существо, заметно более прагматичное и целеустремленное, чем мужчина. Обладая лучшей памятью, женщина реже мужчины использует разум, так как обычно заранее знает, как надо действовать или что говорить. Существует легенда, что женщины - существа более утонченные, духовные, ментальные, чем мужчины - легенда, не подтверждающаяся непосредственными наблюдениями. В то же время, являясь более целеустремленными, чем мужчины, женщины гораздо чаще добиваются поставленной цели.
В настоящее время в обществе происходит некоторая смена менталитета. Мужчины в своей массе становятся более женственными в легендарном смысле, а женщины более разумными. Но крайние позиции пока остаются за мужчинами.
Бохеньский [7] связывает с женщинами два суеверия. "Во-первых, женщину иногда считают человеком низшего сорта, часто даже (как в Коране) существом, лишенным души. Во-вторых, в женщине хотят видеть мужчину и во всем уподобляют ее последнему. Первый предрассудок настолько противоречит опыту, что с ним не стоит и спорить. .... Общество, принуждающее женщину к постоянной работе (? - выдел. и вопрос авт.-В.Г.) вне дома, обречено на гибель".
Женщина
Женщина
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЖЕНЩИНА
С женщинами связаны два суеверия. Во-первых, женщину иногда считают человеком низшего сорта, часто даже (как в Коране) существом, лишенным души. Во-вторых, в женщине хотят видеть мужчину и во всем уподобляют ее последнему. Первый предрассудок настолько противоречит опыту, что с ним не стоит и спорить. Женщина — полноценный человек, наделенный теми же чувствами и способностями, что и мужчина. Более того, человеческая природа достигает своей вершины именно в женщине, точнее — в матроне, т. е. в женщине, прошедшей период климакса. Кажется, что в эту пору жизни женщина как бы получает вознаграждение за то, что она сделала для человеческого рода в молодости: матрона— это своего рода сверх-мужчина. Только не зная истории и закрывая глаза на происходящее, можно это отрицать. Проблема здесь лишь в одном: как можно было в течение стольких лет оспаривать очевидное и не считать женщину полноценным человеком?
Второе суеверие — уподобление женщины мужчине. Женщина — вовсе не мужчина, это «другая половина человечества». Ее роль в жизни иная, чем у мужчины, и нет нужды требовать, чтобы женщины выполняли в обществе те же функции, что и мужчины. Ведь женщина по самой своей природе предназначена (достаточно обратить внимание на строение ее тела) для рождения детей, что и составляет ее первое и основное призвание. Поэтому точка зрения, согласно которой молодая женщина должна заниматься делами, выходящими за пределы ее главной задачи, является заблуждением. Общество, принуждающее женщину к постоянной работе вне дома, обречено на гибель.
Положение матроны совершенно иное.
Думается, что условием преодоления указанных предрассудков является четкое разграничение задач, стоящих перед молодыми и пожилыми женщинами.
Второе суеверие — уподобление женщины мужчине. Женщина — вовсе не мужчина, это «другая половина человечества». Ее роль в жизни иная, чем у мужчины, и нет нужды требовать, чтобы женщины выполняли в обществе те же функции, что и мужчины. Ведь женщина по самой своей природе предназначена (достаточно обратить внимание на строение ее тела) для рождения детей, что и составляет ее первое и основное призвание. Поэтому точка зрения, согласно которой молодая женщина должна заниматься делами, выходящими за пределы ее главной задачи, является заблуждением. Общество, принуждающее женщину к постоянной работе вне дома, обречено на гибель.
Положение матроны совершенно иное.
Думается, что условием преодоления указанных предрассудков является четкое разграничение задач, стоящих перед молодыми и пожилыми женщинами.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
Женщина
Человеческое существо женского пола. Часто говорят, что в человеке важно человеческое, а не его пол. Возможно. Но человечество существует в виде двух разных полов, и от этого просто так не отмахнешься.
Половые различия, бесспорно, относятся к числу самых важных, самых постоянных, самых формообразующих. Все мы беспрестанно сталкиваемся с ними. В то же время любая попытка дать позитивную характеристику женской половине человечества (и тем самым охарактеризовать его вторую половину) оборачивается приблизительными и плоскими определениями. Да, женщины обычно менее грубы, чем мужчины, да, в них больше развито чувство конкретного, они больше тяготеют к прочности и продолжительности чего бы то ни было и легче адаптируются к повседневности (лучшим из них благодаря этому удается наиболее успешно вписываться в жизнь или реальную действительность), да, они одарены большей способностью к любви и дружбе, менее податливы соблазнам порнографии и власти. Все это очень часто кажется совершенно справедливым, но в то же время на любой из этих примеров можно привести множество контрпримеров, в результате чего вывести какой бы то ни было закон и определить сущность явления становится невозможным. Различие между обоими полами остается смутным и, вопреки кажущейся очевидности, в такой же, если не в большей, мере обязано культуре, как и природе. Вместе с тем из этого отнюдь не вытекает, что женщин не существует или что они не отличаются определенным образом от мужчин. Ведь смутное существует точно так же, как четкое, а культурное начало существует наряду с природным. «Женщиной не рождаются, – говорит Симона де Бовуар (109), – женщиной становятся». В этих словах заключена достойная удивления попытка «вынести за скобки» человеческое тело. Мне представляется, что больше ясности в вопрос вносит биология. Человек рождается либо женщиной, либо мужчиной, а затем становится тем, что он есть, – более женственным или более мужественным. Впрочем, может быть, все это не так уж и важно. Даже если это становление – целиком продукт культуры, оно – самый лучший подарок, который человечество сделало самому себе.
Половые различия, бесспорно, относятся к числу самых важных, самых постоянных, самых формообразующих. Все мы беспрестанно сталкиваемся с ними. В то же время любая попытка дать позитивную характеристику женской половине человечества (и тем самым охарактеризовать его вторую половину) оборачивается приблизительными и плоскими определениями. Да, женщины обычно менее грубы, чем мужчины, да, в них больше развито чувство конкретного, они больше тяготеют к прочности и продолжительности чего бы то ни было и легче адаптируются к повседневности (лучшим из них благодаря этому удается наиболее успешно вписываться в жизнь или реальную действительность), да, они одарены большей способностью к любви и дружбе, менее податливы соблазнам порнографии и власти. Все это очень часто кажется совершенно справедливым, но в то же время на любой из этих примеров можно привести множество контрпримеров, в результате чего вывести какой бы то ни было закон и определить сущность явления становится невозможным. Различие между обоими полами остается смутным и, вопреки кажущейся очевидности, в такой же, если не в большей, мере обязано культуре, как и природе. Вместе с тем из этого отнюдь не вытекает, что женщин не существует или что они не отличаются определенным образом от мужчин. Ведь смутное существует точно так же, как четкое, а культурное начало существует наряду с природным. «Женщиной не рождаются, – говорит Симона де Бовуар (109), – женщиной становятся». В этих словах заключена достойная удивления попытка «вынести за скобки» человеческое тело. Мне представляется, что больше ясности в вопрос вносит биология. Человек рождается либо женщиной, либо мужчиной, а затем становится тем, что он есть, – более женственным или более мужественным. Впрочем, может быть, все это не так уж и важно. Даже если это становление – целиком продукт культуры, оно – самый лучший подарок, который человечество сделало самому себе.
Источник: Философский словарь.
Женщина (библейское представление о ней)
(Woman, Biblical Concept of).
Во второй пол. XIX в. место женщины в семье, в обществе и в Церкви было предметом широкого внимания. Поскольку обсуждение этого вопроса выявило самые разные позиции, то нам следует опираться на неиререкаемый авторитет Библии. Отношение к женщине, отраженное в Св. Писании, разительно отличается от жестоких нравов и обычаев тех народов, крые соседствовали с евреями в библейские времена. Обычаи эти, как ни прискорбно, распространены в нашем мире по сей день.
Сотворение женщины. Первая глава Быт повествует о сотворении человека как о высшем достижении творческой активности Бога. На высочайшее достоинство человека указывает библейское представление о том, что он сотворен "по образу Божьему". Это в равной степени относится и к мужчине, и к женщине (Быт 1:27). Если есть сомнения в том, что выражение "по образу Божьему" касается и женского пола, а не только мужского (причиной такого заблуждения может быть превратное толкование некрых текстов ап. Павла, напр. 1 Кор 11:7), то достаточно обратиться к библейским текстам (напр., Быт 9:6; Иак 3:9). Последние недвусмысленно свидетельствуют о том, что выражение "по образу Божьему" подразумевает и мужчин, и женщин, поскольку грех убийства или богохульства не становится качественно иным, если его объектом будет не мужчина, а женщина.
Быт 2:425 подробно излагает порядок творения и все обстоятельства, связанные с творением человека (подобно тому, как в комплекте карт автомобильных дорог можно найти вкладыш с более подробной разметкой дорог в городе и его окрестностях). Адам был сотворен первым (ср. 1 Кор 11:18; 1 Тим 2:13), и ему было поручено классифицировать всех животных и дать им имена. Вероятно, большая часть этих животных была представлена парами особей мужского и женского рода, в силу чего Адам особенно остро ощущал свое одиночество: "…для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт 2:20). И Бог в ответ на эту неизбывную тоску Адама чудесным образом создал "помощника, соответственногоему", Еву. КогдаАдам увидел ее, он восторженно приветствовал чудесный дар Божий словами: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…" (Быт 2:23). Итак, здесь делается акцент на принципиальном единстве мужского и женского. Сама природа Адама с самого начала требовала "помощника", крого Бог по своей милости даровал ему. Хотя хронологически Адам предшествовал Еве, в божественном замысле оба пола занимали равное положение в смысле своей первичности.
Творение Евы было тем источником, из крого возник институт моногамного брака. О единстве мужа и жены, крые становятся "одной плотью", впервые сказано в Быт 2:24. Впоследствии на этот отрывок по разным поводам ссылаются авторы НЗ (Мф 19:5; Мк 10:8; 1 Кор 6:16; Еф 5:31; ср. Лк 16:18). Это единство представляет собой изначальную основу и корень человеческого общества. Извечный и исключительный характер этого единства, его ни с чем не сравнимую важность для самого существования рода человеческого трудно оценить по достоинству.
Когда Адам и Ева впали в неповиновение и неверие (Быт 3), между ними впервые разверзлась пропасть отчуждения. Адам трусливо обвиняет Еву и, косвенным образом, самого Бога, когда говоритЕму: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт 3:12). Отчуждение, к-рое возникло в момент падения первой четы людей, на протяжении лет и столетий углублялось и отравляло своим ядом даже благословенный Богом институт брака. Изрекая слова возмездия, Бог говорит Еве: "…и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (БытЗ:16). В этих словах содержится лишь описание того, что воспоследует, но не строгий наказ, крый должны исполнить смиренные рабы Божьи. Здесь нет приказания подчиняться власти мужа, как нет и требования, чтобы женщины непременно претерпевали максимум страданий в беременности и родах, а мужчины максимум неудобств и тягот в труде. Бог милостиво обеспечил человечество средствами, нейтрализующими даже проклятие зла, а те люди, крые желают исподнять Его волю, могут и должны делать все возможное, дабы смягчить тяжкие последствия зла, содеянного прародителями. К-ром е того, следует отметить, что Божье обетование Избавителя, Который будет потомком Евы, предшествует обличению ее роковой роли в грехопадении (Быт 3:15).
После рассказа о грехопадении определяющей тенденцией повествования становится неуклонное движение вниз. Первый пример полигамии подает потомок Каина Ламех (Быт 4), причем из контекста следует, что его поведение отличалось крайней беспринципностью. Изучение истории человеческих обществ, как примитивных, так и цивилизованных, приводит нас к печальному выводу о том, что женщину зачастую угнетали и унижали, низводя ее до роли игрушки, объекта сексуального желания или даже вьючного животного. Но унижение человеческого достоинства ставит под угрозу само существование цивилизации.
Изза развращенности рода людского произошел потоп, страшное, ниспосданное Богом наказание, и в его водах погибли все, к-ром е Ноя и его ближайших родственников. И вновь утверждается принцип моногамии, ибо в ковчеге, по милостивому изволению Божьему, сохранились четверо мужчин и четыре женщины.
Место и роль женщины в законе Моисея. Чтобы правильно оценить значение божественных заповедей, полученных через Моисея, их следует сопоставлять с религиозными и юридическими установлениями других народов. И тогда мы увидим, что учение Библии признает человеческое достоинство женщины, высокий смысл материнства, а также учитывает, насколько важно защищать благосостояние и безопасность женщины.
В Св. Писании немало примеров того, что матери получают не меньшее общественное признание, чем отцы. На это указывает пятая заповедь (Исх 20:12), а также многочисленные высказываниявПритч(1:8; 6:20; 10:1)ивдругих местах Св. Писания. Мать наравне с отцом имеет право и обязанность участвовать в суде над непокорным сыном (Втор 21:1819). В повествовательных текстах и в предписаниях о дочерях зачастую говорится наравне с сыновьями (напр., Исх 20:10). Милосердные законы защищают от рабства женщин, захваченных в плен (Втор 21:1014), и предписывают помогать вдовам (напр., Исх 22:22; Втор 14:29; 24:17,19; 27:19). Прегрешения против женщин строго наказываются в случае прелюбодеяния смерть грозит и мужчине, и женщине (Лев 20:10; Втор 22:2024 и дал.). В истории Давида и Вирсавии также можно увидеть пример того, насколько строго Бог осуждает грех прелюбодеяния, и это представляет резкий контраст с нравами народов, соседствовавших с Израилем. Когда в семье нет сыновей, вправа наследства могут вступать дочери (Чис 27:111 и дал.).
Из ВЗ мы знаем, что женщины могли занимать высокое положение в обществе в качестве пророчиц(Мариам в Исх 15:20 и Чис 12:2, Дебора в Суд 4:4, Олдана во 2 Пар 34:22), судей (Девора, разделившая эту функцию с Вараком, Суд45), цариц (Гофолия в 4 Цар 11, Эсфирь).
Однако, несмотря на эти значительные преимущества, в ВЗ есть и свидетельства о таких ситуациях и установлениях, крые принижают достоинство женщины. Вопервых, женщины, в отличие от мужчин, не имели у себя нателе знака завета (обрезание). Безусловно, они были включены в отношения завета с Богом, но сама их причастность не была обозначена столь радикальным образом на физическом уровне, как у мужчин. Для женщин в принципе была закрыта возможность священнического (жреческого) служения. Вероятно, это обусловлено тем, что у народов, соседствовавших с Израилем, функция жрицы почти всегда предполагала практику, нередко носившую аморальный характер. Однако в исключительном праве мужчин на священство еврейские женщины могли усмотреть явную несправедливость. Закон о родильнице (Лев 12) предписывает женщине совершать очищение после рождения ребенка. Вероятно, представление о "нечистоте" женщины после рождения ребенка связано с обильным кровотечением во время и после родов. Однако если после рождения мальчика период очищения матери составлял тридцать три дня, то в случае рождения девочки он равнялся шестидесяти шести дням.В этом, опятьтаки, можно увидеть пример половой дискриминации. Как бы то ни было, еледует помнить о том, что в. з.общество было патриархальным. Слово "отец" употребляется в библейских текстах в пять раз чаще, чем слово "мать", и в представлении о Боге также доминируют сугубо мужские черты. По всей видимости, к. л. иное представление о Боге евреи считали несовместимым с Его величием и могуществом; тем более если принять во внимание, что у соседних с евреями народов развитие религиозных культов, в крых фигурировали женские божества, приобретало характер распутства.
Отношение к женщине в еврейском обществе. В книгах, крые не входят в канон еврейской Библии, отношение к женщине нередко отличается крайней степенью дискриминации. В них часто встречаются презрительные отзывы и высказывания о женщине. Порой неприятие женщин явно гипертрофировано, тем не менее наличествует установка на унижение женщины. Напр., некрые раввины считали излишним не только обучать женщин закону, но даже разговаривать с ними. Такое отношение нашло отражение в известных словах Иисуса, сына Сирахова: "…как из одежд выходит моль, так от женщины лукавство женское. Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, женщина, которая стыдит до поношения" (Сир 42:1314). Хотя в этой же книге есть примеры позитивного отношения к женщине, приведенный отрывок свидетельствует о том, что умаление достоинства женщины было не редкостью в еврейском обществе.
Иисус и женщины. В повествованиях Матфея и Луки о рождении и детстве Иисуса фигурируют, к-ром е Марии девственной матери Иисуса, еще несколько замечательных женщин. Евангелие уделяет женщине гораздо более высокое место по сравнению с тем положением, к-рое она занимала в еврейской общине. Особенно ярко об этом свидетельствует рассказ о трехлетнем служении нашего Господа. Он охотно беседовал с женщинами (Ин 4 разговор с самаритянкой), поучал их (Лк 10:3842 в доме у Марфы и Марии), разрешал еледовать за собой, не боясь осуждения и кривотолков (Лк 8:23).
Излагая свое учение, Господь наш Иисус Христос пользовался различными примерами, в крых фигурируют женщины. Они занимают центральное место в некрых притчах о закваске (Мф 13:33), о судье неправедном и вдове (Л к 18:1 5), о десяти девах (Мф 25:113), о потерянной драхме (Лк 15:810). Он упоминал о женщинах, когда говорил о последних временах (Мф 24:19,41); Он раскрыл подлинный смысл дара Богу на примере лепты вдовы (Лк 21:14).
Иисус особенно сострадал больным и немощным женщинам. Однако Он исцелял не только женщин, но и мужчин. Евангелист свидетельствует о том, как Иисус навлек на себя гнев начальника синагоги, когда в субботний день исцелил женщину, края восемнадцать лет имела "духа немощи" (Лк 13:1017). Иисус же сказал о ней, что она "дочь Авраамова". Он проявил милосердие к страдавшей кровотечением женщине, края,веруя в исцеление,тайком прикоснулась к Его одежде, рискуя перенести на Него свою "нечистоту" (Мф9:2022). Он же ободрил ее словами: "Дерзай, дщерь!" Он снизошел к мольбам хананеянки, края просила об исцелении своей бесноватой дочери (Мф 15:2128). Он воскресил дочь Иаира (Мф 9:1826). К-ром е того, евангелисты свидетельствуют еще о двух случаях воскресения из мертвых Он воскресил сына вдовы наинской (Лк 7:1117) и Лазаря, брата Марии и Марфы (Ин 11). Иисус неоднократно выказывал сострадание к женщинам сомнительной репутации, крых все осуждали (Л к 7:3650; ср. также рассказ о женщине, застигнутой в прелюбодеянии, в Ин 8:111, хотя этотфрагмент отсутствует во всех древних рукописях).
Иисус защищал права женщин, давая наставления о браке и разводе (Мф 5:2732:19:39).
После своего воскресения Господь наш явился сначала женщинам, и именно они первыми принесли весть о Его воскресении апостолам (Мф 28:810; ср. Ин 20:1416).
Хотя среди апостолов Иисуса были только мужчины, это не подразумевало никакой дискриминации по отношению к женщинам. Поскольку апостольское служение предполагало готовность людей воспринять Его, то было необходимо учитывать позицию и положение этих людей. Иисус в своих притчах и наставлениях широко пользовался "языком отца", однако это не означает, что Он принижал роль матери. В целом установка Иисуса отличалась революционным характером, несмотря на тот факт, что с самого начала Его служение явно не имело целью создание революционной ситуации в данной сфере. Женщины, крые стремятся к наиболее полной самореализации в качестве полноправных людей, а также все те, кто сочувствует этим их чаяниям, едва ли могут найти лучшего союзника, чем Иисус.
Женщины в ранней Церкви. Расширение прежних религиозных представлений, к-рое принес Иисус, осуществилось в ранней Церкви сразу на нескольких уровнях. Имя Марии, девственной матери Иисуса, названо среди тех женщин, крые вместе с апостолами молились в горнице (Деян 1:14). Крещение знак и печать завета благодати теперь в равной степени было доступно и мужчинам, и женщинам (Деян 8:12; 16:15). Женщинам не возбранялось и пророческое служение (Деян 2:18; 21:9; 1 Кор 11:5). Вдовы, крые прежде вели жалкое существование и едва сводили концы с концами, получили признание Церкви, края приравнивала их почитание к особому служению (1 Тим 5:316). Ап. Павла окружали женщины, крые активно ему помогали. Из двадцати девяти своих работников, крых апостол перечисляет в конце Рим (гл. 16), десять женщины. По мнению некрых исследователей, до сих пор остается неясным, о ком апостол говорит как о Юнии о женщине или о мужчине? Если это мужчина, то следует читать не "Юния", а "Юниус" ("Юний"). Такое объяснение возникло довольно поздно (в кон. XIII в.) и, вероятно, связано с решением раз и навсегда пресечь всякие намеки на то, что среди " прославившихся между апостолами " была женщина. Но Юния в отличие от Юниуса довольно распространенное в ту эпоху женское имя. Примечателен также тот факт, что, называя своих соработников, апостол говорит о некрых женщинах в тех же терминах, что и о мужчинах Тимофее, Аполлесе, Епафрасе и Тите. Такие выражения, как "много трудилась" и "много потрудилась о Господе" (Рим 16:6,12), свидетельствуют о причастности женщин к пастырскому служению. Фиву апостол называет диаконисой Церкви кенхрейской. Имя Прискиллы всегда стоит рядом с именем ее мужа, Акиллы (Рим 16:1; Деян 18:1819,26). Это более чем позитивное отношение апостола к женщинам достигает своего апогея в утверждении о том, что во Христе "уже… нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28). Ап. Петр обращается к христианам обоих полов, когда призывает их к тому, чтобы они " как живые камни " строили "из себя дом духовный, священство святое" (1 Пет 2:5). Ап. Иоанн также называет христиан как мужчин, так и женщин "царями и священниками" (Откр 1:6; 5:10). Уважая достоинство христиан обоего пола, равно пребывающих во Христе Иисусе, НЗ упраздняет всякую дискриминацию в отношении к женщине.
Тексты НЗ, крые разграничивают функции мужчин и женщин. В свете всего вышесказанного следует теперь обратиться к тем отрывкам НЗ, где имеет место строгое разграничение.
1 Кор 7. Здесь апостол говорит о том, как христиане должны относиться к браку. При этом он как будто исходит из того, что право решающего голоса всегда должно принадлежать мужчине мужу или отцу женщины. Такое положение вещей действительно соответствовало нравам и обычаям той эпохи, но утверждения апостола не имеют характера предписаний. Важно иметь в виду, что здесь делается акцент на полной взаимности сторон, состоящих в браке, но это и удивительно, если сравнить христианское отношение к браку с обычаями коринфян, испытавших пагубное влияние эллинистического окружения (1К0р7:25,1011,1516).
1 Кор 11:316. Здесь подчеркивается, что женщины должны ск-ром но одеваться и не забывать о своем подчиненном положении в семье. Но апостол старается смягчить строгий и назидательный тон своих утверждений, чтобы его не могли упрекнуть в ущемлении прав женщин. Следует также отметить, что в этом отрывке делается особое ударение на том, что женщины наравне с мужчинами могут открыто молиться и пророчествовать (ст. 1112, ст. 5,13).
1 Кор 14:3336. Этот отрывок часто истолковывают в том смысле, что женщинам непозволительно говорить на общественных собраниях церкви. Но это объяснение противоречит тому,что апостол утверждал выше (11:5,13). Если воспринимать слова апостола в однозначно запретительном смысле, то женщинам нельзя было участвовать и в общих церковных песнопениях. Поэтому необходимо дать иное истолкование, а именно: призывая женщин к молчанию, апостол восстает против женской болтовни, не совместимой с молитвенным настроем, и осуждает праздные вопросы, мешающие богослужению. Вопросы следует задавать дома, а не во время церковных собраний. Апостол критикует не мужчин, а женщин по той причине, что в Коринфе именно женщины составляли наименее дисциплинированную часть общины. Поэтому очевидно, что наказ апостола может относиться и к мужчинам, если их поведение мешает церковному собранию.
Еф 5:2233. На этот отрывок часто ссылаются, усматривая в нем доказательство пренебрежительного отношения к женщинам, ибо от них требуется неукоснительное подчинение. Но непосредственно перед этим отрывком апостол призывает христиан исполняться Духом,"повинуясьдруг другу в страхе Божием" (5:21). То, что требуется от женщин, всего лишь частный момент общего принципа. Требование повиноваться мужу следует рассматривать лишь в контексте семейной жизни и домашнего обихода, и оно не распространяется на место и роль женщины в обществе и в Церкви, при условии, что социальная активность женщины не мешает ей быть хорошей женой и матерью. Здесь явно прослеживается связь с двумя другими типами отношений, о крых говорит апостол, между детьми и родителями и между господами и рабами. Повиновение, к-рое должно иметь место на уровне дома и семьи, отнюдь не означает, что человек не может активно участвовать в церковной или общественной жизни. Если воинское звание сына выше, чем у его отца, если он занимает более высокую должность в фирме, где работает отец, или исполняет пастырское служение в церкви, крую посещают его родители, то здесь нет никакого на ру шения божественного порядка. Точно так же подчинение, на к-ром настаивает апостол (Еф 5), следует истолковывать исключительно в бытовом контексте, не распространяя его на все прочие сферы. В рамках нормальной семейной жизни Бог призывает мужей к особой ответственности и наделяет ведущей ролью. Образно выражаясь, место у руля Бог предназначил мужу. Но это отнюдь не закрывает перед женщинами возможность добиваться высокого положения в обществе и в Церкви.
Если роль мужей по отношению к женам и их любовь к ним сравнить с любовью Христа к Церкви, мы увидим, что в этом отрывке предъявляются гораздо большие требования к мужьям, чем к женам. Нетрудно представить себе такую ситуацию, когда жена говорит: "Я соблюдала требование, о котором говорит апостол (Еф 5), и безоговорочно повиновалась мужу". Мало кто из мужей (если вообще хотя бы один) может сказать: "Я в совершенстве следовал предписанию и любил свою жену, как Христос возлюбил свою Церковь". Действительно, любовь Христа проявилась в том, что Он "положил душу свою" за других (Ин 15:13; 1 Ин 3:16), "приняв образ раба" (Флп 2:7; Ин 13:120). Подлинная любовь мужа не в том, чтобы упиваться своей властью над женой, но, скорее, в готовности унизить себя ради нее. Тогда жене будет гораздо легче исполнять долг повиновения мужу.
В этом отрывке ап. Павел возводит брачную любовь на недосягаемую прежде высоту, ибо союз м^ж^цу мужем и женой уподобляется союзумежду Иисусом Христом и Церковью. Невозможно себе представить более возвышенного образа, ибо здесь становится очевидной последняя цель и высший предел божественного плана спасения в его целокупности.
1 Пет 3:17. Этот отрывок написан в том же духе, что и Еф 5, крый мы обсуждали выше. Апостол предписывает женам повиноваться мужьям, но при этом облагораживает функцию хранительницы домашнего очага и убеждает женщин в том, что подлинная красота не в физической привлекательности, крой обладают лишь немногие, но в красоте духовной, а ее может обрести каждая христианка в силу Божьей благо дати, действующей в ее сердце. Подобно тому как мужчины гордятся тем, что они "сыны Авраамовы", женщины обретают утешение, называя себя "дочерьми Сарры" и становясь "сонаследницами благодатной жизни ".
1 Тим. 2:915. Обычно смысл этого отрывка видят в очевидном ограничении женской активности. Если строго придерживаться контекста, то можно интерпретировать данные апостолом инструкции в сугубо ограничительном аспекте и применительно к поведению женщин в Церкви, хотя упоминание о деторождении подразумевает также жизнь дома и в обществе. Однако, по всей видимости, смысл наставлений апостола, настаивающего на "приличном одеянии" и отсутствии украшений, выходит за рамки контекста.
Здесь апостол предписывает "безмолвие " и безоговорочное повиновение, а также запрещает женщине "учить… и властвовать над мужем". Апостол не разъясняет, что следует понимать иод " безмолвием ", однако у нас есть готовое объяснение вполне возможно, что имеется в виду молчание.
Некрые исследователи (напр., Суидлер) утверждают, что этот отрывок принадлежит не ап. Павлу, а написан уже после его смерти, поскольку его содержание свидетельствует о жесткой законнической позиции. Но это объяснение неприемлемо для тех, кто непоколебимо убежден в каноничности Тим и в авторстве ап. Павла. Некрые исследователи (напр., Джуетт) заходят слишком далеко и утверждают, что автор этого отрывка, кем бы он ни был, просто ошибается. Но такое мнение противоречит учению об истинности и нормативном характере Св. Писания. Есть и такие ученые (напр., Хауи), крые полагают, что наставления, содержащиеся в этом отрывке, не имеют характера незыблемых предписаний, но лишь отражают временную культурную ситуацию в Эфесе, связанную, по всей видимости, с беспорядками, возникшими по вине женщин, упомянутых в другом послании апостола (2Тим 3:67). Нетрудно продемонстрировать уязвимость и этой позиции. Если апостол выстраивает свою аргументацию, опираясь на порядок творения и как мы постараемся показать на порядок падения, то он должен рассуждать так: "Ева сотворена второй и пала первой; следовательно, по отношению к женщинам следует применять политику ограничений". Но,если признать верным такое понимание отрывка, возникает вопрос: что же, собственно, запрещает ап. Павел и Св. Дух, действующий в нем и через него?
Вероятно, одним из способов ответа на этот вопрос будет последовательное исключение тех сфер, внутри крых запрет недействителен. (1)Ап. Павел не мог запретить матерям учить своих детей, ибо библейские тексты это предписывают (Притч 1:8; 6:20; 31:26) либо подразумевают (Втор 6:7). Это также противоречит похвальным словам апостола к Лоиде и Евнике (2 Тим 1:5), благодаря крым Тимофей пришел к вере. (2)Скорее всего, ап. Павел, запрещая женщинам "учить", не имел в виду профессиюучителя саму по себе, поскольку вполне возможно, что большую часть учителей составляли женщины и что эта их деятельность поощрялось. К-ром е того, во времена ап. Павла учителями часто были рабы, в силу чего это занятие не могло быть предметом особой гордости и тщеславия. (3) Трудно себе представить, что ап. Павел мог бы осудить женщинучителей, занимающихся религиозным воспитанием в воскресных школах. Богу было угодно благословить это служение женщин, но этого бы не произошло, если бы Он запретил им учить. Можно принять во внимание возражение против того, чтобы воскресную школу, где преподают женщины, посещали взрослые мужчины, но на это контекст отрывка не дает ясных указаний. (4) То же самое можно сказать по поводу миссионерской деятельности женщин, крые занимаются религиозным образованием людей, ибо и здесь они обрели благоволение в глазах Бога и получили Его благословение.
Если все эти соображения можно считать обоснованными, то остается точно уяснить, что именно запрещает ап. Павел. Если же наши поиски не увенчаются конкретными результатами, то не будем отказывать женщинам в том служении, на к-рое их благословил Бог, изза того, что мы просто не до конца понимаем смысл этого отрывка. Было бы глупо "в темноте сомневаться в том, что глаза ясно видели при свете".
На этом следует сделать особое ударение, поскольку мы так и не разрешили некрые вопросы, возникшие при истолковании этой перикопы. Так, напр., остается неясным, почему только мужчин апостол поощряет возносить молитвы "на всяком месте" (2:8), тогда как и женщинам должно быть разрешено молиться и дома, и в церкви (1 Кор 11:5). Неясно, почему тот факт, что Ева поддалась обольщению, а Адам нет, служит оправданием тех ограничений, крые накладываются на женщин. Тот, кто грешит с открытыми глазами, вызывает еще меньше доверия, чем тот, кто становится жертвой обмана. Поэтому мы можем истолковывать наш отрывок, ссылаясь скорее на порядок падения, чем на особого рода несостоятельность, края имела место при падении, но это отнюдь не очевидно. К-ром е того, в ст. 15 глагол почемуто стоит во мн. ч. Первый глагол "спасется" согласуется с предыдущим высказыванием "жена… была обманута". Но после этого неожиданно появляется глагол вомн. ч. Мы никак не можем согласиться с тем, что здесь апостол говорит о спасении "через чадородие", а не о спасении верой, но тем не менее трудно уяснить, что он имеет в виду. Поскольку он обращается к первым главам Быт, то вполне вероятно, что его ссылка на чадородие указывает на протоевангелие и вочеловечение Господа через женщину, Деву Марию. Если это так, то ап. Павел должен был закончить свои наставления, напомнив о достоинстве женщин и их месте в спасительном домостроительстве благодати, и, т.о., смягчить наложенные им ограничения.
Но в чем заключается ограничение? Трудно ответить на этот вопрос чтолибо определенное. Создается впечатление, что имеется в виду какоето вопиющее злоупотребление авторитетом учителя, но неясно, при каких обстоятельствах может возникнуть такая ситуация. Когда мы читаем в другом послании ап .Павла: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим 3:1617), то мы вправе ожидать, что после перечисления этих служений апостол воспользуется термином "человек Божий", крый подчеркивает явно мужские черты, но вместо этого апостол говорит о человечестве в самом общем, родовом смысле, включающем как мужчин, так и женщин. Не еледует забывать об этом, пытаясь уяснить смысл этого отрывка (1 Тим 2:915).
Заключение. С учетом всего вышесказанного должно быть ясно, что место, к-рое Св. Писание уделяет женщине, отмечено высочайшим смыслом и достоинством. Библия никогда не принижает значения той деятельности, в крую женщина вовлечена и края изначально присуща ей в качестве жены, хозяйки дома, матери и воспитательницы детей. Согласно Св. Писанию, такая функциональная вовлеченность женщины не означает, что она выбрала нечто худшее и второсортное по сравнению с независимой карьерой. Поэтому те идеи, на крых делается акцент в некрых направлениях современного феминизма, причиняют большинству женщин немалый ущерб, поскольку отказывают женщинам в признании ценности и достоинства их задач. Св. Писание не дает никаких оснований для того, чтобы считать женщину низшим сущеотвом, в отличие от человеческой культуры, края слишком часто принижала достоинство женщины.
Сотворенная по образу Божьему в помощницы мужу, женщина была создана "не из головы мужчины, чтобы править над ним, и не из ног его, чтобы он попирал ее, но из ребра, извлеченного из его тела рядом с сердцем, чтобы он любил и защищал ее, привлекая к себе и прижимая к сердцу" (М. Генри). Промысел Божий уделяет женщине почетное место и славное назначение.
Погребенная под руинами в своем падении, она осталась предметом неусыпной Божьей милости и сострадания. Через женщину, Деву Марию, Иисус Христог пришел в наш человеческий мир. Женщины были среди тех, кто отозвался на призыв Его служения, и они же первыми свидетельствовали о Его воекресении. Среди тех, кто откликнулся нв призыв Благой вести и Великого поручения, было гораздо больше женщин, чем мужчин. В Откр, к-рое служит завершением и венцом Св. Писания, Церковь как тело спасенного народа Божьего представлена в образе женщины, невесты Христовой.
R.Nicole (пер. в. Р.) Библиография: S B. Clark,Man and Woman in Christ. E.Y.\
,Let)nebeu Woman; S. Foh,Women and the Word of God: A Response to Biblical Feminism: G. W. Knight.The T Teaching on the Role Relationship of Men and Women; J.B. Hurley,Man and Woman in Biblical Perspective; E. Deen.The Bibles Legacy for Womanhood; ? Gundrv,Woman, Be Free andHeirs Together: ?. M. Howe,Women and Church Leadership; P. K. Jcwett, Man as Male and Female: L. Scanzoni and N. Hardesty,All Were Meant to Be: A Biblical Approach to Womens Liberalion; L.. Swidler,Biblical Affirmations of Women.
См. также: Рукоположение женщин; Женщины в церкви; Ева.
Во второй пол. XIX в. место женщины в семье, в обществе и в Церкви было предметом широкого внимания. Поскольку обсуждение этого вопроса выявило самые разные позиции, то нам следует опираться на неиререкаемый авторитет Библии. Отношение к женщине, отраженное в Св. Писании, разительно отличается от жестоких нравов и обычаев тех народов, крые соседствовали с евреями в библейские времена. Обычаи эти, как ни прискорбно, распространены в нашем мире по сей день.
Сотворение женщины. Первая глава Быт повествует о сотворении человека как о высшем достижении творческой активности Бога. На высочайшее достоинство человека указывает библейское представление о том, что он сотворен "по образу Божьему". Это в равной степени относится и к мужчине, и к женщине (Быт 1:27). Если есть сомнения в том, что выражение "по образу Божьему" касается и женского пола, а не только мужского (причиной такого заблуждения может быть превратное толкование некрых текстов ап. Павла, напр. 1 Кор 11:7), то достаточно обратиться к библейским текстам (напр., Быт 9:6; Иак 3:9). Последние недвусмысленно свидетельствуют о том, что выражение "по образу Божьему" подразумевает и мужчин, и женщин, поскольку грех убийства или богохульства не становится качественно иным, если его объектом будет не мужчина, а женщина.
Быт 2:425 подробно излагает порядок творения и все обстоятельства, связанные с творением человека (подобно тому, как в комплекте карт автомобильных дорог можно найти вкладыш с более подробной разметкой дорог в городе и его окрестностях). Адам был сотворен первым (ср. 1 Кор 11:18; 1 Тим 2:13), и ему было поручено классифицировать всех животных и дать им имена. Вероятно, большая часть этих животных была представлена парами особей мужского и женского рода, в силу чего Адам особенно остро ощущал свое одиночество: "…для человека не нашлось помощника, подобного ему" (Быт 2:20). И Бог в ответ на эту неизбывную тоску Адама чудесным образом создал "помощника, соответственногоему", Еву. КогдаАдам увидел ее, он восторженно приветствовал чудесный дар Божий словами: "вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…" (Быт 2:23). Итак, здесь делается акцент на принципиальном единстве мужского и женского. Сама природа Адама с самого начала требовала "помощника", крого Бог по своей милости даровал ему. Хотя хронологически Адам предшествовал Еве, в божественном замысле оба пола занимали равное положение в смысле своей первичности.
Творение Евы было тем источником, из крого возник институт моногамного брака. О единстве мужа и жены, крые становятся "одной плотью", впервые сказано в Быт 2:24. Впоследствии на этот отрывок по разным поводам ссылаются авторы НЗ (Мф 19:5; Мк 10:8; 1 Кор 6:16; Еф 5:31; ср. Лк 16:18). Это единство представляет собой изначальную основу и корень человеческого общества. Извечный и исключительный характер этого единства, его ни с чем не сравнимую важность для самого существования рода человеческого трудно оценить по достоинству.
Когда Адам и Ева впали в неповиновение и неверие (Быт 3), между ними впервые разверзлась пропасть отчуждения. Адам трусливо обвиняет Еву и, косвенным образом, самого Бога, когда говоритЕму: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт 3:12). Отчуждение, к-рое возникло в момент падения первой четы людей, на протяжении лет и столетий углублялось и отравляло своим ядом даже благословенный Богом институт брака. Изрекая слова возмездия, Бог говорит Еве: "…и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (БытЗ:16). В этих словах содержится лишь описание того, что воспоследует, но не строгий наказ, крый должны исполнить смиренные рабы Божьи. Здесь нет приказания подчиняться власти мужа, как нет и требования, чтобы женщины непременно претерпевали максимум страданий в беременности и родах, а мужчины максимум неудобств и тягот в труде. Бог милостиво обеспечил человечество средствами, нейтрализующими даже проклятие зла, а те люди, крые желают исподнять Его волю, могут и должны делать все возможное, дабы смягчить тяжкие последствия зла, содеянного прародителями. К-ром е того, следует отметить, что Божье обетование Избавителя, Который будет потомком Евы, предшествует обличению ее роковой роли в грехопадении (Быт 3:15).
После рассказа о грехопадении определяющей тенденцией повествования становится неуклонное движение вниз. Первый пример полигамии подает потомок Каина Ламех (Быт 4), причем из контекста следует, что его поведение отличалось крайней беспринципностью. Изучение истории человеческих обществ, как примитивных, так и цивилизованных, приводит нас к печальному выводу о том, что женщину зачастую угнетали и унижали, низводя ее до роли игрушки, объекта сексуального желания или даже вьючного животного. Но унижение человеческого достоинства ставит под угрозу само существование цивилизации.
Изза развращенности рода людского произошел потоп, страшное, ниспосданное Богом наказание, и в его водах погибли все, к-ром е Ноя и его ближайших родственников. И вновь утверждается принцип моногамии, ибо в ковчеге, по милостивому изволению Божьему, сохранились четверо мужчин и четыре женщины.
Место и роль женщины в законе Моисея. Чтобы правильно оценить значение божественных заповедей, полученных через Моисея, их следует сопоставлять с религиозными и юридическими установлениями других народов. И тогда мы увидим, что учение Библии признает человеческое достоинство женщины, высокий смысл материнства, а также учитывает, насколько важно защищать благосостояние и безопасность женщины.
В Св. Писании немало примеров того, что матери получают не меньшее общественное признание, чем отцы. На это указывает пятая заповедь (Исх 20:12), а также многочисленные высказываниявПритч(1:8; 6:20; 10:1)ивдругих местах Св. Писания. Мать наравне с отцом имеет право и обязанность участвовать в суде над непокорным сыном (Втор 21:1819). В повествовательных текстах и в предписаниях о дочерях зачастую говорится наравне с сыновьями (напр., Исх 20:10). Милосердные законы защищают от рабства женщин, захваченных в плен (Втор 21:1014), и предписывают помогать вдовам (напр., Исх 22:22; Втор 14:29; 24:17,19; 27:19). Прегрешения против женщин строго наказываются в случае прелюбодеяния смерть грозит и мужчине, и женщине (Лев 20:10; Втор 22:2024 и дал.). В истории Давида и Вирсавии также можно увидеть пример того, насколько строго Бог осуждает грех прелюбодеяния, и это представляет резкий контраст с нравами народов, соседствовавших с Израилем. Когда в семье нет сыновей, вправа наследства могут вступать дочери (Чис 27:111 и дал.).
Из ВЗ мы знаем, что женщины могли занимать высокое положение в обществе в качестве пророчиц(Мариам в Исх 15:20 и Чис 12:2, Дебора в Суд 4:4, Олдана во 2 Пар 34:22), судей (Девора, разделившая эту функцию с Вараком, Суд45), цариц (Гофолия в 4 Цар 11, Эсфирь).
Однако, несмотря на эти значительные преимущества, в ВЗ есть и свидетельства о таких ситуациях и установлениях, крые принижают достоинство женщины. Вопервых, женщины, в отличие от мужчин, не имели у себя нателе знака завета (обрезание). Безусловно, они были включены в отношения завета с Богом, но сама их причастность не была обозначена столь радикальным образом на физическом уровне, как у мужчин. Для женщин в принципе была закрыта возможность священнического (жреческого) служения. Вероятно, это обусловлено тем, что у народов, соседствовавших с Израилем, функция жрицы почти всегда предполагала практику, нередко носившую аморальный характер. Однако в исключительном праве мужчин на священство еврейские женщины могли усмотреть явную несправедливость. Закон о родильнице (Лев 12) предписывает женщине совершать очищение после рождения ребенка. Вероятно, представление о "нечистоте" женщины после рождения ребенка связано с обильным кровотечением во время и после родов. Однако если после рождения мальчика период очищения матери составлял тридцать три дня, то в случае рождения девочки он равнялся шестидесяти шести дням.В этом, опятьтаки, можно увидеть пример половой дискриминации. Как бы то ни было, еледует помнить о том, что в. з.общество было патриархальным. Слово "отец" употребляется в библейских текстах в пять раз чаще, чем слово "мать", и в представлении о Боге также доминируют сугубо мужские черты. По всей видимости, к. л. иное представление о Боге евреи считали несовместимым с Его величием и могуществом; тем более если принять во внимание, что у соседних с евреями народов развитие религиозных культов, в крых фигурировали женские божества, приобретало характер распутства.
Отношение к женщине в еврейском обществе. В книгах, крые не входят в канон еврейской Библии, отношение к женщине нередко отличается крайней степенью дискриминации. В них часто встречаются презрительные отзывы и высказывания о женщине. Порой неприятие женщин явно гипертрофировано, тем не менее наличествует установка на унижение женщины. Напр., некрые раввины считали излишним не только обучать женщин закону, но даже разговаривать с ними. Такое отношение нашло отражение в известных словах Иисуса, сына Сирахова: "…как из одежд выходит моль, так от женщины лукавство женское. Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, женщина, которая стыдит до поношения" (Сир 42:1314). Хотя в этой же книге есть примеры позитивного отношения к женщине, приведенный отрывок свидетельствует о том, что умаление достоинства женщины было не редкостью в еврейском обществе.
Иисус и женщины. В повествованиях Матфея и Луки о рождении и детстве Иисуса фигурируют, к-ром е Марии девственной матери Иисуса, еще несколько замечательных женщин. Евангелие уделяет женщине гораздо более высокое место по сравнению с тем положением, к-рое она занимала в еврейской общине. Особенно ярко об этом свидетельствует рассказ о трехлетнем служении нашего Господа. Он охотно беседовал с женщинами (Ин 4 разговор с самаритянкой), поучал их (Лк 10:3842 в доме у Марфы и Марии), разрешал еледовать за собой, не боясь осуждения и кривотолков (Лк 8:23).
Излагая свое учение, Господь наш Иисус Христос пользовался различными примерами, в крых фигурируют женщины. Они занимают центральное место в некрых притчах о закваске (Мф 13:33), о судье неправедном и вдове (Л к 18:1 5), о десяти девах (Мф 25:113), о потерянной драхме (Лк 15:810). Он упоминал о женщинах, когда говорил о последних временах (Мф 24:19,41); Он раскрыл подлинный смысл дара Богу на примере лепты вдовы (Лк 21:14).
Иисус особенно сострадал больным и немощным женщинам. Однако Он исцелял не только женщин, но и мужчин. Евангелист свидетельствует о том, как Иисус навлек на себя гнев начальника синагоги, когда в субботний день исцелил женщину, края восемнадцать лет имела "духа немощи" (Лк 13:1017). Иисус же сказал о ней, что она "дочь Авраамова". Он проявил милосердие к страдавшей кровотечением женщине, края,веруя в исцеление,тайком прикоснулась к Его одежде, рискуя перенести на Него свою "нечистоту" (Мф9:2022). Он же ободрил ее словами: "Дерзай, дщерь!" Он снизошел к мольбам хананеянки, края просила об исцелении своей бесноватой дочери (Мф 15:2128). Он воскресил дочь Иаира (Мф 9:1826). К-ром е того, евангелисты свидетельствуют еще о двух случаях воскресения из мертвых Он воскресил сына вдовы наинской (Лк 7:1117) и Лазаря, брата Марии и Марфы (Ин 11). Иисус неоднократно выказывал сострадание к женщинам сомнительной репутации, крых все осуждали (Л к 7:3650; ср. также рассказ о женщине, застигнутой в прелюбодеянии, в Ин 8:111, хотя этотфрагмент отсутствует во всех древних рукописях).
Иисус защищал права женщин, давая наставления о браке и разводе (Мф 5:2732:19:39).
После своего воскресения Господь наш явился сначала женщинам, и именно они первыми принесли весть о Его воскресении апостолам (Мф 28:810; ср. Ин 20:1416).
Хотя среди апостолов Иисуса были только мужчины, это не подразумевало никакой дискриминации по отношению к женщинам. Поскольку апостольское служение предполагало готовность людей воспринять Его, то было необходимо учитывать позицию и положение этих людей. Иисус в своих притчах и наставлениях широко пользовался "языком отца", однако это не означает, что Он принижал роль матери. В целом установка Иисуса отличалась революционным характером, несмотря на тот факт, что с самого начала Его служение явно не имело целью создание революционной ситуации в данной сфере. Женщины, крые стремятся к наиболее полной самореализации в качестве полноправных людей, а также все те, кто сочувствует этим их чаяниям, едва ли могут найти лучшего союзника, чем Иисус.
Женщины в ранней Церкви. Расширение прежних религиозных представлений, к-рое принес Иисус, осуществилось в ранней Церкви сразу на нескольких уровнях. Имя Марии, девственной матери Иисуса, названо среди тех женщин, крые вместе с апостолами молились в горнице (Деян 1:14). Крещение знак и печать завета благодати теперь в равной степени было доступно и мужчинам, и женщинам (Деян 8:12; 16:15). Женщинам не возбранялось и пророческое служение (Деян 2:18; 21:9; 1 Кор 11:5). Вдовы, крые прежде вели жалкое существование и едва сводили концы с концами, получили признание Церкви, края приравнивала их почитание к особому служению (1 Тим 5:316). Ап. Павла окружали женщины, крые активно ему помогали. Из двадцати девяти своих работников, крых апостол перечисляет в конце Рим (гл. 16), десять женщины. По мнению некрых исследователей, до сих пор остается неясным, о ком апостол говорит как о Юнии о женщине или о мужчине? Если это мужчина, то следует читать не "Юния", а "Юниус" ("Юний"). Такое объяснение возникло довольно поздно (в кон. XIII в.) и, вероятно, связано с решением раз и навсегда пресечь всякие намеки на то, что среди " прославившихся между апостолами " была женщина. Но Юния в отличие от Юниуса довольно распространенное в ту эпоху женское имя. Примечателен также тот факт, что, называя своих соработников, апостол говорит о некрых женщинах в тех же терминах, что и о мужчинах Тимофее, Аполлесе, Епафрасе и Тите. Такие выражения, как "много трудилась" и "много потрудилась о Господе" (Рим 16:6,12), свидетельствуют о причастности женщин к пастырскому служению. Фиву апостол называет диаконисой Церкви кенхрейской. Имя Прискиллы всегда стоит рядом с именем ее мужа, Акиллы (Рим 16:1; Деян 18:1819,26). Это более чем позитивное отношение апостола к женщинам достигает своего апогея в утверждении о том, что во Христе "уже… нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28). Ап. Петр обращается к христианам обоих полов, когда призывает их к тому, чтобы они " как живые камни " строили "из себя дом духовный, священство святое" (1 Пет 2:5). Ап. Иоанн также называет христиан как мужчин, так и женщин "царями и священниками" (Откр 1:6; 5:10). Уважая достоинство христиан обоего пола, равно пребывающих во Христе Иисусе, НЗ упраздняет всякую дискриминацию в отношении к женщине.
Тексты НЗ, крые разграничивают функции мужчин и женщин. В свете всего вышесказанного следует теперь обратиться к тем отрывкам НЗ, где имеет место строгое разграничение.
1 Кор 7. Здесь апостол говорит о том, как христиане должны относиться к браку. При этом он как будто исходит из того, что право решающего голоса всегда должно принадлежать мужчине мужу или отцу женщины. Такое положение вещей действительно соответствовало нравам и обычаям той эпохи, но утверждения апостола не имеют характера предписаний. Важно иметь в виду, что здесь делается акцент на полной взаимности сторон, состоящих в браке, но это и удивительно, если сравнить христианское отношение к браку с обычаями коринфян, испытавших пагубное влияние эллинистического окружения (1К0р7:25,1011,1516).
1 Кор 11:316. Здесь подчеркивается, что женщины должны ск-ром но одеваться и не забывать о своем подчиненном положении в семье. Но апостол старается смягчить строгий и назидательный тон своих утверждений, чтобы его не могли упрекнуть в ущемлении прав женщин. Следует также отметить, что в этом отрывке делается особое ударение на том, что женщины наравне с мужчинами могут открыто молиться и пророчествовать (ст. 1112, ст. 5,13).
1 Кор 14:3336. Этот отрывок часто истолковывают в том смысле, что женщинам непозволительно говорить на общественных собраниях церкви. Но это объяснение противоречит тому,что апостол утверждал выше (11:5,13). Если воспринимать слова апостола в однозначно запретительном смысле, то женщинам нельзя было участвовать и в общих церковных песнопениях. Поэтому необходимо дать иное истолкование, а именно: призывая женщин к молчанию, апостол восстает против женской болтовни, не совместимой с молитвенным настроем, и осуждает праздные вопросы, мешающие богослужению. Вопросы следует задавать дома, а не во время церковных собраний. Апостол критикует не мужчин, а женщин по той причине, что в Коринфе именно женщины составляли наименее дисциплинированную часть общины. Поэтому очевидно, что наказ апостола может относиться и к мужчинам, если их поведение мешает церковному собранию.
Еф 5:2233. На этот отрывок часто ссылаются, усматривая в нем доказательство пренебрежительного отношения к женщинам, ибо от них требуется неукоснительное подчинение. Но непосредственно перед этим отрывком апостол призывает христиан исполняться Духом,"повинуясьдруг другу в страхе Божием" (5:21). То, что требуется от женщин, всего лишь частный момент общего принципа. Требование повиноваться мужу следует рассматривать лишь в контексте семейной жизни и домашнего обихода, и оно не распространяется на место и роль женщины в обществе и в Церкви, при условии, что социальная активность женщины не мешает ей быть хорошей женой и матерью. Здесь явно прослеживается связь с двумя другими типами отношений, о крых говорит апостол, между детьми и родителями и между господами и рабами. Повиновение, к-рое должно иметь место на уровне дома и семьи, отнюдь не означает, что человек не может активно участвовать в церковной или общественной жизни. Если воинское звание сына выше, чем у его отца, если он занимает более высокую должность в фирме, где работает отец, или исполняет пастырское служение в церкви, крую посещают его родители, то здесь нет никакого на ру шения божественного порядка. Точно так же подчинение, на к-ром настаивает апостол (Еф 5), следует истолковывать исключительно в бытовом контексте, не распространяя его на все прочие сферы. В рамках нормальной семейной жизни Бог призывает мужей к особой ответственности и наделяет ведущей ролью. Образно выражаясь, место у руля Бог предназначил мужу. Но это отнюдь не закрывает перед женщинами возможность добиваться высокого положения в обществе и в Церкви.
Если роль мужей по отношению к женам и их любовь к ним сравнить с любовью Христа к Церкви, мы увидим, что в этом отрывке предъявляются гораздо большие требования к мужьям, чем к женам. Нетрудно представить себе такую ситуацию, когда жена говорит: "Я соблюдала требование, о котором говорит апостол (Еф 5), и безоговорочно повиновалась мужу". Мало кто из мужей (если вообще хотя бы один) может сказать: "Я в совершенстве следовал предписанию и любил свою жену, как Христос возлюбил свою Церковь". Действительно, любовь Христа проявилась в том, что Он "положил душу свою" за других (Ин 15:13; 1 Ин 3:16), "приняв образ раба" (Флп 2:7; Ин 13:120). Подлинная любовь мужа не в том, чтобы упиваться своей властью над женой, но, скорее, в готовности унизить себя ради нее. Тогда жене будет гораздо легче исполнять долг повиновения мужу.
В этом отрывке ап. Павел возводит брачную любовь на недосягаемую прежде высоту, ибо союз м^ж^цу мужем и женой уподобляется союзумежду Иисусом Христом и Церковью. Невозможно себе представить более возвышенного образа, ибо здесь становится очевидной последняя цель и высший предел божественного плана спасения в его целокупности.
1 Пет 3:17. Этот отрывок написан в том же духе, что и Еф 5, крый мы обсуждали выше. Апостол предписывает женам повиноваться мужьям, но при этом облагораживает функцию хранительницы домашнего очага и убеждает женщин в том, что подлинная красота не в физической привлекательности, крой обладают лишь немногие, но в красоте духовной, а ее может обрести каждая христианка в силу Божьей благо дати, действующей в ее сердце. Подобно тому как мужчины гордятся тем, что они "сыны Авраамовы", женщины обретают утешение, называя себя "дочерьми Сарры" и становясь "сонаследницами благодатной жизни ".
1 Тим. 2:915. Обычно смысл этого отрывка видят в очевидном ограничении женской активности. Если строго придерживаться контекста, то можно интерпретировать данные апостолом инструкции в сугубо ограничительном аспекте и применительно к поведению женщин в Церкви, хотя упоминание о деторождении подразумевает также жизнь дома и в обществе. Однако, по всей видимости, смысл наставлений апостола, настаивающего на "приличном одеянии" и отсутствии украшений, выходит за рамки контекста.
Здесь апостол предписывает "безмолвие " и безоговорочное повиновение, а также запрещает женщине "учить… и властвовать над мужем". Апостол не разъясняет, что следует понимать иод " безмолвием ", однако у нас есть готовое объяснение вполне возможно, что имеется в виду молчание.
Некрые исследователи (напр., Суидлер) утверждают, что этот отрывок принадлежит не ап. Павлу, а написан уже после его смерти, поскольку его содержание свидетельствует о жесткой законнической позиции. Но это объяснение неприемлемо для тех, кто непоколебимо убежден в каноничности Тим и в авторстве ап. Павла. Некрые исследователи (напр., Джуетт) заходят слишком далеко и утверждают, что автор этого отрывка, кем бы он ни был, просто ошибается. Но такое мнение противоречит учению об истинности и нормативном характере Св. Писания. Есть и такие ученые (напр., Хауи), крые полагают, что наставления, содержащиеся в этом отрывке, не имеют характера незыблемых предписаний, но лишь отражают временную культурную ситуацию в Эфесе, связанную, по всей видимости, с беспорядками, возникшими по вине женщин, упомянутых в другом послании апостола (2Тим 3:67). Нетрудно продемонстрировать уязвимость и этой позиции. Если апостол выстраивает свою аргументацию, опираясь на порядок творения и как мы постараемся показать на порядок падения, то он должен рассуждать так: "Ева сотворена второй и пала первой; следовательно, по отношению к женщинам следует применять политику ограничений". Но,если признать верным такое понимание отрывка, возникает вопрос: что же, собственно, запрещает ап. Павел и Св. Дух, действующий в нем и через него?
Вероятно, одним из способов ответа на этот вопрос будет последовательное исключение тех сфер, внутри крых запрет недействителен. (1)Ап. Павел не мог запретить матерям учить своих детей, ибо библейские тексты это предписывают (Притч 1:8; 6:20; 31:26) либо подразумевают (Втор 6:7). Это также противоречит похвальным словам апостола к Лоиде и Евнике (2 Тим 1:5), благодаря крым Тимофей пришел к вере. (2)Скорее всего, ап. Павел, запрещая женщинам "учить", не имел в виду профессиюучителя саму по себе, поскольку вполне возможно, что большую часть учителей составляли женщины и что эта их деятельность поощрялось. К-ром е того, во времена ап. Павла учителями часто были рабы, в силу чего это занятие не могло быть предметом особой гордости и тщеславия. (3) Трудно себе представить, что ап. Павел мог бы осудить женщинучителей, занимающихся религиозным воспитанием в воскресных школах. Богу было угодно благословить это служение женщин, но этого бы не произошло, если бы Он запретил им учить. Можно принять во внимание возражение против того, чтобы воскресную школу, где преподают женщины, посещали взрослые мужчины, но на это контекст отрывка не дает ясных указаний. (4) То же самое можно сказать по поводу миссионерской деятельности женщин, крые занимаются религиозным образованием людей, ибо и здесь они обрели благоволение в глазах Бога и получили Его благословение.
Если все эти соображения можно считать обоснованными, то остается точно уяснить, что именно запрещает ап. Павел. Если же наши поиски не увенчаются конкретными результатами, то не будем отказывать женщинам в том служении, на к-рое их благословил Бог, изза того, что мы просто не до конца понимаем смысл этого отрывка. Было бы глупо "в темноте сомневаться в том, что глаза ясно видели при свете".
На этом следует сделать особое ударение, поскольку мы так и не разрешили некрые вопросы, возникшие при истолковании этой перикопы. Так, напр., остается неясным, почему только мужчин апостол поощряет возносить молитвы "на всяком месте" (2:8), тогда как и женщинам должно быть разрешено молиться и дома, и в церкви (1 Кор 11:5). Неясно, почему тот факт, что Ева поддалась обольщению, а Адам нет, служит оправданием тех ограничений, крые накладываются на женщин. Тот, кто грешит с открытыми глазами, вызывает еще меньше доверия, чем тот, кто становится жертвой обмана. Поэтому мы можем истолковывать наш отрывок, ссылаясь скорее на порядок падения, чем на особого рода несостоятельность, края имела место при падении, но это отнюдь не очевидно. К-ром е того, в ст. 15 глагол почемуто стоит во мн. ч. Первый глагол "спасется" согласуется с предыдущим высказыванием "жена… была обманута". Но после этого неожиданно появляется глагол вомн. ч. Мы никак не можем согласиться с тем, что здесь апостол говорит о спасении "через чадородие", а не о спасении верой, но тем не менее трудно уяснить, что он имеет в виду. Поскольку он обращается к первым главам Быт, то вполне вероятно, что его ссылка на чадородие указывает на протоевангелие и вочеловечение Господа через женщину, Деву Марию. Если это так, то ап. Павел должен был закончить свои наставления, напомнив о достоинстве женщин и их месте в спасительном домостроительстве благодати, и, т.о., смягчить наложенные им ограничения.
Но в чем заключается ограничение? Трудно ответить на этот вопрос чтолибо определенное. Создается впечатление, что имеется в виду какоето вопиющее злоупотребление авторитетом учителя, но неясно, при каких обстоятельствах может возникнуть такая ситуация. Когда мы читаем в другом послании ап .Павла: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим 3:1617), то мы вправе ожидать, что после перечисления этих служений апостол воспользуется термином "человек Божий", крый подчеркивает явно мужские черты, но вместо этого апостол говорит о человечестве в самом общем, родовом смысле, включающем как мужчин, так и женщин. Не еледует забывать об этом, пытаясь уяснить смысл этого отрывка (1 Тим 2:915).
Заключение. С учетом всего вышесказанного должно быть ясно, что место, к-рое Св. Писание уделяет женщине, отмечено высочайшим смыслом и достоинством. Библия никогда не принижает значения той деятельности, в крую женщина вовлечена и края изначально присуща ей в качестве жены, хозяйки дома, матери и воспитательницы детей. Согласно Св. Писанию, такая функциональная вовлеченность женщины не означает, что она выбрала нечто худшее и второсортное по сравнению с независимой карьерой. Поэтому те идеи, на крых делается акцент в некрых направлениях современного феминизма, причиняют большинству женщин немалый ущерб, поскольку отказывают женщинам в признании ценности и достоинства их задач. Св. Писание не дает никаких оснований для того, чтобы считать женщину низшим сущеотвом, в отличие от человеческой культуры, края слишком часто принижала достоинство женщины.
Сотворенная по образу Божьему в помощницы мужу, женщина была создана "не из головы мужчины, чтобы править над ним, и не из ног его, чтобы он попирал ее, но из ребра, извлеченного из его тела рядом с сердцем, чтобы он любил и защищал ее, привлекая к себе и прижимая к сердцу" (М. Генри). Промысел Божий уделяет женщине почетное место и славное назначение.
Погребенная под руинами в своем падении, она осталась предметом неусыпной Божьей милости и сострадания. Через женщину, Деву Марию, Иисус Христог пришел в наш человеческий мир. Женщины были среди тех, кто отозвался на призыв Его служения, и они же первыми свидетельствовали о Его воекресении. Среди тех, кто откликнулся нв призыв Благой вести и Великого поручения, было гораздо больше женщин, чем мужчин. В Откр, к-рое служит завершением и венцом Св. Писания, Церковь как тело спасенного народа Божьего представлена в образе женщины, невесты Христовой.
R.Nicole (пер. в. Р.) Библиография: S B. Clark,Man and Woman in Christ. E.Y.\
,Let)nebeu Woman; S. Foh,Women and the Word of God: A Response to Biblical Feminism: G. W. Knight.The T Teaching on the Role Relationship of Men and Women; J.B. Hurley,Man and Woman in Biblical Perspective; E. Deen.The Bibles Legacy for Womanhood; ? Gundrv,Woman, Be Free andHeirs Together: ?. M. Howe,Women and Church Leadership; P. K. Jcwett, Man as Male and Female: L. Scanzoni and N. Hardesty,All Were Meant to Be: A Biblical Approach to Womens Liberalion; L.. Swidler,Biblical Affirmations of Women.
См. также: Рукоположение женщин; Женщины в церкви; Ева.
Источник: Теологический энциклопедический словарь