(Sabbatarianism).
Воззрение, согласно к-ром у один день в неделю должен быть целиком посвящен религиозной жизни, как и предписывает в.з. закон о субботе. Предварительно необходимо отметить, что мы будем различать строгое(буквальное)субботничество и полусубботничество.
Строгое (буквальное) субботничество провозглашает, что Божье повеление в ВЗ о субботе естественный, всеобщий и моральный закон; соответственно, в субботу человек обязан воздерживаться от всякого труда, за исключением того, что требует общественная необходимость. В соответствии с данным воззрением, седьмой день (в буквальном смысле суббота) единственный день, когда можно выполнить это требование закона. В историческом плане к такому пониманию субботы тяготела Восточная церковь в IV в. и Ирландская церковь в VI в. (края, что особенно любопытно, подчеркнуто признавала и субботу, и воскресенье). Однако лишь начиная с эпохи Реформации мы сталкиваемся с субботничеством в его абсолютном выражении. Лютер критиковал концепцию буквального субботничества, указывая на заложенную в ней опасность законничества(в "Послании противсубботников "). Кальвин был в принципе согласен с позицией Лютера. Трансильванские унитарии в XVII в. стеши твердо соблюдать субботу, после чего вплотную приблизились к окончательному обращению в иудаизм. В 1631 г. появились баптисты Седьмого дня, с крыми субботничество пришло в Англию, потом на РодАйленд и в НьюЙорк. Самые известные последователи строгого субботничества в настоящее время члены Адвентистской церкви Седьмого дня; схожие взгляды разделяют некрые более мелкие адвентистские группы. Адвентисты верят, что их церковь возникла, чтобы донести до всех людей Божье требование о соблюдении субботы. В подтверждение своих взглядов на всеобщий и обязательный характер этого закона они приводят следующие аргументы: (1) закон о субботе часть морального закона; (2) закон был дан при сотворении мира и (3)закон не отменен в НЗ. Некрые адвентисты усматривают в соблюдении воскресенья исполнение пророчества (Откр 14:9 и дал.), согласно к-ром у обманутое человечество будет вынуждено принять "начертание зверя" (соблюдение воскресенья), чтобы выжить до Второго пришествия Христа.
Полусубботничество также придерживается требований о строгом соблюдении субботы, но переносит эти требования с седьмого дня, субботы, на воскресенье, первый день недели. Уже в IVV вв. теологи Восточной церкви учили, что иудейская суббота и христианское воекресенье практически тождественны. На окончательный перенос субботних требований и запретов в очень большой степени повлияло то, как Евсевий толковал Пс 90. Древняя легенда, приведенная в т. н. Апок. Петра и известная Августину и Пруденцию, подчеркнуто относит к воскресенью все то, что в своей первоначальной форме она относила к субботе, так, грешники, страдающие от мук в аду, в воскресенье, первый день недели, освобождаются от мук.
Впервые стройную концепцию полусубботничества предложил Альберт Великий, крый выделил в требованиях субботы (1) моральную заповедь о необходимости соблюдать день отдыха после шести дней труда; (2) обрядовый символ, крый в буквальном смысле относился только к евреям. Фома Аквинский возвел эту формулировку в статус официальной доктрины, крую разделяли многие теологиреформаты. Своего пика полусубботничество достигло в английском пуританстве, а затем и в Новом Свете благодаря первым колонистам. Воскресные ограничения и т.н. "синие законы" в разных штатах постоянно напоминают нам о влиянии полусубботничества на Америку. Некрые организации среди них " Общество соблюдения Дня Господнего" (основано в 1831 г.) и "Имперский альянс в защиту воскресенья" (Англия) стремились сохранять принципы полусубботничества, хотя и со все меньшим успехом, поеле Второй мировой войны.
F.R. Harm (пер. Ю.Т.)
Библиография: R.D. Brackenridge,"77!eSai>hath War of 18656", in RSCHS 16:1; R. Cox, Literature of the Sabbath Question; P. Collinson, "The Origin of English Sabbatarianism", in Studies in Church History; С.H. Little, Disputed Doctrines, 6568; M. Luther, Letter to a Good FriendAgainst the Sabbatarians; E. Morgan, The Puritan Family, 12449; E. Plass, What Luther Says, 111, 132831; J. M. Reu, Christian Ethics, 117 ff., 317 ff.; W. Rordorf, Sunday; P. Schaff, The AngloAmerican Sabbath; A. H. Strong, Systematic Theology, 40810; W. Whitaker, Sunday in Tudor and Stuart Times and The Eighteenth Century Sunday.
См. также: Адвентизм; День Господень.