СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

»СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА»
Das Wesen des Christentums», Лейпциг, 1841) - одна из осн. работ Л. Фейербаха, переведена на мн. европ. языки. Первый рус. перевод вышел в Лондоне в 1861. «С. х.» сыграла большую роль в истории материализма и атеизма. Фейербах показывает антинаучность религии и идеализма, подчеркивает их идейн. родство. Религия определяется им как ложное, фантастич. отражение действительности. Критич. анализ религ. идей сочетается с выводом о необходимости искоренения веры в бога. Много внимания уделено происхождению религии, особенно христианства. В «С. х.» Фейербах показал, что природа существует независимо от познания, что вне природы и человека нет ничего. Но вопреки материалистич. и атеистич. положениям своей книги Фейербах выдвигает в ней идею о создании новой религии, религии всеобщей любви. «С. х.» сыграла большую роль в развитии передового обществ, сознания, оказала громадное влияние на представителей прогрес. слоев нем. общества перед революцией 1848. Об этом свидетельствуют работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» и Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Имя Фейербаха после опубликования «С. х.» стало символом борьбы с темнотой, суеверием, деспотизмом.

Источник: Атеистический словарь

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА"
(«Das Wesen des Christentums», 1841) - одна из осн. работ Л. Фейербаха, сыгравшая большую роль в истории атеизма. В эпоху засилья идеалистич. философии она давала материалистич. решение осн. вопроса философии, доказывала несостоятельность идеализма и религии. Природа, по Фейербаху, существует объективно и является основой мира, а человек - частью природы. Фейербах исходил из принципиальной познаваемости мира. Большое внимание уделял он в своей работе вопросам происхождения религии, особенно христианской. Проводя антропологич. т. зр., он искал разгадку религ. тайны в психофизиол. свойствах человека. Обстоятельно анализируя атрибуты христ. бога, Фейербах показывал, что они результат длит. процесса абстрагирования, абсолютизирования и олицетворения свойств и качеств человеч. натуры. Христ. троицу он рассматривал как идеализацию семейных отношений. Человек, - приходил к выводу Фейербах, - есть начало, середина и конец религии (см. Избр. филос. произв. Т. II. М., 1955, с. 219). Однако, производя свой анализ в полном отрыве от конкр.-истор. обстановки возникновения христианства, он не видел социальных корней религии. Вопреки своему материализму и атеизму, Фейербах даже выступал за создание рафинир. религии «любви». О громадном влиянии «С. х.», несмотря на все ее слабости, на представителей прогрессивных слоев нем. общества перед революцией 1848 свидетельствуют работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (Соч. Изд. 2. Т. 2) и Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» (там же, т. 21).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

«СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА»
Das Wesen des Christentums) ~ главное сочинение Л. Фейербаха, в котором он попытался объяснить смысл христианства с позиций антропологического материализма. Опубликовано в Лейпциге в 1841. Состоит из Введения и двух частей. В 1-й части — «Истинная, т. е. антропологическая сущность религии» — Фейербах раскрывает антропологическое содержание религии. «В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное. Бог — бесконечное, человек — конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертей; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен... Тот разлад, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью» (Избр. философ. произв., т. II. М., 1955, с. 64). От разлада человек спасается только тем, что он «сознает, что сердце, любовь есть высшая, абсолютная сила и истина, и видит в Боге не только закон, моральную сущность и сущность разума, но гл. о. любящее, сердечное существо» (там же, с. 79). В любви выражена самая суть божества, любовь составляет и сокровенный смысл антропологической философии. Исходя из любви, Фейербах объясняет религиозные догматы, в т. ч. догмат троичности: Бог-Отец (Я) любит Бога-Сына (Ты), а третье лицо — Св. Дух — является воплощением их взаимной любви. На этой же основе объясняются другие догматы, в которых Фейербах видит выражение сердечных желаний человека. Поэтому не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию.
Во 2-й части — «Ложная, т. е. богословская сущность религии» — Фейербах видит главное противоречие религии в том, что она «есть отношение человека к своей собственной сущности — в этом заключается ее истинность и нравственная спасительная сила, — но не как к своей сущности, а как к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается ее ложь, ее ограниченность, ее противоречие разуму и нравственности, в этом — пагубный источник религиозного фанатизма»; это особенно сказывается тогда, когда религия «приобретает большую рассудочность, когда внутри религии пробуждается рефлексия о религии... одним словом, когда религия превращается в богословие» (там же, с. 233). 1лавы этой части посвящены раскрытию противоречий в бытии Бога, в откровении Божием, в умозрительном учении о Боге, в Троице, таинствах и т. д.
Книга оказала огромное воздействие на современников. По словам Ф. Энгельса, многие из них «сразу стали фейербахианцами» (Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1953, с. 14).
Русские переводы: П. Н. Рыбникова (под псевдонимом Фладельфа Феомахова, Лондон, 1861), В. Д. Ульриха (СПб., 1906), Ю. М. Антоновского (1926).
Лит.: ЧупровА. С. Родовая сущность в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург, 1996; Jaschke W. Feueibach und die aktuelle religionsphilosophische Diskussion. — Ludwig Feuerbach und die Philosophie der Zukunft. B., 1990, S. 113-135. См. также лит. к ст. Фейербах.
Т.Б.Длугач

Источник: Новая философская энциклопедия

«СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА»
Das Wesen des Christentums», Lpz., 1841), осн. соч. Фейербаха. Пер­вые две главы образуют «Введение». В гл. 1 («Общая сущность человека») Фейербах усматривает суть чело­века в его способности понять себя в отношении к свое­мудругому, вобрать в себя «Я» и «Ты» и тем самым осознать себя как род (в то время как животное осоз­нает себя как индивид). Способности человека (разум, любовь, сила воли) могут быть названы божественными в том смысле, что они носят всеобщий родовой харак­тер; они абсолютны, а не относительны, как инди­видуальный мир любого тела и существа. В гл. 2 («Об­щая сущность религии») Фейербах показывает, что религ. объект, или божеств. сущность, в действительнос­ти представляет собой человеч. сущность, освобожден­ную от индивидуальной ограниченности, «очищенную», объективную. Но в процессе объективации эта сущ­ность противопоставляется индивиду, становится «идолом», индиндивидуальным существом; отвлечен­ным, родовым свойствам приписывается «отвлеченное», самостоят., «отчужденное» существование. Поскольку же самопознание человеком своей сущности историче­ски развивалось, каждая новая религия относилась к предыдущей как к «идолопоклонству» (см. Избр. филос. произв., т. 2, М., 1955, с. 43). В 1-й ч. работы («Истинная, т. е. антропологич. сущность религии») Фейербах последовательно раскрывает антропологич. смысл различных атрибутов религии. Всеобщность бога совпадает со всеобщностью рассудка (гл. 3), мо­рального закона (гл. 4), любви как сокровенного выра­жения человеч. личности (гл. 5), страдания (гл. 6). Фейербах выявляет человеч. основу в христ. учениях о троичности бога, о богоматери (гл. 7), о логосе (гл. 8), о сотворении мира богом (гл. 9-12), считая, что «чело­век есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии» (там же, с. 219). Во 2-йч. («Ложная, т. е. богословская сущность религии») Фейербах последова­тельно показывает ложность, противоречивость, неес­тественность и извращенность осн. догматов теологии и религ. морали. «Личность бога есть не что иное, как отделенная, объективированная личность человека» (там же, с, 263), однако в процессе отчуждения в религии ей приписываются сверхъестеств. качества, а индивиду предписываются извращенные способы отношения к богу и миру. В «Заключении» Фейербах выдвигает идею т. н. религии любви, призывая поставить на первое место любовь к человеку, а не к богу, т. к. только «человек челове­ку бог», Книга завершается обширным приложением («Объяснения, примечания и цитаты»), где свою т. зр. Фейербах подтверждает обширными выписками из трудов христ. богословов.
Концепция религ. отчуждения Фейербаха явилась материалистич. переосмыслением гегелевского понима­ния отчуждения, «С. х.» внесла вклад не только в разви­тие атеизма, вскрывая гносеологич, и социальвопсихологич, корни религии, но в развитие филос, мате­риализма в целом, оказала влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф, Энгельса, к-рые способство­вали переводу этой книги на европ. языки, Вместе с тем идеалистич. понимание истории, обусловившее ограниченность материализма Фейербаха, не позволи­ло ему рассмотреть религию в социальном аспекте как порождение обществ. бытия и заставляло его искать корни религии в индивидуальной психологии,

Источник: Советский философский словарь