ТРОИЦА
ТРОИЦА
триединство. В христианстве — единый по своей сущности Бог, имеющий три личных проявления (лица, ипостаси): Бог Отец, Бог Сын (Христос) и Бог Дух Святой. Учение о Троице относится к числу важнейших христианских догматов.
ТРОИЦА
триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше нач. 5 в. Эта догма напоминает представления индусов о тримурти, а также учение неоплатоников о первоедином разуме и мировой душе.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Троица
христ.) – единый христианский бог, представляемый в трех ипостасях: Отец – безначальное первоначало, Сын – Логос, или абсолютный Смысл, воплотившийся в Иисусе Христе, и Дух святой – «животворящее» начало. Все они участвуют в сотворении и бытии мироздания по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено через него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность).
Источник: Мифологический словарь
ТРОИЦА
христианский праздник, который отмечается на 50-й день после Пасхи (отсюда его другое название – Пятидесятница). В его основу положено новозаветное повествование о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Иисуса Христа, вследствие чего они “заговорили на разных языках, никогда им не учившись”. В богословии это повествование истолковывается как указание Христа нести благую весть “всем народам и языкам”. Праздник Троицы сложился в 4 в. после того, как был принят догмат о триединстве Бога.
Источник: Религиоведческий словарь
ТРОИЦА
1) в древних религиях три наиболее почитаемых божества, находящиеся в тесной взаимосвязи, но выполняющие различные функции; Осирис, Исида и Гор в Древнем Египте; Брахма, Вишну и Шива в индуизме; Ану, Эа и Бэл в Вавилоне; 2) в христианстве единый по своей сущности Бог, имеющий три личных проявления (лица, ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог – Дух Святой. Учение о Троице относится к числу важнейших христианских догматов; 3) один из главных христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название – Пятидесятница).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ТРОИЦА
Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в
трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в
каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил
Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и
собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из
бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам,
в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь
одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из
Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа",
он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был
женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как
к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.
трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в
каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил
Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и
собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из
бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам,
в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь
одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из
Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа",
он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был
женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как
к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.
Источник: Теософский словарь
Троица
Христианство учит, что «Единый Бог троичен». При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица; другие говорили, что в Боге три ипостаси. Доктрина, согласно которой Бог един, однако, по словам Матфея (28:19), проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Святой Дух; эта теория была обоснована Августином в его трактате «De Trinitate» (лат. «О Троице»). Отсутствие этой темы в древнехристианском и раннесредневековом религиозном искусстве объясняется, вероятно, нежеланием натуралистично изображать первое лицо Троицы, которое, будучи невидимым, было непознаваемым. Троица, таким образом, могла изображаться в виде идеограммы, например, трех соединенных кругов. Бог-Отец первоначально изображался в виде символического ока или руки, простирающейся из облака, возможно, держащей корону. Святой Дух наиболее часто символизировался голубем. В живописи Голубь парит прямо над головой Христа. Другой, менее распространенный тип, который существовал вместе с данным, изображает Троицу в виде трех человеческих фигур.
Источник: Православный церковный словарь.
ТРОИЦА
1). Принятый в православии христ. догмат о триедином боге, т. е. о божестве, существующем в трех лицах, или ипостасях: бога-отца, бога-сына и бога-духа святого. Ведет начало от представлений о троицах богов, сложившихся во мн. древн. религиях: древнеегипетской - Осирис, Исида, Гор; древнеиндийской - Брахма, Вишну, Шива и др. По мнению ученых, в этих представлениях нашел отражение факт существования моногамной семьи. Вера в Т. занимает центр, место в правосл. символе веры. 2). Праздник, к-рый входит в число двунадесятых в рус. православии. В его основе - миф о сошествии св. духа на апостолов на 50-й день после пасхи, почерпнутый в новозаветн. книге Деяния апостолов. Этому событию церковь придает большое значение, ибо оно толкуется как указание Христа нести весть о христ-ве всем народам. Праздник Т. возник в конце 4 в. после того, как в 381 на^-церк. соборе в Константинополе был официально принят догмат о Т. На Руси Т. слилась с бытовавшим у славян праздником семик, вобрав в себя мн. семикские обряды, связанные гл. обр. с почитанием духов растительности. Отсюда обычаи украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березок и др. Популярность Т. в значит, степени обязана семику, к-рый, как считают исследователи, был любимым народи, празднеством на Руси. Нельзя не учитывать и того, что Т. оказалась связана с важной вехой в хозяйств, жизни сельск. населения - окончанием весенних полевых работ. Семикские обряды и поныне составляют важную часть ритуала Т., хотя практич. к ее содержанию никакого отношения не имеют.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ТРОИЦА
1) по христ. представлениям, 3 лица бога - бог-отец. бог-сын и бог-дух святой. Вера в то, что бог существует в 3 лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церк. соборе в Константинополе в 381. Внушая ее своим последователям, христ. церковь подчеркивает «непостижимость» догмата для человеч. разума, что якобы свидетельствует о его сверхъестест. характере. В действительности представления о божеств. Т. сложились в глубокой древности. Т. существовали в религиях Др. Египта (Осирис, Исида, Гор), Др. Индии (Брахма, Вишну, Шива), Вавилонии (Ану, Эа, Бэл) и др., явившись отражением факта существования моногамной семьи. По мнению ряда исследователей, Т. богов возникли как связующее звено между многобожием и единобожием в период перехода от, политеизма к монотеизму; 2) христ. праздник, относящийся в православии к двунадесятым праздникам. Отмечается на 50-й день после пасхи (отсюда его др. название - пятидесятница). Содержание Т. составляет почерпнутый из новозаветной кн. Деяния апостолов» миф о сошествии «св. духа» на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они «заговорили на разных языках, никогда им не учившись». В богословии этот миф толкуется как указание Христа нести весть о христианстве «всем народам и языкам». В христианстве праздник сложился в 4 в., после того как был принят догмат о Т. Заимствовав мн. элементы из иуд. пятидесятницы, он вобрал в себя обычаи и обряды народных празднеств тех стран, где утверждался вместе с христианством. Так, на Руси Т. слилась с широко отмечавшимся праздником семикам. Семицкие обычаи, берущие начало в верованиях др. славян, почитавших духов растительности, сохранились в культе Т., хотя никакого отношения к церк. мифу о сошествии «св. духа» на апостолов не имели. Т. привлекала к себе верующих прежде всего тем, что с ней совпадало завершение важного с.-х. цикла. Для многих привлекательной была и обрядовая сторона праздника, включающая поминание умерших, украшение жилищ зеленью и т. п. Ныне былая популярность Т. утрачена, хотя она по традиции продолжает отмечаться, преимущественно в сельской местности.
Источник: Атеистический словарь
Троица
1. Христ. догмат, утверждающий, будто единый бог существует в трех лицах: бога-отца, бога-сына, бога-духа святого. Неприемлемый для разума, он тем не менее считается одним из основных догматов, к-рый должен слепо приниматься на веру всеми христианами. Представление о Т. сложилось в христианстве не сразу. Исследователи относят его возникновение к середине 2 в., а оформляется в законченном виде оно позднее. Истоки его лежат в древн. представлениях о божественных семействах (напр., древнеегипетская Т. — Осирис, Исида, Гор), о Т. богов (в Др. Индии — Брахма, Вишну, Шива; в Вавилонии — Ану, Эа, Бэл и т. д.). Божественные семейства возникают в сознании наших далеких предков как отражение факта существования моногамной семьи, а Т. богов, по мнению нек-рых ученых, является моментом в процессе перехода религии от политеизма к монотеизму, когда выделяются гл. боги. Христ. догм, о Т. окончательно утверждается на II Константинопольском вселенском соборе в 381 г. и в течение многих столетий служит средством укрепления веры в бога, его всемогущества.
2. Один из наиболее значительных христ. праздников, отмечаемый на 50-й день после пасхи (его нередко называют пятидесятницей). В его основе лежит миф о сошествии «святого духа» на апостолов, приводимый в новозаветной книге «Деяние апостолов», хотя, как и другие праздники христианства, он заимствовал многие черты и обычаи языческих празднеств. В частности, он сохраняет отдельные элементы древнееврейского праздника пятидесятницы, возникшего в период перехода кочевых племен к оседлому образу жизни, от скотоводства к земледелию. Т. сохраняет ряд обрядов древнеславянского праздника Семика, во время к-рого славяне приносили жертвы духам растительности и духам предков, пытаясь заручиться их поддержкой и покровительством. В христианстве Т. используется духовенством для пропаганды всемогущества божьего, для проповедей, призывающих к распространению христ. вероучения, ибо сам факт «сошествия святого духа» на апостолов трактуется как начало широкого распространения христианства. Рядовых верующих, как правило, привлекает к Т. обрядовая сторона, включающая в себя поминание умерших, украшение жилищ березовыми ветками и т. п.
2. Один из наиболее значительных христ. праздников, отмечаемый на 50-й день после пасхи (его нередко называют пятидесятницей). В его основе лежит миф о сошествии «святого духа» на апостолов, приводимый в новозаветной книге «Деяние апостолов», хотя, как и другие праздники христианства, он заимствовал многие черты и обычаи языческих празднеств. В частности, он сохраняет отдельные элементы древнееврейского праздника пятидесятницы, возникшего в период перехода кочевых племен к оседлому образу жизни, от скотоводства к земледелию. Т. сохраняет ряд обрядов древнеславянского праздника Семика, во время к-рого славяне приносили жертвы духам растительности и духам предков, пытаясь заручиться их поддержкой и покровительством. В христианстве Т. используется духовенством для пропаганды всемогущества божьего, для проповедей, призывающих к распространению христ. вероучения, ибо сам факт «сошествия святого духа» на апостолов трактуется как начало широкого распространения христианства. Рядовых верующих, как правило, привлекает к Т. обрядовая сторона, включающая в себя поминание умерших, украшение жилищ березовыми ветками и т. п.
ТРОИЦА
1. Одно из самых нелепых, но возведенных в догмат представлений христ. религии, согласно к-рому бог един, но в то же время и троичен, выступая в трех лицах (ипостасях) - как бог-отец, бог-сын Иисус Христос и бог-дух святой. Не в силах рационально объяснить «троичность единого», церковники ссылаются на «непостижимую тайну божества». Вплоть до наст. вр. между православием и католицизмом идут бессмысл. опоры, исходит ли дух только «от отца» или «и от сына» (см. Филиокве). Учение о троичности бога было первоначально чуждо христианству. В самом раннем христ. произведении, вошедшем в состав Нового завета - «Откровении Иоанна» («Апокалипсисе») - нет упоминания о Т. «Святая троица не только неизвестна, она здесь невозможна,- - писал Ф. Энгельс об этой книге. - Вместо позднейшего одного святого духа мы имеем здесь «семь духов божиих», сконструированных раввинами на основании Книги Исайи, гл. XI, 2. Христос—-сын божий, первый и последний, альфа и омега, но отнюдь не сам бог или равный богу; напротив, он - «начало творения божьего», следовательно, существующая испокон веков, но подчиненная эманация бога, как и упомянутые семь духов» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 22, с. 447). Нот представления о Т. и в написанных позже «Апокалипсиса» «посланиях» мифич. ал. Павла. В неразвитой форме учение о трех ипостасях божества появляется лишь в евангелиях, написанных уже в сер. II в. н. э. Учение о Т. в христианстве сложилось прежде всего под влиянием вост. религий, в частности под влиянием их идеи о том, что миром управляют три гл. божества (в брахманизме Брахма, Вишну, Шива - т. н. тримурти, в вавилонской религии Ану, Энлиль, Эа), и их представлений о «трехчленных» божеств, семействах (триадах), состоящих из бога-отца, бога-матери и бога-чына (напр., в древнеегипетской религии - Осирис, Лсида, Гор), Христ. представление о «духе святом» в значит. мере порождено представлением о богине-матери (в др.сирийском переводе Евангелия от Иоанна, гл. XIV, ст. 26 читается: «дух святой... она научит вас всему»). Немаловажную роль в выработке христ. догмата о Т. сыграли также вульгаризир. религ.-филос. учения о боге и его посредниках (Филон писал о логосе-слове, к-рое одновременно и бог и посредник). Учение о Т. было окончательно принято церковью и введено в «символ веры» на I и II вселенских соборах в 325 и 381. Догмат о Т. явился компромиссом между унаследованной от иудаизма идеей единого бога и бытовавшими среди массы христиан, еще связанных с «язычеством», элементами культов многобожья.
Позднее церковь, учитывая неискушенность массы верующих в богосл. премудростях, фактически заменяла абстрактное понятие о третьем члене Т. - «святом духе» - представлением о богине-матери - богородице. В нар. верованиях, в частности у католиков, Т. представляется как «святое семейство»: Иисус, Мария, Иосиф.
2. Религ. праздник в христианстве, отмечаемый в мае - июне, на 50-й день после пасхи, а потому называемый также пятидесятницей. Первоначально этот праздник был др.-евр. земледельч. праздником жатвы пшеницы, но уже в иудаизме он был переосмыслен и посвящен мифич. событию - «дарованию» богом «закона» иудеям на г. Синае через «пророка» Моисея (см. Заповеди). Вырабатывая собств. культ, христ. церковь сохранила этот праздник, но придала ему иное значение, поставив в связь с мифом о «сошествии св. духа» на апостолов в день пятидесятницы и о получении ими «пророч.» дара для проповеди христианства (Деян. 2, 1—18). Приурочивая «сошествие св. духа» ко дню пятидесятницы, церковь символизировала замену «закона Моисея» «законом евангелия». Собственно «сошествию бога-духа» церковь посвящает второй день праздника - «духов день», а в целом праздник использует для культа Т. и Христа, т. к. идея «бога-духа» массам никогда не была понятна. После распространения христианства на Руси праздник Т. слился также с др.cлав. праздником семиком, во время к-рого древние славяне посредством разного рода магич. действий (украшение березки, бросание срубленной березки в реку и т. п.) и жертвоприношений рассчитывали получить благорасположение и содействие духов растительности и духов предков, влиявших, по поверьям, на урожай. Правосл. духовенство, выдавая церк. праздник Т. за народный, спекулирует на традиции и развертывает в дни его проведения активную пропаганду религии. В наст. вр. празднование Т. верующими является одним из религ. пережитков и приносит немалый вред коммунистич. воспитанию трудящихся.
Позднее церковь, учитывая неискушенность массы верующих в богосл. премудростях, фактически заменяла абстрактное понятие о третьем члене Т. - «святом духе» - представлением о богине-матери - богородице. В нар. верованиях, в частности у католиков, Т. представляется как «святое семейство»: Иисус, Мария, Иосиф.
2. Религ. праздник в христианстве, отмечаемый в мае - июне, на 50-й день после пасхи, а потому называемый также пятидесятницей. Первоначально этот праздник был др.-евр. земледельч. праздником жатвы пшеницы, но уже в иудаизме он был переосмыслен и посвящен мифич. событию - «дарованию» богом «закона» иудеям на г. Синае через «пророка» Моисея (см. Заповеди). Вырабатывая собств. культ, христ. церковь сохранила этот праздник, но придала ему иное значение, поставив в связь с мифом о «сошествии св. духа» на апостолов в день пятидесятницы и о получении ими «пророч.» дара для проповеди христианства (Деян. 2, 1—18). Приурочивая «сошествие св. духа» ко дню пятидесятницы, церковь символизировала замену «закона Моисея» «законом евангелия». Собственно «сошествию бога-духа» церковь посвящает второй день праздника - «духов день», а в целом праздник использует для культа Т. и Христа, т. к. идея «бога-духа» массам никогда не была понятна. После распространения христианства на Руси праздник Т. слился также с др.cлав. праздником семиком, во время к-рого древние славяне посредством разного рода магич. действий (украшение березки, бросание срубленной березки в реку и т. п.) и жертвоприношений рассчитывали получить благорасположение и содействие духов растительности и духов предков, влиявших, по поверьям, на урожай. Правосл. духовенство, выдавая церк. праздник Т. за народный, спекулирует на традиции и развертывает в дни его проведения активную пропаганду религии. В наст. вр. празднование Т. верующими является одним из религ. пережитков и приносит немалый вред коммунистич. воспитанию трудящихся.
Троица
греч. «триада», лат. Trinitas), в христианском богословии Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа Святого — «животворящего» начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (срв. Тримурти — триединство Брахмы, Шивы и Вишну — в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9 = 3x3 — в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трехликой Гекаты — в греческой мифологии; «семейные» триады Юпитер-Юнона-Минерва и Церера-Либера-Либер — в римском культе и т. п.). Однако ипостаси или Лица христианской Т. — не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии. Их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличеиность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, Они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостояшпо и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. христианства — это различие между взаимоиереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников — тема «Т.» Андрея Рублева). Т. в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней Абсолюта, какова философская триада неоплатонизма; все три Лица «равночестны». Все Они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено от Него бытием), через Сына (ибо устроено через Его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от Него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение «Ты» и «Я» в «Он»), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, третья ипостась «исходит» от первой, как единственной бытийственной пра-основы, по католической — от первой и второй, как реальность соединяющей их любви. Т. долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что Бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал Себя зримым и явленным; все прочее — предосудительные фантазии. Однако явление трех Ангелов Аврааму, изображенное еще на мозаиках V-VI вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т.; так возникает иконографический тип «Т. ветхозаветной», доведенной до совершенства художником Андреем Рублевым. С другой стороны, еще в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. и. «Т. новозаветную» — Отца в виде старца, Христа как отрока иа Его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от Него, и Духа — над Ними Обоими в виде голубя, как Он явился, согласно Евангелиям, в момент Крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, Которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеиьятура в Ватикане, возлагают венец на голову Девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времен Ренессанса все более частыми. Еще раньше, с XII в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: Он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладет Себе на колени Его безжизненное тело и т. п. (нем. «Gnadenstuhl». «престол милосердия»). Столь важные моменты христианской доктрины, как «единосущие» трех Лиц и Их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим Лицам Т., представленным в человеческом облике); для Рублева, напротив, именно они служили вдохновляющей темой. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
ТРОИЦА
лат. Trinitas) — наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинополъском символе веры. Его разработка принадлежит богословам патриотической эпохи (4—8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы — Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник. Божества: Он предвечно (т. е. до начала тварного времени, в вечности, «всегда») рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое «дыхание»). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю «структуру» Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но «триединством», т. е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула «один равен трем» выражает различение в нем — точнее, в нетварном бытии Бога — сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т. е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого «бытию другого» (человеческие личности) и «другому бытию» (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть «вещью в себе», т. е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога ( ), а с другой — модуса, или способа, ее существования ( личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин «ипостась» здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым «логосом» (essentia), но и «отношением к другому» (communio). Другими словами, бытие Бога есть «бытие-в-общении». Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными «по ипостаси», экзистенциально отличными. Т. о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т. е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как «вечное движение в любви». Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.
А. И. Кырлежев
А. И. Кырлежев
Источник: Новая философская энциклопедия
Троица
(Trinity).
Термин, указывающий на единого Бога в трех лицах. Хотя это слово и не встречается в Св. Писании, оно было признано пригодным для обозначения единого Бога, Который открыл себя в Св. Писании как Отец, Сын и Св. Дух. Понятие "Троица" означает, что внутри единой сущности Божества мы должны различать три "лица", крые, с одной стороны, не представляют собой трех богов, а с другой не выступают в качестве трех частей или способов проявления Бога, но суть единый вечный Бог, изначально равный самому себе.
Важнейшая роль ВЗ в формировании учения о Троице состояла в подчеркивании единства Бога. Бог Библии это не множество богов и не один из многих. Он единственный и неповторимый: "...Господь, Богнаш, Господь един есть" (Втор 6:4). Он Богревнитель и не потерпит никаких иных богов, крые могли бы соперничать с Ним. Поэтому здесь нет и не может быть никаких оснований длятритеизма.
В ВЗ содержатся ясные указания на триединство Бога, напр. частые упоминания Духа Божьего (Быт 1:2 и мн. др.) и обещания Бога послать Ангела (Исх 23:23). Следует указать на употребление формы мн.ч. применительно к намерениям и действиям Бога (Быт 1:26), на форму мн.ч. существительного "Бог" и на характер богоявления в эпизоде с Авраамом (Быт 18). Сила Его слова (Пс 32:6) и мудрости (Притч 8:12) тоже косвенно указывают на триединство, а известное место у Исаии (48:16), к-рое в контексте строжайшего монотеизма звучит поистине загадочно, в наибольшей степени приближается к представлению о Троице.
В НЗ нет ясно сформулированного учения о Троице (мы не принимаем во внимание 1 Ин 5:7б8а), однако тексты НЗ неизменно свидетельствуют о божественном триединстве. Бога попрежнему проповедуют как единого Бога (Гал 3:20), но Иисус уже провозглашает свою божественность (Ин 8:58), пробуждая веру и поклонение в своих учениках и принимая ее (Мф 16:16; Ин 20:28). Как Сын или Слово он может считаться равным Богу (Ин 1:1) и тождественным Отцу, что мы и встречаем в приветствиях ап. Павла (1Кор 1:3 и мн. др.). Однако и Дух, или Утешитель, входит в это же взаимное соотношение (ср. Ин 1416).
Поэтому неудивительно, что, хотя в НЗ и нет догматических определений триединства, в нем содержатся ясные указания на три лица Бога. Они упоминаются в эпизоде крещения Иисуса (Мф 3:1617). Его ученики получают повеление крестить во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28:19). В развернутой форме благословения ап. Павел желает всем верным благодати Сына, любви Бога и общения Св. Духа (2 Кор 13:13). Всвязисобетованием спасения о верующих говорится, что они избраны Отцом и освящены Духом "к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет 1:2).
Христианство подразумевает веру в то, что Иисус Спаситель и Господь; значит, представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения Церкви как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа Его единственного Сына и Св. Духа. Поэтому одна из важнейших задач, крые поставила перед собой патристика, особенно в контексте монотеизма сводилась к тому, чтобы раскрыть содержание этого исповедания, причем основной целью была здесь защита учения о Троице от тритеизма, с одной стороны, и от монархианства с другой.
В сформировавшемся учении о Троице представление о единстве Бога надежно ограждено от критических нападок указанием на то, что в Боге лишь одна сущность, или субстанция. При этом божественность Иисуса Христа утверждалась во всей полноте, вопреки тем, кто полагал, что Иисус был лишь впоследствии принят Богом на правах сыновства или что Он предсущий, но все равно сотворен Богом. Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы Отца, Сына и Св. Духа в корне пресекают любые попытки представить дело так, что три ее лица всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения. Бог един, однако сам в себе и от вечности Он есть Отец, Сын и Св. Дух триединый Бог.
Многие апологеты находят некрые аналогии троичности и в природе вообще, и в конституции человека. Это может представлять определенный интерес, но едва ли уместно придавать таким поискам слишком большое значение. Куда более глубокой представляется мысль Августина о том, что без Троицы не может быть общения или любви в Боге, ибо божественное триединство включает в себя взаимную соотнесенность, в крой божественные совершенства обретают вечное осуществление и выражение, независимо от того, сотворены ли мир и человек.
В рассуждениях рационалистически настроенных критиков учения о Троице легко найти слабое место, ибо они пытаются дать истолкование Творцу в терминах творения, т.е. объяснить единство Бога в терминах математического единства. Более научным будет подход верующего христианина, крый учится познанию Бога у самого Бога, действующего ради нас и свидетельствующего о своих деяниях в Св. Писании. Христианина ничуть не смутит, если элемент таинственного и необъяснимого не позволит до конца провести анализ исследуемого материала и прийти к полному пониманию, ибо он знает, что он всего лишь человек, а Бог есть Бог. Поскольку в божественных деяниях, засвидетельствованных в Библии, единый Бог открывает ся как Отец, Сын и Св. Дух, то в своей подлинной вере христианин должен " исповедовать славу вечной Троицы ".
G. W. Bromiley (пер. В. Р.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics, 1/1,811; J. F. BethuneBaker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine, 139ff.;W.H. Griffith Thomas, The Principles of Theology, 2031; J. Moltmann, The Trinity and the Kingdom; R. W. Jensen, The Triune Identity; P. Toon and J. Spiceland, One God in Trinity; E.J. Fortman, The Triune God; D. M. Baillie, God Was in Christ; C. W. Lowry, The Trinity and Christian Devotion; E. Jungel, The Doctrine of the Trinity; K. Rahner, What Is the Trinity? C.F.D. Moule, "The NT and the Doctrine of the Trinity", ExpT 78:16 ff.; T.F. Torrance, "Toward an Ecumenical Consensus on the Trinity", TZ 31:337 ff.
См. также: Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем.
Термин, указывающий на единого Бога в трех лицах. Хотя это слово и не встречается в Св. Писании, оно было признано пригодным для обозначения единого Бога, Который открыл себя в Св. Писании как Отец, Сын и Св. Дух. Понятие "Троица" означает, что внутри единой сущности Божества мы должны различать три "лица", крые, с одной стороны, не представляют собой трех богов, а с другой не выступают в качестве трех частей или способов проявления Бога, но суть единый вечный Бог, изначально равный самому себе.
Важнейшая роль ВЗ в формировании учения о Троице состояла в подчеркивании единства Бога. Бог Библии это не множество богов и не один из многих. Он единственный и неповторимый: "...Господь, Богнаш, Господь един есть" (Втор 6:4). Он Богревнитель и не потерпит никаких иных богов, крые могли бы соперничать с Ним. Поэтому здесь нет и не может быть никаких оснований длятритеизма.
В ВЗ содержатся ясные указания на триединство Бога, напр. частые упоминания Духа Божьего (Быт 1:2 и мн. др.) и обещания Бога послать Ангела (Исх 23:23). Следует указать на употребление формы мн.ч. применительно к намерениям и действиям Бога (Быт 1:26), на форму мн.ч. существительного "Бог" и на характер богоявления в эпизоде с Авраамом (Быт 18). Сила Его слова (Пс 32:6) и мудрости (Притч 8:12) тоже косвенно указывают на триединство, а известное место у Исаии (48:16), к-рое в контексте строжайшего монотеизма звучит поистине загадочно, в наибольшей степени приближается к представлению о Троице.
В НЗ нет ясно сформулированного учения о Троице (мы не принимаем во внимание 1 Ин 5:7б8а), однако тексты НЗ неизменно свидетельствуют о божественном триединстве. Бога попрежнему проповедуют как единого Бога (Гал 3:20), но Иисус уже провозглашает свою божественность (Ин 8:58), пробуждая веру и поклонение в своих учениках и принимая ее (Мф 16:16; Ин 20:28). Как Сын или Слово он может считаться равным Богу (Ин 1:1) и тождественным Отцу, что мы и встречаем в приветствиях ап. Павла (1Кор 1:3 и мн. др.). Однако и Дух, или Утешитель, входит в это же взаимное соотношение (ср. Ин 1416).
Поэтому неудивительно, что, хотя в НЗ и нет догматических определений триединства, в нем содержатся ясные указания на три лица Бога. Они упоминаются в эпизоде крещения Иисуса (Мф 3:1617). Его ученики получают повеление крестить во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28:19). В развернутой форме благословения ап. Павел желает всем верным благодати Сына, любви Бога и общения Св. Духа (2 Кор 13:13). Всвязисобетованием спасения о верующих говорится, что они избраны Отцом и освящены Духом "к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет 1:2).
Христианство подразумевает веру в то, что Иисус Спаситель и Господь; значит, представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения Церкви как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа Его единственного Сына и Св. Духа. Поэтому одна из важнейших задач, крые поставила перед собой патристика, особенно в контексте монотеизма сводилась к тому, чтобы раскрыть содержание этого исповедания, причем основной целью была здесь защита учения о Троице от тритеизма, с одной стороны, и от монархианства с другой.
В сформировавшемся учении о Троице представление о единстве Бога надежно ограждено от критических нападок указанием на то, что в Боге лишь одна сущность, или субстанция. При этом божественность Иисуса Христа утверждалась во всей полноте, вопреки тем, кто полагал, что Иисус был лишь впоследствии принят Богом на правах сыновства или что Он предсущий, но все равно сотворен Богом. Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы Отца, Сына и Св. Духа в корне пресекают любые попытки представить дело так, что три ее лица всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения. Бог един, однако сам в себе и от вечности Он есть Отец, Сын и Св. Дух триединый Бог.
Многие апологеты находят некрые аналогии троичности и в природе вообще, и в конституции человека. Это может представлять определенный интерес, но едва ли уместно придавать таким поискам слишком большое значение. Куда более глубокой представляется мысль Августина о том, что без Троицы не может быть общения или любви в Боге, ибо божественное триединство включает в себя взаимную соотнесенность, в крой божественные совершенства обретают вечное осуществление и выражение, независимо от того, сотворены ли мир и человек.
В рассуждениях рационалистически настроенных критиков учения о Троице легко найти слабое место, ибо они пытаются дать истолкование Творцу в терминах творения, т.е. объяснить единство Бога в терминах математического единства. Более научным будет подход верующего христианина, крый учится познанию Бога у самого Бога, действующего ради нас и свидетельствующего о своих деяниях в Св. Писании. Христианина ничуть не смутит, если элемент таинственного и необъяснимого не позволит до конца провести анализ исследуемого материала и прийти к полному пониманию, ибо он знает, что он всего лишь человек, а Бог есть Бог. Поскольку в божественных деяниях, засвидетельствованных в Библии, единый Бог открывает ся как Отец, Сын и Св. Дух, то в своей подлинной вере христианин должен " исповедовать славу вечной Троицы ".
G. W. Bromiley (пер. В. Р.) Библиография: К. Barth, Church Dogmatics, 1/1,811; J. F. BethuneBaker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine, 139ff.;W.H. Griffith Thomas, The Principles of Theology, 2031; J. Moltmann, The Trinity and the Kingdom; R. W. Jensen, The Triune Identity; P. Toon and J. Spiceland, One God in Trinity; E.J. Fortman, The Triune God; D. M. Baillie, God Was in Christ; C. W. Lowry, The Trinity and Christian Devotion; E. Jungel, The Doctrine of the Trinity; K. Rahner, What Is the Trinity? C.F.D. Moule, "The NT and the Doctrine of the Trinity", ExpT 78:16 ff.; T.F. Torrance, "Toward an Ecumenical Consensus on the Trinity", TZ 31:337 ff.
См. также: Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
ТРОИЦА
центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения; причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано "прикровенно", то в Новом Завете оно уже эксплицировано "откровенно" и "открыто". Концептуальная экспликация идеи Т., а также введение понятий Т. и ее Божественных ипостасей (ликов) были осуществлены в рамках патристики (см. Тертуллиан), однако соответствующие идеи были сформулированы уже в неоплатонизме (понимание Плотином "Творца" как породившего "такого сына, как ум, прекрасного отрока", закладывающее идею Логоса как объединяющей фигуры в структуре Т.). Важным этапом эволюции идеи Т. была данная Августином ее психологически артикулированная интерпретация (Т. как имманентно внутренний Божественный диалог любви и самопознания), задавшая мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства. Идея множественности бытия бога генетически восходит к архаическим мифологиям (см. аватара в индуизме как воплощение бога в ином боге, человеке или животном, существующее параллельно с исходным богом или другими его воплощениями-аватарами), структура троичности также является фундаментальной для мифологии (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти как единство Брахмы, Шивы и Вишну и др.). Однако, в христианском вероучении, конституированном как яркий теизм с характерным для него напряженно-личностным восприятием персонифицированного Бога и установкой на имманентный диалогизм, идея триады наполняется принципиально новым - коммуникативным смыслом: троичность Бога как способ бытия реализуется в качестве взаимного личного отношения внутри Т. - общения Отца, Сына и Святого Духа (отсюда нередкие параллели трех ликов Т. с тремя грамматическими лицами: разрешение Я и Ты в Он). Это коммуникационное единство артикулируется в христианстве как диалог и как взаимная любовь, что находит свое выражение в двух типах иконографии Т.: так называемой "ветхозаветной" ("беседа" в русской иконописи, классическим образцом которой является "Троица" А. Рублева) и так называемой "новозаветной" ("отечество", т.е. изображения Бога-Отца с отроком Христом на его лоне в русской иконописи 16-17 вв., и западноевропейское "милосердие", т.е. изображение Саваофа с распятым Христом, по жанру близкое к "пьетте"). Три лика Т. аксиологически равнозначны ("равночестны"), однако функционально дифференцируются: так, в сотворении мира Бог-Отец задает онтологическую феноменальность мира (наделяет бытием), Бог-Сын - "устрояет" (наделяет смыслом - отсюда трактовка Христа как Логоса), Бог-Дух Святой задает мировое жизненное единство (наделяет целостностью), - таким образом, мир от Отца, через Сына и в Духе. Интерпретация христианством Бога как "единого в трех лицах" задает теоретическую возможность вариативного моделирования соотношения ликов Божества внутри Т. В частности, для христианства чрезвычайно остро встала проблема трактовки второго звена Т. - Иисуса Христа как Бога-Сына. Прежде всего, это касается вопроса о его природе. В отличие от аватары или ботхисатвы, Иисус Христос трактуется как реальный богочеловек, не могущий быть воплощенным в ином естестве, т.е. единичный "не через смешение сущностей" (полубог - получеловек), но "через единство лица": "Видевший меня видел Отца... Я в Отце и Отец во мне" (Ин, 14, 9-10). Раннее христианство характеризуется острыми христологическими спорами (2-7 вв.) в рамках которых природа Христа вариативно интерпретировалась и как сотворенная (ариане), и как маска Абсолюта, в принципе могущая быть снятой (докеты) и потому не должная рассматриваться как тождественная Божественному Логосу (несториане), и как сугубое естество (монофизиты), и как сугубая воля (монофелиты) и мн. др. Канонически в Никео-Цареградском Символе Веры зафиксирован тезис о "богочеловеческой природе" Христа, который, однако, оставляет открытым вопрос, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца или также и от Бога-Сына (проблема филиокве). Расхождения по данному вопросу легли в основу разделения единой христианской церкви на западную и восточную ветви христианства (1054): если православие полагает, что Святой Дух исходит исключительно от Бога-Отца, то в католицизме формула филиокве (лат. filioque - "и от сына") принята как догмат. Экуменистическое движение христианских конфессий за интеграцию христианской церкви как единой реализуется на социально-институционном уровне и не снимает проблемы филиокве как содержательной. Кроме того, необходимость вписывания тринитарного догмата в контекст вероучения, конституировавшегося как последовательный теизм и строгий монотеизм, вызвала в рамках исторической эволюции христианства развитие унитаристских тенденций. Начиная с 2 в., в раннем христианстве развивается течение антитринитаризма (греч. anti - против и лат. trinitas - Т., основанного на вере в единого Бога, всепроницающего и представляющего собой высший разум, и отрицающего триединство Бога, божественное происхождение Христа и его искупительную жертву, а - соответственно - и учение о первородном грехе. Аналогично, в возникшем в 4 в. арианстве (от имени Александрийского пресвитера Ариана) рассматривается второе лицо Т. - Христос - как сотворенный Богом-Отцом, т.е. тварный, а значит, "и в чем не подобный Богу-Отцу". - Возникший как раннехристианская ересь, антитринитаризм вновь и вновь актуализируется в ходе исторической эволюции христианства. Значительными вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация так называемых варварских народов (готов, вандалов и лангобардов) в 6-7 вв. В эпоху Реформации антитринитаризм распространился в Италии и параллельно (в сер. 16 в.) в России (дело М.С. Башкина), и преследуемые тринитарии, эмигрируя - соответственно - в Германию и Литву, встречаются в Польше, где оформляются многочисленные и имеющие тенденцию к сближению различные направления антитринитаризма, среди которых могут быть названы: польские братья (польское арианство), отколовшиеся от кальвинизма; социанство; буднеизм (от имени С. Будного, чьи анти-тринитарные взгляды были аргументированы в "Кратком доказательстве того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец" ("Brevis demonstratio guod Christus non sit ipse Deus, gui est Pater", 1574), послужившем средством организационного оформления антитринитариев; "новое учение" сторонников бежавшего из России проходившего по делу М.С. Башкина Феодосия Косого с его идеей Бога как "духовного разума" и унитаристским тезисом "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах". В 17 в. центр антитринитаристских настроений сдвигается в Венгрию и Трансильванию, оформляясь в 18 в. в движение аврамитов. За антитринитаризм как ересь подвергался преследованиям Дж. Пристли, эмигрировавший в 1791 в США и основавший там антитринитаристскую школу (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). На базе антитринитаризма оформляются либеральное и модернистское течения в протестантизме. В настоящее время насчитывается более 100 000 антитринитариев в США и почти 25 000 в Европе, и это весьма серьезная цифра, учитывая, что догмат о Т. является основным в христианском вероучении. Антитринитаризм равно преследовался как ортодоксальным католичеством, так и протестантизмом: в 1553 за антитринитарные взгляды М. Сервет был сожжен по приказу Кальвина, в Англии закон 1689 "О веротерпимости" не распространялся на антитринитариев, а закон об их смертной казни был отменен лишь в 1813. Антитринитаризму как объективной тенденции в развитии христианства содержательно соответствует унитаризм (лат. unitas - "единство") как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов и отказе от ортодоксальной доктрины триединства Бога. С теологической точки зрения унитаризм эволюционно сдвигается к деизму (Дж. Пристли), пантеизму ("христологический пантеизм" М. Сервета и идея постижения Бога через окружающий мир и внутреннее чувство у Т. Паркера) и спиритуалистическому панпсихизму (Р. Эмерсон), что в целом может быть обозначено как тенденция унитаризма к выходу за рамки такой формы вероучения, как теизм. Христианская концепция Т. оказала содержательное влияние на эволюцию европейской философской традиции: от схоластики до экзистенциализма (по самооценке, восходящего к августинианской "психологической" интерпретации Т.) и экзистенциального психоанализа (концепция "бытия-друг-с-другом" как "нераздельного и неслиянного" у Бинсвангера).
М.А. Можейко
М.А. Можейко
Источник: Новейший философский словарь