Женщины в церкви

Найдено 1 определение
Женщины в церкви
(Women in the Church). В
Библии. Церковь восходит своими корнями к Древнему Израилю, где женщинам отводилось почетное место и где они играли важную роль и в семье, и в общине верующих. Главенство Мириам рассматривалось как особый дар Израилю (Мих 6:4). Девора осуществляла служения судьи, военачальника и пророчицы (Суд 45). Олдамапророчица объявила древний свиток еловом Божьим и призвала народ к покаянию, в результате чего началось Великое возрождение (4 Цар 22:820; 2 Пар 34:1428). "Умные женщины" играли весомую роль в моральной и политической сферах жизни Израиля (2 Цар 14:110; 20:1422; Притч 14:1); женщины официально прислуживали в скинии и Храме (Исх 38:8; 1 Пар 25:56; Езд 2:65; Неем 6:67,73; 10:39; Пс 67:2425; Лк 2:3637). Женщиныпророчицы появлялись на протяжении всей истории Израиля (Исх 15:20; Неем 6:7,14; Ис 8:3; Иез 13:1723; Лк 2:3637). Мужествои верность Есфири помогли многим обратиться в иудейскую веру в послепленный период (Есф 8:17).
В позднем иудаизме, испытавшем влияние эллинистического презрения к женщине, отношение к ней и, соответственно, ее положение в обществе ухудшились. Хотя можно вспомнить о героизме Юдифи и умелом правлении царицы Саломеи в межзаветный период, женщин обычно презирали; им запрещалось изучать Св. Писание. Зато Иисус наставлял женщин, крые входили в число Его учеников. Он проявлял особое внимание к их нуждам и заботам.
Первые женщины в Церкви были представлены несколькими последовательницами Христа, глубоко к Нему привязанными и повсюду следовавшими за Ним (Лк 8:13; Мф 27:5556; Мк 15:4041). Ничего не сказано о том, посылались ли они на особое служение; скорее всего, они исполняли особую миссию при Иисусе. Некрые женщины названы по именам; повидимому, они составляли единую сплоченную группу (Лк 8:2; Деян 1:1314). Лука замечает, что эти женщины, вместе с другими, следовали за Иисусом в Иерусалим, стояли у креста и приходили к гробнице (Лк 23:27,49,5556). После того как тело было погребено, женщины запомнили место погребения и стояли на страже (Мф 27:5961; Мк 15:47). Впасхальное утро ангел велел им возвестить о Воскресении Христовом; эту миссию предназначил для них сам Христос (Лк 24:68). Поеле ухода Петра и Иоанна Он явился сначала Марии Магдалине, а потом другим женщинам, специально указав им, чтобы они скрывали новость о Его возвращении от учениковмужчин и прежде всего Петра. Т.о., женщины показаны главными свидетелями рождества, распятия, погребения и воскресения. К-ром е того, женщины признали Иисуса Мессией и Сыном Божьим (Ин 4:2742; 11:27). Все это стало библейским свидетельством, важным для выработки основных вероучительных положений Церкви.
Немало женщин присутствовало в горнице при выборе Матфия (Деян 1:1314). В день Пятидесятницы Св. Дух в равной мере снизошел на мужчин и женщин (Деян 2:1718); женщины играли заметную роль в служении ранней Церкви (Деян 9:3643; 21:89; Рим 16). Церквями назывались собрания верующих в домах женщин, крые, вероятно, и руководили этими собраниями (Деян 12:12; 16:40; Рим 16:35; 1 Кор 1:11; 16:19; Кол 4:15; 2 Ин). Еводия и Синтихия помогали ап. Павлу (Флп 4:23), как и Прискилла, края осуществляла важнейшее служение вместе с мужем Акилой, чье имя обычно упоминается вторым (Деян 18:14,1828; Рим 16:34; 1 Кор 16:19; 2Тим 4:19). Ранние отцы Церкви считали Юнию (Рим 16:7) женщинойапостолом, хотя современные переводчики обычно предпочитают писать мужское имя "Юний". Широко известно предание о соратнице ап. Павла Фекле, отражающее, несомненно, истинные события ее жизни и служения.
В церковной истории. Тертуллиан писал, что существуют четыре категории женщинслужительниц Церкви, и все четыре упомянуты в Библии диаконисы, девицы, вдовы и старицы. Некрые из этих женщин почитались за священнослужителей, обладали церковным авторитетом и заседали вместе с другим духовенством ("Завет Господний", 1.23). В НЗ дважды говорится о женщинахдиаконисах (Рим 16:12; 1 Тим 3:11), а Плиний сообщает о двух ministrae (диаконисах), крые руководили христианской общиной ("Послания", 10.96,8). Служба посвящения в диаконисы еще сохранялась во время составления Апостольских правил (VIII. 1920). Женщиныстарицы упомянуты в 1 Тим 5:2 и Тит 2:3, где на них возлагается ответственность вести себя "прилично святым". Титул "старица" относился в древней Церкви к вдовам, качества крых перечисляются в 1 Тим 5:510. На древних изображениях в катакомбах запечатлены женщины в роли епископа, благословляющего христиан обоего пола. На двух фресках изображены женщины, раздающие верующим причастие. Начиная с 350 г. на служение женщин были наложены запреты Лаодикийский собор запретил женщинам служить священниками и возглавлять церкви, основывать пресвитерии и предстательствовать в церквях, а также входить в алтарь; на Четвертом Карфагенском соборе женщинам запретили учить мужчин и крестить, на Первом Оранском соборе, соборах в Ниме, Эпоне и Орлеане запретили рукоположение в диаконисы. Уже сами эти запреты свидетельствуют о том, что ранее соответствующие женские служения имели место.
Хотя и лишенные официального статуса, женщины продолжали исполнять в церкви многообразные служения. О том, насколько большую ответственность несли христианские жены и матери, свидетельствуют слова язычника Либания: "Какие женщины у этих христиан!" Иероним в одном месте упомянул об ученой Марселле; императрицу Пульхерию, игравшую важную роль на Халкидонском соборе, папа Лев I назвал главным защитником ортодоксии против несторианства и евтихианства. Женщины сыграли огромную роль в Реформации, Контрреформации и Великих пробуждениях. В американских церквях они находились на переднем крае евангелизма и практики воскресных школ, миссионерства, движений святости и пятидесятничества. Первой женщиной, рукоположенной в пасторы официально признанной деноминации, стала Антуанетта Браун (1853), обратившаяся под влиянием Ч. Финни. Рукоположение женщин продолжает оставаться темой дискуссий в евангелических церквях.
В евангелической мысли. В протестантском евангеличестве существуют различные точки зрения на обязанности, роль и положение женщин в Церкви. Вероятно, в данном контексте можно выделить три основные позиции. Первая соответствует традиционному мышлению последних полутора тысячелетий и отводит женщинам подчиненную роль. Защитники этой позиции утверждают, что сотворение мужчины первым дает ему приоритет перед женщиной (1 Кор 11:89; 1 Тим 2:13). Поскольку женщина ввергла мужчину в грех, то бразды правления должны оставаться в его руках (Быт 3:16; 1 Тим 2:14). В силу недостойного поведения Евы, ранние отцы Церкви, и в первую очередь Тертуллиан, заключили, что женщины елабые, порочные, распутные создания, препятствующие духовному развитию мужчин. Хотя и в значительно измененном виде, теорию женской неполноценности красноречиво отстаивают и современные теологи. Женщин считают менее способными к здравому суждению, в связи с чем принятие решений и руководство церковным служением становится прерогативой мужчин. Особенно подчеркивается, что недопустимо для женщин учить мужчин и обладать властью над ними (1 Тим 2:1114). Женщины должны сохранять молчание (1 Кор 14:3435; 1Тим2:12).
Некрые люди считают, что подчиненность женщин мужчинам следует из подчиненности Христа Отцу, и основной упор делают на идее главенства, в соответствиис 1 Кор 11:315. Другие полагают, что сущность женщин неотличима от сущности мужчин, но признают их более низкий статус и в семье, и в Церкви. Подчиненность женщины мужчине в христианском браке (Еф 5:22; Кол 3:18; 1 Пет 3:1) переносят на общие отношения мужчин и женщин в Церкви. Женщинам, не имеющим мужей, советуют опереться на мужчину, напр. своего отца или пастора, крый мог бы служить посредником в ее отношениях с Богом. Необходимость подчиняться мужу некрые евангелики распространяют даже на тот случай, если муж требует от жены совершить греховный поступок; в этом случае последствия нравственного выбора ложатся на мужа, а не на жену.
Прямую противоположность указанной позиции являет собой развитие т.н. " библейского феминизма ". Хотя корнями библейский феминизм уходит в предыдущий век, Д. Л. Мооди, А. Дж. Гордон, Ч. Г. Финни, Дж. Бланчард полагают, что библейская концепция предусматривает равенство женщин и что женщины должны в полной мере принимать участие в церковной жизни. Фиби Палмер, евангелисткаи помощница Д. Л. Мооди, сама обратившая более 25 тыс. человек, считает, что Церковь нечто вроде поля горшечника, на к-ром зарыты женские таланты. Появилось много научных изысканий и значительное количество соответствующей литературы, хотя чаще позицию библейского феминизма обходят стороной. Обосновывая равенство женщин с мужчинами в Иисусе Христе, одна современная группа мирян придает большое значение Быт 1:27; 1 Кор 11:1112и,в первую очередь, Гал 3:28. Общие положения, содержащиеся в этих стихах, вытесняют, по мнению членов группы, более узкие взгляды ап. Павла; они полагают, что ап. Павел стал жертвой раввинских предрассудков и в известной мере был введен в заблуждение. Исследователи его противоречивых положений отличают те, крые носят всеобщий характер, от тех, крые имеют лишь преходящее значение. К примеру, некрые из положений, касающиеся рабства, сегодня уже неприменимы; некрые положения о женщинах тоже годятся только для конкретной эпохи. О Боге говорится, что Он нелицеприятен (Деян 10:34); Ему приписываются материнские черты (Пс 130:23; Втор 32:18; Ис 42:14; 49:15; 66:913; Мф 23:37). Наличие материнского, женского образа Бога дает возможность женщинам, как и мужчинам, осуществлять евангельское служение. Некрые сторонники этой позиции теологически обосновывают рукоположение женщин той ролью, края отводится женщинам в ВЗ и НЗ. Эгалитарный брак рассматривается ими как библейский и общечеловеческий принцип, предполагающий взаимное подчинение (Еф 5:21). Пересекаясь в определенном смысле с теологией освобождения, эта группа выработала совершенно новую теологию, края в евангелическом мире вызвала острые споры.
Последователи более компромиссного направления пытаются сочетать авторитет Св. Писания с идеей равноправия женщин в Церкви. Они утверждают, что "трудные" места столь же богодухновенны, как и 1 Кор 11:1112; Гал 3:28, и настаивают на изучении текстов в их лингвистическом, религиозном, историческом, социальном и географическом аспектах. К примеру, греческое слово, соответствующее "главе", вотличие от еврейского аналога, не охватывает значения "начальник ". Отсюда смысл "главы" в Еф 5:23 и 1 Кор 11:3 надо понимать в свете известных значений греческого слова как "единый источник" (Еф 4:1516; Кол 2:19), "наивысшая часть человеческого тела" (Еф 1:2223), края от тела не зависит (1 Кор 12:21; Еф 5:2330), та часть, края рождена первой (Кол 1:1518). Быт 3:16 толкуется как божественное предупреждение о господстве греха (Мф 20:2528; Мк 10:4245; Лк 22:2427), а не как божественное установление, и сопоставляется с предсказанием Иер 31:22,3134 о новом завете.
Для понимания миссионерской деятельности ап. Павла среди язычников большое значение имеют исследования культового поведения женщин в древности. Церемониальные женские возгласы, обязательные в некрых языческих обрядах, ничего, в сущности, не сообщали, но вызывали у слушателей сильнейшее религиозное благоговение. Известно, что такие возгласы бывали в Коринфе; отсюда понятно, что апостол, желавший унять бессмысленный шум и суматоху во время богослужения (1 Кор 14), просил женщин воздержаться от восклицаний, но разрешил им молиться и осмысленно пророчествовать (1 Кор 11:5). Т.о., допускается возможность альтернативных переводов 1 Тим 2:12, тем более что глагол authenteo, обычно понимаемый как " властвовать", имел и другие значения в н. з. эпоху. Высказывалось мнение, что повеление ап. Павла прямо направлено против женщин, увлеченных лжеучением (1 Тим 4:7; 5:15; 2Тим 3:57; Откр 2:20). Весь отрывок (1 Тим 2:515) должен рассматриваться в более широком контексте пастырских посланий, с их предостережениями против ересей и требованиями пресечь распространение лжеучений (1 Тим 1:34; Тит 1:1011). В частности, нам известно, что существовали искаженные версии рассказа об Адаме и Еве (1Тим 1:4; 2Тим 4:4; Тит 1:14; 2 Кор 11:24,1315), близкие гностическим теологиям. Ева изображалась там некоей небесной силой, принесшей Адаму жизнь и свет через змея, даровавшего познание. Быть может, 1 Тим 2:1115 опровергает такие учения, а не пытается ограничить статус женщин.
В любом случае, надлежащее использование талантов одаренных женщинхристианок остается важной и актуальной темой, края требует серьезных размышлений и исследований.
R.C. KroegerandC.C. Kroeger(пер. Ю.Т.) Библиография: R.H. Bainton,Women of the Reformation, 3vols.; J. and R. Boldrey, Chauvinist or Feminist? Pauls View of Women; K. Bushnell,Gods Word to Women; E. Clark,Jerome, Chrysostom and Friends; J. Danielou,The Ministry of Women in the Early Church; J.J. Davis,"Ordination of Women Reconsidered: Discussion of I Tim. 2:815", PC, Nov. Dec. 1979; D. W. and L.S. Dayton,"Womenas Preachers: Evangelical Precedents", CT, May 23, 1975: E. Deen,Great Women of the Christian Faith; V. B. Demarcst,Sex and Spirit: God, Woman, and Ministry; A.J. Gordon,"The Ministry of Women", Eter. JulyAug, 1980; R. Cryson, The Ministry of Women in theEarly Church; N. A. Hardesty,Great Women of Faith; A. R. Hay,The Womans Ministry in Church and Home; G. E. Harkness,Women in Church and Society: A Historical and Theological Inquiry; V. Hearn, ed.,Our Struggle to Serve; R. Hestenes and L. Curley, eds.,Women and the Ministries of Christ; K.T. Malcolm, Women at the Crossroads; L. Mcrcadante,From Hierarchy to Equality: I Corinthians 11:216; M. McKenna, Women in the Church: Role and Renewal; B. and A. Miclelsen, "Does Male Dominance Tarnish Our Translations?> ? CT, Oct.5,1979, and "77!c , Headin the Epistles", CT, Feb. 20, 1981; J. Morris,The Lady Was a Bishop; V. Mollenkott,Women, Men, and the Bible; A. Oepke, TDNT, 1,77689; D. R. Pape,In Search of Gods Ideal Woman; J. PennLewis, The Magna Charta of Woman; R.C. Prohl,Woman in the Church; C.C. Ryrie,The Place of Women in the Church; D. Sayers./lrcWomen Human? L.A. Starr,The Bible Status of Woman; K. Stendahl, The Bible and the Role of Women; L. Swidler,"Jesus Was a Feminist", CW 212:17783, and Women in Judaism; G. H. Tavard,Woman in Christian Tradition; B. Trude,/I Woman More Precious Than Jewels; E. Verdesi,In But Still Out; C.J. Vos,Woman in ОТ Worship; P. WilsonKastner et al.,/1Lost Tradilion: Women Writers of the Early Church; F. Zerbst,The Office of Woman in the Church.
См. также: Женщина (библейское представление о ней); Рукоположение женщин.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
573.74 кб

Женщины в общинной жизни протестантских церквей в ссср (1945-1991)

Кондрашина Елена
Статья посвящена роли женщины в протестантской общине послевоенного этапа советской истории. Изучение гендерной проблематики в истории протестантских общин находится на начальном этапе и требует особого внимания.
Читать PDF
493.15 кб

Женщины в контексте диаконического служения Русской Православной Церкви

Денисова Людмила Евгеньевна
Данная статья посвящена анализу феномена социального служения в христианстве и затрагивает историческое исследование источников, видов и форм этого служения.
Читать PDF
161.84 кб

Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций

Постернак Андрей Владимирович
Статья посвящена вопросу эволюции женского служения в Англиканской церкви с конца XIX по начало XXI вв. по решениям Ламбетских конференций.