ОБРЯД
Обряд
совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, выражающий религиозные представления или бытовые традиции, относящиеся ко всем слоям населения.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
ОБРЯД
традиционно символические, культурно- специфические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, которые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения.
Обряд
традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека (рождении, смерть, свадьба). Это совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления или бытовые традиции.
ОБРЯД
традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека с целью укрепления в нем положительных качеств. Обряд, призванный удовлетворить религиозные потребности человека, является составной частью религиозного культа.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Обряд
традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.
Источник: Словарь по культурологии
ОБРЯД
совокупность действий (установленных обычаем йли ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Обряд, призванный удовлетворить религиозные потребности человека, является составной частью религиозного культа.
ОБРЯД
в культурах народов мира совокупность традиционных символических коллективных действий, сопровождающих важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива (например сельскохозяйственные обряды). Обряды воплощают в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности, вызывают определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально- психологическом воздействии на людей.
ОБРЯД
совокупность освященных традицией и совершаемых по определенным правилам коллективных действий, которым придается магическое или колдовское значение. Как правило, О. приобретает символический смысл, дающий обоснование и обеспечивающий представление о реальности высших явлений человеческого бытия, природы и божественных сил. Наряду с этим в О. могут найти свое стереотипное выражение некоторые социальные идеи, нормы и ценности, требующие одинакового коллективного усвоения. Имея своим истоком мифологию древних народов, О. получил свое преимущественное развитие в религии. Наряду с этим тесную связь с мифологией О. сохранил в народной культуре, напр., в виде отдельных процедур или частей праздников, связанных со сменой времен года, сельскохозяйственными работами и важными моментами повседневной жизни. В западноевропейской культуре средневековья помимо народных обрядовых зрелищно-фольклорных традиций элементы обрядности существовали в рыцарской и придворной культуре. В светской жизни общества различного типа обрядовые явления чаще всего существовали как традиционные формы совместного приобщения и переживания значительных событий общественной или личной жизни (напр., свадебные О.). Фактически в О. закрепились некоторые формализованные и устойчивые элементы культурного поведения людей, которые поддерживают систему их социальной регуляции и адаптации внутри отдельной группы или всего общества. Однако наиболее полно и всесторонне О. проявлял себя в древних религиозных верованиях, в мировых религиях и религиозных течениях нетрадиционного толка. Один из выдающихся этнографов и знатоков культур древних народов Э.Б. Тайлор (1832—1917) среди основных значений религиозных обрядов выделял «изобразительно-знаменательное, или символическое», хотя одновременно они остаются «драматическим выражением религиозной мысли, или пантонимическим языком религии», представляя собой «средство общения с духовными существами или воздействия на них». Наряду с этим среди множества древних О. Тайлор выделил главные их религиозные виды: это молитвы, жертвоприношения, посты, обращения на восток и очищение. Возникновение и совершение О. на основе древней магии и религии сопровождалось укреплением ведущей роли особой категории людей (напр., жрецов, шаманов), а позднее и представителей духовенства. Поэтому развитие обрядности на почве более поздних религий оказалось связано в образованием института церкви и церковной иерархии. Всесторонне развитая система религиозных О. характерна для католицизма, православия, буддизма, существуют стойкие традиции обрядности в исламе и иудаизме. Между тем длительная история развития О. свидетельствует о том, что общей особенностью стало усиление в них эмоционально-эстетического компонента воздействия на людей. Поэтому О. превратились в один из источников развития религиозной художественной культуры (напр., драма, театр, изобразительное искусство, духовная музыка).