телеология (от греч. телос-цель)
телеология (от греч. "телос"-цель)
учение об объективной всеобщей целесообразности природы, о доминировании «финальных», целевых причин («ради чего?») в объяснении всех явлений, о детерминации настоящего (изменений и состояний объекта в данный момент) будущим (состояниями, которые еще только должны быть достигнуты) в живой и неживой природе. Типичный пример телеологической аргументации: «вселенная создана ради целей человека», «у жирафа длинная шея, чтобы он мог срывать листья с высоких деревьев», «яйцо эволюционирует определенным образом, чтобы стать цыпленком» и т.д. Первую последовательную модель мироздания на основе т. Построил аристотель (см. Учение о четырех причинах). Т. Аристотеля была имманентной (см. Имманентный). Процессы, происходящие с объектами (падение камня вниз, превращение желудя в дуб, повышение интеллектуального уровня человека посредством образования и самообразования и т.д.), определяются изначальным онтологическим законом, согласно которому все состоит из пассивной материи (которой соответствует возможность – возможность приобрести форму) и активной формы (которой соответствует действительность, ибо форма, как платоновская идея, образует сущность объекта). Поэтому стремление всего к своей «настоящей» форме, к реализации заложенных «от природы» возможностей носит объективный и необходимый характер. Так, желудь может стать дубом, человек – образованным, камень может упасть вниз, причем эти формы выражают «подлинную природу» этих объектов. «может» - значит «должен», если не будет принципиальных препятствий. Конечно, в т. Аристотеля есть и высшее обоснование такого стремления – трансцендентный природе бог, абсолютная форма и абсолютная действительность. Все, в конечном счете, стремится к своей форме, потому что стремится к богу как к осуществленному идеалу (см. Перводвигатель). Превращение желудя в дуб есть «шаг», который желудь «осуществляет», становясь на одну ступеньку «ближе к богу». Но следует учесть, что бог аристотеля не творит мир, не является сам по себе причиной того, что все состоит из формы и материи, не определяет извне мира сами цели и принципы его эволюции. Как таковой, мир автономен от бога. Бог лишь является безликим перводвигателем, инстанцией, являющейся «источником энергии, питающей имманентное само по себе стремление к цели и ее достижение», инстанцией, необходимой для возможности и объяснения «технологического механизма» самого этого процесса. Особенно интересен анализ т. Аристотеля применительно к человеку. Бог – это абсолютный ум. Человек – это высшее, что есть в материальном мире, потому что его формой является как раз ум. Раз все стремится к богу, то и человек стремится. Способ такого стремления для человека, очевидно, богоуподобление (ибо форма человека как такового – единственного из объектов мира – совпадает с сущностью бога, поэтому свойственные любому виду бытия материального мира реализация потенциально заложенных в нем возможностей, стремление обрести свою истинную форму, у человека приобретают именно характер прямого богоуподобления). Стало быть, действительно, «все люди от природы стремятся к знанию» (этими словами начинается аристотелевская «метафизика»), потому что только совершенствование интеллекта для человека есть адекватное приближение к богу (а движение к богу как к высшей форме-цели есть универсальный закон бытия). Вариант имманентной т. Развивали также стоики (см. Пантеизм). При этом т. Стоиков приняла форму провиденциализма и фатализма. Последовательная же модель «трансцендентной» т. (естественно, в форме провиденциализма) была построена в средневековом христианском креационизме. Целесообразность природы, разумность процессов в ней, логика мировой истории задается миру извне богом-творцом. Более того, само наличие в природе непосредственно воспринимаемой целесообразности и гармонии однозначно свидетельствует о существовании «автора этого плана» и «генерального конструктора» - бога (так выглядит знаменитое пятое доказательство бытия бога фомы аквинского). В истории т. Следует также отметить доктрину «предустановленной гармонии» лейбница. В философии гегеля сущностью всех процессов в реальности является стремление абсолютной идеи к самопознанию (ведь сами эти процессы, по гегелю, – только формы такой необходимой активности субстанции мира, которая происходит по объективным законам диалектической логики). Поэтому необходимо говорить о т. (и даже провиденциализме) гегеля (см. Пантеизм, идеализм абсолютный), характеризуя ее как «имманентно-трансцендентную». Т. Характерна, таким образом, для идеалистических систем. Поэтому т. Не следует смешивать с телеономией – объективной способностью разумных существ детерминировать себя к действию идеальными по своей природе представлениями о своих целях, о желаемых будущих состояниях. Объективный характер «телеономической» целесообразности социума не дает права сам по себе признавать несостоятельность материалистических моделей его внутренней детерминации. Во-первых, т. Предполагает, что такой принцип детерминации распространяется на всю природу в целом, все формы бытия. Во-вторых, сам процесс возникновения в сознании человека представления о целях не следует рассматривать как результат абсолютной спонтанности самого этого сознания (в общем случае). На него самое существенное влияние оказывает объективная система потребностей человека как объекта материального мира и как социально-нравственного существа. Таким образом, постановка целей как таковых не является, согласно материалистической интерпретации социальной жизни, актом «волюнтаризма», а представляет собой необходимое следствие из «антропологических констант» бытия субъекта. Особую форму и актуальность приобретают обсуждения т. Как способа объяснения бытия в современной физике и космологии в связи с так называемым «антропным принципом».
Источник: Краткий философский глоссарий