СУББОТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СУББОТА
(др.-евр. шаббот) в иудаизме - праздник, будто бы установленный богом в ознаменование седьмого дня, в к-рый он отдыхал после «сотворения мира», и союза между ним и «сынами израилевыми» (Исх. 31, 12—15). В С. иудаизм запрещает всякую работу. Праздник возник в связи с культом Луны, широко распространенным у др.-семитич. народов. Луна в течение 28 дней имеет 4 фазы и каждый 7-й день находится как бы в состоянии покоя. В вавилонском календаре «шаббату» также считался днем покоя, «успокоения сердец» богов. В Талмуде целых два больших трактата посвящены запрету работать в С. На основе казуистич. истолкования этого запрета раввины воспрещали в С. разворачивать платок или раскрывать зонтик, пользоваться телефоном, заводить будильники и т. д. Под влиянием Библии религ. празднование С. установлено в ряде христ. сект (см., напр., Адвентисты, Субботники).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СУББОТА
евр. - тцаббат) - день покоя, релит, праздник в иудаизме и в нек-рых христ. сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен богом. Сотворив мир в 6 дней, бог почил в 7-й день, «благословил... и освятил» его (Быт. 2:1-3). В действительности праздник С. связан с культом луны, к-рый был широко распространен среди народов Др. Востока. По-видимому, прототипом иуд. С. являлся др.-вавилонск. Шаббату - «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам 2 месяцев (элуль, маркесваи), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних -др. евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. В 2 трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, к-рыми нельзя заниматься в С.

Источник: Атеистический словарь

СУББОТА
(от евр. «шаббат», «саббат» — день покоя) — седьмой день недели, в который запрещено работать и в который человек должен восстанавливать свои силы, размышлять о собственном месте в окружающем мире. Суббота — знак вечного союза между Богом и людьми, это день отдыха Бога после шести дней творения — «суббота Господня», по определению Библии. С субботой связано много библейских притч, одна из которых заслуживает особого внимания. Иисус неоднократно нарушал запреты субботы и тем самым вызвал на себя критику фарисеев. Он это делал для того, чтобы обратить внимание на исконный смысл субботы, который состоит не в том, чтобы рабски следовать закону в любых обстоятельствах, а в том, чтобы содействовать восстановлению духовных и телесных сил, т. е. суббота для человека, а не человек для субботы. Источ.: Путеводитель по Библии. М., 1993; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифологический словарь. М., 1991.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Суббота
(евр. — шаббат) — день покоя, религ. праздник в иудаизме и в нек-рых христ. сектах (Субботники, Адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен богом. Сотворив мир в шесть дней, бог почил в седьмой день, «благословил… и освятил» его (Быт., 2: 1 – 3). В действительности праздник С. связан с культом Луны, к-рый был широко распространен среди народов Древнего Востока. По-видимому, прототипом иудейской С. являлся древневавилонский Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух месяцев (элуль, маркесван), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних — древн. евреи. По внушению иудейских жрецов и пророков упомянутые числа в соответствии с четырьмя фазами Луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. Библейские указания о праздновании С. стали предметом казуистических толкований талмудистов. В двух трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, к-рыми нельзя заниматься в С. В гос-ве Израиль эти запреты имеют силу закона.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Суббота
(Sabbath).
Седьмой день недели, к к-ром у Бог завершил сотворение мира, объявив этот день благословенным и святым (Быт 2:13). Эпизод с манной небесной (Исх 16) подтвердил израильтянам священность седьмого дня. Его предназначение в том, чтобы быть "субботой Господней" днем, крый посвящен Богу и отдыху. Декалог запрещает работать в субботу израильтянам, их слугам и гостям (Исх 20:811). Из Втор 5:1215 следует, что концепция субботы обусловлена гуманными мотивами. Ни человек, ни скот не должны трудиться семь дней в неделю и быть порабощенными, как израильтяне в Египте. Т.о., суббота  прямое свидетельство об освящении Богом Израиля, равно как и всего Божьего творения.
Нарушение субботы  серьезное прегрешение, и всякого, кто работал в субботу, надо "истребить из среды народа своего" (Исх31:14). Вовремя путешествий по пустыне израильтяне устроили суд над человеком, собиравшим в субботу дрова. Его побили каменьями согласно запрету нарушать день Господень (Чис 15:3236). В субботу нельзя было зажигать огонь (Исх 35:3); увещевания соблюдать субботу связываются с обязанностью почитать родителей (Лев 19:3) и святилище Господне (Лев 19:30; 26:2). Субботой завершается трудовая неделя, и весь этот день должен быть целиком посвящен отдыху перед лицом Господа, он есть отличительный знак богоизбранного еврейского народа.
Суббота  радостный и святой день, день духовного обновления и благоговейных молитв. Именно тогда люди получают возможность подражать Творцу,посвятив себя созерцанию и совместной молитве. Всем тем, кто подобным образом предает себя Господу, обещано, что они будут возведены "на высоты земли" (Ис 58:1314). Даже иноземцам, избегавшим нарушения субботы и еледовавшим завету Божьему, гарантируются радость и благо (56:68). Согласно иудейской традиции, Исайя предрек постепенное распространение закона субботы на все народы (см. Ис 66:23). Пророки, в т.ч. Иеремия и Иезекииль, придавали столь большое значение этой заповеди, что порой выводили дальнейшие судьбы еврейского народа из того, как он соблюдает субботу (см. Иер 17:1927 и Иез 20:12идал.).
Иосиф Флавий рассказывает, что в 1в. н.э. в еврейской общине вели публичные дискуссии о субботе. Христос соблюдал субботу, не только молясь, но и читая в этот день проповеди в синагоге (Мк6:2). В тех случаях, когда апостолы собирали колосья или когда Он сам исцелял в субботу, нет отступления от субботнего закона;наоборот, эти эпизоды скорее свидетельствуют о том, что Христос очень хорошо разбирался в этом законе. Не только Его ученики, но и первые иудеохристиане, и ап. Павел соблюдали субботу.
Иудейская традиция вплоть до сегодняшнего дня включает исполнение относящихся к субботе требований Торы; проводится специальное субботнее богослужение, устраивается радостная домашняя трапеза. Хозяйка дома готовит специальную еду и зажигает субботние свечи в честь святого дня. Она произносит благословение, к-рое сопровождается благоуханием свечей, что символизирует отказ от всех домашних забот и признание священности наступившего дня. На стол кладут два хлеба, накрытых салфеткой,  символ манны, дважды дарованной во время странствий в пустыне. Чтобы субботняя радость была общей, нередко приглашают к трапезе гостей; во главе с хозяином дома участники трапезы читают специальные молитвы, поют псалмы. К-ром е того, семья принимает участие в субботнем богослужении в синагоге. Вечерняя служба исполнена духом печали, поскольку завершается благословенный день. Иудейская традиция утверждает, что если каждый иудей две недели подряд станет справлять субботу, то придет Мессия.
В Библии предусматривается и субботний год. Каждый седьмой год землю не обрабатывают, чтобы дать ей отдых; нуждающиеся могут употреблять в пищу то, что произвела сама земля, а животные  остатки от предыдущего урожая. Бог обещает обильный урожай каждый шестой год, чтобы пищи хватило и на субботний год. К-ром е того, в субботний год нужно прощать долги (см. Исх 23:1011; Лев 25:17,1822; Втор 15:111). По завершении семи субботних циклов наступает юбилейный год. Проданную землю надо вернуть бывшему владельцу; есть и другие требования субботнего года. Все они призваны засвидетельствовать, что в конечном счете земля принадлежит Богу.
D.A. Rausch (пер. Ю.Т.) Библиография: А. Е. Millgram, Sabbath: The Day of Delight; G. F. Moore ,Judaism in the First Centuries of the Christian Era; A.J. Heschel, The Sabbath; S. Goldman, Guide to the Sabbath; D.A. Carson, From Sabbath to Lords Day; R.T. Beckwith and W. Stott, The Christian Sunday; N. E. Andreasen, Rest and Redemption.
См. также: День Господень; Субботничество.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
171.23 кб

2013. 03. 011. Субботин А. Л. Джон Стюарт милль об индукции. – М. : ИФ РАН, 2012. – 76 с

Боброва Л. А.

Похожие термины:

  • Великая суббота

    (Holy Saturday). Предпоследний день Страстной недели, после крой наступает день Пасхи, праздник Воскресения из мертвых распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Великая суббота напоминает нам о
  • Родительская суббота

    В субботу накануне мясопустной, или сырной, седмицы – Вселенская Родительская суббота. В этот день совершается поминовение усопших, и особенно тех, кто умер внезапной смертью. Древняя Масленица в
  • СУББОТИН Александр Леонидович

    (р. 24 янв. 1927) – сов. философ, д-р филос. наук (1968). Член КПСС с 1961. Окончил филос. фак-т МГУ и аспирантуру там же (1953). В 1954–62 – науч. консультант журн. "Вопросы философии". С 1962 – старший науч. сотрудник Ин-
  • СУББОТНИКИ

    добровольная и безвозмездная работа, производимая группами рабочих в дни и часы нерабочего времени (в субботу и в воскресенье). Первый субботник был организован 10 мая 1920 г. в Москве на Казанской же
  • Субботничество

    (Sabbatarianism). Воззрение, согласно к-ром у один день в неделю должен быть целиком посвящен религиозной жизни, как и предписывает в.з. закон о субботе. Предварительно необходимо отметить, что мы будем раз
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

    Особые дни поминовения усопших, отмечаются в субботу мясопустной недели, накануне Масленицы, и накануне Троицы (Пятидесятницы).