Сущность
содержание изначального самоопределения воли.
Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий
Сущность
это главное внутреннее содержание явления, определяющее его реальность и действительность.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
СУЩНОСТЬ
такие отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
СУЩНОСТЬ
то же, что суть. В философии внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Сущность
то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Сущность
качественная определенность предмета, совокупность его главных признаков, без которых предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Сущность
самое главное в ч.‑л.; совокупность таких свойств объекта, без которых он не может существовать и которые определяют все остальные его свойства; внутренняя основа и содержание предмета, явления, процесса, определяющих их глубинные связи и отношения в единстве всех многообразных и противоречивых форм и свойств.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
СУЩНОСТЬ
(греч. ousia, лат. essentia) - природа вещи, то основное качество (или качества) вещи, без которых она как таковая не существует, не проявляет себя в разных ситуациях, событиях и взаимодействиях с другими вещами. В метафизике томизма рассматривается как вторичная по отношению к существованию - дару бытия от Бога.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
СУЩНОСТЬ
(Wesenheit, в другом смысле «чтойность» — Washeit, лат. quidditas) — то, что составляет суть вещи, совокупность ее самых существенных свойств, субстанциальное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СУЩНОСТЬ
(позднелат. essentia) — филос. категория, означающая внутр. содержание предмета, составляющее его субстанциальное ядро (его «природу»), в отличие от меняющихся и второстепенных черт, выраженных в его конкретном явлении. В истории философии большое значение имела оппозиция С. и существования, восходящая к аристотелевскому разграничению «первой» и «второй» субстанций. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Сущность
главный признак или совокупность признаков в объекте или системе, определяющих её качественное отличие от других объектов и систем, а также все другие свойства данного объекта и системы. Например, сущность живой материи – регулируемый обмен веществ и производство потомства, сущность человека – разум и причастность к высоким социальным и духовным ценностям. Наука стремится познать сущность объектов и систем и на этой основе вывести, объяснить и предсказать все остальные их свойства – как наблюдаемые, так и возможные.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Сущность
/D/Wesen /E/ Essence /F/ Essence /Esp/ Escencia
Философская категория, выражающая всеобщие, необходимые, относительно устойчивые, закономерные связи и отношения объекта, объединяющие воедино его различные стороны и элементы. Сущность составляет общую основу многообразия различных явлений. Она неисчерпаема по глубине и уровням организации, противоречива по своей природе. Отражение противоречивой природы сущности в мышлении есть один из основных критериев ее познания.
Источник: Философия, практическое руководство
Сущность
по [2] - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Изменившись, вещь превращается в другую вещь, обладающую иной сущностью, иным набором свойств. Сущность идет в паре с понятием явление, которое есть реализация сущности в конкретных условиях.
Ассоциативный блок.
Если вещь выходит за область данного нами определения, то она превращается в какую-то другую (новое превращается в старое, целое в битое и т.д.).
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
СУЩНОСТЬ
смысл вещи, предмета или явления; то, чем они есть сами по себе, их качественная устойчивость в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, текучих состояний вещи под влиянием тех или иных причин. Сущность – это закон, внутренняя определенность объекта, его стержень, совокупность главных свойств. Определение и понимание сущности – главная цель любого познания. Сущность скрыта, она должна проявиться через доступные внешнему восприятию свойства и характеристики, через связи и функционирование объекта. Соответственно явление – способ обнаружения сущности, способ ее существования. Вместе сущность и явление определяют объект как реальную действительность. Диалектика (Кант, Гегель, марксизм) подходит с точки зрения рассмотрения сущности и явления как взаимосвязанных и взаимообсловливающих противоположностей. Познание идет от явления к сущности, углубляясь все далее и далее в данную сущность, которая иначе, как через ряд явлений, себя не обнаруживает. Познавая явления, считает диалектика, мы тем самым познаем сущность – весь объект в главном и целом.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СУЩНОСТЬ
природа, внутренне присущая вещи; комплекс основных характеристик. Понятие сущности, во-первых, противостоит понятию «акциденции»: она (сущность) составляет основу реальности, существенный характер вещи. Говорят, например, что правосудие непреклонно по самой своей сущности, т.е. «по дефиниции». Если бы оно было милосердным, то оно не было бы уже просто правосудием. Во-вторых, сущность (природа или характеристики существа) противостоит существованию (факту бытия). Последнее противопоставление, восходящее к св. Фоме Аквинскому, установив различие между метафизикой, изучающей характеристики или природу мира и Бога, и онтологией, изучающей факт существования, стало крайне распространенным в современной экзистенциальной философии: ведь эта философия противопоставляет сущность человека, идею, которую мы можем составить о самих себе, его существованию, сводящемуся к свободной инициативе свободы. Когда Сартр пишет, что человеческое существование предшествует сущности, он подчеркивает, что человеческая жизнь заранее не предопределена, но что она вечно создается, в зависимости от решений нашей свободной воли.
Источник: Философский словарь
СУЩНОСТЬ
смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие “С.” очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон, Гегель). Для субъективно-Идеалистических направлений С. есть создание субъекта, проецирующего ее в виде вещей. Единственный правильный подход заключается в признании реальности объективной С. вещей и ее отражения в сознании. С. имеет место не вне вещей, а в них и через них, как их общее гл. свойство, как их закон. А человеческое познание постепенно овладевает С. объективного мира, все более углубляется в нее. Это знание используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. С. и явление сущности различны и вместе с тем неразделимы. С. переходит в явление, к-рое от этого становится проявлением С., а явление сущности выражает собою С., к-рая только поэтому и делает возможным оформление хаотической стихии явлений и их осмысление (ср. Действительность, Сущность и явление) .
Источник: Философский энциклопедический словарь
СУЩНОСТЬ
лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С") начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие-коррелят "вещи-в-себе", посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление, порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как "вещь-сама-по-себе") и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас ("феномен") и то, что она представляет собой на самом деле ("ноумен"), - это принципиально различные характеристики мира. Н. Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой "видимости". Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах "С." и "Я." как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как "Смысл" и "Текст" (герменевтика и феноменология) либо "Структура" (структуралистские учения).
Л.А. Грицапов
Источник: Новейший философский словарь
СУЩНОСТЬ
совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства. По Демокриту, С. вещи неотделима от самой вещи и производна от атомов, из которых она состоит. Согласно Платону, С. («идея») имеет сверхчувствительный нематериальный характер, вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений. У Аристотеля С. («форма вещей») существует в самих единичных вещах, но не выводится из того «материала», из которого построены последние. В средневековой философии С. любой конечной субстанции не включает в себя ее существования, но в случае Бога С. включает в себя существование. Дж. Локк, занимавший крайне номиналистическую позицию в вопросе об общем, считал схоластическую доктрину С. несостоятельной: С., насколько мы можем ее познать, есть чисто словесное явление и заключается просто в нахождении общего термина.
В философии 20 в. понятие С. употребляется редко. Неопозитивизм отвергает сами по себе существующие С., признавая реальными только явления, «чувственные данные»; феноменология считает С. чисто идеальным образованием; экзистенциализм рассматривает понятие существования безотносительно к понятию С. С., пишет Б. Рассел, «безнадежно сбивающее с толку понятие. По-видимому, понятие сущности вещи имело в виду те из ее свойств, которые нельзя изменить, чтобы она не перестала быть сама собой... В действительности, вопрос о "сущности" есть вопрос о том, как употреблять слова. Мы употребляем одно и то же имя в различных случаях для довольно разнообразных явлений, которые рассматриваем как проявление одной и той же "вещи" или "лица". Фактически, однако, это лишь создает удобство словоупотребления... Вопрос этот чисто лингвистический: слово может иметь сущность, но в е щ ь — не может».
Источник: Философия: энциклопедический словарь
Сущность
(Essence).
Лат. esse, греч. hipostasis "быть". Наблюдая окружающее, мы замечаем, что все вещи в мире нашего опыта постоянно изменяются, но при этом остаются тождественными самим себе. Меняются внешние проявления, тогда как их внутренняя суть, или форма, сохраняет постоянство. Можно сказать, что сущность вещи это то, что пребывает неизменным в процессе изменения. Поэтому под сущностью понимают то, что необходимо принадлежит той или иной вещи и определяет ее характер. Вещь, лишенная сущности, не была бы тем, что она есть.
Едва ли к.л. философы или теологи будут отрицать, что в какомто смысле "существуют" сущности, универсалии, абстрактные объекты, т.е. объекты чистой мысли, а не чувственного восприятия. Трудности начинаются, как только мы пытаемся дать более точное определение предмету нашего мышления. Имея перед собой несколько предметов и говоря о них, что это стол или квадрат, или нечто белое, или медное, мы утверждаем, что у всех этих предметов есть нечто общее, присущее каждому из них, в силу чего мы и можем подразделить их на определенные роды и виды.
Сущность
Для того чтобы выяснить, что такое сущность, необходимо ответить на вопросы, связанные с проблемой определения, края постоянно всплывает в философских и теологических дискуссиях, хотя обычно считают, что ответы на все эти вопросы уже давно получены. Сторонники эссенциалистского подхода к проблеме определения настаивают на том, что адекватное определение должно иметь в виду сущность предмета, а поскольку они мыслят ее как нечто совершенное и неизменное, то определение считают точной и достоверной истиной. Впервые этот взгляд получил выражение у Сократа и Платона. Платон (" Государство", кн. VI) различал два рода предметов познания (чувственно воепринимаемые вещи и формы) и два рода познания (чувственное восприятие и умозрение). Платона, Аристотеля и Канта объединяет интерес к идее, или сущности (в терминологии Канта это ноумен), познание крой если оно вообще возможно осуществляется с помощью интеллекта, но не чувственного восприятия. Стремясь к постижению сущности, человек неизбежно вовлекается в круг вопросов, связанных с бытием Бога, свободой и бессмертием.
?. Н. MACDONALD (пер. В. Р.) Библиография: Aristotle, Metaphysics: Thomas Aquinas, Being and Existence; ?. H. Price, Thinking and Experience; R. Robinson, Definition; N. Wolterstorff.On Universal: An Essay in Ontology.
См. также: Существование, Экзистенция, Бытие.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Сущность
Это слово, представляющееся загадочным, имеет, тем не менее, совершенно ясную этимологию, происходя от формы «суть» (3‑е лицо множественного числа настоящего времени глагола «быть»), ныне устаревшей и почти вышедшей из употребления. В любом случае, этимология не так обманчива, как мистика: сущность вещи это ее истинное или глубинное бытие (противопоставляемое видимости, которая может быть поверхностной или обманчивой). Иначе говоря, сущность вещи это то, что она есть (в отличие от простого факта ее существования, именуемого экзистенцией, и всего, что с ней происходит, т. е. акциденции). Приблизительный синоним слова «природа» (сущность вещи есть ее истинная природа), который выглядит предпочтительнее, поскольку может быть применим в том числе к объектам культурного порядка. Например, сущность человека это то, что он есть. Разве человека можно объяснить одной природой?
Таким образом, сущность – это ответ на вопрос «что?» или «что это такое?» (на латыни «quid», отсюда «квидитет» схоластов). Остается выяснить, является ли ответ на эти вопросы определением или бытием, и если верно последнее, носит ли оно индивидуальный или родовой характер. Возьмем, к примеру, стол, за которым я пишу эти строки. Какова его сущность? Быть столом вообще или быть вот этим конкретным столом? Что важнее, слова или реальная действительность? Идея или процесс? Может быть, никаких сущностей вообще нет, а есть лишь случайности, встречи, история? Не бытие, а события? Чтобы что‑то произошло, скажут мне, надо, чтобы это что‑то существовало. Совершенно верно. Но почему оно должно быть чем‑то другим, нежели то, что происходит?
Здесь мы снова обратимся к Спинозе. Что такое сущность единичной вещи? Ни в коем случае не абстракция и не виртуальная данность, но само ее существо, рассматриваемое в утвердительном измерении, иначе говоря, в ее возможности существования: то, что делает из нее сущее («устанавливает» ее, как говорит Спиноза), но делает это изнутри (в отличие от причин, которые заставляют вещь быть такой, какая она есть, извне). Снова обратимся к примеру стола. То, что он есть, имеет какие‑то внешние причины, – это очевидно. Но его не было бы, если бы он не имел в себе самом некоей утвердительной сущности – возможности бытия, каковая, в свою очередь, не может существовать или мыслиться без стола, так же как стол не может существовать или мыслиться без нее («Этика», часть II, определение 2). Из этого следует, что «стремление вещи пребывать в своем существовании есть не что иное, как действительная (актуальная) сущность самой вещи» («Этика», часть III, теорема 7). Сущность бытия есть его возможность существовать; его существование – сущность в действии.
Трудность состоит в том, чтобы объять мыслью сразу оба этих момента, по необходимости одновременных, – то, от чего отказываются эссенциализм и экзистенциализм. «Сущность, – пишет Сартр после Гегеля, – это то, что было» («Бытие и ничто»). Но как это может быть, если прошлого больше нет? Бытие и событие в настоящем времени составляют одно – так же, как сущность и существование.
Источник: Философский словарь.
сущность
СУЩНОСТЬ (лат. essentia) — та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма — его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением или формой проявления С. Сам предмет, включающий и С, и все формы ее проявления, называют формой существования С. Напр., формами существования углерода являются уголь, графит и алмаз. Исторически первое значение термина «С.» принципиально отличалось от современного. У Аристотеля С. «в самом основном, первичном и безусловном смысле», или первая С, — это индивидуальный предмет во всем богатстве его содержания, «например, отдельный человек или отдельная лошадь» (Аристотель. Категории. 2а). От первых С. Аристотель отличал вторые — признаки предметов, а также их роды и виды. Фома Аквикский прямо отождествляет С. с аристотелевским качеством, утверждая, что С. объекта — это то, что выражается его дефиницией. То же самое, по существу, делает и Т. Гоббс, когда говорит, что С. — это «те акциденции тела, которые дают ему определенное имя» (Гоббс Т. Сочинения. Т. 1. М., 1989. С. 148). В е д ь эти акциденции как раз и фиксируются в дефиниции имени. У Б. Спинозы намечается отход от отождествления С. и качества. Сущность для него — это то, «без чего вещь, и, наоборот, что без вещи, не может ни существовать, ни быть представлено» (Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 402). Завершил переход к современному пониманию С. Дж. Локк: С. вещи — это «основа, из которой вытекают все ее свойства, с которой все они неразрывно связаны». (Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1960. С. 417). Итак, всякая С. — качество, но не любое качество — С. Напр., и простолюдин, и «асовщик укажут признак, присущий всем башенным´ тсам и только им. Но лишь часовщик укажет на их С. Из определения Локка вытекают и др. дефинитивные характеристики С. Прежде всего, ее устойчивость. Именно устойчивость к внешнему воздействию позволяет зарядовому числу атома не только обуславливать все др. его стороны, но и существовать на всем протяжении существования атома. С исчезновением сущности перестает существовать и сам предмет. Именно это имеет в виду Г. В. Ф. Гегель когда говорит, что С. — это определенность вещи, тождественная с ее бытием. Из устойчивости С. вытекает еще один ее дефинитивный признак — повторяемость. Именно в силу своей защищенности от внешнего воздействия С. не только сохраняется, пока существует предмет, но и повторяется во многих предметах. С. называют внутренней стороной предмета, но не в пространственном, а в гносеологическом смысле: она скрыта от познающего субъекта и лишь «намекает» на свое существование через формы своего проявления. Анализ форм проявления С. позволяет открыть С, а знание С. — объяснить формы ее проявления. Познавательный переход от внешних, открытых, к внутренним, скрытым, сторонам предмета не всегда совпадает с переходом от второстепенного к главному в нем: внешний вид доисторического животного, который палеонтолог восстанавливает по сохранившимся костям, когда-то можно было созерцать непосредственно. Начиная, по крайней мере, с Р. Декарта, найти С. природного явления значило объяснить его законами механики. Эссенциализм, мировоззрение, использующее категорию «С.» как форму мышления, был слит с механицизмом. Открытие в XIX в. электромагнитных явлений знаменовало крах механицизма. Вместе с ним из методологии науки «выплеснули» и эссенциализм. Само употребление термина «С.» воспринималось тогда как обскурантизм. Задачу науки позитивисты, авторы этого методологического переворота, свели к описанию функциональных зависимостей между явлениями, доступными эмпирическому наблюдению. Постпозитивизм частично реабилитировал категорию С.К. Поппер, напр., проповедует «модифицированный эссенциализм», который он противопоставляет и традиционному эссенциализму, и позитивизму (Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М., 2002. С. 190). Из его рассуждений следует, что для окончательной реабилитации «С.» эссенциализм необходимо привести в соответствие с результатами современной науки. Г. Д. Левин
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки