ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ
проблема, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, раскрывающем сущность религ. представлений о Ж. Согласно им, Ж. -существо неполноценное, созданное богом для подчинения мужчине. Подобные взгляды характерны для всех совр. религий, к-рые основываются на положениях св.книг. Так, по Библии, Ж. была сотворена богом из ребра первого мужчины - Адама, она ответственна за первород. грех, за что всевышний обрек ее на подчинение мужчине, предначертав ей в муках рожать детей. Пренебрежительное отношение к Ж. проявляется в буддизме, иудаизме, индуизме и др. религиях. Особенно отчетливо оно обнаруживается в исламе. Именно в силу подобных представлений религия освящала и санкционировала неравноправное отношение к Ж. в условиях клас.-антагонистич. общества. Так, ислам предписывал Ж. затворничество, ношение ритуальных покрывал, считал естественным многоженство. Мусульм. законодательство практически обрекало Ж. на бесправие, допуская даже физич. расправу над ней за «непослушание». Христианство ограничивало круг обязанностей Ж. ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, не допускало ее участия в обществ, деятельности. Различные ограничения имели место даже в отправлении культа. В подавляющем большинстве религий Ж. запрещалось быть священнослужителем. В православии она не допускалась в алтарь. Ныне, учитывая изменившиеся условия, а также тот факт, что осн. массу верующих составляют Ж., происходит пересмотр нек-рых традиц. установлений, касающихся отношения религ. объединений к Ж. Богословы в соответствии с «духом времени» интерпретируют «св. тексты», стремятся доказать, что именно в религии происходит реальное раскрепощение Ж. В протест. объединениях Ж. все чаще предоставляется возможность «церк. служения». Однако это совершенно не меняет сути общих догматических установок. Только освобождаясь от религиозных иллюзий, Ж. обретает духовную свободу, получает полную возможность для своего всестороннего развития и совершенствования.

Источник: Атеистический словарь

ЖЕНЩИНА и религия
Все совр. религии оправдывают и освящают приниж. и бесправное положение Ж., сложившееся в эксплуатат. обществе. По распростр. религ. представлениям, Ж. - человек неполноценный и не равный мужчине, ее природа «несовершенна» и «греховна» больше, чем у него. По Библии и учению ислама, Ж. (Ева, Хава) создана богом не одновременно с мужчиной (Адамом), а во вторую очередь, причем создана для мужчины, из его ребра. В Библии не говорится, была ли Еве при ее «сотворении», как Адаму, «вдунута» богом «живая душа». На этом основании ср.-век. церковники ставили под сомнение наличие души у Ж. - иными словами, сомневались в том, разумна ли Ж., является ли она человеком.
После ожесточ. прений один из соборов в VI в. решил этот вопрос утвердительно, но большинством всего в один голос. Библ. легенда вменяет в вину Ж., Еве, «первородный грех», «грехопадение» человечества - вкушение запретного плода с «древа познания добра и зла», из-за чего, по Библии, бог изгнал людей из рая, лишил их бессмертия и обрек все человечество на муки и страдания. При этом он определил спец. наказание Ж.: в болях рожать детей и подчиняться власти мужа. Положением религии о «порочности» женской натуры освящались и, насколько это еще возможно, освящаются поныне неуважение и закабаление Ж., масса ограничений и запретов. В силу истор. условий наиболее далеко в этом отношении заходят вост. религии. Буддизм учит, что Ж. - существо скрытное, лукавое, лживое, что она не делает зла только тогда, когда не может его сделать. Пренебрежение к Ж. культивирует и индуизм. По учению ислама, назначение Ж. - только служение мужчине. Показательны приводимые в Коране картины рая: Ж. там служит просто усладой для «праведника» - и только. В ряде имуществ. и юридич. ситуаций ислам приравнивает одному мужчине двух Ж. Он решительно препятствовал участию ее в обществ, деятельности, затруднял ей вход в мечеть, вменял в обязанность строгое затворничество, заставлял носить на лице покрывало (паранджу, ягамак и т. п.). Фактически Ж. рассматривается в мусульманстве как полная собственность мужчины.
Отец или брат по своему усмотрению выдает Ж., девушку или даже малолетнюю девочку замуж и берет за нее калым. Муж вправе иметь несколько жен. Неугодных, непокорных жен Коран учит бить. Немногим лучше отношение к Ж. в иудаизме. Талмуд обязывает мужчину ежедневно благодарить бога за то, что тот не сотворил его женщиной, и советует с женой много не разговаривать. В семье женщине предписывается во всем подчиняться мужу. В синагоге она может находиться только на специально отведенном ей месте: она не «чиста». Унижает Ж., всемерно способствует ее закабалению и христианство. Правосл. церковники давали следующее «определение» Ж.: «пакостная клеветница на святых, сатанин праздник, обитель змеи, утеха дьяволова, спасаемым соблазн, без облегчения болезнь, без исцеления злоба, постоянная блудница» и т.д («Книга Пчела», с. XLIII). Подобные «обличения» - достояние средневековья.
Однако и поныне христ. церковь считает священными призывы: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу: потому что муж есть глава жены» (Ефес 5, 22—23), «жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене но позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, И - 12). В правосл. церкви Ж. до поcл.вр. не допускалась в алтарь, не может посещать церковь после родов до «очистительной» молитвы священника. Характерно, что почти во всех религиях Ж. не может быть священником.
Способствуя порабощению и забитости, бесправию и невежеству Ж., религия способствует тем самым и упрочению основ эксплуатат. строя. Вместе с тем она укрепляет и свои собств. позиции, т. к. сбитая с толку, темная Ж. пытается найти в религии утешение и становится наиболее надежной опорой церкви. Коммунистич. партия рассматривает освобождение Ж. от социального и духовного гнета, в т. ч. и религиозного, как одну из задач социалистич. революции. Окт. революция принесла Ж. полное равноправие с мужчиной. Бурным расцветом талантов и сил женщин, участием их во всех областях обществ, деятельности, многочисл. фактами их инициативы и героизма в социалистич. и коммунистич. труде опровергнуты женононавистнич. басни религии. В этих условиях деятели религии вынуждены лавировать. Умалчивая об одних положениях своего учения и перетолковывая другие, они начинают уверять, что религия не унижает, а возвышает Ж., учит заботливому отношению к ней и т. п. Однако остается бесспорным, что реальное освобождение Ж. получает не благодаря религии, а вопреки ей. Сов. народ, приступив к развернутому строительству коммунизма, ставит себе одной из задач полностью изжить но только остатки неравного положения Ж. в быту, но и пережитки религ. отношения к ней.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
292.56 кб

Образ женщины в религиозных представлениях бурят

Гончикова Нимажаб Дашинимаевна
В статье говорится об огромном влиянии женских божеств и религиозных постулатов на формирование образа женщины в традиционной культуре бурят.
Читать PDF
363.44 кб

Образ женщины в религиозных представлениях бурят

Гончикова Н. Д.
В статье говорится об огромном влиянии женских божеств и религиозных постулатов на формирование образа женщины в традиционной культуре бурят.
Читать PDF
1.55 мб

Социальный статус женщины в домонотеистических религиях

Бутаева Марзижат Ахмедовна
В статье рассмотрены проблемы женской религиозности, определены роль и значение женщин в религиозной культуре, изучена распространенность женской символики в погребальных ритуалах многих народов.
Читать PDF
427.08 кб

Женщина в буддийской культуре: религиозные и социальные аспекты

М.С. Уланов
Статья посвящена рассмотрению социального и духовно-религиозного статуса женщи-ны в истории и философии буддизма. В буддизме можно отметить уважительное и толе-рантное отношение к женщине.
Читать PDF
489.30 кб

Особенности религиозной категоризации женщин в хиджабе и без него

Погонцева Дарья Викторовна, Кожухарь Галина Сократовна
Статья посвящена проблеме роли внешнего облика в религиозной категоризации Другого (идентификации Другого как представителя определенной конфессии).
Читать PDF
189.66 кб

Женщина, религия, общество в трудах русских философов рубежа XIX - XX вв

Завьялова Светлана Владимировна
В статье проанализирована проблема «Православие и женщина» в трудах русских философов конца XIX начала XX веков. Выявлены различия во взглядах авторов разных мировоззренческих позиций.
Читать PDF
251.89 кб

Феминистский дискурс мировых религий: статус женщины в буддийской традиции

Приходько Н. Ю.
Дается сравнительный анализ философских идей маскулинного и феминного в классических текстах буддийской традиции и в текстах современной феминистской философии.
Читать PDF
475.66 кб

Личностные и эмоциональные особенности женщин с разным уровнем религиозной веры

Масловский Сергей Иванович, Цветков Андрей Владимирович
Показано, что для женщин, не приверженных к религиозной вере, характерен низкий уровень эмпатии и такого компонента страха смерти как внимание к физическим изменениям; для женщин с высокой степенью религиозности характерно обратно
Читать PDF
153.06 кб

Ортодоксальный иудаизм: женщина и трансформация ее ролей в религиозном институте

Анистратенко С. В.
Статья посвящена роли женщины в современном ортодоксальном иудаизме. В качестве примера рассматриваются основные патриархальные черты еврейской ортодоксальной традиции и критика этих черт феминистскими авторами.
Читать PDF
470.87 кб

Особенности религиозности верующих женщин разных конфессий (на материале Пермского края)

Рязанова Светлана Владимировна
Исследуются особенности религиозности верующих женщин в Пермском крае в зависимости от религиозной принадлежности. Выделяются конфессиональные модели религиозного поведения.
Читать PDF
301.45 кб

Гендерный порядок и румынские православные женщины в Италии: социо-религиозная перспектива

Джордан Джузеппе, Гульельми Марко, Бреская Ольга
Данная статья предлагает, во-первых, краткий обзор современных теоретических подходов в социологии религии к изучению гендерного порядка и религии.
Читать PDF
411.39 кб

Борьба за женщину: татарка-мусульманка в религиозных практиках средневолжских исламских общин в перв

Гусева Юлия Николаевна
Рассматриваются модернизационные процессы, имевшие место в мусульманских общинах Среднего Поволжья первой трети ХХ в.
Читать PDF
187.80 кб

Религиозное окружение верующих женщин как фактор формирования и реализации конфессиональных представ

Рязанова Светлана Владимировна
Исследование проведено благодаря финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-03-82303 а/У (сведения о верующих масульманках любезно предоставлены А. В. Михалевой).
Читать PDF
202.14 кб

Религиозное окружение верующих женщин как фактор формирования и реализации конфессиональных представ

Рязанова Светлана Владимировна
Исследуются особенности религиозного сознания верующих женщин в Пермском крае. Выделяются конфессиональные модели религиозного поведения. Анализируется религиозное окружение верующих.