направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине 20 в. в США (Ф. Вудбридж, У. Н. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); содержит элементы этического натурализма и объективного идеализма. Согласно К. т. э., мораль может быть понята лишь с т. зр. эволюционного развития вселенной, в основе к-рого якобы лежит некая мировая цель. Каждая ступень такого развития заранее предустановлена и осуществляется посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Сторонники К. т. э. рассматривают человека как часть природы и космоса, а его нравственным назначением считают дальнейшее сознательное созидание природы в свете “естественной телеологии”. К этому и сводится в К. т. э. цель нравственной деятельности, к-рой тем самым придается внесоциальный космический и биологический смысл. Понимание морали как служения человека некой предустановленной цели сближает К. т. э. с религиозной этикой “естественного закона” (Неотомизм).
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА
Источник: Философский энциклопедический словарь
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА
направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине XX в., особенно в США (Ф. Вудбридж, У. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); совмещает в себе объективный идеализм и элементы натурализма. Согласно теориям К. т., в основе эволюционного развития вселенной лежит некая мировая цель, каждая ступень эволюции заранее предустановлена и достигается посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Исходя из такого объективно-идеалистического понимания природы толкуется и нравственность. Человек, с т. зр. Вудбриджа, есть часть природы и его моральное назначение состоит в том, чтобы взять «на себя задачу сознательного созидания в свете естественной телеологии». Поскольку человек рассматривается как природное, а не общественное существо, в теориях К. т. намечается попытки биологизировать нравственность, поставить ее вне рамок об-ва (Эволюционная этика). С др. стороны, сама природа толкуется здесь как осуществление некой высшей цели. предустановленной извечно. Это сближает данную теорию с религиозной этикой.
Источник: Словарь по этике