Учение

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Ученый
это не тот, кто изучил интеллектуальные ценности, созданные другими людьми, а тот, кто попытался разобраться в чем-то честно и самостоятельно.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Учение
какая-либо теория в совокупности с практикой ее применения. К теории в учении требование истинности не предъявляется, как правило, достаточно наличия последователей.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

УЧЕНЫЙ
специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. В широком смысле понятие учёный относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания.
Литература: [114].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

УЧЕНИЕ
1) одна из сторон процесса обучения – деятельность ученика в овладении знаниями и навыками; 2) совокупность теоретических положений о какой-л. области явлений действительности; 3) система воззрений какого-л. ученого или мыслителя.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Учение
совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности (например, учение о познании (теория познания), учение о методе, учение о порядке, учение эволюционное и др.); система воззрений ученого, мыслителя.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Учение
некоторая система взглядов, воззрений какого-либо ученого или мыслителя, индивидуальное отношение к которой - вопрос логического согласия или веры;
доктрина, принцип или совокупность принципов, или теоретических положений в некотором разделе знания о какой-либо области явлений действительности;
одна из сторон системы процесса обучения - деятельность ученика в овладениями знаниями и навыками.

Источник: Тематический глоссарий по философии

УЧЕНЫЙ
человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью. Профессия ученого возникает в Европе вместе с университетами в Средние века и относится прежде всего к университетским профессорам, обучающим студентов гуманитарным наукам и математике. Становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции 17—18 вв. приводит к различию в обозначении различных типов наук (Science — эмпирическое естествознание и Humanities — гуманитарные науки). Соответственно в английском и французском языках меняется и название специалистов: Scientist — естествоиспытатель и Scholar — гуманитарий. В дальнейшем словом «Scientist» обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин, эмпирически исследующие свои объекты, а не описывающие их тексты, как это свойственно гуманитарным наукам. В ряде других европейских языков, в т. ч. и русском, подобного разделения не произошло. К эпохе Просвещения относится и корпоративное оформление научной профессии, создание сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них системой социального управления и статусной иерархией.
Общественный интерес к науке и ученым возрастает в кон. 19 в. в связи с общей верой в научно-технический прогресс как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта вера впоследствии была существенно поколеблена, научная профессия сохраняет высокий престиж на протяжении всего 20 в. Однако если 1-я пол. века прошла под знаком восторженного преклонения общественного мнения перед всесилием мудрых ученых, то во 2-й пол. столетия в центр внимания стали попадать многочисленные угрозы, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само научное сообщество. Были созданы десятки общественных организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на ряд опасных по своим последствиям исследований. Появляются специальные отрасли науки (напр., биоэтика, и др.), изучающие эту проблематику. См. также статью Наука.
Э. М. Мирский

Источник: Новая философская энциклопедия

ученый
УЧЕНЫЙ — человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью и имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий социальный статус.         Профессия У формируется в Европе вместе со светскими унтами в Средние века и охватывает, главным образом, университетских профессоров, обучающих студентов «свободным искусствам» и гуманитарным наукам, прежде всего, юриспруденции. Основной сферой занятий У является научно-педагогическая деятельность, в то время как исследование рассматривается как способ удовлетворения личностных склонностей и самообразования. В дальнейшем в обозначении У появляются акценты, характеризующие особенности восприятия науки как самими У, так и обществом.         В эпоху Просвещения происходит принципиальный сдвиг в содержании профессии У и ее общественном восприятии. Разделение «естественной истории» и «философии природы» (соответственно «Natural history» и «Natural philosophy») и становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции сопровождается корпоративным оформлением научной профессии, созданием сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них нормативной структурой, системой социального управления и статусной иерархией.         Наука все больше осознается как способ снабжения общества новым знанием, а соответственно, исследовательская деятельность по его получению становится не менее почтенным и важным занятием, нежели трансляция знания новым поколениям через образование. Такое изменение целевой характеристики с неизбежностью предполагало конкуренцию в производстве знания. Естественным шагом, обусловленным конкуренцией, стала интенсификация исследовательского процесса — в нем требовалось обеспечить посильное участие всех членов сообщества, а не только небольшой группы признанных корифеев. Др. шагом становится диверсификация понимания методологии, в задачи которой наряду с обоснованием научного знания теперь входит и организация частных эпистемологических систем, позволяющая относительно самостоятельно развиваться отдельным научным дисциплинам.         В англо- и франкоязычных странах, а именно они были лидерами описываемых процессов, эти изменения были закреплены и в терминах, обозначающих науку: Science — эмпирическое естествознание — и Humanity— гуманитарные науки. Соответственно в англ. и франц. языке меняется и название специалистов: scientist — естествоиспытатель — и scholar — гуманитарий. В дальнейшем термином «scientist» обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин (социология, экономика, демография и т.д.), использующих прямые формы наблюдения и экспериментального исследования своих объектов, а не только критический анализ описывающих их классических текстов. В ряде др. европейских языков, в том числе (рус, нем. и др.) подобного разделения не произошло.         Общественный интерес к науке и ученым возрастает в конце 19 в. в связи с общей верой в научно-технический прогресс как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта вера впоследствии была существеннр поколеблена, научная профессия сохраняет высокий престиж и на протяжении всего 20 столетия. Однако во второй половине столетия в центр внимания стали попадать угрозы миру, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само научное сообщество. Были созданы десятки общественно-политических организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на ряд опасных по своим последствиям исследований. Появились специальные отрасли науки (напр., биоэтика и др.), изучающие эту проблематику.         Радикально изменилось социально-организационная среда деятельности У, а вместе с тем расширились и его функции. Значительная часть фундаментальных и, особенно, прикладных исследований проводится в крупных резидентных (научно-исследовательские институты и лаборатории) или распределенных (научно-исследовательские программы и проекты) организационных комплексах. Все большее число У, в том числе и наиболее продуктивных из них, оказываются нагруженными управленческими функциями. Одновременно с этим постоянно и интенсивно растет слой научной бюрократии, что отражается на общей структуре сообщества.         Еще одним заметным изменением стало расширение участия У в различных механизмах информационного обеспечения и поддержки принятия решений по социально-экономическим проблемам национального, регионального и международного масштаба. У регулярно привлекаются к этой деятельности в качестве экспертов, советников, членов аналитических групп и прогнозных учреждений. Для целенаправленного прикладного использования интеллекта У формируются так называемые «мозговые центры». Особые задачи в этой связи встают перед системой подготовки У в высших учебных заведениях.         В последнее время по мере формирования научно-инновационного комплекса в официальных международных документах (ЮНЕСКО, ЕС) термин «У» все больше вытесняется термином «исследователь» (Forscher, researcher), полностью покрывающим все семантическое поле. Так, в справочнике Фраскати 2002 г., во всех документах стран ОЭСР (Россия не является членом этой организации, но тесно сотрудничает с ней в научно-образовательной сфере) рекомендуется использовать термин «исследователи» определяемый как «профессионалы, занятые постижением или созданием нового знания, продуктов, процессов, методов и систем, а также в управлении такого рода проектами» (Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. Frascati Manual. OECD, 2002).         Э. М. Мирский

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
464.76 кб

Учение В. И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов

Режабек Борис Георгиевич
Идея В. И. Вернадского о Ноосфере сфере Разума, получившая развитие в работах французских ученых Э. Леруа и П.
Читать PDF
320.52 кб

Этико-правовое учение С. Л. Франка

Старосек П. Г.
Читать PDF
257.28 кб

Кантианское учение о трансцендентальной природе целей

Димитрова С. В.
Читать PDF
292.25 кб

Клеомед учение о круговращении небесных тел

Щетников Андрей Иванович
Впервые переведенный на русский язык трактат Клеомеда представляет собой элементарный учебник астрономии в двух частях. Его автор критикует эпикурейцев и одобряет стоиков.
Читать PDF
435.51 кб

Учение Маркса: универсализм и глобализм

Кантор Карл Моисеевич
Читать PDF
326.06 кб

Православное учение о Творце и творении и софиология О. Сергия Булгакова

Макар Амвросий
В статье дается сравнительный анализ православного учения о Творце и творении, об отношении Бога и мира и решения этих вопросов в софиологии о.
Читать PDF
203.65 кб

Учение о взаимозависимом возникновении в буддийской философии

Бережной Сергей Борисович
Читать PDF
285.75 кб

Учение Канта о схематизме понятий чистого рассудка

Огнев А. И.
Читать PDF
226.70 кб

Учение о реальности Канта в понимании и оценке Гартмана

Бутина Елена Александровна
Читать PDF
70.00 кб

Учение о житии Александра Зиновьева

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF
345.71 кб

Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры

Лобовиков Владимир Олегович
Развивается формально-аксиологическая интерпретация учения Парменида и Мелисса о небытии небытия, множества и движения.
Читать PDF
149.26 кб

Учение о свободе воли в трактате Оригена «о началах»

Ерёмина А. В.
Рассматривается категория свободы воли и ее роль в учении Оригена на основании материала, содержащегося в трактате «О началах». Выявляется значение данной категории как одной из ключевых в его космологической системе.
Читать PDF
0.00 байт

Учение Г. С. Сковороды о самопознании как постижение смысла жизни

Смирнова М. А.
Рассматривается учение Григория Сковороды о самопознании, пути достижения человеком счастья как основы смысла жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Учение о совести в отечественной философии с точки зрения конечных целей бытия

Дружинин В. И.
Является продолжением работы по теме «Проблема совести в истории отечественной философии».
Читать PDF
9.47 мб

Достоевский и Ницше. Учение о вечном возвращении

Чижевский Д. И.

Похожие термины:

  • Спиноза: учение об аффектах

    "Под аффектами, — пишет Спиноза, — я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с т
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни

    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в книгах Учения, пре
  • ДИДАХЕ, учение двенадцати апостолов

    памятник раннехристианской литературы (предположительно—кон. 1 или нач. 2 в.). Рукопись (11 в.) была обнаружена в 1873 и опубликована в 1883 (Константинополь). Дидахе представляет собой сборник нравственн
  • АРИСТОТЕЛЕВСКОЕ УЧЕНИЕ О ВРЕМЕНИ КАК МЕРЕ ДВИЖЕНИЯ

    Аристотель обратил свое внимание, фактически, на все основные проблемы времени. С его взглядов берут начало многие развитые впоследствии концепции времени. Приступая к анализу проблемы времени, А
  • УЧЕНИЕ О ЧЕРЕПЕ

    см. Френология.
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

    См. Тайное учение.
  • УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ

    см. Платон, Идея.
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

    см. Социология.
  • АТОМНОЕ УЧЕНИЕ

    атомистика) – учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. у. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц, к-рые до конца 19 в. считались неделимыми. Для
  • Учение о биосфере

    область знания, исследующая историю, структуру и функционирование биосферы (см. Биосфера). Включает ряд научных направлений естественноисторического и общественного профиля. Различают биохимиче
  • Бог, учение о Нем

    (God, Doctrine of). Все учение Библии и вся христианекая теология основаны на том, что есть Бог, и Он обладает высшей властью над вселенной. Библейское понимание Бога. Бытие Бога. Вопросы, затрагивающие реа
  • КАЗНЕЙ БОЖИИХ УЧЕНИЕ

    религиозная историософская доктрина, распространенная в XI-XVII вв. С ее помощью выявлялись причины, движущие силы и нравственное значение исторических событий, в особенности связанных с войнами, пр
  • Социальное учение Русской Православной церкви

    Религ. орг-ции, как правило, имеют свои соц. учения (доктрины), при помощи к-рых они объясняют широкий круг мирских проблем личности и об-ва, свободы и справедливости, брака, семьи и нравственности, эк
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ

    (Geheimlehre), эзотерическое учение — учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются, например, еврейская каббала, греческие мистери
  • УЧЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ

    (Charakterkunde), характерология — учение о формировании и сущности характера и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности). Это учение ставит себе целью объяс
  • УЧЕНИЕ О МНОЖЕСТВАХ

    (Mengenlehre)—разработанный математиком Георгом Кантором ( 1845— 1918) аналитический метод для преодоления парадоксальности бесконечных областей и дефиниции понятия множества, лишенного внутреннего про
  • Локк: опыт о человеческом разумении. Простые и сложные идеи. Учение о языке

    Перед нами — "идея", важнейшее понятие Локковой философии. Слово-то это давнее, но Локк придает ему особое значение, существенно отличное от толкования идей в предшествующей, последующей и совреме
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества

    Феноменология Гуссерля—учение, которое постоянно видоизменялось, сохраняя, правда, некоторые центральные для него темы и понятия. Еще в ранних работах Гуссерль различил, а в поздних многосторонн
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности

    Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, касающиеся Я
  • УЧЕНИЕ О ПОРЯДКЕ

    (Ordnungslehre), наука о порядке — введенное В. Оствальдом, Дришем и американским философом Ройсом обозначение логики (в самом широком смысле общего учения о предметах, или теории науки). Н. Driesch. О., 1912; W. Ostw