме он свойствен таким философским течениям, как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т. д. А. здесь проявляется, напр., в попытках свести познание к исследованию лишь того, что дано непосредственно в опыте, научном эксперименте (не выходящих к тому же за пределы представлений, мыслей, языка субъекта), или того, что дано «экзистенциально», т. е. может быть осмыслено лишь под углом зрения человеческого существования. Все остальное объявляется бесплодным умствованием, «метафизикой». Современные агностики, по сути дела, стремятся лишить науку права на выдвижение гипотез, на разработку теорий, идущих дальше внешних фактов, проникающих в глубь вещей. Агностики абсолютизируют, чрезмерно раздувают тот факт, что человек не обладает полным, завершенным знанием мира, что его знания на той или иной ступени их развития ограничены (они обусловлены, напр., уровнем развития производства). В основе А. лежит также отрицание связи между сущностью и явлением. Отправляясь от того факта, что сущность предмета не лежит на поверхности, не совпадает с явлением, А. вырывает непроходимую пропасть между ними. Говоря о причинах распространения А. в современную эпоху, к-рая отмечена огромными достижениями научного познания, нельзя забывать о поддержке, оказываемой ему со стороны идеологов реакционных классов, не заинтересованных в том, чтобы массы имели достоверные знания о перспективах общественного развития. Сея сомнения в силе разума, науки, А. тем самым расчищает место для веры, служит своеобразной опорой религии. Самое решительное опровержение А. дает практическая деятельность людей. Воздействуя на окружающие его предметы, человек проникает в их сущность, получает достоверные знания о них. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» (Энгельс).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

агностицизм
направление в гносеологии, представители которого отрицают возможность достижения объективной истины, постижения сущности наблюдаемых явлений, признают наличие принципиальных пределов познания (в последовательном агностицизме выполняются все эти критерии). Тенденции а. Можно проследить уже у античных софистов (протагор, горгий), в скептицизме эллинистической эпохи (у пиррона, энесидема, агриппы, секста эмпирика) а. Приобретает более или менее концептуальные черты (разрабатываются так называемые «тропы» - аргументы против тезиса о возможности достоверного познания вещей, сначала 10 тропов энесидема, затем еще 5 тропов агриппы, который, в частности, в своих рассуждениях предвосхищает критику юмом принципа причинности как объективного принципа природы). Очевидно, что тенденцию к агностическим выводам имеют представители субъективно-идеалистического лагеря. К а. Естественно ведут феноменалистские интерпретации онтологии. Самым известным апологетом а. Является юм (см. Индукция). Вопрос об а. Канта весьма неоднозначен. С одной стороны, кант действительно говорит о пределах познания, о невозможности выйти в познании за границы возможного опыта, об «ограничении знания для предоставления места вере» и в этом смысле выполняет один из «критериев а.». С другой стороны, кант резко критикует теорию невозможности объективного знания юма, для чего разрабатывает свое знаменитое учение о трансцендентальных формах познания (чувственности и рассудка), о том в субъекте (о том уровне субъекта как инстанции, инициирующей познавательный процесс), что не является субъективным, в смысле – эмпирически случайным, достоверным не аподиктически, а лишь психологически (как у юма). В этих общих структурах, правилах познания и кодируются инварианты (наиболее фундаментальные параметры и законы), присущие всем без исключения объектам познания (и подчиняющие себе эти объекты). А объекты познания и есть объекты природы, ибо чтобы стать таковым объектом, по канту, необходимо прийти в соответствие с этими априорными принципами-формами познания. Такая трактовка понимания и обоснования объективности знания может быть названа «субъектной» (в отличие от «субъективно-психологической» у юма). Конечно, с точки зрения последовательного материализма кант оказывается таким же, в принципе, субъективистом (и, следовательно, агностиком), как и юм. Ведь объективная истина, по канту, хотя не зависит от конкретного человека, зависит от субъекта вообще (трансцендентального субъекта), т.е. От особенностей и структуры его «трансцендентальных очков». «если мы устраним наш субъект, исчезнут и пространство, и время, и все вещи, их наполняющие». Тенденции а. Прослеживаются также в разного рода вариантах современного методологического релятивизма – от конвенционалистской теории истины пуанкаре («истина есть результат соглашения ученых относительно наилучшего способа описания и систематизации экспериментальных данных») и «теории смены несоизмеримых парадигм в истории науки» т. Куна до «гипотезы лингвистической относительности» сепира и уорфа и «деконструкции всех тоталитарных разделений-оппозиций» (в т.ч. Таких, как «добро-зло», «норма – аномалия», «свобода – необходимость» и т.д.) В постмодернистской философии ж. Дерриды и современного либерализма.

Источник: Краткий философский глоссарий

АГНОСТИЦИЗМ
греч. а — отрицание, gnosis — знание) — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания — причинности, который, с его точки зрения, — лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал — математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности — воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм — признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно — функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.
Д.В. Майборода, А.Н. Шуман

Источник: Новейший философский словарь

АГНОСТИЦИЗМ
от греч. ???????? -непознаваемый, от ? - частица отрицания и ??????? - доступный познанию) - учение, к-рое отрицает познаваемость объективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности. Термин "А." введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and letters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг. убеждению в существовании бога - гностицизму и, с другой стороны, - материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей "стыдливыми материалистами", боящимися открыто признать существование объективного мира. "Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое "н е и д е т д а л ь ш е ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение" (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеалистич. отрицанию объективности внешнего мира и объективности законов его развития, что особенно характерно для представителей современной буржуазной философии. Наиболее видными сторонниками А. в домарксистской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. (сомнение в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скептикам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки. В эпоху империализма А. стал широко распространенным учением. А. оказывал и оказывает влияние на естеств. и обществ. науки. Т. н. физич. идеализм, "иероглифов теория" связаны с А. Неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает действительность как иррациональную. Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов, – классовый интерес буржуазии, стремящейся удержать массы от познания действительности, от понимания сути вещей, законов развития общества. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, с. 17–18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 89–92: его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М.], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агностицизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф ?., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Юм Д., Исследование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое познание..., пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, ?. ?., 1903; Du Bois-Rеymond E., ?ber die Grenzen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. l–2, L., 1906; Wentscher E., Englische Wege zu Kant, Lpz.. 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, M?nch., [1947]; The age of analysis. 20 century philosophers selected, [2 ed., N. Y.], 1956. Т. Ойзерман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АГНОСТИЦИЗМ
филос. учение, согласно к-рому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалектич. материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины (см. Основной вопрос философии). Термин «А.» введен англ, естествоиспытателем Т. Гексли в 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в антич. философии, в частности у Протагора, софистов, в антич. скептицизме. Лервонач. формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.
Наиболее последовательно в истории философии А. проведен в системе Юма, к-рый полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познават. возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.
В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Еще в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологич. позиция т. н. конвенционализма, согласно к-рой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.
Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счете в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличении отд. сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.
Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причем сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деиствительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку все более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание все более адекватно отражает действительность.

Источник: Советский философский словарь

Агностицизм
(Agnosticism). Этот термин обычно служит для обозначения того, что мы и на практике, и в принципе не можем знать, есть ли Бог. Хотя по своей этимологии он применим к любому виду скептицизма, введен он был для обозначения скептицизма религиозного. Термин ввел в научный обиход Т. Гексли в 1869 г. на собрании кружка, крый впоследствии вырос в "Метафизическое общество". Сохранились не совпадающие друг с другом свидетельства современников о том, как Гексли впервые употребил этот термин. Сам Гексли утверждал, что он противопоставил его позиции гностиков в ранний период истории христианской Церкви. Агностицизм противопоставляется атеизму и пантеизму, а также теизму и христианству. Теист утверждает существование Бога, атеист его отрицает, тогда как агностик признает, что он этого не знает, поскольку вопрос о существовании Бога представляет для него неразрешимую проблему. P. X. Хаттон вспоминает, что впервые употреблен этот термин в связи со словами ап. Павла по поводу надписи на жертвеннике, гласившей: "неведомому Богу" (Деян 17:23).
В настоящее время его применяют в следующих случаях: (1)когда воздерживаются от суждения о " всех последних вопросах", включая Бога, свободную волю и бессмертие; (2) когда обозначают сугубо мирскую жизненную установку, напр. убежденность в том, что в жизни современного человека Бог не имеет значения; (3) когда выражают эмоционально окрашенную антихристианскую и антиклерикальную позицию; (4) как термин, частично совпадающий по значению с понятием "атеизм".
Хотя популярностью этого термина мы обязаны Гексли, у него немало предшественников. В "Государстве" Платон рассказывает о том, как Дельфийский оракул признал Сократа самым мудрым, поскольку тот сознавал, что он знает, что ничего не знает. Наиболее вэ.2кными и непосредственными предвестниками современного агностицизма были Д. Юм и И. Кант. В своем сочинении "Исследование о человеческом разумении" Юм рассматривает понятие "причины". Он утверждает, что невозможно знать причину чеголибо a priori. Идея причины возникает из регулярно повторяющейся связи двух объектов или вещей. Более того, Юм отвергает возможность веры в чудеса. Такая вера основана на свидетельстве. Свидетельство в пользу чуда всегда уравновешивается универсальным свидетельством в пользу постоянства законов природы. В "Диалогах о естественной религии" Юм подвергает всесторонней критике телеологическое доказательство существования Бога. Два наиболее важных момента его критики сводятся к следующим утверждениям: вопервых, порядок, наблюдаемый во вселенной, скорее может быть результатом действия принципа, внутренне присущего самой материи, нежели внешнего по отношению к ней и ей навязанного; вовторых, телеологическое доказательство никогда не сможет обосновать моральные атрибуты Бога, поскольку в мире много зла.
Канта занимало, как установить границы человеческого познания. Он утверждал, что мы не можем обладать достоверным знанием о вещах, если они  не объекты возможного опыта. Поскольку Бог  не объект возможного опыта, нам недоступно никакое знание о Нем, к-рое основывалось бы на чистом разуме. Могут иметь место практические соображения в пользу веры в Бога, однако классические доказательства Его существования потерпели полную неудачу.
Т. о., к кон. XIX в. целый ряд факторов способствовал тому, что для многих людей агностицизм приобрел интеллектуальную респектабельность. Границы человеческому познанию были положены границами чувственного опыта. К-ром е того, было общепризнано, что естественная теология потерпела крах и породила критическую установку по отношению к способам свидетельствования и доказательства в религиозных вопросах. Религиозные верования не могли удовлетворить строгим образцам, приложимым к научным верованиям. Более того, физические науки, казалось, несовместимы с библейской историей и космологией. В конце концов были подняты вопросы, касающиеся божественного управления миром. Дж.С. Милль, к примеру, утверждал, что мир скверно устроен и управляется произвольно. Благость Бога была поставлена под сомнение, поскольку Он сотворил ад.
В нынешней интеллектуальной атмосфере агностицизм претерпел некрые изменения, особенно в англоязычном мире. Многие логические позитивисты и аналитические философы считают, что проблему, вставшую перед теизмом, нельзя решить на путях свидетельства и доказательства, ибо она лежит в сфере значения и логической когерентности. Если в религиозном дискурсе видеть псевдонаучные утверждения о природе реальности и трансцендентного бытия, то неизбежно возникают неразрешимые проблемы. Такие высказывания, как "Богесть" и "Бог любит меня", воепринимаются как не имеющие смысла по отношению к действительности. Иными словами, в чувственном опыте нет ничего, что говорит в пользу истинности этих утверждений или же отрицает ее.
Многие из тех, кто отвергает теизм и христианство, предпочитают называть себя агностиками, а не атеистами. Считается, что у такой позиции  два преимущества. Вопервых, агностик избегает социального клейма, к-рое навлекает на себя атеист, ибо атеизм в отличие от агностицизма не обладает социальной респектабельностью. Вовторых, приверженец агностицизма по крайней мере избавлен от трудностей, связанных с доказательствами. Для того чтобы утверждать либо отрицать чтолибо, требуется основание, тогда как признание в неведении ни в каком основании не нуждается.
Хотя на первый взгляд агностицизм обладает определенной интеллектуальной респектабельностью, в нем, как указываетУ. Джеймс, кроется величайшая практическая опасность. Джеймс в этой связи отмечает, что есть вопросы, несущие в себе жизнь, чрезвычайную важность и силу. Человек обязан верить или не верить, даже если его доводы двусмысленны, иначе он рискует многое утратить. Таким вопросом был для Джеймса вопрос о существовании Бога. Как бы то ни было, для христианина вопрос о существовании Бога и истине христианства, несомненно, разрешают самооткровение Бога в Библии и воплощение Иисуса Христа.
P. D. FKINBLRG (пер. В.Р.) Библиография: R. A. Armstrong,Agnosticism and Theism in the Nineteenth Century; J. Collins, Clod in Modern Philosophy; Т. H. Huxley, "Agnosticism" and "Agnosticism and Christianity", in Collected Essays, V; J. Piepcr ,Belief and Faith; R. Flint,,??????ticism.
См. также: Бога, доказательства бытия; Пари Паскаля.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АГНОСТИЦИЗМ
от греч. непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи агностицизма получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей.
Термин «агностицизм» был предложен в 1869 Т. Гексли в одном из его публичных выступлений для обозначения позиции ученого-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени. Гексли рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический смысл агностицизма, подчеркивая, что речь идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Однако мировоззренческий аспект агностицизма неизменно выступал на передний план практически во всех реальных контекстах обсуждения этой концепции. И именно в качестве мировоззренческой концепции агностицизм становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают атеизм), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих агностицизм с субъективным идеализмом).
В своей аргументации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д. Юма и И. Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. Заметную роль в формировании агностических взглядов среди английских философов и ученых сыграл критический разбор У. Гамильтоном (1829) рассуждений В. Кузена о познаваемости природы Бога (аргументацию Гамильтона, напр., практически Полностью воспроизвел Г. Спенсер). Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т. е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и Приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма—с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным.
Т. о., агностицизм лишь в самом общем смысле принадлежит к традиции философского скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана как раз с более или менее четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая идентификация, конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта—это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная непоследовательность, ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.
Агностицизм выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. Агностицизм просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на здравый смысл. С близких позиций, но более последовательно эта тема была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т. е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам общий вопрос о познаваемости чего-либо (А. Айер), при этом позитивизм сместил внимание с вопроса «Что мы не можем знать?» на вопрос «Что есть научное знание?», решаемый средствами специального исследования науки. Но тем самым позитивизм фактически проблематизирует деятельность ученых, и агностицизм, лишенный очевидных оснований, перестает существовать как особая философская позиция, он как бы растворился в позитивистских программах реконструкции науки, демаркации науки и метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми и позднее—в рамках постпозитивизма соответствующая тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.
Самым решительным оппонентом агностицизма является марксистская гносеология. Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная критика узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки—к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, «позитивного снятия» агностицизма. Иным образом развертывается марксистская критика агностицизма, когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, агностицизм упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное понимание познания, что оно во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается агностицизм. Для такого рода критики нет различий между Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что все они принципиально отгораживают «явление» от того, что является, ощущение от ощущаемого. При этом объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как это имеет место в работах В. И. Ленина).
Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в.—от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки термин «агностицизм» употребляется, как правило, в историко-философских контекстах.
Лит.: Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965; Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.
Б. И. Дружинин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
224.20 кб

Онтологический конструктивизм и эпистемологический агностицизм

Никифоров А.Л.
Читать PDF
322.72 кб

Агностицизм в философии сознания

Черепанов Игорь Владимирович
В статье рассматривается пессимистическая позиция в отношении познаваемости феномена сознания, сущность которого становится доступной лишь в имманентной сфере самого сознания.
Читать PDF
799.28 кб

Агностицизм в традиционном и современном мировоззрении

Мартишина Наталья Ивановна
Читать PDF
1.57 мб

Методологический агностицизм Н. Смарта и философия обыденного языка: к постановке проблемы

Рахманин А.Ю.
В статье рассматривается обоснование Нинианом Смартом принципа методологического агностицизма, который нередко рассматривается как фундамент современного религиоведения.
Читать PDF
338.22 кб

Кант, радикальный агностицизм и методологический элиминативизм относительно вещей в себе

Ханна Роберт
В своей недавней работе «Вещи в себе: промежуточный отчет» Роберт Хауэлл говорит, что философски удовлетворительное решение известной проблемы, касающейся взглядов Канта на объект познания и природу вещей в себе, должно удовлетвор
Читать PDF
591.86 кб

Здравый смысл онтоэпистемологии Адама Смита в контексте картезианского скептицизма и агностицизма Юм

Доган Гёкмен
Рассматривая традиционные для его времени проблемы познания, соотношения теоретического и эмпирического уровней, первичных и вторичных качеств, Смит искал свой путь решения, не принимая ни позицию Декарта, ни позицию Юма.