лат. summa— итог)— созданный схоластикой жанр философской литературы, до конца 12 в. краткий компенпий, затем огромный по объему и строгий по композиции обзорно-итоговый труд, приводящий к сложному единству многообразие тем. Наиболее важные примеры: «Сумма о тварях» (после 1240) и «Сумма теологии» (после 1270) Альберта Великого, «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» ФомыАквинского, «Суммалогики» Оккама (1320-е гг.). Значение жанра окончательно утрачивается после заката т. н. второй схоластики 16 в.; ее черты живут в подчеркнуто жестком построении таких враждебных схоластике философских трудов Нового времени, как, напр., «Этика» Спинозы.
С. С. Аверинцев
0.00 байт
«Гита» в традиции гаудия (сумма методологий)
Исследуется гаудия-вайшнавская культура истолкования «Бхагавад-гиты». Дается сравнительная характеристика методологических подходов в трудах трех истолкователей текста «Гиты»: Вишванатха (XVII в.), Баладева (XVIII в.