ШУНЬЯ-ВАДА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШУНЬЯ-ВАДА
(санскр. s u–nya-va–da, тиб. stong pa, учение о пустоте) — 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развива- емое преимущественно школами Махаяны и Ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямака. Учение о шуньяте — отсутствии, невозможности самостоятельного существования индивидов, вещей и дхармо-частиц потока сознания — относится к важнейшим в Махаяне, определяющим как её философские основания, так и духовные практики по совершенствованию и освобождению от страдания в круговороте рождений. Начала Ш.-в. восходят к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмана, у всех существ, в том числе у богов и будд (пудгаланайратмья). Это означало полную несамостоятельность (несуществование самого по себе) любого существа, собственного «я» (атман), души (джива), личности (пуруша) и индивида (пудгала), которые являются лишь обозначениями тех или иных сочетаний групп дхармо-частиц. Только эти частицы — единственно реальные элементы бытия. Эта доктрина оказывала огромное влияние на все остальные разделы древнего буддийского Законоучения. Учение Ш.-в. позднее применялось в школах Хинаяны (II–VIII вв.), действовавших уже в спорах с Махаяной, и даже получило дальнейшее развитие. В этой части буддийского Закона в первых же сутрах Великой колесницы древнее положение о пустоте было дополнено новым — дхарма-найратмья. Оно означает, что и дхармо-частицы не имеют собственной самостоятельной реальной сущности. Именно эти два положения буддизма (древнее и махаянское) легли в основу формирования учения о пустотности. Чандракирти (VII в.) прямо указал, что ради освобождения всех живых существ бодхисаттве необходимо осознать бессамостность (анатман) личности и отсутствие самосущего (нихсвабхава), которое Буддой объяснялось, с одной стороны, учениями об отсутствии самосущего в дхармо-частицах и вечной души в индивидах, с другой — учением о 16 видах пустотности, объединённых в четыре категории («Мадхьямака-аватара», VI, 179–180). Различные версии сутр Праджня-парамиты, записанные в III–X вв., кодировали это учение в списках пустотности, состоящих из 2, 7, 14, 16, 18 и 20 пунктов. Нередко каждый из этих пунктов раскрывался в текстах пространными определениями и пояснениями. Нужно различать теоретический и практический аспекты учения о пустотности. Первый помогал махаянским мыслителям дать своё решение ряду проблем буддизма, прежде всего, философского характера. Этим занимались Нагарджуна и его последователи, мадхьямики, в II–V вв. Но и теоретический аспект учения имел практическое приложение и участвовал словом и мыслью в совершенствовании мудрости (праджняпарамита), а также в деятельности по накоплению знания (джняна-самбхара), поскольку учение о пустоте помогало освободиться от ложных взглядов. Теория Ш.-в. классифицируется по подходам, основаниям и значениям. Практическая сторона этого учения состоит в духовном совершенствовании бодхисаттв и представляет собой один из способов обретения всеведения на Пути к наивысшему Просветлению (бодхи). По-видимому, начиная с IV в. этот аспект наполняется содержательными практиками, о чём можно судить по текстам толкований на «Праджня-парамитасутры». Ш.-в. — центральное учение буддийской философии стран Дальнего Востока, тибето-монгольского и российского буддизма.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ШУНЬЯ-ВАДА
санскр. sunya-vada — учение о пустоте) — 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте — отсутствии, невозможности самостоятельного существования индивидов, вещей и дхармо-частиц потока сознания — относится к важнейшим в махаяне, определяющим как ее философские основания, так и духовные практики по совершенствованию и освобождению. Начало шунья-вады восходит к раннебуддийскому положению об отсутствии вечной души, Атмта, в любой особи, в т. ч. в богах и буддах (пудгала-найратмья). Это означало полную несамостоятельность или несуществование самого по себе любого существа, собственного «я» (атман), души (джива) и индивида (пудгала), которые суть лишь обозначения тех или иных сочетаний групп дхармо-частиц, являющихся единственно реальными элементами бытия. Эта доктрина оказывала огромное влияние на все остальные разделы древнего будцийского Законоучения. Позднее она по-прежнему применялась в школах хинаяны (2—9 вв.), действовавших уже в спорах с махаяной, а в некоторых получила развитие.
В этой части буддийского Закона в первых же своих сутрах махаяна дополнила древнее положение новым — дхарматайратмья: дхармо-частицы не имеют собственной, самостоятельной, реальной сущности. Именно эти два положения буддизма легли в основу формирования учения махаяны о пустотности. Чандракирти прямо указал, что ради освобождения всех живых существ бодхчсаттве необходимо осознать бессамостность (анатман), отсутствие самосущего (нихсвабхава), которое Буддой объяснялось, с одной стороны, в учениях об отсутствии самосущего в дхармо-частицах и об отсутствии вечной души в индивидах, а с другой — в учении о «16 видах пустотности, которые Он обобщил в четырех категориях, принятых в махаяне» («Мадхьямака-аватара», VI. 179— 180).
Различные версии Праджняпарамиты сутр кодируют это учение в списках шунъяты, состоящих из 2,7,14,16,18 и 20 пунктов, зачастую имеющих пространные определения. Следует различать «теоретический» и «практический» аспекты шунья-вады. Первый позволял дать махаянское решение ряда проблем буддизма и его философии (Нагарджуна и другие мадхьямики 2—5 вв). «Теоретический» аспект также имел практические приложения и участвовал «словом и мыслью» в совершенствовании мудрости, а также в деятельности по накоплению знания (джняна-самбхара), поскольку учение о пустоте помогало освободиться от ложных взглядов. Теория шунья-вады классифицируется по подходам, основаниям и значениям.
Практическая сторона шунья-вады состоит в духовном совершенствовании бодхисаттвы и представляет собой один из способов в процессе обретения всеведения на пути к наивысшему Просветлению. Этот аспект учения раскрывается и наполняется содержательными практиками, по-видимому, начиная с 4 в., о чем можно судить по текстам толкований на сутры Праджняпарамиты. Шунья-вада — центральное учение буддийской философии стран Дальнего Востока и тибетомонголо-российского буддизма.
Лит.: Cheng Hsuhe—li, Empty Logic. Madhyamika Buddhism from Chinese Sources. Delhi, 1991; Tola F., Dragonetti C. Onidness. A Study on Buddhist Nihilism. Delhi, 1995.
В. П. Андросов

Источник: Новая философская энциклопедия