ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ
проблема, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, раскрывающем сущность религ. представлений о Ж. Согласно им, Ж. -существо неполноценное, созданное богом для подчинения мужчине. Подобные взгляды характерны для всех совр. религий, к-рые основываются на положениях св.книг. Так, по Библии, Ж. была сотворена богом из ребра первого мужчины - Адама, она ответственна за первород. грех, за что всевышний обрек ее на подчинение мужчине, предначертав ей в муках рожать детей. Пренебрежительное отношение к Ж. проявляется в буддизме, иудаизме, индуизме и др. религиях. Особенно отчетливо оно обнаруживается в исламе. Именно в силу подобных представлений религия освящала и санкционировала неравноправное отношение к Ж. в условиях клас.-антагонистич. общества. Так, ислам предписывал Ж. затворничество, ношение ритуальных покрывал, считал естественным многоженство. Мусульм. законодательство практически обрекало Ж. на бесправие, допуская даже физич. расправу над ней за «непослушание». Христианство ограничивало круг обязанностей Ж. ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, не допускало ее участия в обществ, деятельности. Различные ограничения имели место даже в отправлении культа. В подавляющем большинстве религий Ж. запрещалось быть священнослужителем. В православии она не допускалась в алтарь. Ныне, учитывая изменившиеся условия, а также тот факт, что осн. массу верующих составляют Ж., происходит пересмотр нек-рых традиц. установлений, касающихся отношения религ. объединений к Ж. Богословы в соответствии с «духом времени» интерпретируют «св. тексты», стремятся доказать, что именно в религии происходит реальное раскрепощение Ж. В протест. объединениях Ж. все чаще предоставляется возможность «церк. служения». Однако это совершенно не меняет сути общих догматических установок. Только освобождаясь от религиозных иллюзий, Ж. обретает духовную свободу, получает полную возможность для своего всестороннего развития и совершенствования.

Источник: Атеистический словарь

ЖЕНЩИНА и религия
Все совр. религии оправдывают и освящают приниж. и бесправное положение Ж., сложившееся в эксплуатат. обществе. По распростр. религ. представлениям, Ж. - человек неполноценный и не равный мужчине, ее природа «несовершенна» и «греховна» больше, чем у него. По Библии и учению ислама, Ж. (Ева, Хава) создана богом не одновременно с мужчиной (Адамом), а во вторую очередь, причем создана для мужчины, из его ребра. В Библии не говорится, была ли Еве при ее «сотворении», как Адаму, «вдунута» богом «живая душа». На этом основании ср.-век. церковники ставили под сомнение наличие души у Ж. - иными словами, сомневались в том, разумна ли Ж., является ли она человеком.
После ожесточ. прений один из соборов в VI в. решил этот вопрос утвердительно, но большинством всего в один голос. Библ. легенда вменяет в вину Ж., Еве, «первородный грех», «грехопадение» человечества - вкушение запретного плода с «древа познания добра и зла», из-за чего, по Библии, бог изгнал людей из рая, лишил их бессмертия и обрек все человечество на муки и страдания. При этом он определил спец. наказание Ж.: в болях рожать детей и подчиняться власти мужа. Положением религии о «порочности» женской натуры освящались и, насколько это еще возможно, освящаются поныне неуважение и закабаление Ж., масса ограничений и запретов. В силу истор. условий наиболее далеко в этом отношении заходят вост. религии. Буддизм учит, что Ж. - существо скрытное, лукавое, лживое, что она не делает зла только тогда, когда не может его сделать. Пренебрежение к Ж. культивирует и индуизм. По учению ислама, назначение Ж. - только служение мужчине. Показательны приводимые в Коране картины рая: Ж. там служит просто усладой для «праведника» - и только. В ряде имуществ. и юридич. ситуаций ислам приравнивает одному мужчине двух Ж. Он решительно препятствовал участию ее в обществ, деятельности, затруднял ей вход в мечеть, вменял в обязанность строгое затворничество, заставлял носить на лице покрывало (паранджу, ягамак и т. п.). Фактически Ж. рассматривается в мусульманстве как полная собственность мужчины.
Отец или брат по своему усмотрению выдает Ж., девушку или даже малолетнюю девочку замуж и берет за нее калым. Муж вправе иметь несколько жен. Неугодных, непокорных жен Коран учит бить. Немногим лучше отношение к Ж. в иудаизме. Талмуд обязывает мужчину ежедневно благодарить бога за то, что тот не сотворил его женщиной, и советует с женой много не разговаривать. В семье женщине предписывается во всем подчиняться мужу. В синагоге она может находиться только на специально отведенном ей месте: она не «чиста». Унижает Ж., всемерно способствует ее закабалению и христианство. Правосл. церковники давали следующее «определение» Ж.: «пакостная клеветница на святых, сатанин праздник, обитель змеи, утеха дьяволова, спасаемым соблазн, без облегчения болезнь, без исцеления злоба, постоянная блудница» и т.д («Книга Пчела», с. XLIII). Подобные «обличения» - достояние средневековья.
Однако и поныне христ. церковь считает священными призывы: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу: потому что муж есть глава жены» (Ефес 5, 22—23), «жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене но позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, И - 12). В правосл. церкви Ж. до поcл.вр. не допускалась в алтарь, не может посещать церковь после родов до «очистительной» молитвы священника. Характерно, что почти во всех религиях Ж. не может быть священником.
Способствуя порабощению и забитости, бесправию и невежеству Ж., религия способствует тем самым и упрочению основ эксплуатат. строя. Вместе с тем она укрепляет и свои собств. позиции, т. к. сбитая с толку, темная Ж. пытается найти в религии утешение и становится наиболее надежной опорой церкви. Коммунистич. партия рассматривает освобождение Ж. от социального и духовного гнета, в т. ч. и религиозного, как одну из задач социалистич. революции. Окт. революция принесла Ж. полное равноправие с мужчиной. Бурным расцветом талантов и сил женщин, участием их во всех областях обществ, деятельности, многочисл. фактами их инициативы и героизма в социалистич. и коммунистич. труде опровергнуты женононавистнич. басни религии. В этих условиях деятели религии вынуждены лавировать. Умалчивая об одних положениях своего учения и перетолковывая другие, они начинают уверять, что религия не унижает, а возвышает Ж., учит заботливому отношению к ней и т. п. Однако остается бесспорным, что реальное освобождение Ж. получает не благодаря религии, а вопреки ей. Сов. народ, приступив к развернутому строительству коммунизма, ставит себе одной из задач полностью изжить но только остатки неравного положения Ж. в быту, но и пережитки религ. отношения к ней.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.