ВАДА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАДА
сс. Доктрина. Учение. Наука. Речь. Разговор. Текст, созданный в результате дискурсивного мышления и передающий вербальную информацию. Термин означает полемический трактат или школу, с названием которой употребляется. Например, шунья-вада, шуньявада — учение о пустоте или одно из названий школы мадхьямика. Шуньявадин — адепт школы шуньявада. Допускается слитное написание или через дефис.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВАДА
многозначный термин индийской философии, означающий: 1) доктрину как цельное и когерентное учение, обосновываемое в диспуте (уже в свидетельствах о шрамаиском периоде); 2) диспут как таковой, практика и теория которого разрабатывалась как «неортодоксальными», так и «ортодоксальными» течениями и школами; 3) одна из трех основных, притом наиболее солидная и престижная форма диспута, составляющая десятую категорию ньяи. По «Ньяя-сутрам», вада— «это [диспут, который ведет] к принятию одного из двух альтернативных мнений [о предмете], когда [одно из них] обосновывается, [а другое] опровергается посредством [обращения] к источникам знания и дискурсу с использованием пяти членов силлогизма и при отсутствии противоречия принятым доктринам» (I. 2.1). Из этого определения следует, что вада — сложная категория, выстраиваемая на базе других— источники знания (прамана), члены силлогизма (аваява), лкскурс-тарка и доктрины (сиддханта). Ватсьяяна уточняет, что только взаимоисключающие характеристики, относящиеся к одному предмету, могут составлять два альтернативных мнения—ввиду их взаимопротиворечивости (напр., что Атман есть и что его нет). Другое уточнение гласит, что отстаивать свою позицию и опровергать другую должны оба участника вады (ни один из них не может только доказывать или опровергать что-то). Далее, он уточняет, что вада как серьезная контроверсия не предполагает тех сомнительных приемов софистики и эристики, которые, при их разоблачении, ведут к поражению в диспуте, но что упоминание о требовании непротиворечия принятым доктринам позволяет признать поражение того участника вады, который это требование нарушает. Удцйотакара подвергает критике альтернативное буддийское определение вады как ведение диспута с целью установить свой тезис и разрушить чужой (философ находит много трудностей уже в связи с интерпретацией «своего» и «чужого», а также в связи с «установлением» тезиса). В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

«Рятівна вада» як онтологія тілесності

Ольга Гомілко
This paper is a contribution in discus sions about the corporeal ‘uncertainty’ as a fundamental attribute of a human body, thanks to which a body transforms into the body.
Читать PDF
0.00 байт

Ишвар-вада в контексте теизма

Аникеева Елена Николаевна

Похожие термины:

  • АНАТМА-ВАДА

    от санскр. anatman, пали anatta—недуша, бессамостность, безличность и vada—учение, доктрина)—учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной субстанции, выступающей неизменным субъектом его дейст
  • АНЭКАНТА-ВАДА

    "доктрина неодносторонности", знаменитая методологич. доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады ("доктрина "некоторым образом") и наявады ("доктрина "отношений
  • АПОХА-ВАДА

    от санскр. apoha — исключение, отличение и vada—учение, доктрина)—учение буддийского философа Дчгнаги, согласно которому смысл слова определяется не позитивно (смысл слова А есть объект В), а чисто не
  • АСАТКАРЬЯ-ВАДА

    санскр. asatkaryavada, букв.—учение о не [пред] существовании следствия [в причине])— учение о причинности в индийской философии, которое, в отличие от сащкарья-вады (учение о [пред]существовании:следстви
  • БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА

    санскр. bimbapratibimba- va da— учение об образе и прообразе)—в индийской мысли, прежде всего в веданте, представление о том, что индивидуальная душа представляет собой отражение высшего Брахмана. Согласно
  • ДРИШТИ-СРИШТИ-ВАДА

    санскр. drsti srsti vada, букв.—учение о видении, [равнозначном] творению) — направление в рамках адвайта-веданты, основные идеи которого заложены в трудах последователей Шанкары — Сурешвары (8 в.) и Сарва
  • ИШВАРА-ВАДА

    санскр. isvaravada — «учение об Ишваре») — в индийской религиозно-философской мысли общее обозначение теистических доктрин веданты, ньяя-вайшешики, а также ряда вишнуитских и шиваитских систем (см. Та
  • ЯДРИЧЧХА-ВАДА

    санскр. yadrcchavada — учение о случайности) — обозначение «окказионалистских» учений Индии, настаивавших на спонтанном, беспричинном появлении феноменов. Как и прямо противоположный, но своеобразным
  • КХЬЯТИ-ВАДА

    санскр. khyativada — учение о знании) — в индийской философии общее обозначение теории познавательных ошибок. Поскольку ошибки считались в Индии разновидностями пусть даже и ложного, но все-таки знани
  • КШАНИКА-ВАДА, кшаникатва

    санскр. — ksanikavada, ksanikatva) — буддийское учение о моментарности всего сущего; фундаментальная онтологическая концепция, появляющаяся в буддизме хинаяны. Согласно кшаника-ваде, физический мир не имее
  • НИЯТИ-ВАДА

    санскр. niyativada — учение о необходимости) — обозначение целого ряда детерминистских и фаталистических учений Индии, восходящих к начальному периоду индийской философии в качестве оппозиции брахм
  • НИРИШВАРА-ВАДА

    санскр. nirisvaravada — учение об отсутствии Бога) — в индийской мысли общее обозначение атеистических или нетеистических доктрин. Книришвара-ваде относятся те школы и направления, которые выдвигали а
  • ПАРИНАМА-ВАДА

    санскр. parinamavada — учение об изменении) —разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья-вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изнач
  • ПУДГАЛА-ВАДА

    санскр. pudgalavada — учение об индивиде) — общее название группы буддийских школ, разделявших «персоналистическую» доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика,
  • САТКАРЬЯ-ВАДА

    санскр. satkaryavada — учение о предсуществовании следствия [в причине]) — доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]).
  • ШУНЬЯ-ВАДА

    санскр. sunya-vada — учение о пустоте) — 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхья
  • СВАБХАВА-ВАДА

    санскр. svabhBvavada — доктрина собственной природы) — раннее натуралистическое учение Индии, исключавшее как трансцендентного агента мироздания, так и значение его причинностного объяснения. Впервы
  • ВИДЖНЯНА-ВАДА

    см. Йогачара.
  • ВИВАРТА-ВАДА

    санскр. vivarta-vada — учение о видимости) — концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-аады (букв.— учение о реальности следствия), т.е. учения о т
  • КШАНИКА-ВАДА

    (санскр. ksan ika-va–da, тиб. skad cig gi par brjod pa, учение о мгновенности) — буддийская доктрина, философски развивающая идеи изменчивости, непостоянства (анитья), отсутствия самосущего (анатман, нихсвабхава) и