(1 авг. 1835 – 22 марта 1899) – рус. психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. Профессор Моск. ун-та (с 1875). Инициатор издания журн. "Вопр. философии и психологии" (с 1889). В своих филос. и психологич. воззрениях испытал влияние англ. эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка, Дж. С. Милля. Докторская дисс. Т. "Немецкая психология в текущем столетии" (М., 1867) содержит изложение теорий англ. эмпиризма и ассоцианизма, а также критику с этих позиций философии Канта, Гегеля, Гербарта и др. Психологич. теория Т. выдержана в духе англ. ассоциативной психологии (см. "Наука о духе", т. 1–2, М., 1882). Подчеркивая значение для психологии экспериментального метода, Т. осуществил опытное исследование слуховых и зрит. ощущений и представлений, участия мышц гортани и языка в мыслит. процессе. Т. – автор "Учебника логики", написанного в традициях философии Милля. Лит.: Ивановский В., М. М. Троицкий, "Вопр. философии и психологии", 1889, кн. 47 (2); Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18 и 19 вв., [М], 1947. А. Петровский. Москва.
ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович
ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович
1(13) августа 1835, Боровский у. Калужской губ. — 22 марта (3 апреля) 1899, Москва] — русский психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию. В начале 1860-х гг. был послан за границу для приготовления к профессорскому званию по философии. В 1867 защитил докторскую диссертацию «Немецкая психология в текущем столетии»; профессор философии в Казани, затем в течение 8 лет — в Варшаве. С 1875 — профессор Московского университета. В 1884 выступил с ходатайством об учреждении Московского психологического общества (при Московском университете), открыл первое его публичное заседание докладом «О задачах и методах современной психологии». Был противником метафизики и сторонником экспериментальной психологии. Психологию как индуктивную (эмпирическую) науку считал основой для всех философских, а также и др. гуманитарных дисциплин.
Соч.: Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа, т. 1—2. M., 1882; Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времен Бэкона и Локка, т. 1—2. M., 1883; Учебник логики с подробным указанием на историю и современное состояние этой науки в России и других странах, кн. 1—3. M., 1885— 88; Элементы логики. M., 1887.
Лит.: Ивановский Вл. Троицкий.— «Вопросы философии и психологии»,1899, кн.2 (47).
S. В. Ванчугов
Соч.: Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа, т. 1—2. M., 1882; Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времен Бэкона и Локка, т. 1—2. M., 1883; Учебник логики с подробным указанием на историю и современное состояние этой науки в России и других странах, кн. 1—3. M., 1885— 88; Элементы логики. M., 1887.
Лит.: Ивановский Вл. Троицкий.— «Вопросы философии и психологии»,1899, кн.2 (47).
S. В. Ванчугов
Источник: Новая философская энциклопедия
ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович
1(13).08. 1835, Боровский у. Калужской губ. - 22.03 (3.04). 1899, Москва) - психолог и философ. Окончил Киевскую духовную академию, работал в учебных заведениях Киева и Варшавы. С 1875 г. - проф. Московского ун-та. Пытался соединить идеи эмпиризма с богословской традицией (ранее Т. был магистром богословия), но подвергся острой критике со стороны Юркевича и был вынужден защищать диссертацию в Петербурге. Будучи сторонником ассоцианизма (теории о ведущей роли ассоциаций в познании душевной жизни), он рассматривал его как учение, превращающее психологию в индуктивную эмпирическую науку. При этом он подчеркивал значение экспериментального метода как универсального не только для психологии, но и для др. наук. Т. доказывал идею первенства психического (в плане познания) перед реальностью - при условности понимания сущности того и другого (эти идеи впервые были выдвинуты им в работе "Немецкая психология в текущем столетии" (1867) и развиты в 2-томной кн. "Наука о духе" (1882). В учении о мышлении Т. выделял три направления: историческое, имеющее задачу воспроизведения индивидуального; логическое, к-рое имеет своим предметом общее; трансцендентное, исходящее из идей умозрительного порядка. В историю рус. философии и психологии Т. вошел как инициатор и создатель профессиональных сообществ и соответствующих изданий. Так, он выступил с ходатайством об учреждении Московского психологического общества (при Московском ун-те) в 1884 г. Отмечал, что психология справедливо признается общей основой всех философских дисциплин, а также истории литературы, сравнительного языкознания, правоведения, равно как и антропологии, физиологии и психиатрии. Т. открыл первое публичное заседание Психологического об-ва докладом "О задачах и методах современной психологии", в к-ром подчеркивал ненаучность постановки вопроса о сущности души. На заседании об-ва было принято решение о выпуске трудов по психологии и философии. Во исполнение этого решения с 1889 г. начал выходить журн. "Вопросы философии и психологии". Психологическое об-во сыграло ключевую роль в становлении сообщества философов и психологов, оно было одним из центров духовной жизни России. Придерживаясь традиции ассоцианизма, Т. и после спада интереса к позитивизму разрабатывал методологические принципы психологизма в логике, трактуя суждения и умозаключения как сознательный синтез представлений, придерживался подобных позиций в своих социологических и этических построениях.
Источник: Русская философия: словарь