ВЕНЧАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Венчание
Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство). По православному установлению счастливым и прочным может быть только брак, освященный Церковью, благословенный самим Богом. Жених и невеста должны пройти через церковное таинство брака, или венчание. Брак – таинство, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают обещание во взаимной супружеской верности, и союз их благословляется во образ союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Чинопоследование брака состоит из обручения и венчания. В православной церкви чинопоследование таинства брака состоит из обручения обмена жениха и невесты кольцами в знак взаимного обмена правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность; венчания – возложения венцов – символа торжества и величия; хождения вокруг аналоя, означающего, что венчающиеся дают обет быть верными до самой смерти; вкушения вина из одной чаши – обещания испить вместе чашу жизни со всеми ее радостями и горем.
Однако не в каждый день года можно сочетаться браком. Православная церковь зорко следит за тем, чтобы не нарушались поминальные и праздничные дни.
Браковенчание не совершается в следующие дни:
– накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников;
– в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов;
– в продолжение Святок
от 7 до 20 января;
– в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную;
– в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;
– в день и накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи (Крестителя)
11 сентября и Воздвижения Креста Господня;
27 сентября.

Источник: Православный церковный словарь.

ВЕНЧАНИЕ
или брак, бракосочетание. Одно из семи таинств, дающее возможность осуществить любовь мужчины и женщины как единственную, нерасторжимую, нескончаемую и божественную. При совершении таинства венчания двоим дается возможность стать одним духом и одной плотью, заключить союз, который не обрывается со смертью, но в совершенстве продолжается в Царстве Божьем. И сам смысл венчания – благословение на царство, в котором жених станет господином своей невесты и многочисленного потомства.
Окончательная форма церемонии бракосочетания в православной Церкви была установлена на Стоглавом соборе в 1551 г. Для образца таинства венчания послужило таинство крещения; к венчающимся обращаются так же, как и к проходящим обряд крещения, сами они исповедуют свою веру и свою любовь к Богу; над ними молятся и их благословляют, и венчают венцами Славы Божьей как наследников Вечной жизни Его Царства. Обряд состоит из ряда ритуальных действий, каждое из которых имеет свое значение: держание венцов над головой означает венчание на царство, под которым разумеется новая создающаяся семья; окуривание ладаном – изгнание нечистой силы и т. д. Само таинство напоминает брачную песнь: “Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его” (Песн. 3: 11). Другой смысл возложения венцов объясняет Иоанн Златоуст: “венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, – для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу…” А Тертуллиан писал: “Могу ли словами изобразить блаженство того брака, который соединяет Церковь… объявляют обручение и действительность союза ангелы и благословляет Сам Отец Небесный”.
Таинство венчания завершается так же, как и все таинства: совместным принятием Святого Причастия. Таинство брака не имеет ничего общего с юридическим контрактом, в нем никаких клятв и присяг нет, в сущности – это крещение и миропомазание Христом в духе человеческой любви. Согласно Ветхому Завету Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они в браке соединили свои жизни как «плоть едина». «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24). Муж должен любить свою жену больше жизни, как сам Христос любит Церковь. И жена должна быть совершенно предана своему мужу, как Церковь предана Христу. Единство в браке, освященное любовью, должно быть совершенным. «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6).
Православное венчание возможно только для людей крещеных и причащающихся. Но, дабы не усугублять трагедию христианского разделения, сейчас допускается церковное венчание православного с крещеным инославным христианином.

Источник: Православие. Основные понятия.