ТЕЛЕОЛОГИЯ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕЛЕОЛОГИЯ
учение о цели и целесообразности.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Телеология
от греч. telos — конец, цель, завершение + логия) — учение о цели или целесообразности; рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Телеология
философская концепция, полагающая, что всякое развитие в окружающей реальности является целесообразным и служит осуществлению заранее предопределенных целей.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Телеология
(от греч. telos – цель) – философское учение о заранее предопределенной цели (целесообразности) как исходной причине любой естественной и исторической закономерности.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
в общем случае такой способ понимания и объяснения явлений объективного мира и человеческой деятельности, при котором важное (иногда даже решающее) место отводится понятиям цели, функции, смысла, значения и т. д. (См. цель, целесообразность).
В.Г. Борзенков

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Телеология
(τέλος конец, цель, λόγος слово) буквально означает учение о целях, или учение, признающее, что происхождение, устройство и порядок явлений зависят не только от вещественных причин, но и от разумной цели, которая внутренне правит их устройством и постепенно осуществляется в их течении.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
[от греч. telos — цель] — учение о целях. До появления прагматических наук Т. в основном выступала в ее метафизических формах. Разумеется, в такой Т. наука не испытывает потребности. В философии науки Т. может сохраниться лишь в одном статусе — как момент философии прагматических наук. См. консеквенциализм, цель.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Телеология
греч. telos – результат, конец, цель, logos – слово, знание) – доктрина, полагающая, что при исследовании природных и общественных процессов следует исходить из общей системы целей, которая определяет основные закономерности развития сознания и истории
- телеология сознания – учение о целевой структуре трансцендентального сознания

Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов

Телеология
(греч. thelos, theleos – цель + logos – наука, слово) – учение, согласно которому всем процессам, вещам, явлениям присущи цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые либо устанавливаются Богом, либо являются внутренними причинами природы (Аристотель). Телеология в философии противопоставляется детерминизму (см. Детерминизм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Телеология
Изучение целесообразности (от древнегреческого telos – цель). Как показывает Кант, такое изучение может быть правомерным и полезным при условии, что понятие цели рассматривается как некий регулятор, что позволяет судить лишь о способности к вынесению обдуманных оценок. Иными словами, мы действуем так, как будто природа имеет какую‑то цель, хотя прекрасно знаем, что доказать этого никогда не сможем («Критика способности суждения», II, 2, § 75 и § 76), и даже если полагаем, что это совсем не так. Телеология смыкается с теологией только субъективно, подчеркивает Кант. Я бы добавил: и только для тех, кто принимает ее постулаты на веру.

Источник: Философский словарь.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
от гр. telos — цель и logos — слово): наука о целесообразности. Например, существуют два способа восприятия человеческой истории: либо мы ее рассматриваем как причинный порядок, как наше прошлое; либо мы ее рассматриваем в свете ее цели; в последнем случае мы имеем дело с телеологическим подходом. Понятия целесообразности и телеологии проанализированы Кантом в «Критике чистого разума»: телеологическое суждение может использоваться объективно лишь в том случае, если предметом мысли будет организм или произведение искусства. Потому что только в этих двух случаях части понимаются лишь на основе целого: так же как органы могут быть осмыслены лишь исходя из общего функционирования организма, элементы произведения искусства обеспечивают возникновение общей формы, от которой зависит эстетическое качество произведения. Телеологическое объяснение на основе целого противоположно механическому объяснению, исходящему из отдельных частей. См. Целесообразность.

Источник: Философский словарь

ТЕЛЕОЛОГИЯ
(от греч. teleos - идущий к цели и logos - учение) - идеалистич. учение, согласно к-рому в основе развития мира лежит целесообразность и все предметы, явления существуют ради осуществления предустановл. целей. Т. используется богословием для наукообразного обоснования религ. догмы о сотворении богом всего существующего по заранее намеч. плану для прославления «божеств, мудрости». Наиболее широкую богосл.-телеологич. систему с выводом о предопределении богом всего происходящего и о существующем мире как о лучшем из всех возможных миров разработал Фома Аквинский. В ней особенно наглядно проявлялся социальный характер религии: ее сущность составляют апологетика эксплуатат. строя и проповедь покорности судьбе в условиях этого строя. В области идей о мнимой абсолютной целесообразности всего сущего богословием почерпнуто т. н. телеологич. доказательство бытия бога, заключающееся в тезисе - раз в мире всё устроено целесообразно, должен быть тот, кто установил такой порядок, т. е. бог. Научно-материалистич. учение об объективной закономерности развития мира полностью разбивает Т. и связанную с ней аргументацию (см. Целесообразность).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
филос. учение о целесообразном развитии с помощью конечных целевых причин. Как филос. проблема цели развития в живой и неживой природе обсуждалась уже в Античности. Аристотель, утверждая наличие целесообразности в мире, считал ее фундаментальным филос. понятием. Цель выступает как энтелехия, активное начало, внутр. причина, превращающая возможность (см. Акт и Потенция) в действительность. Др.-греч. материалисты (Демокрит и др.) считали, что все явления в природе должны объясняться естеств. (материальными) причинами. Позже эти представления оформились в идею детерминизма. Учение Аристотеля о целях развивалось в идеалистической философии, утверждавшей наличие «внешн. целесообразности», установленной богом. Вариантом Т. явл. учение Лейбница о предустановленной гармонии. Х.Вольф и его последователи разрабатывали идею утилитарной целесообразности: мир создан богом ради целей человека. Кант, отрицая объективную целесообразность в природе, считал ее априорным понятием. В философии XX в. идея Т. стала дискуссионной, поск. в новых науч. представлениях в кибернетике, теории систем, биологии понятие цели вошло в их концептуальную орбиту. Проблема целей обществ. развития интересна также для историков и социологов. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Телеология
(от греч. teleos — цель, результат и logos — учение, закон) — идеалистическое учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы, высшим основанием, целеполагающим началом и завершением к-рой является бог. Такую точку зрения высмеял Энгельс, писавший, что согласно телеологам «кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца» (т. 20, с. 350). Т. явилась попыткой объяснения всеобщей взаимосвязи и закономерности явлений. Телеологическая концепция развивалась Аристотелем, Ф. Аквинским, Лейбницем, Гегелем и др. Наиболее подробно она разработана Ф. Аквинским, к-рый сформулировал т. н. телеологическое доказательство бытия бога (см. Доказательства бытия бога). Учение Ч. Дарвина раскрыло несовместимость Т. с научным пониманием закономерности и причинной обусловленности явлений природы в биологии; целесообразное устройство организмов есть результат естественного отбора. Марксизм доказал несостоятельность Т., выдвинув положение о том, что целенаправленная деятельность, целеустремленность присуща только людям; она обусловлена материальным, социальным (классовым) бытием, а осуществление целей корректируется объективной исторической закономерностью.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Телеология
от греч. telos — результат, завершение, цель и logos — слово, учение) — ученир о цели и целесообразности. Согласно данному учению, кроме каузальной (от лат. causa — причина) связи, когда причина предшествует следствию во времени и логически (как, например, короткое замыкание — пожару, плохое воспитание — вредным привычкам, ошибочная экономическая политика — кризису), существует и целевая, или телеологическая, причина, которая направляет процесс к некой заранее существующей цели. Если первый вид причинности отвечает на вопрос «почему?», то второй — на вопрос «для чего, ради какой цели?». Как писал Платон, Сократ оказался на пиру в доме своих друзей не потому, что его ноги, сгибаясь и разгибаясь, привели его туда, а потому, что он сознательно стремился встретиться с ними. Различают внешний и внутренний телеологизм. Согласно первому воззрению, в природе и обществе существует внешняя целесообразность, в конечном счете, установленная Богом. Согласно второй точке зрения, целесообразность присуща самим природным вещам. Современные кибернетические и биологические представления объясняют телеологические связи через понятия обратной связи и программы.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ТЕЛЕОЛОГИЯ
греч. telos, род. падеж teleos — цель, результат, logos - учение) - религ.-идеали-стич. воззрение о господстве в мире извечно предустановленных целей и целесообразности, ради осуществления к-рых все окружающее существует и развивается. Т. выражается в антропоморфиза-ции природных предметов и процессов, связывании их с действием целеполагающих начал. Утверждая, что мир создан богом ради интересов человека, Т. смыкается с антропоцентризмом. Положение об абсолют, целесообразности всего существующего, предполагающее наличие ее сверхразумного творца, лежит в основе телеологич. доказательства бытия бога, служит обоснованию креа-ционизма. Т. органически связана с теодицеей и предопределением, выполняет в антагонистич. об-ве функцию идейн. защиты интересов господств, классов. Совр. фидеизм модернизирует Т., используя фальсифицир. данные науки, концепции идеализма (холизм, неофи-нализм). Наука и практика объяснили развитие в природе и об-ве естеств. причинами и опровергли Т. Дарвинизм раскрыл естеств. характер органич. целесообразности; совр. естествознание углубило это представление. Историч. материализм на основе учения об объективных законах развития общества, неразрывной связи историч. необходимости со свободной деятельностью людей показал полную несостоятельность Т.

Источник: Атеистический словарь

Телеология
(от греч. teleos – цель + logos – учение) –философское учение, согласно которому вне человека существует особый вид обусловленности – целевой,отечающий на вопрос «для чего?» или «зачем?». Такие цели ставятся перед миром надмирным началом - Богом, или существуют в самой природе. Диалектический материализм отрицает существование цели вне человеческого сознания. Это объясняется рационалистическим характером данного учения, ибо цель, якобы, обязательно должна быть осознана., хотя такой подход и противоречит концепции отражения как всеобщего свойства материи. Но сами понятия отражения и сознания были недостаточно четко определены. В настоящее время понятие информационного отражения, раскрытие таких механизмов как обратная связь и акцептор действия позволяют утверждать, что «целевая причина» Аристотеля была гениальным открытием, и, если любое сущее обладает субъективной реальностью, то, стало быть, в основании деятельности присутствует и телеологический аспект. Что касается цели, предзаданнй миру в целом, следует провести ту же критику, что и относительно ддопущения абсолютного начала бесконечности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 334-349; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 231-233; его же . Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 93.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
(греч. teleos — достигший цели, logos — понятие, учение) — идеалистическое философское учение о всеобщей целесообразности природы. С точки зрения Т. всякое явление, предмет имеют свою цель, свое разумное предназначение Опираясь на факт относительной целесообразности живых существ, т. е. приспособленности их к условиям своего существования, сторонники Т. объявляют природную целесообразность результатом действия особых нематериальных сил или видят причину ее в боге. В наиболее последовательной и откровенной форме телеологические взгляды были выражены немецким философом кон. 17 — нач. 18 в. X. Вольфом, к-рый считал, что вещи созданы богом для того, чтобы приносить пользу человеку. С этой точки зрения оказывалось, что деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаза, носы созданы для очков, свиньи созданы для того, чтобы люди их ели, и т. п. Телеологическое представление о «разумном строе» природы, о целесообразном мировом порядке, в сущности, является антропоморфным, т. е. оно возникает в результате перенесения на природу особенностей человеческой деятельности, т. к. только человеку присуща способность ставить перед собой сознательную цель и руководствоваться ею в своем поведении. Несостоятельность телеологического взгляда на природу обнаруживается в ходе развития науки. Так, господство Т. в биологии было подорвано эволюционной теорией Дарвина, к-рый объяснил относительную целесообразность живых существ действием естественных причин. В наше время понимание органической целесообразности углубила кибернетика, к-рая рассматривает ее как материальную обратную связь, позволяющую организму приспосабливаться к постоянно меняющейся среде.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ТЕЛЕОЛОГИЯ
греч. teleos—цель, logos — учение) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Т. выражается в идеалистической антропоморфизации (Антропоморфизм) природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис, предполагающий наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога. Согласно трансцендентно-антропоцентрической Т., целеполагающее начало, или бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф); согласно имманентной Т., каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, к-рая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель). Т. в своих разных видах имеет место в стоицизме (Стоики), неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о “мировой душе” Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомизме, персонализме и т. д. Совр. фидеизм, а также холизм, неовитализм, неофинализм и т. п. используют для модернизации Т. идеалистически истолкованные данные генетики, кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание (физика, механика, астрономия), разрушая гео- и антропоцентрическую религиозную картину Мира, объясняло процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика, молекулярная биология и кибернетика. Марксистская философия объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей их действиями в соответствии с объективными законами и преодолела Т. в сфере общественной жизни.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЕЛЕОЛОГИЯ
(Teleologie; от греч. telos — «конец, цель, завершение» и logos — «учение») — учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления определяются и направляются как в общем плане, так и в частностях посредством целей (телеологически); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической — если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом; трансцендентной — если она исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира; имманентной (в аристотелевском смысле) — если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. Энтелехия). По Канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принципом, т. е. имеет значение лишь для способа познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. Согласно христианской теологической точке зрения, Бог — единственная и высшая конечная цель явлений. Примерно так же рассматривает телеологию и немецкий идеализм.
Driesch. Philos, des Organischen, 1919; F. Dessauer. Die T. in der Natur, 1949; N. Hartmann. Teleolog. Denken, 1951; J. Schmitz. Disput über das teleolog. Denken, 1960;
В. V. Brandenstein. Teleolog. Denken, 1960; W. Strich. Telos und Zufall, 1961; H. P. Balmer. Freiheit statt T, 1977; R. Spaemann, R. Löw. Die Frage wozu?, 1981; E.-M. Engels. T. des Lebendigen. Eine historisch-systemat. Unters., 1982; M. Schramm. Natur ohne Sinn?, 1985; K. Loges. Das T. problem in der Psychologie, 1985; M. Ewers. Philos. des Organismus in teleolog. und dialekt. Sicht, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Телеология
философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы С т. зр. Т., не только человек, но в все явления природы имеют целеполагающие начала, души особого рода. Если человек сознательно ставит перед собой цель, то в природе цель осуществляется бессознательно. Т. неразрывно связана с гилозоизмом, панпсихизмом, пантеизмом и т. п. Согласно Т., принцип жизни и мышления лежит в самом фундаменте материи, к-рая состоит не из мертвых атомов, а из «живых», обладающих смутной способностью представления монад. Т. пытается объяснить всеобщую взаимосвязь, закономерность всех явлений природы. Первая последовательная система Т. была разработана Аристотелем, к-рый считал, что каждая вещь имеет свое предназначение, носит в себе активное целеполагающее начало, душу, энтелехию, в в то же время все цели природы подчинены одной высшей цели. Эта осн. идея аристотелевской Т. сохраняется в учениях Фомы Аквинского, Лейбница, Гегеля, Хайдеггера и др. Представление о том, что целеполагающее начало природы лежит вне мира и представляет собой высшее основание и конечную цельмирового процесса, служило основой физико-телеологического доказательства бытия бога. Логическая несостоятельность этого представления, доведенного до крайности учением о предустановленной гармонии, была показана Кантом. Телеологический взгляд на живую природу был широко распространен в биологических теориях 17—19 вв. Эволюционная теория Дарвина дала рациональное истолкование относительной целесообразности живых существ и тем самым подорвала господство Т. в биологии. После Дарвина телеологические концепции в биологии проповедовались неовитализмом, неоламаркизмом и т. п. Совр. кибернетика показывает, что целесообразность является процессом оптимального приспособления предмета к окружающей его среде. Диалектический материализм, отвергая идеалистические телеологические спекуляции, дает основу для рационального объяснения целесообразности в живой природе.

Источник: Философский словарь. 1963

ТЕЛЕОЛОГИЯ
идеалистич. учение о цели и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающей на вопрос - для чего, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. Этот принцип «конечных причин» (causa finalis), согласно к-рому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса, принимал разные формы в различных концепциях Т. Во всех случаях, однако, сохраняется главное для Т.- идеалистич. антропоморфизация природных процессов, приписывание цели природе, перенос на нее способности к целеполаганию, к-рая в действительности присуща лишь человеч. деятельности.
Эта черта Т. в наиболее явной форме выражается в концепции «внеш. целесообразности», устанавливаемой якобы богом, в антропоцентрич. и утилитарной Т., согласно к-рой мир создан «ради целей человека» (Вольф и др.). Однако она присуща и имманентной Т. (т. е. приписывающей внутр. цель развитию природы), основы к-рой были сформулированы Аристотелем, утверждавшим, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают бесконечную по содержанию цель своего «стремления» (потенциальную цель), реализующуюся в процессе развития предмета. Эта внутр. цель является, по Аристотелю, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в нек-рый абсолют - энтелехию - как завершение развития. Идеи имманентной Т. в новое время развивались Лейбницем в его монадологии и учении о предустановленной гармонии; они получили свое последоват. воплощение в учении Шеллинга о «мировой душе», в объективном идеализме Гегеля.
В своеобразной форме идеи Т. развивал Кант. Сознавая недостаточность концепции механич. детерминизма в объяснении сложных процессов (прежде всего органич. жизни и человеч. деятельности), он постулировал особый вид причинности, позволяющий познать эти процессы как «цели природы». По Канту, однако, «целесообразность природы есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 179). Кант подвергает сомнению объективный смысл «целей природы», телеологич. «конечных причин», рассматривая их значение лишь в качестве регулятивного, эвристич. принципа.
В различных вариантах осн. формы Т. распространены в науке (витализм, неовитализм и др.) и философии (Шопенгауэр, Э. Гартман, неотомизм и др.).
В объяснении органич. целесообразности биологич. начиная с Дарвина и вплоть до совр. молекулярной биологии и биокибернетики, полностью преодолевает и «снимает» Т. Объективные процессы, послужившие определ. основанием для «телеологич. мышления», получили науч. объяснение в рамках диалектико-материалистич. концепции детерминизма, вобравшей в себя все ценное из истории мысли. Именно поэтому всякие попытки «возрождения» Т. (в частности, со ссылками на кибернетику), создания «материалистич. Т.» имеют сугубо отрицат. значение. Сходные с ней по названию концепции, обозначаемые как «телеономия» или «квазителеология» и пр., по существу не имеют ничего общего с Т.; они описывают причинные отношения, выражаемые на языке кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи, с целью зафиксировать наблюдаемую в сложных системах предетерминированность результата действия (и соответственно направленность последнего), а также тот способ объяснения этих систем через отношение целесообразности, к-рый традиционно квалифицировался как «телеологический». Но это уже особый науч. подход - т. н. целевой подход как часть общего функционального анализа сложных органич. систем.

Источник: Советский философский словарь

ТЕЛЕОЛОГИЯ
(греч. telos – цель, logos – слово, учение) – учение о целесообразности всего существующего, о целевой детерминации отдельных сфер бытия. Термин введен в XVIII в. немецким философом Х. Вольфом. Т. обычно противопоставляется каузальности (учению о причинной обусловленности всего существующего). Традиционно к сторонникам Т. относят приверженцев идеалистического воззрения, однако телеологическая установка в скрытом виде постоянно присутствует в человеческом сознании, это тот «идол рода», который Фр. Бэкон считал неискоренимой слабостью человека. Т. – одна из форм антропоморфизма, очеловечивания мира, избавляющего человека от одиночества, придающая смысл его жизни.
Учение о целесообразности представлено в истории философской мысли в двух основных формах, которые явственно обнаруживаются уже в творчестве Аристотеля : как учение об имманентной цели, присущей каждой вещи, и как учение о цели трансцендентной, запредельной миру. Для Аристотеля цель – это так называемая «целевая причина» (наряду с материальной, действующей, формальной), это «предназначение» каждой вещи, стремление занять свое собственное, «наилучшее» для нее место. Вместе с тем цель – это также наличие совершенного бытия, «перводвигателя» всех вещей, который сам никуда не стремится, но регулирует космический процесс самим фактом своего существования как идеального бытия, образца. Аристотелевское учение о цели, преобразованное в христианском учении, легло в основу «деятельностной парадигмы» европейского мышления: потребность искать цель, внешнюю для меня, но отвечающую моей внутренней природе. Реальность каждой «вещи», в том числе и человека, удостоверяется его собственной внутренней целью; необходимость его изменения и совершенствования – внешней целью, целью-идеалом. Строго говоря, приоритет остается за имманентным целеполаганием; внешняя цель – лишь продукт внутренней потребности активного, деятельного субъекта всё выстроить по законам собственной деятельности.
Одним из «предельных» случаев разрыва реального мира и внешней цели является окказионализм , лишающий предметы этого мира, самого человека самостоятельного существования. Другой крайностью, полностью сближающей внешнюю и внутреннюю цели, является ницшеанство. «Финализм», наличие конечной цели, предзаданность мирового развития характерны для неотомизма . Однако Т. может существовать вне религиозного провиденциализма. Идеи социального прогресса в явной или скрытой форме содержат телеологические идеи. «Телеологизм» кантовской философии лишен онтологического оттенка, он выполняет роль регулятивного принципа в познании, оказывается основой эстетического переживания («целесообразность без цели»). В неокантианстве регулятивная функция цели превращается в механизм социальных процессов (процедура «отнесения к ценности»).
Основные проблемы при выяснении соотношения имманентного и трансцендентного в Т. в современной философии возникают при обращении к сфере социального. Коренное изменение подхода к проблеме цели возникает с введением в философию понятия «жизнь». Особое значение для изменения самого понятия Т. имеют открытия в области кибернетики, системные исследования. При исследовании самоорганизующихся систем понятие цели рассматривается как функция системы, ориентированной на сохранение ее основного качества. Понятие цели становится неотделимым от исследования общества как самоорганизующейся, самовоспроизводящейся системы (структурно-функциональный анализ в социологии). Имманентная целесообразность становится существенной характеристикой любой оптимально функционирующей социальной системы (Т. Парсонс). Так понимаемая целесообразность лишена однозначности вынесенного вовне идеального образца-цели, она «поливариантна». Целесообразное уже не тождественно предопределенности, оно максимально сближается с категорией возможности.

Источник: Краткий философский словарь.

ТЕЛЕОЛОГИЯ
греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства: пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину - сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще"). В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение: телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объекта кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом - западной) философской и культурной традиции. Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт - как объектная составляющая деятельности - и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету - как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки. Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния ("у-вэй" в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos - см. Демиург). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах, которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики "Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта: интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина"), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина"). Интерпретированное в этом ключе становление Т. может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре философские установки телеологизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы ("природа ничего не делает напрасно") в том смысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. enteles - законченный и echo - имею), т.е. к самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели: и как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции: в постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется, наряду с онтологическим и космологическим, в качестве фундаментального. Принцип "конечных причин" (causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Лотце, Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма, конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия: целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения". Тем не менее, данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый - целевой - тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса у
Гегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественно-научное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е. духовной культуры) с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию: в физиологии (витализм, холизм), в психологии ("физиология активности" и современный бихевиоризм), в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме; положившая начало кибернетике как теоретической дисциплине статья А.Розенблюма, Винера и Дж.Бигелоу имела название "Поведение, целенаправленность и Т."), в социальной антропологии ("Т. субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штегмюллера), в аксиологии (анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи Т. обретают в контексте оформляющейся в современной культуре общей теории нелинейности, что находит свое выражение в развитии представлений об аттрактивных зависимостях.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ТЕЛЕОЛОГИЯ
от греч. ?????, род. падеж ?????? – результат, завершение, цель и ????? – слово, учение) 1) онтологич. учения о наличии в природе и обществе объективных, внечеловеч. целей, целевых зависимостей; 2) приемы познания (в т.ч. формы науч. объяснения), в к-рых используется категория цели и входящие в ее смысловое поле понятия (методологич. Т.); 3) описание поведения, определяемого сознат. целями, структуры и движения этих целей; 4) общая филос. теория цели и выражаемых ею отношений. Наиболее употребителен термин "Т." для обозначения концепций, входящих в первую группу и носящих обычно идеалистич. характер (телеологизм, финализм, идеалистич. Т.), поскольку целевая причина понимается как идеальный фактор, определяющий материальные процессы, или поскольку целевая зависимость противопоставляется причинной. Последнее значение имел в виду X. Вольф, автор термина "Т." (Chr. Wolf, Philosophie Rationalis sive Logica, Halae, 1740). Такого рода Т. связана обычно с перенесением на низшие уровни организации материи специфич. особенностей высших проявлений целесообразности, особенно сознат. деятельности человека. Онтологич. Т. принимает две осн. формы: 1) Т. в н е ш н и х ц е л е й (когда цели вещей помещаются вне данных вещей), выступающая как Т. всеобщей взаимной полезности (все вещи взаимно приспособлены и служат друг другу), антропоцентрическая Т. или трансцендентная Т. (целеполагающее начало находится вне мира); 2) и м м а н е н т н а я Т. (Т. внутр. целей, "аутотелеология"), когда целевое начало полагается внутри вещей и может иметь антропоморфный (био-, социоморфный) характер. Зарождающаяся в древних филос. учениях противоположность телеологич. и нетелеологич. воззрений не совпадает полностью с противоположностью материализма и идеализма: материалистич. учениям иногда свойственны черты Т. (санкхья, Мо-цзы, Диоген Аполлонийский), а идеалистич. учения бывают нетелеологическими (буддизм). В др.-греч. философии телеологич. идеи впервые развиваются в систему Платоном. Аристотель вводит понятие целевой причины, выражающей внутр. организацию и обеспечивающей осуществление и сохранение формы вещи. Динамич. аспект цели – формы он обозначает термином энтелехия. В учении стоиков антропоцентрич. Т. сочетается с идеей "сходства", "согласия" между причинными цепями. Неоплатонизм придает Т. мистич. вид, объединяя ее с представлением об эстетич. ценности. В ср.-век. философии осн. чертами Т. являются креационизм, антропоцентризм, учение об иерархии целей, аксиологич. интерпретация причинно-целевых отношений в природе. В новое время успехи науки, достигнутые на основе принципов детерминистич. мышления, заставляют сторонников Т. согласовывать ее с принципом причинности. Идею взаимосогласованности причинных и целевых отношений впервые выражает Лейбниц в учении о предустановленной гармонии, связывая Т. с проблемами динамики, оптики, вариац. исчисления, с осознанием значения информац. отношений. X. Вольф превратил лейбницевскую Т. в учение о внешней полезности, что послужило закреплению взгляда на Т. вообще как на пошлую концепцию, согласно к-рой "...кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Глубокому переосмыслению подвергается Т. в нем. классич. философии. Одна линия анализа связана здесь с фактами органич. целесообразности и их интерпретацией. Эти факты, как показал Кант, вынуждают размышлять об организмах по аналогии с деятельностью человека так, как будто процессы в них происходят согласно внутр. целям. Здесь понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своему происхождению, играет роль "...хорошего эвристического принципа...", к-рый побуждает исследовать реальные причинные отношения (см. И. Кант, Соч., т. 5, М., 1966, с. 441). Тем самым вводится понятие методологич. Т., противопоставляемой как механич. детерминизму, так и финализму. Вторая линия анализа, также берущая начало от Канта, связана с целесообразным характером человеч. деятельности, к-рая по самой своей природе не может быть понята вне сознательно формулируемых целей и их движения. В этом смысле Т. выступает как диалектика деятельности. После Канта эту линию развивает Фихте, у к-рого Т. есть учение о нравств. целях человека и вместе с тем способ объяснения истории. В идеализме Шеллинга и Гегеля кантовская внутр. цель превращается в объективное отношение самой действительности, к-рая толкуется как царство духа. По существу Гегель в форме Т. выдвигает идею объективной закономерности развития общества. Вторая половина 19 в. отмечена углубляющимся кризисом механистич. детерминизма и растущей потребностью в новых формах и методах науч. мышления. Одним из путей поиска таких форм оказываются различные модификации Т. Этот процесс сопровождается крайне сложным переплетением элементов методология. Т. с филос. обобщениями в духе онтологич. учений. Таков, напр., неовитализм в биологии (X. Дриш, И. Рейнке, Я. Икскюль и др.): экспериментально доказав несостоятельность механистич. интерпретации эмбриогенеза, регенерации и нек-рых других биологич. процессов и справедливо подчеркнув роль целостности организма, неовиталисты потребовали обращения к целевым факторам на надэнергетич. уровне регуляции и в этой связи возродили концепцию финализма. Идеи целостного подхода получили развитие в организмических теориях, причем нек-рые из них опирались на идеалистич. Т., в т.ч. витализм (холизм, органич. индетерминизм), а другие строились на антивиталистич. основаниях (теория открытых систем и т.н. телеологич. уравнения Л. Берталанфи, описывающие поведение систем, к-рые как бы стремятся к нек-рому заранее определенному состоянию). Телеологич. анализ, понимаемый как принцип науч. объяснения, сыграл важнейшую роль в развитии физиологич. учений. В частности, физиология активности Н. А. Бернштейна в качестве одного из центр. понятий при изучении поведения использует понятие цели. На методологич. Т. опирается структурно-функциональный анализ в социологии. Телеологич. категории лежат в основе совр. психологич. исследований поведения и деятельности. Значение рационального смысла Т. существенно возросло в связи с развитием кибернетики и лежащих в ее основе способов науч. мышления (указание на явления саморегуляции, самоорганизации, на роль обратной связи, информац. отношений, на общие принципы управления в природных и социальных системах, в человеч. деятельности и технике). Примечательно, что статья, считающаяся актом рождения кибернетики, была посвящена анализу целенаправленных, телеологич. систем (А. Розенблют, Н. Винер, Дж. Бигелоу, Поведение, целенаправленность и телеология, в кн.: Н. Винер, Кибернетика, пер. с англ., 2 изд., М., 1968). В связи с развитием кибернетики целевая причинность и телеологич. способ объяснения перестали трактоваться как исключит. принадлежность сферы человеч. сознания и вошли в широкий науч. обиход. Это относится в первую очередь к дисциплинам, в к-рых получил развитие системный подход (см. Система), поскольку для большинства систем важнейшей характеристикой является целенаправленность их поведения и функционирования. Осознание плодотворности подхода к исследованию ряда объектов с позиций методологич. Т. и вместе с тем стремление освободиться от историч. наслоений, связанных с термином "Т.", породили попытки отказаться от этого термина и заменить его термином "телеономия", характеризующим закономерную связь процессов, к-рые определяются начальной программой, и поведение систем с соответствующим образом организованной обратной связью. Собственно телеологич. отношения человеч. деятельности с определяющей ролью сознат. цели могут при этом рассматриваться как подкласс класса телеономич. отношений. Параллельно с расширением сферы влияния телеологич. методов в науч. познании с сер. 19 в. идет процесс интенсивной разработки проблем Т. в философии. Наряду с идеалистич. Т., занимающей видное место в системах А. Шопенгауэра, Г. Лотце, Э. Гартмана, А. Бергсона и др., большую популярность приобретает телеологизм неокантианцев, особенно марбургской школы. В рамках этой школы кантовское различение двух видов причинности используется для обоснования противопоставления мира природы и мира свободы (т.е. мира человеч. культуры), а вместе с тем – и двух видов знания, научного и философского. Телеологич. подход занимает центр. место в аксиологич. учениях, в обосновании смысла жизни и истории, регулятивной роли ценностей в социальных процессах. В духе докантовской метафизики отстаивается Т. в неотомизме. Теистич. взгляды на ?. развиваются рядом представителей персонализма и критич. реализма. У Тейяра де Шардена и его последователей Т. связана с идеей направленного, поступат. развития универсума и служит обоснованием абстрактного гуманизма. В нек-рых школах предпринимаются попытки соединить традиционную идеалистич. Т. с новыми данными естествознания: телеологич. истолкование понятия информации в неофинализме, тейярдизме, т.н. информационном витализме; попытки обосновать Т. явлениями самосознания как не поддающимися кибернетич. моделированию (А. Портман, Г. Фано и др.). В качестве критиков Т. в совр. бурж. философии выступают Н. Гартман и нек-рые представители неопозитивизма. Надо, однако, отметить, что неопозитивистами довольно широко исследована проблема телеологич. объяснения в науке (Р. Брейтуэйт, К. Гемпель, Э. Нагель, В. Штегмюллер и др.). Гораздо менее популярен вульгарный антителеологизм, выступающий с механистич. позиций (Л. Бюхнер, Ф. Ланге, Э. Рабо, К. Неергор и др.) и отождествляющий Т. с ее наиболее примитивными формами. Диалектич. материализм отвергает в равной мере как идеалистич. ?., так и вульгарный антителеологизм. В философии истории до Маркса телеологич. форму (ведущую к провиденциализму) принимала прежде всего идея объективной закономерности обществ. жизни. Объяснив природу объективных законов общества не в отрыве, а в связи со свободной деятельностью людей, марксизм подорвал основу Т. в этой области. Вместе с тем основоположники марксизма подчеркивали позитивное значение телеологич. способа объяснения. В частности, Маркс указывал на "рациональный смысл" Т. в естеств. науках (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 475) и применял категорию цели для выражения объективной направленности функционирования и развития экономич. систем. Энгельс обращал внимание на ценное содержание понятия внутр. цели. Высмеивая Т. внешних целей, он в то же время выступал против отождествления с ней всей Т. (см. тамже, т. 20, с. 67, 523). Категория цели и связанные с ней понятия используются в диалектич. материализме при анализе данных совр. естествознания, а также при изучении деятельности человека. Лит.: Жанэ П., Конечные причины, "Тр. Киевской Духовной академии", 1877, No 6–8; Фролов И. Т., Детерминизм и Т., "ВФ", 1958, No 2; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962, с. 100–102, 342–45; Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964, с. 215–22; Асмус В. Ф., Проблема целесообразности в учении Канта об органич. природе и в эстетике, в кн.: Кант И., Соч., т. 5, М., 1966; Украинцев Б. С., Процессы самоуправления и причинность, "ВФ", 1968, No 4; ?рубников ?. ?., О категориях "цель", "средство", "результат", М., 1968; ?isler R., Der Zweck, seine Bedeutung f?r Natur und Geist, В., 1914; ?heiler W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.–Lpz., 1925; Teleological mechanisms, N. Y., 1948 ("Annals of the N. Y. Acad. of Sciences", v. 50); Hartmann N., Teleologisches Denken, В., 1951; Moreau J., Au carrefour de deux philosophies: finalisme et d?terminisme;. [P., 1955] ("Revue G?n?rale des sciences", t. 62, No 7–8, Suppl.); Causalit? e finalit?, [Firenze], 1959; Schmitz J., Disput ?ber das teleologische Denken, Mainz, 1960; Klaus G., Das Verh?ltnis von Kausalit?t und Teleologie in kybernetischer Sicht, "Dtsch. Z. Philos.", 1960, H. 10; Mayr E., Cause and Effect in Biology. Kinds of causes, predictability and teleology..., "Science", 1961. v. 134, No 3489; Kocha?ski Z., Problem celowo?ci we wsp??czesnej biologii, Warsz., 1966. M. Макаров. Тарту.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Разеев Д. Н. Телеология И. Канта. СПб. : Наука, 2010

Балановский Валентин В.
Читать PDF
0.00 байт

97. 03. 004. Рокка г. Подразумевает ли телеология разум? Rocca G. does teleology imply an intellect?

Кронский Н. В., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Телеология в современной биологии

Борзенков B.
Читать PDF
0.00 байт

Телеология согласованности опыта в феноменологии Гуссерля

Чернавин Георгий Игоревич
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте.
Читать PDF
0.00 байт

Эстетическая телеология космических исследований

Степанов Анатолий Николаевич, Аксенова Алёна Олеговна
в представленной статье актуализирована аксиологическая проблема эстетического предназначения и социальной роли развития научной космонавтики в интересах миролюбивого человечества.
Читать PDF
0.00 байт

Форма, интеллект и телеология в аристотелевском учении об истине

Косыхин Виталий Георгиевич
В статье рассматривается классическая аристотелевская концепция истины как соответствия познания познаваемому предмету.
Читать PDF
0.00 байт

Онтология и телеология дружбы

Мосиенко Михаил Константинович
В статье анализируется феномен дружбы с точки зрения ее онтологического статуса и телеологии. Дружба понимается как комплексный психический и социальный феномен.
Читать PDF
0.00 байт

Телеология университета как идеал научного познания

Игнатьев Денис Юрьевич, Летягин Лев Николаевич
Современное состояние академической жизни характеризуется расподоблением (противодействием) актов познания как сферы духовного бытия, с одной стороны, и научных исследований, принадлежащих по преимуществу к сфере техногенной цивил
Читать PDF
0.00 байт

КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ТЕЛЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ: БОЖЕСТВЕННОЕ И МИРОВОЙ ПОРЯДОК. (ОБЗОР

Цибизова И.М.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие принципов причинности и телеологизма в моделях истории А. Тойнби и М. Вебера

Читать PDF
0.00 байт

Телеологический принцип познания в контексте «Критики способности суждения» Канта

Разеев Данил Николаевич
На примере различия между первым и вторым вариантами «Введения» в «Критику способности суждения» Канта демонстрируется эпистемологическая значимость телеологического принципа, раскрытая Кантом для познания природы.
Читать PDF
0.00 байт

Идея насилия и телеологизм в философии русского консерватизма второйполовины XIX начала XX в

Чернавский М. Ю.
На основе историко-философского экскурсапоказано, что идея насилия и принцип телеологизма в философии русскогоконсерватизма имеют метафизическиеи религиозные истоки, позволившиеК.П. Победоносцеву, К.Н. Леонтьеву,С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Человек в мире: учение о «Последней цели» природы и «Конечной цели творения» в телеологии И. Канта

Цыпина Лада Витальевна
Статья описывает представленную «Критикой способности суждения» Канта телеологию как способ связи сфер природы и свободы, позволяющий обнаружить место человека в мире с точки зрения преднамеренного техницизма природы и морального
Читать PDF
0.00 байт

Проблема телеологии в структуре эволюционного знания

Лапшин Михаил Викторович
В статье анализируется тенденция в современной рационалистической традиции (философии и науке), заключающаяся в возврате и росте интереса к проблеме телеологии в природе.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика социально-гуманитарного знания в контексте объяснительных принципов телеологии и каузально

Гилязова О. С.
Статья посвящена проблеме изучения и преподавания цикла социально-гуманитарных наук, что задает необходимость выявления их специфики, отличающей их от естественных наук, что усложняется тем, что с новоевропейского периода становле

Похожие термины:

  • КОСМИЧЕСКАЯ ТЕЛЕОЛОГИЯ

    направление в совр. бурж. этике, возникшее в нач. 20 в. и получившее распространение в США и Англии в 20–30-х гг. Гл. представители: О. Степлдон (Англия), Ф. Вудбридж и У. Шелдон (США). Согласно "К. т." мораль я
  • телеология (от греч. телос-цель)

    учение об объективной всеобщей целесообразности природы, о доминировании «финальных», целевых причин («ради чего?») в объяснении всех явлений, о детерминации настоящего (изменений и состояний объ
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

    - обоснование бытия Божия со ссылкой на целесообразность мирового порядка по аналогии, напр., с тем, что часы свидетельствуют о разумности того, кто их изготовил, или же с тем, что в биосфере все виды
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА

    один из основных в катафатическом богословии аргументов, призванных разумом подкрепить веру в Бога. Телеология (от греч. telos, род. п. teleos - цель, завершение) - учение о конечных причинах мира, целесооб
  • КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА

    направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине 20 в. в США (Ф. Вудбридж, У. Н. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); содержит элементы этического натурализма и объект
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

    греч. telos -цель, logos -учение) - так иногда буржуазные философы неправильно называют теории морали, в к-рых нравственность понимается как целесообразная деятельность, происхождение моральных обязанн
  • ТЕЛЕОЛОГИЗМ

    научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе. Одним из основоположников научного телеолог
  • Телеологический

    Телеологическим называется доказательство бытия Божия, основывающееся на премудром устройстве мира и на целесообразности как в соотношении всех частей мира, так и в их устройстве. Телеологическ