ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
Трансценденталисты
группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. Т. издавали журнал «Циферблат» (1840—44). В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—80), М. Фуллер (1810—50), Тор о и др. Хотя представители этой группы и называли себя Т. (что указывает на связь с философией Канта и Шеллинга), наибольшее влияние на их мировоззрение оказали идеи Платона, англ. поэтов-романтиков «Озерной школы» (С. Кольридж, У. Вордстворт), Карлейля и Руссо. В клуб входили в основном мелкобуржуазные интеллигенты. С мелкобуржуазных и романтических позиций они критиковали бесчеловечность капитализма, призывая к моральному самоусовершенствованию, к сближению с природой. Мн. Т. выступали против рабства в США. В 1841 Дж. Рипли организовал около Бостона фурьеристскую колонию Брук Фарм (просуществовала до 1847).
Источник: Философский словарь. 1963
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—80), Т. Паркер (1810—60), М. Фуллер (1810— 50), Торо и др. Т. подчеркивали свое отрицательное отношение к сенсуализму и свою связь с философией Канта и Фихте, Якоби и Шлейермахера. Глубокое влияние на их мировоззрение оказали воззрения Платона, вост. мудрость, этико-социальные идеи амер. пуританизма, англ. поэтов-романтиков “озерной школы” (С. Колридж, У. Вордсворт), Руссо и Карлейля. С позиций романтизма и мелкобуржуазного демократизма они критиковали бесчеловечность капитализма с его враждебностью к духовным (“трансцендентальным”) ценностям, придавали огромное значение развитию национальной культуры, самосовершенствованию личности в разрешении социальных конфликтов, призывали к сближению с обожествляемой ими природой. Мн. Т. активно выступили против рабства в США. В 1841 Дж. Рипли вместе с писателем Н. Готорном и др. организовал около Бостона фурьеристскувд колонию Брук Фарм (просуществовала до 1847). Т., взгляды к-рых наиболее полно выражены в произв. Эмерсона “Природа” (1836), оставили заметный след в развитии амер. литературы и философии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
1) группа амер. проповедников, литераторов, мыслителей (Э. Олкотт, Т. Паркер, Дж. Рипли, О. Браунстон, Ф. Хедж, М. Фуллер и др.), объединившихся во втор. четв. 19 в. вокруг Р. Эмерсона и Г. Торо. В 1836 Хеджем был основан «Трансцендентальный клуб» (название возникло как презрительная кличка); в 1840—1844 Т. издавали жур. «The Dail» («Циферблат»); ими было основано образцовое поселение «Brook Farm» (1841 — 1847) — проект в целом потерпел неудачу. Т. выступали против сенсуализма, эмпиризма, рационализма Просвещения, теологического догматизма, коммерциализации социальной и нравственной жизни. Опосредованно опираясь на И. Канта и нем. идеалистов, они пытались осуществить свою нравственно-социальную программу. Под трансцендентализмом понимался идеализм (Эмерсон); трансценденталистом считался тот, кто проявлял склонность уважать собственную интуицию. В качестве основной Т. признавали некую сверхчувственную субстанцию — Верховную душу или Бога — и считали возможным их познание в интуиции. Мир же как таковой созерцается в Боге. Движение Т. в целом более значимо не как филос. течение, а как проявление амер. оригинальности в духовной сфере.
2) Представители трансцендентализма как истори-ко-филос. течения или теоретико-познавательной позиции.
Эмерсон Р.У. Соч. СПб., 1901. Т. 1; Он же. Высшая душа. М., 1902; Он же. О доверии к себе. М., 1904; Писатели США о литературе. М., 1982. Т. 1; Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. М„ 1986. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. Т. 2; Покровский Н.Е. Генри Торо. М„ 1983; Осипо-ва Э.Ф. Эмерсон: писатель и время. Л., 1991; Покровский Н.Е. Ральф Уолдо Эмерсон: В поисках своей Вселенной. Конкорд, 1995.
2) Представители трансцендентализма как истори-ко-филос. течения или теоретико-познавательной позиции.
Эмерсон Р.У. Соч. СПб., 1901. Т. 1; Он же. Высшая душа. М., 1902; Он же. О доверии к себе. М., 1904; Писатели США о литературе. М., 1982. Т. 1; Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу. М„ 1986. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. Т. 2; Покровский Н.Е. Генри Торо. М„ 1983; Осипо-ва Э.Ф. Эмерсон: писатель и время. Л., 1991; Покровский Н.Е. Ральф Уолдо Эмерсон: В поисках своей Вселенной. Конкорд, 1995.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
участники филос. и лит. течения в США 30-50-х гг. 19 в., объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг бостонского «Трансцендентального клуба» и журн. «The Dail». Кроме Эмерсона, автора филос. эссе «Природа» («Nature», 1836), ставшего идейным манифестом течения, к трансцендентализму примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллер, Дж. Рипли, О. Браунсон, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Т. Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.
Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, Т. призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христ. религия превращалась Т. в свод нравств. идеалов, не требовавших для своей реализации церк. институтов. Объединяя этич. и эстетич. видение мира, Т. рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космич. начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаенного символич. смысла Т. видели способы достижения нравств. очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеч. повседневности. При этом Т. принижали значение чувств. опыта, делая особый упор на интуицию и филос. фантазию.
С позиций левого радикализма и романтич. индивидуализма Т. выступали против социальных и нравств. основ амер. общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных обществ. отношений привело нек-рых Т. к созданию утопич. коммун БрукФарм и Фрутленд.
Социальный критицизм Т. оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 20 в.
Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, Т. призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христ. религия превращалась Т. в свод нравств. идеалов, не требовавших для своей реализации церк. институтов. Объединяя этич. и эстетич. видение мира, Т. рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космич. начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаенного символич. смысла Т. видели способы достижения нравств. очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеч. повседневности. При этом Т. принижали значение чувств. опыта, делая особый упор на интуицию и филос. фантазию.
С позиций левого радикализма и романтич. индивидуализма Т. выступали против социальных и нравств. основ амер. общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных обществ. отношений привело нек-рых Т. к созданию утопич. коммун БрукФарм и Фрутленд.
Социальный критицизм Т. оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 20 в.
Источник: Советский философский словарь
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
участники философского и литературного течения в США 30—50-х гг. 19 в., объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг бостонского «Трансцендентального клуба» и журнала «The Dail». Кроме Р. Эмерсона, автора философского эссе «Природа» (Nature, 1836), ставшего идейным манифестом течения, к трансцендентализму примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллср, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Т. Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.
Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, трансценденталисты призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христианская религия превращалась трансценденталистами в свод нравственных идеалов, не требовавших для своей реализации церковных институтов. Объединяя этическое и эстетическое видение мира, они рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космического начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаенного символического смысла они видели способы достижения нравственного очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеческой повседневности. При этом трансценденталисты принижали значение чувственного опыта, делая особый упор на интуицию и фантазию.
С позиций левого радикализма и романтического индивидуализма они выступали против социальных и нравственных основ американского общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных общественных отношений привело к созданию утопических коммун Брук-Фарм и Фрутленд. Социальный критицизм трансцендентализма оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в.
Соч.; The Transcendentalists. An Anthology, ed. by P. Miller. Cambr. (Mass.), 1971; в рус. пер. Эмерсон Р. У. О доверии к себе. М., 1904; Он же. Высшая душа. М., 1902; Эстетика американского романтизма. М., 1977; ГороГ.Д.Уолден.илиЖизньвлесу.М., 1979. Лит.: Парртгтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962; Современное политическое сознание в США. М., 1980; Boiler P. F. American Transcendentalism, 1830-1860. An Intellectual Inquiry. N. Y„ 1974.
H. E. Покровский
Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, трансценденталисты призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христианская религия превращалась трансценденталистами в свод нравственных идеалов, не требовавших для своей реализации церковных институтов. Объединяя этическое и эстетическое видение мира, они рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космического начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаенного символического смысла они видели способы достижения нравственного очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеческой повседневности. При этом трансценденталисты принижали значение чувственного опыта, делая особый упор на интуицию и фантазию.
С позиций левого радикализма и романтического индивидуализма они выступали против социальных и нравственных основ американского общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных общественных отношений привело к созданию утопических коммун Брук-Фарм и Фрутленд. Социальный критицизм трансцендентализма оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в.
Соч.; The Transcendentalists. An Anthology, ed. by P. Miller. Cambr. (Mass.), 1971; в рус. пер. Эмерсон Р. У. О доверии к себе. М., 1904; Он же. Высшая душа. М., 1902; Эстетика американского романтизма. М., 1977; ГороГ.Д.Уолден.илиЖизньвлесу.М., 1979. Лит.: Парртгтон В. Л. Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962; Современное политическое сознание в США. М., 1980; Boiler P. F. American Transcendentalism, 1830-1860. An Intellectual Inquiry. N. Y„ 1974.
H. E. Покровский
Источник: Новая философская энциклопедия
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ
группа амер. философов-идеалистов, основавших в 1836 в Бостоне "Трансцендентальный клуб". Наиболее влият. члены клуба: Эмерсон, Торо, Дж. Рипли, М. Фуллер, О. Браунсон, Т. Паркер, Э. Олкотт, Н. Хоторн. С 1841–44 Т. издавали журн. "The Dial" ("Циферблат"). Осн. идейные источники философии Т. – нем. классич. философия в истолковании ее англ. последователей (гл. обр. Карлейля и Колриджа). При всей неоднородности философских симпатий Т. общим философским кредо считалась работа Эмерсона "Nature" (1836). Философия амер. трансцендентализма возникла как реакция на сенсуализм эпохи Просвещения, к-рый, согласно Т., обеднял человеческую личность и не оставлял места для бога, утверждая, что существует лишь то, что может быть воспринято. Сенсуализм, с т. зр. Т., разрушил мораль, т.к. не мог найти в своей системе объективного критерия нравственности. В противоположность сенсуализму Т. выдвигают в качестве основного понятие "трансцендентного", или "потустороннего", к-рое подразумевает признание сверхчувственной идеальной субстанции "Over-soul" ("Верховная душа") или бога и возможность интуитивного "схватывания" ее человеч. душой. (В утверждении абсолютного, независимого от эмпирич. мира духовного начала Т. не дифференцируют понятия "трансцендентного" и "трансцендентального".) Понимание Т. бога близко к пантеизму. У Т. заметна и персоналистская тенденция. Исходя из принципа тождества бытия и мышления, Т. утверждали, что в душе заключено все богатство бытия. Поскольку все люди обладают душой – все они равны. Но они и не равны – в том смысле, что божеств. начало воплощено в людях не одинаково. Принимая тезис Карлейля о великих личностях как творцах истории, Т. считали, что историю творят те, в ком бог выразился в наибольшей степени. Большинство Т. (напр., Эмерсон, Торо, Браунсон, Рипли) выступало с резкой критикой капитализма, к-рая и поныне не утратила своей действ. силы. Что же касается позитивной социальной программы, то здесь члены кружка шли различными путями. Рипли и Пратт, напр., пропагандировали идеи Фурье и организовали неподалеку от Конкорда (штат Массачусетс) с.-х. колонию Брук-Фарм, к-рая в 1844 приняла устав фурьеристских "Фаланг" и просуществовала ок. 6 лет. Другие Т. (напр., Торо) видели наибольшую опасность для человеч. души в политич. и экономич. институтах общества, в городах, "благах" капиталистич. цивилизации и призывали к "естественной жизни" человека в общении с природой. Т. принимали деятельное участие в демократическом, а также аболиционистском движении Америки. Этич. и гуманистич. идеалы Т. оказали заметное влияние на последующее развитие американской философии, в частности на идеалистич. философию Ройса, а позднее персонализма. Лит.: ?орлей Д., Введение, в кн.: Эмерсон Р., Избранники человечества, пер. с англ., [М., 1912]; История философии, т. 2, М., 1957, гл. 7, § 2; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962; Schneider H. W., A history of American philosophy, N. Y., 1946, ch. 5; Transcendcntalists; an anthology, ed. P. G. S. Miller, Oxf., 1950; Frothingham О. В., Transcendentalism in New England, a history, ?. Y., [1959]; Goddard H. C., Studies in New England transcendentalism, N. Y., 1960. Д. Луканов. Горький.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.