УНИВЕРСИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УНИВЕРСИКА
(universics, буквально «вокруг одного», «единовращение»; от лат. unus, один, и versus, причастие от глагола vertere, вращать/ся). Область изучения и понимания универсального; такое сознание о мире, которое отражает его свойства как целого, то есть столь же универсально, как сам Универсум. В отличие от метафизики как науки о всеобщем, об общих законах бытия и сознания, универсика имеет дело с универсальным, заключенным в конкретных понятиях и даже единичных вещах.
Уни-верс-альное, в соответствии с этимологией самого термина, обозначает многосторонность отдельного явления, его способность поворачиваться разными гранями. В отличие от «всеобщего», «универсальное» не есть общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету. Это видно из устойчивого словоупотребления. Можно сказать «универсальный писатель» или «универсальный гений», имея в виду, что данному индивиду доступны многие сферы творчества, но выражения «общий писатель» или «общий гений» лишены смысла. В творчестве одного писателя, если он универсален, проявляются возможности разных жанров и стилей (такова, например, универсальность Пушкина по отношению ко всем «вышедшим из него» темам, героям и жанрам русской литературы). В одном универсальном ключе проявляются возможности разных ключей. Универсальный ум, хотя и принадлежит одному человеку, причастен к разным областям знания. Универсальное – это свойство предмета, оставаясь актуально одним, быть потенциально многим. Это не абстрактное, уводящее от единичного, а многосторонность, в нем заключенная.
Именно переход от абстрактно-общего к конкретно-универсальному составляет перспективу универсики как гуманитарной дисциплины. Универсика имеет дело с универсалиями и с универсальным в том же смысле, в каком, по ренессансному представлению, универсален и сам человек: в своем актуальном бытии он отличен от всех других существ, от зверей и ангелов, а в своем потенциальном бытии обладает всеми их свойствами.
В метафизике универсалия – это общее понятие или свойство («красота», «добро», «материальное», «идеальное»), принадлежащее множеству индивидов. Но и каждый индивид принадлежит множеству универсалий и в этом смысле обладает универсальностью. Например, даже в таком «бедном» индивиде, как песчинка, сходятся универсалии «твердости», «сухости», «дискретности», «желтого» или «белого»… Каждый индивид – это малый универсум, сообщество универсалий. Задача универсики – анализ не универсалий как таковых, но универсности, многозначности, многогранности индивидов. Если метафизика как «наука об общих закономерностях бытия и мышления» имеет дело с универсалиями, отвлеченными от индивидов, то универсика – с индивидами как универсумами, собраниями универсалий. Предметом универсики может быть любой индивид – человек, растение, здание, город, книга, стихотворение – поскольку в этом индивиде раскрывается целый универсум, взаимодействие в нем разных универсалий. В отличие от метафизики, которая пользуется самыми обобщенными терминами и категориями («субстанция», «бытие», «протяженность»), универсика работает со словами, обозначающими единичные вещи, в том числе с именами собственными, ибо именно единичные вещи и лица, такие как «ключ» или «Леонардо да Винчи», потенциально обладают свойством универсальности. Метафизика – порождение греческого ума, искавшего «общее», «единое». Универсика исходит скорее из иудео-христианского духовного наследия, с его устремлением к единичному. Библия – это книга, вмещающая много книг, универсальная книга. Христос – это всечеловек, универсальная личность. Универсика в своей глубинной перспективе превращается в теологию – и обратно, поскольку теология тоже есть наука об Одном, и ее центральный термин есть Имя Собственное (*теоморфизм).
Основоположником универсики можно считать Г. В. Лейбница, у которого есть проекты двух новых дисциплин. Одна из них – «универсальный язык, или универсальная характеристика, посредством которой прекрасно упорядочиваются понятия и все вещи» [79]. В ХХ веке этот проект принял очертания нескольких взаимосвязанных дисциплин – семиотики, кибернетики, информатики. Вторая же дисциплина, «монадология», посвященная изучению единичностей, монад, или простых субстанций, вызвала лишь умозрительный интерес нескольких философов. Между тем, именно масштабное осуществление одного дисциплинарного проекта ставит теперь на очередь реализацию другого. То, что оба они возникли в сознании одного мыслителя, уже свидетельствует об их внутреннем родстве, принадлежности одной парадигме. Универсика – это и есть монадология как основа универсальной характеристики, поскольку универсальное, в отличие от всеобщего, содержится именно в единичном. «Любая простая субстанция имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом универсума» [80].
В творчестве немецких романтиков были заложены основы универсики как целостного мировоззрения. По признанию Ф. Шлегеля, «Мысль об универсуме и его гармонии – все для меня. … Законно организованный обмен между индивидуальностью и универсальностью составляет подлинный пульс высшей жизни» [81].
Универсальное обратимо (реверсивно) – в том же смысле, в каком обратимы *судьба и золотое правило этики: обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой. Любое отношение к универсальному превращается в его отношение к тебе. Универсальное нельзя только мыслить, ибо истинно универсальное мышление, соответствующее универсальности своего предмета, не может быть только мышлением: оно охватывает разные способы познания, в том числе интуитивные, эмоциональные, поведенческие (*универсный принцип, *действия философские, *чувства философские). Само универсальное, в процессе самоопределения, разделяется на бытие и знание – универсум и универсику. Они соотносятся как развертывание и свертывание: как растение, несущее в себе семя, и семя, несущее в себе растение. Универсальное разделяет себя на «мужскую» и «женскую» ипостаси, на универсум и универсику, чтобы вновь и вновь оплодотворять себя самопознанием.
Переход от абстрактно-общего к конкретно-универсальному, от метафизки к универсике составляет перспективу современного движения мысли. Постмодерная критика «всеобщего» с позиции плюрализма и многокультурия способствовала дальнейшему самоопределению универсики в ее отличии от метафизики: отделению универсального как индивидуально-многообразного от всеобщего как всемирно-единообразного. Возрождаясь в результате этого кризиса, универсальное приобретает новое, критическое измерение (*универсализм критический).
*Вочеловечение, Именные термины, Индивиды-универсалии, Инфиниция, Мудрость, Нулевая дисциплина, Реалогия, Синтеллект, Софийные дисциплины, Теоморфизм, Транскультура, Универсализм критический, Универсный принцип, Эссеизм
Знак. С. 635–651.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

УНИВЕРСИКА
universics, буквально "вокруг одного", "единовращение", от лат. "unus", один, и "versus", причастие от глаг. vertere, вращать/ся/ ) - область изучения и понимания универсального; такое сознание о мире, которое отражает его свойства как целого, т.е. является столь же универсальным, как сам Универсум. В отличие от метафизики как науки о всеобщем, об общих законах бытия и сознания, универсика имеет дело с универсальным, заключенным в конкретных понятиях и даже единичных вещах.
Универсальное - категория, обозначающая многосторонность, присущую отдельному явлению; способность единичного поворачиваться разными гранями. В отличие от категории "всеобщего", универсальное не есть общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету. Это видно из простого житейского словоупотребления. Можно сказать "универсальный писатель" или "универсальный гений", имея в виду, что данному индивиду доступны многие сферы творчества, но выражения "общий писатель" или "общий гений" лишены смысла. В творчестве одного писателя, если он универсален, проявляются возможности разных писателей, разных жанров и стилей (таков, например, Пушкин по отношению ко всем "вышедшим из него" темам, героям и жанрам русской литературы). В одном ключе, если он универсален, проявляются возможности разных ключей, потенциальность ключа как такового. Универсальный ум, будучи актуально одним, является потенциально многим, причастен к разным областям знания. Универсальное - это свойство предмета, оставаясь актуально одним, быть потенциально многим; это не абстрактное, уводящее от единичного, а многосторонность, в нем заключенная.
Именно переход от абстрактно-общего к конкретно-универсальному составляет перспективу современного движения мысли. Универсика имеет дело с универсалиями и с универсальным в том же смысле, в каком, по ренессансному представлению, универсален и сам человек: в своем актуальном бытии он отличен от всех других существ, от зверей и ангелов, а в своем потенциальном бытии обладает всеми их свойствами.
В метафизике универсалия - это общее понятие или свойство ("красота", "добро", "материальное", "идеальное"), принадлежащее множеству индивидов. Но и каждый индивид принадлежит множеству универсалий и в этом смысле обладает универсальностью. Например, даже в таком "бедном" индивиде, как песчинка, сходятся универсалии "твердости", "сухости", "дискретности (отдельности)", "желтости", "малости"... Каждый индивид - это малый универсум, сообщество универсалий, и задача универсики - анализ не универсалий как таковых, но универсности, многогранности индивидов. Если метафизика как "наука об общих закономерностях бытия и мышления" имеет дело с универсалиями, отвлеченными от индивидов, то универсика - с индивидами как универсумами, собраниями универсалий. Предметом универсики может быть любой индивид - человек, растение, облако, здание, песчинка - поскольку в этом индивиде раскрывается его универсум, взаимодействие в нем разных универсалий.
Итак, рядом с метафизикой, которая имеет дело с наиболее общим и всеобщим, полагается другая дисциплина, универсика, которая имеет дело с универсальным. В отличие от метафизики, которая пользуется самыми обобщенными терминами и категориями ("субстанция", "бытие", "протяженность"), универсика работает со словами, обозначающими единичные вещи, в том числе с именами собственными, ибо именно единичные вещи и лица - такие, как "ключ", или "клей", или "Леонардо да Винчи" - обладают свойством универсальности. Метафизика - порождение греческого ума, искавшего "общее", "единое". Универсика исходит скорее из иудео-христианского духовного наследия , с его устремлением к единичному. Библия - универсальная книга. Христос - универсальная личность. Но универсальная книга пребывает одной книгой среди множества книг, а универсальная личность - одной из многих личностей. Универсика в своей последней, глубинной перспективе превращается в теологию - и обратно, поскольку теология тоже есть наука об Одном, и ее центральный термин есть Имя Собственное. Если бы Одно не пребывало во всем, Все не могло бы пребывать в одном.
Прикосновение к универсальному равно короткому замыканию в мире смысловых связей: испытываешь как бы удар током, поскольку то, к чему прикасаешься, в этот миг само прикасается к тебе. Поскольку оно универсально, оно само объемлет того, кто пытается его охватить. Оно не может быть только мыслимым, ибо в тот самый момент, как ты мыслишь его, оно начинает мыслить тебя. Более того, универсальное нельзя только мыслить, ибо истинно универсальное мышление, соответствующее универсальности своего предмета, не может быть только мышлением, оно
включает разные способы познания, в том числе интуитивные, сенсорные, эмоциональные. Определяясь как мышление об универсальном, универсика тут же обнаруживается парадокс такого определения, ибо она, в соответствии со своей универсальностью, не может быть только мышлением. Специализируясь в качестве особой познавательной дисциплины, она вместе с тем охватывает возможности и свойства других дисциплин, не исключая их и не включая в себя. Она - одна из дисциплин в том же смысле, в каком Библия - одна из книг, а Мессия - один из людей. Например, для Библии было бы одинаковым уроном: а) понизить ее до статуса только одной из книг, наравне с другими; б) возвести ее до статуса единственной книги, отменяющей все остальные и делающие их чтение ненужным. Так и универсика, не являясь всего лишь одной из многих дисциплин, в то же время не поглощает их собой.
Наиболее адекватный и "безопасный" жанр мышления об универсальном - это фрагмент. Окруженный белыми полями, он в энергетике мысли - как провод, заключенный в изоляционную ленту. К голому проводу нельзя прикасаться; точно так же нельзя последовательно и всецело мыслить об универсальном. О нем вообще нельзя только мыслить - но если мысль выходит из охранительных и бедных специализаций и хоть сколь-нибудь отражает универсальность своего предмета, она тотчас становится - требует стать - чем-то другим: поступком, жизнью, безумием, любовью. Поэтому мысль, чтобы оставаться мыслью, должна сжиматься во фрагмент, окружая себя прослойками невысказанного, утаенного. Нет текста, способного подряд выдерживать последовательное напряжение универсального, - он разлетается в клочки, на десятки разрозненных фрагментов, как у мыслителей эпохи романтизма, наиболее чувствительных к универсальному. Именно во фрагментарном творчестве немецких романтиков были заложены основы универсики как целостного мировоззрения. "Мысль об универсуме и его гармонии - все для меня. ... Законно организованный обмен между индивидуальностью и универсальностью составляет подлинный пульс высшей жизни" (Ф. Шлегель. О философии [1]).
Универсика - это не только универсальная, но и "обратимая" дисциплина, в том смысле, в каком обратимо золотое правило этики: обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой. Как только начинаешь мыслить об универсальном, оно начинает тебя мыслит. Любое действие и отношение к универсальному "обратимо", т.е. превращается в его отношение к тебе. Это своего рода "золотое правило" или "категорический императив" универсики: как ты мыслишь и познаешь универсальное, так оно мыслит и познает тебя.
Можно сказать, что само универсальное, в процессе самоопределения, разделяется на бытие - универсум и знание - универсику. Универсика и универсум соотносятся как свертывание и развертывание; как семя, несущее в себе растение, и растение, несущее в себе семя. Универсальное разделяет себя на "мужскую" и "женскую" ипостаси, на универсум и универсику, чтобы вновь и вновь оплодотворять себя их любовью. Иными словами, универсика - это сам Универсум, каким он познает себя, чтобы обрести наивысшую меру Универсальности, стать для самого себя тем, чем он является для других.
Один из основоположников универсики - Г. В. Лейбниц, у которого есть проекты двух новых дисциплин. Одна из них - "универсальный язык, или универсальная характеристика, посредством которой прекрасно упорядочиваются понятия и все вещи" [2]; в 20-ом веке этот проект принял очертания нескольких взаимосвязанных дисциплин - семиотики, кибернетики, информатики. Вторая же дисциплина, "монадология", посвященная изучению единичностей, или простых субстанций, во всем их разнообразии и взаимной несводимости, вызвала лишь умозрительный интерес нескольких философов. Между тем, именно грандиозное осуществление одного дисциплинарного проекта ставит теперь на очередь реализацию другого. То, что оба проекта возникли в сознании одного мыслителя, уже свидетельствует об их внутреннем родстве, принадлежности одной парадигме. Универсика - это и есть монадология как основа универсальной характеристики, поскольку универсальное, в отличие от всеобщего, содержится именно в единичном. "...Любая простая субстанция имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом универсума". [3]
---------------------------------------------------------
[1] Фридрих Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. М., Искусство, 1983, т.1, 344.
[2] Готфрид Вильгельм Лейбниц. История идеи универсальной характеристики. Соч. в 4 тт., т.3, М, "Мысль", 1984, 412.
[3] Г. В. Лейбниц. Монадология, 56. Цит. изд., т. 1, 1982, 422.
Михаил Эпштейн

Источник: Проективный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Исследовательский университет versus университет классический?

Петрова Галина Ивановна, Ершова Ирина Александровна, Зоткин Андрей Олегович
Поставлена проблема соотношения классической и исследовательской моделей университета, а также изменений, происходящих в современном классическом университете.
Читать PDF
0.00 байт

Институт Канта новое научно-исследовательское подразделение университета

Луговой С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Университетское образование и критическое мышление

Андрейчук Наталья Вениаминовна
Рассматривается становление, развитие и концептуальное содержание университетского образования в диахроническом и синхроническом измерениях, анализируется его роль в формировании критического мышления; последнее проинтерпретирован
Читать PDF
0.00 байт

Интегративные процессы в европейском университетском образовании: тенденции и перспективы

Кокарева И. В.
Рассмотрены этапы истории интернационализации образования, приведены различные интерпретации трактовки термина "интернационализация высшей школы".
Читать PDF
0.00 байт

Кафедра философии Белгородского государственного университета

Коняев П. Г., Кутоманов С. А., Страхов А. М.
Читать PDF
0.00 байт

О возможности построения университета классического типа в современном обществе

Малахова Юлия Николаевна
Реформирование современного университета стало нормой его существования. Возможно, причиной этого является то, что современный институт образования берет начало в классической модели университета В.
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивный поворот современной науки и формирование новой формы фундаментальности университетского

Петрова Галина Ивановна
Аргументируется тезис об изменении формы фундаментальности современной науки.
Читать PDF
0.00 байт

Новые формы фундаментальности современной науки и формирование когнитивной компетентности в универси

Петрова Галина Ивановна
Аргументируется тезис об изменении формы фундаментальности современной науки.
Читать PDF
0.00 байт

Университетская философия в России xix В. : особенности и модель эволюции

Красиков В. И.
Анализируется специфика российской университетской философии в XIX столетии, зависящей от ее институциональных особенностей и динамики отношений с государством.
Читать PDF
0.00 байт

О работе диссертационного совета д 212. 267. 01 при Томском государственном университете

Мазаева Ольга Геннадьевна
Речь идет о подготовке преподавательских кадров высшей квалификации на философском факультете. Приведены статистические данные с 1991 по 2006 г.
Читать PDF
0.00 байт

О роли идей И. Канта в развитии логики и университетской философии в России

Бажанов Валентин Александрович
Анализируется влияние идей И. Канта на развитие отечественной логики и университетской философии.
Читать PDF
0.00 байт

Философскому факультету Санкт-Петербургского университета 70 лет!

Разеев Д. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Попова В. С. Спор о логике в университетской философии Санкт-Петербурга начала XX века. Калининград

Пушкарский А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Кантоведческие семинары философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Артёменко Н. А., Никонова С. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Выдающийся философ и основатель якутского государственного университета

Дьячковский Ким Дмитриевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Философия в университетах и академиях. Россия XVIII-XIX вв

    Наряду с мыслителями дилетантами, любителями, занимавшимися философией по страсти и призванию души, доля коих была в нашем Отечестве всегда велика, в XVIII столетии в России заявляет о себе професси
  • БРАХМА КУМАРИ ВСЕМИРНЫЙ ДУХОВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    международная общественно-религиозная организация, возникшая в Карачи в 1937 г. Основал Б.К. торговец и ювелир Дада Лекхрадж (1876— 1969), имевший серию мистических видений. Последователи Лекхраджа обож
  • ФИЛОСОФИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

    История Московского ун-та восходит к письму Ломоносова И. И. Шувалову (1754), в к-ром предлагалось учредить ун-т в Москве, поскольку ун-т при Академии наук в Петербурге не выполнял, по мнению Ломоносова
  • ФИЛОСОФИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

    Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун-та (1725). В "Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств", утвержденном Петром I, говорилось, что "университ
  • ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-констру
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

    крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавр
  • ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    [англ. open unversity] – образовательное учреждение (обычно гуманитарного профиля), созданное с целью обеспечить взрослому населению более широкий доступ к высшему образованию. Право на поступление пре
  • СРЕДНЕВЕКОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    аналогичная средневековым гильдиям купцов и ремесленников корпорация магистров, имеющих право определять стандарты высшего образования, преподавать и присуждать претендентам на вступление в д
  • Университет

    нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, соста
  • УНИВЕРСИТЕТ АТЕИЗМА

    курсы, создаваемые при райкомах и горкомах КПСС и ВЛКСМ для подготовки по определ. программе квалифицир. пропагандистов атеизма, способных умело вести работу с верующими, активно распространять н
  • ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

    [лат. Magna Charta Universitatum Europearum] – документ, принятый в г.Болонья, Италия в 1988 г. ректорами европейских университетов, ставящий своей целью унификацию образовательных систем, политики развития европейс