добровольная и безвозмездная работа, производимая группами рабочих в дни и часы нерабочего времени (в субботу и в воскресенье). Первый субботник был организован 10 мая 1920 г. в Москве на Казанской жел. дор. Вслед за этим субботники и воскресники при участии партийных и профессиональных организаций стали обычным явлением в Советской России. В условиях разрухи и голода они играли огромную воспитательную роль как образчики трудового героизма и зачатки новой общественной организации труда. Роль субботников была отмечена Лениным в специальной брошюре "Великий почин", вышедшей в марте 1920 г. (Собр. соч. Ленина, т. XVI, стр. 241.)/Т. 15/
СУББОТНИКИ
Субботники
Субботники
одна из сект т. н. духовного христианства, возникшая в конце 17 в. как религ. отражение протеста рус. крестьян против крепостнической эксплуатации и освящавшей ее православн. церкви. Наибольшее распространение С. имели с середины 18 до середины 19 в., пополняясь в основном за счет крепостных крестьян, а также купечества и мещанства. В основе вероучения С. лежит Ветхий завет. Признавая единого бога, С. отбросили христ. учение о троице, считая Христа одним из пророков. В культовой деятельности придерживаются ветхозаветных предписаний, в частности совершают обрезание, празднуют субботу (отсюда название секты), придерживаются ряда пищевых ограничений и т. д. Все это сближает секту по форме с иудаизмом. За годы Советской власти С. растеряли большинство своих приверженцев.
СУББОТНИКИ
(«иудействующие») - христ. секта, возникшая среди русского крепостного крестьянства в конце XVII в. и имевшая наибольшее распространение с сер. XVIII до сер. XIX в. В субботничестве социальный протест крестьян против крепостничества и освящавшей его церкви выразился в отвержении всего христ. вероучения я культа и в обращении к Ветхому завету, в к-ром С. находили, в частности, осуждение пожизн. рабства. Признавая не троицу, а единого бога, С. считали Христа не богом, а одним из «пророков». В культе они стремились выполнять ветхозаветные предписания, что по форме сближало их с иудаизмом. Так, они праздновали субботу, а не воскресенье. Секта жестоко преследовалась церковниками и царизмом. В наст. вр. имеются лишь единичные группы С. - людей пожилого и преклонного возраста. От первоначального субботничества они сохранили только ритуально-обрядовые традиции. Субботниками иногда называют также адвентистов.
СУББОТНИКИ
иудействующие») - 1) одна из релит, сект, получившая распространение среди помещичьих рус. крестьян в кон. 17- нач. 18 в. в центр, районах. Создание секты было своеобразной формой соц. протеста крестьянства против крепостничества и православия. С. отвергали правосл. церковь и христ. вероучение. Св. книгой считали Ветхий завет. Не признавали троицу, а верили в единого бога. Христа считали одним из «пророков». Подобно иудеям, праздновали субботу, а не воскресенье, отрицали почитание икон, придерживались ряда пищевых ограничений, давали своим детям евр. имена, соблюдали обряд обрезания. Исповедание С. иудаизма с его догматикой, сложными ритуалами и обрядами способствовало замкнутости их общин. В 19 в. насчитывалось несколько десятков тысяч С. Впоследствии секта растеряла своих последователей. В наст. вр, отд. группы С. имеются в Воронежской и др. обл., а также в Армении и Азербайджане, где они трансформировались в своеобразные религ.-этнич. группы; 28 субботниками часто называют адвентистов седьмого дня, считающих суббот) праздничным днем.
Источник: Атеистический словарь
СУББОТНИКИ
религ. секта, возникшая в России на рубеже 17 - 18 вв. среди помещичьих крестьян центральных губ. Название секты дано исследователями по признаку празднования ее приверженцами субботы как дня покоя. В основу вероучения С. положен Ветхий завет. Практикуется обрезание по иудейск. обряду. В ранних источниках самоназвание секты не выявлено. По соврем. данным, приверженцы секты называют себя последователями иудаизма, что не лишено оснований, т. к. богослуж. практика, праздничный цикл, молитвословия совпадают с иудаистскими. В раннем субботничестве Ветхий завет использовался последователями секты для критики господствующей церкви, ее вероучения (догмату триединого бога противопоставлялось единобожие: почитание икон, мощей, креста квалифицировалось как поклонение «кумирам»). Социальные обличения ветхозавет. пророков и нормы ветхозавет. законодательства переносились на крепостнич. действительность и служили материалом для социальн. протеста и обличения крепостников и господствующей церкви. Несмотря на преследования светских и духовных властей, субботничество в 19 в. представлено было в 30 губ. России и насчитывало не менее 25 - 30 тыс. последователей среди крестьянского населения, Религ.-общинная сплоченность, затрагивавшая и сферу материально-денежных отношений, способствовала выделению в субботничестве торгово-предпринимательских и ростовщич. элементов, образовавших верхушку секты. Репрессии против последователей секты особенно усилились в 30-летие царствования Николая I (1825-1855). Уделом многих из них стала ссылка и каторга. Широко практиковалось властями выселение субботников в закавказские губ. Со временем (предположительно во вт. пол. 19 в.) из субботничества выделилось течение т. н. геров. К нему принадлежала социальная элита секты. Верования и культ геров тождественны иудаистским. Языком их богослуж. практики являлся др.-евр., а наряду с Ветхим заветом почитался Талмуд. В отличие от геров осн. масса С. пользовалась др.-евр. молитвами, переведенными на рус. язык; Талмуд не занимал никакого места в их вероучении. В послеоктябрьский период осн. очаги субботников находились на территории в нынешних Воронежской и Тамбовской обл., в Азербайджане и Армении. Рядовые члены секты сочувственно встретили Октябрьскую революцию. В наст. вр. группы С. имеются в Тамбовской, Воронежской обл., нек-рых районах Азербайджана и Армении.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Субботники
(«жидовствующие») одна из старых форм русского сектантства. Первые С. появились в России на рубеже 17–18 вв. в южных и центральных губ. России. Название течения связано с тем, что его последователи соблюдали в кач-ве праздника не Воскресенье, как православные, а Субботу, как иудеи. Это течение известно также под названием «жидовствующие», хотя они ничего общего не имели с древнерусской новгородской ересью того же названия.
С. — .это русские крестьяне, прежде всего помещичьи, порвавшие с Правосл. церковью и принявшие иудаизм. Субботничество было одной из форм выражения соц. и религ. протеста русского крестьянства против господствующей правосл. церкви и крепостной системы. Не случайно в Ветхом Завете, почитаемом С., их привлекали обличения пророков, к-рые они использовали для критики православия. Христ. учению о «святой троице» был противопоставлен иудейский монотеизм, вера в единого Бога. Одна из десяти заповедей Ветхого Завета «не сотвори себе кумира» использовалась С. для отрицания почитания икон, мощей. Иисус Христос признавался не «сыном божьим», а простым пророком. Наряду с празднованием Субботы в быт С. прочно вошел обряд обрезания, обычай называть детей еврейскими именами, нек-рые пищевые запреты, напр, на свинину. В целом можно сказать, что С. в иудаизме привлекали не сложные догматические установления, а прежде всего его ритуальнообрядовая сторона. Тем не менее С., в т. ч. и совр., считают себя последователями иудаизма, евреями по вере, хотя и не по крови.
Наибольшее распространение С. получили во вт. пол. 18–19 в. В 19 в. общины С. существовали в 30 губ. России (Тамбовской, Воронежской и др.) и насчитывали 25–30 тыс. чел.
Царское пр-во и Правосл. церковь жестоко преследовали С., стремясь пресечь их распространение репрессивными мерами, в частн. путем выселения их в Закавказские губ., в результате чего С. появились в Армении, в Азербайджане. Особенно усилились репрессии против С. в царствование Николая 1 (1825–1855). Как отмечает В.Д. Бонч-Бруевич, пр-во Николая I считало С. «наивреднейшей из всех сект» и преследовало всеми способами, проявляя здесь не только борьбу за пресловутую «чистоту веры», но и самый отвратительный антисемитизм.
Многие С. в царской России занимались промыслами и торговлей, а зажиточный слой ростовщичеством. Во вт. пол. 19 в. наступает упадок субботничества. С. отгораживают себя от окружающего русского населения, замыкаются в своей среде, браки заключаются преимущ. с единоверцами.
После 1917 осн. общины С. находились на территории Воронежской и Тамбовской обл. В Тамбовской обл. в 1915 С. насчитывалось 2300 чел. (с. Рассказово, г. Моршанск, г. Козлов). В Воронежской губ. к 1917 было 130 °C. Осн. районы их распространения во вт. пол. 20 в.: поселки Ильинка и Высокий Таловского района. Исследователи отмечают невысокий уровень религиозности С., плохое знание вероучения, истории секты. В то же время сохраняется почитание Субботы, совершается обрезание новорожденных мальчиков, соблюдаются пищевые запреты, напр, в отношении свинины. В последние годы наблюдается тенденция эмиграции С. как «евреев по вере» в Израиль.
С. — .это русские крестьяне, прежде всего помещичьи, порвавшие с Правосл. церковью и принявшие иудаизм. Субботничество было одной из форм выражения соц. и религ. протеста русского крестьянства против господствующей правосл. церкви и крепостной системы. Не случайно в Ветхом Завете, почитаемом С., их привлекали обличения пророков, к-рые они использовали для критики православия. Христ. учению о «святой троице» был противопоставлен иудейский монотеизм, вера в единого Бога. Одна из десяти заповедей Ветхого Завета «не сотвори себе кумира» использовалась С. для отрицания почитания икон, мощей. Иисус Христос признавался не «сыном божьим», а простым пророком. Наряду с празднованием Субботы в быт С. прочно вошел обряд обрезания, обычай называть детей еврейскими именами, нек-рые пищевые запреты, напр, на свинину. В целом можно сказать, что С. в иудаизме привлекали не сложные догматические установления, а прежде всего его ритуальнообрядовая сторона. Тем не менее С., в т. ч. и совр., считают себя последователями иудаизма, евреями по вере, хотя и не по крови.
Наибольшее распространение С. получили во вт. пол. 18–19 в. В 19 в. общины С. существовали в 30 губ. России (Тамбовской, Воронежской и др.) и насчитывали 25–30 тыс. чел.
Царское пр-во и Правосл. церковь жестоко преследовали С., стремясь пресечь их распространение репрессивными мерами, в частн. путем выселения их в Закавказские губ., в результате чего С. появились в Армении, в Азербайджане. Особенно усилились репрессии против С. в царствование Николая 1 (1825–1855). Как отмечает В.Д. Бонч-Бруевич, пр-во Николая I считало С. «наивреднейшей из всех сект» и преследовало всеми способами, проявляя здесь не только борьбу за пресловутую «чистоту веры», но и самый отвратительный антисемитизм.
Многие С. в царской России занимались промыслами и торговлей, а зажиточный слой ростовщичеством. Во вт. пол. 19 в. наступает упадок субботничества. С. отгораживают себя от окружающего русского населения, замыкаются в своей среде, браки заключаются преимущ. с единоверцами.
После 1917 осн. общины С. находились на территории Воронежской и Тамбовской обл. В Тамбовской обл. в 1915 С. насчитывалось 2300 чел. (с. Рассказово, г. Моршанск, г. Козлов). В Воронежской губ. к 1917 было 130 °C. Осн. районы их распространения во вт. пол. 20 в.: поселки Ильинка и Высокий Таловского района. Исследователи отмечают невысокий уровень религиозности С., плохое знание вероучения, истории секты. В то же время сохраняется почитание Субботы, совершается обрезание новорожденных мальчиков, соблюдаются пищевые запреты, напр, в отношении свинины. В последние годы наблюдается тенденция эмиграции С. как «евреев по вере» в Израиль.
Источник: Религии народов современной России